Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников





НазваниеЛунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников
страница1/5
Дата публикации08.08.2013
Размер0.53 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5



На правах рукописи
ЛУНЁВА Наталия Александровна

СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ И МЕДИЦИНСКИЙ ЭФФЕКТ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

14.00.52 – социология медицины

14.00.21 - стоматология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора медицинских наук
Санкт-Петербург - 2009


Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» Федерального агентства по образования РФ
Научный консультант: доктор медицинских наук, профессор

Маслак Елена Ефимовна

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

Морозова Наталья Викторовна

доктор медицинских наук, профессор

Темкин Эдуард Семенович

доктор философских наук, профессор

Чижова Валерия Михайловна

Ведущая организация: Саратовский государственный

медицинский университет
Защита диссертации состоится «19» декабря 2009г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 208.008.04 при Волгоградском государственном медицинском университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, 1, ауд. _____.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-фундаментальной библиотеке Волгоградского государственного медицинского университета.
Автореферат разослан « __ » __________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доцент Л.М. Медведева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Заболевания полости рта относятся к группе наиболее распространенных патологий среди детского и взрослого населения (Э.М. Кузьмина, 1997; Н.В. Морозова, 2000; Е.Е. Маслак, 2007; J. Vanobbergen и соавт., 2007). Развитию основных стоматологических заболеваний способствуют многие факторы общего и местного характера, среди которых немаловажное значение имеет низкая мотивация населения к предупреждению и лечению ранних стадий патологий (Л.М. Яновский, 2003; И.В. Фирсова, 2009).

Во многих развитых зарубежных странах за последние полвека достигнуто значительное снижение распространенности кариеса зубов и заболеваний пародонта, благодаря проведению различных профилактических программ (J. Clarcson, 2002; N. Calonge, 2005; C.W. Lewis и соавт., 2007). Однако в нашей стране применение коммунальных профилактических программ ограничено (Э.М. Кузьмина, Т.А. Смирнова, 2001; Б.Н. Давыдов, 2002; Л.Р.Колесникова, 2004).

Разработка программ профилактики для детей требует ясной картины не только стоматологического статуса данного контингента, но и учёта социально-психологических факторов, способствующих развитию патологии (Ш.А. Гайсин, Г.З. Ахмедзянова, Д.И. Зелинская, 2001; С.Б. Улитовский, 2002). Особая роль в предупреждении стоматологических заболеваний отводится санитарному просвещению, однако гигиеническое воспитание населения является наиболее слабым звеном в осуществлении мероприятий по первичной профилактике (Ю.Л. Образцов, А.Я. Фуртиков, 2001; Л.М. Лукиных, 2003) . В связи с тем, что низкая санитарная культура и отсутствие мотивации детей и взрослых к профилактике стоматологических заболеваний и гигиене полости рта до сих пор широко распространены, заболевания пародонта и кариес зубов представляют огромную медико-социальную проблему (В.Н. Беня, 2000; Т.Н. Терехова, 2001; Л.И. Никитина, 2003; Л.М. Лукиных, 2005; О.Г.Авраамова, 2006).

Исходя из этого, становится понятным важность исследований, направленных на изучение проблем стоматологической культуры. В формировании у детей культурологической медико-социальной картины в области профилактической стоматологии принимают участие различные агенты социализации, среди которых основными являются родители и педагоги (Т.В.Бородина, 1999). Однако немаловажное значение в социализации школьников имеют окружение детей, влияние врачей, в том числе стоматологов, и средства массовой информации. Младший школьный возраст, возможно, наиболее восприимчив к проведению стоматологических образовательных программ. Однако до настоящего времени не изучены отдаленные результаты образовательных стоматологических программ, проводимых для детей младшего школьного возраста, не разработаны образовательные программы пролонгированного обучения подростков в области профилактической стоматологии. Недостаточно изучена роль агентов социализации детей в формировании санологического стоматологического поведения школьников.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется высокой распространенностью стоматологических заболеваний и возможностью получения медицинского и социального эффекта при проведении научно обоснованных мероприятий по формированию у школьников различного возраста высокого уровня мотивации к сохранению здоровья полости рта.

Цель исследования заключается в обосновании закономерностей изменения стоматологического здоровья детей под влиянием целенаправленной санологической социализации.

Достижение поставленной цели реализуется решением следующих задач исследования:

  • Выявить тенденции в изменении стоматологического здоровья детского населения крупного промышленного города.

  • Провести компаративный анализ существующих стоматологических профилактических образовательных программ для школьников и определить наиболее перспективные направления их применения.

  • Определить уровень санологической культуры взрослого населения (родители школьников, педагоги начальных классов, студенты немедицинских вузов) крупного промышленного города по вопросам профилактики и лечения основных стоматологических заболеваний в динамике десятилетнего наблюдения.

  • Выявить мотивацию врачей-стоматологов к проведению профилактических мероприятий по повышению уровня санитарно-гигиенических знаний населения.

  • Эксплицировать роль агентов социализации (родители, педагоги, стоматологи, студенты) в формировании санологического стоматологического поведения школьников.

  • Оценить знания и навыки в области профилактической стоматологии у школьников в динамике десятилетнего наблюдения, в зависимости от участия детей в образовательных стоматологических программах.

  • Оценить стоматологическое здоровье детей школьного возраста, не участвовавших в проведении образовательных стоматологических программ, в динамике десятилетнего наблюдения с 7 до 16 лет.

  • Определить изменения стоматологического здоровья детей (с 7 до 16 лет), участвовавших в проведении трехлетней образовательной стоматологической программы «Ослепительная улыбка на всю жизнь» для школьников младших классов.

  • Разработать и применить образовательную стоматологическую программу для школьников средних и старших классов.

  • Изучить изменения стоматологического здоровья подростков, участвовавших в проведении авторской образовательной стоматологической программы для школьников средних и старших классов.

  • Оценить социальную и медицинскую эффективность образовательных стоматологических программ для школьников на основе компаративного анализа их стоматологического здоровья.

Объект исследования – взаимодействие социальных субъектов в ходе реализации оздоровительных стоматологических программ для школьников.

Предмет исследования – процесс реализации образовательных профилактических программ в стоматологии и их социально-медицинская эффективность.

Гипотеза исследования. Здоровье населения в значительной степени зависит от владения навыками здорового образа жизни, которое позволяет предупредить развитие многих заболеваний. Важно обеспечить повышение уровня социальной мотивации человека, которая, в отличие от биологической, формируется в процессе общественного воспитания личности индивидуально. Именно мотивация определяет регуляторный процесс, который управляет действиями для достижения цели, смысл которой понятен человеку и осознаётся им. Поэтому большое значение в предупреждении основных стоматологических заболеваний (кариес зубов и воспалительные заболевания пародонта) имеет формирование осознанных поведенческих реакций человека, активное самостоятельное выполнение профилактических процедур.

На состояние здоровья зубов детей влияют, прежде всего, профилактические установки и поведенческие стереотипы родителей. Но дети живут в обществе и общаются с разными людьми: учителями, врачами, старшими братьями и сестрами, своими сверстниками, каждый из них передает ребенку определённую информацию. Предполагается установить роль основных агентов социализации детей в формировании мотивации к заботе о здоровье полости рта. Стойкие навыки у детей можно сформировать, если вести с ними регулярную просветительскую работу в виде целевых образовательных программ. Предполагается выработать адекватную систему профилактической образовательной деятельности и сформулировать эффективные рекомендации по подготовке и внедрению образовательных программ для профилактики стоматологических заболеваний у детей. Предполагается, что осуществление пролонгированных стоматологических образовательных программ среди школьников (с первого по девятый классы) может значительно повысить уровень здоровья полости рта детей на основе формирования осознанного санологического поведения.

Научная новизна исследования. Впервые проведён компаративный анализ существующих образовательных программ в области профилактической стоматологии для школьников, выделен их инвариант и обоснованы закономерности изменения стоматологического статуса школьников в результате социализирующего влияния данных программ. На этой основе разработана авторская образовательная профилактическая программа для детей средней и старшей школы.

Диссертантом выявлен уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков основных агентов социализации детей и определена их роль в формировании санологического поведения и мотивации детей к предупреждению стоматологических заболеваний. Определены изменения санитарной культуры родителей школьников в динамике десятилетнего наблюдения и доказано, что дети в семье не получали и не получают необходимых знаний и навыков по профилактике заболеваний органов полости рта.

В динамике наблюдения исследована сравнительная характеристика уровня санитарно-гигиенических знаний педагогов, как носителей информации по вопросам профилактической стоматологии, и определена способность их сохранения и передачи школьникам.

Определена санитарная культура студентов (немедицинских вузов), как будущих родителей и агентов социализации детей, установлена недостаточность знаний, навыков и ответственности студентов за поддержание здоровья органов и тканей полости рта.

Установлена степень мотивации врачей-стоматологов различной специализации к проведению профилактических мероприятий по повышению уровня санитарно-гигиенических знаний детского и взрослого населения г. Волгограда.

Диссертантом изучен уровень санитарной культуры детей в динамике десятилетнего обучения в школе (1-10 классы) и установлено отсутствие позитивных изменений. Выявлено, что знания и навыки в области профилактической стоматологии, приобретенные младшими школьниками в результате проведения образовательной стоматологической программы в 1-3 классах, не сохраняются в полном объеме у подростков. Внедрена авторская образовательная программа профилактики стоматологических заболеваний для школьников средней и старшей школы. Установлено, что пролонгированное обучение школьников с 1 по 9 классы, значительно повышает уровень санитарной культуры и мотивацию подростков к предупреждению заболеваний полости рта.

В динамике десятилетнего наблюдения, диссертантом проведен компаративный анализ стоматологического здоровья детей, в зависимости от их участия в различных образовательных программах, и выявлена роль образовательных стоматологических программ в улучшении здоровья полости рта школьников младших и старших классов. Определены ближайший и отдалённый медицинский и социальный эффекты образовательных стоматологических программ для школьников. Установлено, что наиболее эффективна пролонгированная программа для школьников 1-9 классов, внедрение которой улучшило знания, навыки и состояние гигиены полости рта подростков, снизило уровень стоматофобии и сформировало мотивированное отношение к здоровью полости рта, привело к редукции распространенности воспалительных заболеваний пародонта и интенсивности кариеса постоянных зубов.

Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту:

  1. Отсутствие тенденций к улучшению стоматологического здоровья школьников крупного промышленного города Волгограда (величина показателя распространённости кариеса зубов у школьников 77,9% - 82% значительных изменений не претерпела; интенсивность кариеса молочных зубов у детей в течение исследуемого периода колеблется в пределах 0,76-0,88, по кп, постоянных зубов 2,09-2,23 по КПУ, что отражает высокую заболеваемость кариесом школьников) обосновывает необходимость разработки и внедрения целевых профилактических программ, направленных на повышение мотивации детей к сохранению и укреплению здоровья органов полости рта.

  2. Объединение и анализ опыта проведения различных программ профилактики стоматологических заболеваний, позволил определить наиболее эффективный алгоритм внедрения программ профилактики для детей школьного возраста, который предполагает ведущее значение образовательных программ в повышении стоматологического здоровья подрастающего поколения.

  3. Родители школьников, несмотря на произошедшие в течение десятилетнего периода наблюдения позитивные изменения санитарной культуры, не могут быть основным источником и носителем знаний в области профилактической стоматологии, так как не обладают их достаточным уровнем и не имеют должной мотивации к предупреждению основных заболеваний органов и тканей полости рта у детей (только 36,9% - 39,5% родителей лично следят за здоровьем своих детей; основной причиной посещения врача-стоматолога в 77,5% - 60,7% было и осталось лечение зубов; 26,9% - 21,3% родителей страдают стоматофобией). Молодежь - студенты немедицинских вузов – также имеют недостаточные знания и навыки в области профилактической стоматологии, что подтверждает их неготовность к роли родителей, заботящихся о здоровье органов и тканей полости рта своих детей (регулярно посещают стоматолога только 56% студентов, стоматофобия обнаружена у 80% молодых людей).

  4. Социализирующая роль школьных педагогов в формировании санологического стоматологического поведения детей повысилась, так как у них появилась мотивация не только привить детям навыки культуры поведения и заботы о здоровье полости рта, но и сохранить свое собственное стоматологическое здоровье.

  5. Уровень влияния врачей-стоматологов на взрослое и детское население в отношении формирования санологического поведения недостаточный. Врачи-стоматологи, обслуживающие взрослых, не имеют достаточных знаний в области современной профилактической стоматологии, не считают профилактику важным направлением своей работы, не могут компетентно мотивировать своих пациентов к предупреждению основных заболеваний полости рта. Детские стоматологи, обладая более высоким уровнем знаний и считая профилактику своей главной задачей, не проводят необходимой просветительской работы с родителями и педагогами, не участвуют в образовательных стоматологических программах для школьников.

  6. У детей, не участвующих в образовательных стоматологических программах, в период обучения в школе не происходит существенного повышения уровня санитарной культуры в области профилактической стоматологии. Старшеклассники, как и первоклассники, не имели необходимых знаний и навыков по предупреждению заболеваний полости рта, их мотивация к сохранению стоматологического здоровья была низкой, а наличие стоматофобии являлось фактором, препятствующим восприятию школьниками позитивной информации от детских стоматологов. Стоматологическое здоровье детей в период обучения в школе существенно ухудшается, в 16 лет 68,5% подростков имеют плохую гигиену полости рта, 85,5% - кариес зубов, 85,7% - воспалительные заболевания пародонта.

  7. Проведение образовательной стоматологической программы в младших классах улучшает знания и навыки детей в области профилактической стоматологии и состояние полости рта, однако эффективность программы снижается в отдаленные сроки. У подростков происходит потеря многих полезных навыков, особенно, в отношении применения дополнительной гигиены полости рта и употребления легкоусвояемых углеводов, в связи с чем распространенность кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта увеличиваются (77,3% и 85,1% у 16-летних школьников), хотя состояние здоровья полости рта детей остается лучше, чем у школьников, не проходивших соответствующего обучения в младших классах.

  8. Внедрение авторской образовательной программы среди школьников средних и старших классов способствует формированию высокого уровня знаний и навыков подростков в области профилактической стоматологии, приводит у 85,4% шестнадцатилетних подростков к достоверному улучшению гигиенического состояния полости рта, 27,4% редукции распространённости заболеваний пародонта, 30,8% редукции интенсивности кариеса постоянных зубов.

  9. Непрерывные образовательные стоматологические программы для школьников имеют высокий социально-медицинский эффект, который выражается в снижении уровня стоматофобии среди подростков, формировании санологического поведения детей, улучшении здоровья полости рта подрастающего поколения.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников icon«Ковровский медицинский колледж» утверждаю директор гбоу спо во
Опоп разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися...
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconВолгоградский государственный медицинский университет
Введение в курс профилактики. Современные принципы организации и методы проведения профилактики стоматологических заболеваний. Здоровый...
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconРабочая программа составлена на основании Основной образовательной...
Рабочая Программа составлена на основании Основной образовательной программы подготовки врача-стоматолога раздела «Физиотерапия стоматологических...
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconПеречень дополнительных образовательных услуг, оказываемых государственными...
Услуги в системе дошкольного образования Реализация образовательных программ за пределами образовательных программ, определяющих...
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconУправление образования администрации мо го «Воркута»
Научный Кайгородцева Наталия Александровна, педагог дополнительного образования
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconЭлективный курс 2 класс «Мой друг компьютер» Тарабутина Наталия Александровна
Несомненно, важной причиной явилось и то, что компьютер для ребёнка уже не только доступное средство для игры, но и важный помощник...
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconРеферат по теме «Тепловой эффект химических реакций»
«Тепловой эффект химических реакций». Я считаю эту тему актуальной, потому что в наше время без химических реакций возможно очень...
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconПрограмма Всероссийской научной конференции «Британский мир: опыт...
Лариса Александровна Цветкова (проректор спбгу по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности...
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconМетодические рекомендации по применению системы зачетных единиц при...
Типовое положение о порядке организации и реализации совместных образовательных программ российским университетом
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconСамбуева Э
Интернет имеет наивысший приоритет среди всех источников информации. Конечно же, этот канал уже можно и нужно использовать для pr...
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconСоздание 3D-фото
В этом photoshop tutorial мы будем создавать интересный 3д эффект. В примере это дельфинчик, выпрыгивающий из воды. Очень интересный...
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconМетодические рекомендации по выполнению заданий по дисциплине «Дискретная...
После изучения каждой темы студенту предлагается выполнить самостоятельную работу, в случае успешного выполнения которой студент...
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconТемы рефератов Проблема культурогенеза. Мифология как форма культуры. Культурные истоки ритуала
Анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков их происхождение, смысл и социальный функции
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconПрограмма к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 14. 01. 14 Стоматология
Эпидемиология стоматологических заболеваний среди населения России и мира. Первичная, вторичная и третичная профилактика, коммунальные...
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мк РФ (2001 г.), «Примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств» мк РФ (2003 г.)...
Лунёва наталия Александровна социальный смысл и медицинский эффект стоматологических образовательных программ для школьников iconОтчет о работе государственного бюджетного образовательного учреждения
Школой самостоятельно. Целью образовательной деятельности Школы является реализация образовательных программ дополнительного образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск