Е. П. Луцева, И. В. Алещанова, М. В. Душаткина
Your guide into Computer English
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Е. П. Луцева, И. В. Алещанова, М. В. Душаткина Your guide into Computer English Учебное пособие
Рекомендовано учебно-методическим объединением Совета директоров средних специальных учебных заведений Волгоградской области в качестве учебного пособия для образовательных учреждений среднего профессионального образования Волгоградской области
Волгоград
2010
ББК 81.2 Англ-922
Л 86 Рецензенты: д. филол. н., доцент кафедры РГФ ВГПУ Е. В. Бобырева; к. филол. н., доцент, преподаватель высшей категории Камышинского педагогического колледжа Л. А. Шорникова Луцева, Е. П. Your guide into Computer English: учеб. пособие / Е. П. Луцева, И. В. Алещанова, М. В. Душаткина / ВолгГТУ, Волгоград, 2010. – 108 с. ISBN 978-5-9948-0382-0 Ставит своей задачей формирование и развитие у студентов навыков работы с текстами по специальности и умений высказываться на иностранном языке по вопросам, связанным с будущей профессией.
Даёт представление о специфике профессиональной деятельности, расширяет знания, полученные студентами среднетехнического факультета при изучении базового учебника английского языка.
Предназначено для студентов технических вузов, обучающихся по специальности «Информационные технологии» и изучающих английский язык как второй иностранный язык. Библиогр.: 6 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Волгоградского государственного технического университета
ISBN 978-5-9948-0382-0 Волгоградский
государственный
технический
университет, 2010
Epilogue “Computers aren’t intelligent,
they only think they are”
Предисловие
Данное учебное пособие ориентировано преимущественно на студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Информационные технологии» и изучающих английский как второй иностранный язык. В основу организации пособия положен принцип от «простого к сложному», что формирует хорошую базу для обучения студентов вышеуказанной специальности на начальном этапе, с последовательным переходом к более сложным лексико-грамматическим конструкциям и расширению активного объёма профессионально-ориентированной лексики. При отборе фонетического и лексико-грамматического материала авторы руководствовались программными требованиями по данной специальности, учитывая актуальность текстового материала.
Пособие состоит из четырёх частей:
1 часть – «Вводно-фонетический курс».
2 часть – «Основной курс».
3 часть – «Дополнительные тексты для чтения».
4 часть – «Словарь специализированных терминов».
Все лексико-грамматические упражнения, упражнения коммуникативного и творческого характера построены на аутентичных, специализированных текстах, которые являются основой для ведения беседы или несложной дискуссии. В учебных целях тексты пособия сокращены и адаптированы. Каждый раздел пособия сопровождается предтекстовыми и послетекстовыми упражнениями. В предтекстовых упражнениях с целью обогащения словарного запаса обучающихся к новым словам даются также лексические эквиваленты, антонимы, синонимы или однокоренные слова. В послетекстовых упражнениях закрепляются ранее изученная лексика и новые лексические единицы, снимаются трудности, мешающие пониманию текста. В ходе изложения материала находит применение метод контрастного сопоставления грамматических форм как внутри одного языка, так и в рамках межъязыковой интерференции.
Пособие также снабжено дополнительными текстами монологического характера, связанными с основными текстами тематически.
Учебное пособие служит введением в специальность, поскольку отражает тесную междисциплинарную связь, а также способствует формированию иноязычно-профессиональной компетенции в процессе изучения английского языка как второго иностранного.
Авторы
CHAPTER I
Introductory Course of English
Урок 1
Звук
| Буква
| Название
буквы
в алфавите
| Правило чтения. Упражнения.
| [і:]
| Е е
| [і]
| В открытом и условно-открытом слогах.
Сочетание гласных букв ее, еа.
| [b]
| B b
| [bi]
| bе
| [p]
[d]
| P р
D d
| [pi]
[di:]
| peep; piconet
deed; debug
| [t]
| Т t
| [ti:]
| tea, tree
| [v]
[m]
| V v
M m
| [vi:]
[em]
| eve, vee, veep
me, beam, deam, team, mete, meet,
meat
| [n]
| N n
| [еn]
| neat, need, mean
| [f]
| F f
| [ef]
| fee, free (up), freeze, freeware,
flicker- free
| [s] [z]
|
S s
|
[es]
| [s] – В начале слова: search, seek,
serial, screen
[s] – Перед и после глухой согласной:
speaker, spread,spectrum, stealth (virus), bits,
bits, streaming,spreadsheet, speech
[z] – В конце слова после гласной или
звонкой согласной: systems, needs,
seas, games
| [1]
| L 1
| [el]
| lead, eave, eal, feel, meal, seal, sleeping
(mode)
| [ei]
| A a
| [ei]
| В открытом, условно-открытом слогах, а+b1е: data, fame, flame, frame, same, safe, save, date, late, plate, tape, state, spade, able, table, stable
|
|
|
|
| Звук
| Буква
| Название
буквы
в алфавите
| Правило чтения. Упражнения.
| [k]
[ai]
| К k
I i
| [kei]
[ai]
| keen, keep, leak, speak, make, take, lake
В открытом и условно-открытом слогах, i + nd, i + ℓd: I, mine, nine, fine, mind, find, wild, wildcard, time, idle, title
И Исключение: live [liv]
|
Урок 2
Звук
| Буква
| Название буквы в
алфавите
| Правило чтения. Упражнения.
| [I]
| I i
| [ai]
| [i] – в закрытом слоге: inkjet, active, bit, disk, field, differential, edit, printer
|
Звук
| Буква
| Название буквы в
алфавите
| Правило чтения.
| [el
| E e
| [i:]
| [e] – в закрытом слоге: amend, decode, interface, expansion, encode, interactive, error, embed,
| [s] –
[k] –
| С c
| [si:]
| [s] перед e, i – cell, central,
cycle, cyber, syberspace, circuit, interface, processor
| [k]
| ck
|
| [[k] в остальных случаях –
computer, pictorially, icon, click, cursor, command, control, crash, combination, codec, backup, clock, hacking, packet, crack, track, stick
| [h]
| H h
| [eitʃ]
| Перед гласной: header, headphone, help, (disk drive) head, helpline
|
Урок 3
Звук
| Буква
| Название
буквы в
алфавите
| Правило чтения. Упражнения.
| [o]
[ks] [gz]
| Oo
X х
| [ou]
[eks]
| [ou] – в открытом и условно-открытом слогах: homepage, load, node, open, notebook
[ks] – в конце слова и после ударного слога: fix, hypertext, inbox, Linux, matrix, expansion, mailbox, toolbox, exit
[gz] – перед ударным слогом: exit, exist, exhibit, exicute
|
Звук
| Букво-сочетание
| Упражнения
| [∫]
[t∫]
[k]
| sh
ch
| shell, shift, spreadsheet, shape, refresh, e- cash, publisher
В словах английского происхождения: chip, chat, channel, checksum, fetch, checkbox, attachment, chin, chill, chip, chicken, check, chess, chest, child
В словах греческого происхождения: chemist,
chemical, technical, scheme, technology, character,
technician
| [θ]
[ð]
|
th
| [θ] theme, thin, thick (значимые слова)
[ð] the, this, these, them, then (служебные слова)
|
Урок 4
| Звук
| Буква
| Название буквы в
алфавите
| Правило чтения. Упражнения
| [ɔ ]
| O о
| [оu]
| В закрытом слоге: on, off, laptop, slot,
format, online, floppy, solve, plotter, offline
| [j]
[ju:]
| Yy
| [wai]
[ji:]
| Перед гласной: yes, yet, yen, yell, Yahoo
Yield [yi:ld]
| Звук
| Буква
| Название буквы в
алфавите
| Правило чтения. Упражнения
| [u]
| U u
| [ju:]
| В открытом слоге: use, fuse, tube, tune,
multiuser
В открытом слоге после буквы 1: blue,
blues, clue
| [Λ]
|
|
| В закрытом слоге: upgrade, support,
subfolder, hub, subprogram, multimedia,
plus, thus, sum
|
Запомните слова, в которых в качестве исключения произносится звук [u] — put, pull, push, full.
Звук
| Букво-сочетание
| Правило чтения. Упражнения
| [u]
[u :]
|
Oo
| Перед буквой k: bookmark, hook, look
во всех остальных случаях: loop, cool
| [au]
| ou
| out, amount, cloud, sound, output, loud, mouse
|
Урок 5
Звук
| Буква
| Название буквы в
алфавите
| Правило чтения. Упражнения
| [w]
| W w
| [dΛblju:]
| website, webpage, word, worm, Windows, World Wide Web, e-wallet, arrow, white
| [f]
| Ph
|
| philosophy, phase, photo, honetic,
|
|
|
| phonetics, physics, hysical, graphics, microphone
|
Чтение буквы У у [wai]
| Открытый
слог
| Закрытый слог
| Неударное
положение
| Перед гласной
буквой
| [ai]
| [i]
| [i]
| [Jl
| byte, dry, justify, bynary, dye, recycle
| system,
physical,
synch
| assembly, safety, copyholder, floppy, memory, library, topology, utility
| yes, yet, yell, you [ju:],
display, payloud, layer, tray, loyalty (card)
|
Урок 6
Звук
| Буква
| Название буквы
в алфавите
| Правила чтения.
Упражнения.
| [æ]
| А а
| [ei]
| В закрытом слоге: application, analogue, active, access, land, stand, hand, fan, man, plan, flat, sat, map, gas,
had, handle, valve, that
| РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Гласные
Слог
| A, O U, [ə]
| e, i, y, [i]
| o, e, i (перед конечными согласными 1,
n - не произносятся)
| предударный
| alike, aside, oppose, supply
| emit, event, inside
| —
| заударный
| beta, data
| illness, native, twenty, system
| pencil, even, taken,
lesson
| Урок 7
Тип слога
Буква
| Открытый, условно-
открытый (I)
| Закрытый (II)
| А а
Е е
Oо
Uu
I i / Yy
| [ei] made, main, may, table
[i:] mete, seal, seat, feel
[ou] note, lonely, load, noble
[ju:] mute, suit
[u:] blue
[ai] time, type, my, pie, typist, title
| [æ] bad, ladder, sandy
[е] bed, sent, send
[) ] not, solve, bottle
[Λ] but, sun, sum
[i] sit, listen, system
|
| Долгие гласные звуки и дифтонги
| Краткие гласные звуки
| Урок 8
Звук
| Буквосочетание
| Правило чтения. Упражнения
| [ŋ]
[ŋɡ]
[ŋk]
| ng
ng
nk
| В конце слова: computing, teleworking, manipulating, bracketing, clustering, sliding. It's a wing; It's a thing
В середине слова: English, England, angle, single
В конце слова: link, junk (e- mail), blank, tank
|
Звук
| Название
буквы в
алфавите
| Правило чтения. Упражнения.
| [r]
[dʒ]
[dʒ]
[ɡ]
| R г
J j G g
G g
| [a:]
[dʒ ei ]
[dʒi:]
[dʒi:]
| Перед гласным звуком (в том числе и на стыке слов):
radar, record, frame, dry, processor, root, price, prime, try, grid, riddle, hybrid, crystal, predict, RAM (random access memory)
a doctor of ...; an administrator of…; summer is ...; a teacher of ...; winter is...; the centre of...; in winter and...
java, junk (e – mail), join, jam, justify, joystick
Перед е, i, y: age, change, stage, agent, gentle, agenda, gentleman, gene, general, language, interchange, judge
Исключения: give, get, begin, geek
Во всех остальных случаях: big, bag, beg, gas,
pig, gap, egg, gape, got, jug, jungle, go
| [g]
| Gg
| [dʒi:]
| В словах: give [giv], get, begin, good [gud],
Google, gigabyte, gateway, game
|
Урок 9
Чтение гласных в ударном слоге перед буквой Rr (III тип слога)
Звук
| Буквосочетание
| Упражнения
| [a:]
| ar
| arm, arc, card, bar, mark, charge, chart, sharp, carbon, article, particle, large, part, depart, department
| Звук
| Буквосочетание
| Упражнения
| [ɔ:]
| or, ore
| or, for, form, inform, force, nor, north, port, short, support, bore, more, core, before, more
| [ə:]
| er, ir, ur, yr
| her, first, turn, burn, service, thirst, burst, interpreter, merge, emerge, insert, circle, circuit, third, person, peri, kernal, certain, curtain, cursor, e- commerce, turn, German, myrtle
|
В неударном положении перед R r все гласные передаются
нейтральным звуком [ə]:
Звук
| Буквосочетания
| Упражнения
| [ə]
| аг
ег
or
ur
| similar, popular, solar,
paper, silver, number, printer, bearer
monitor, factor, monitor, sector, minor, major
murmur
|
Урок 10
Чтение буквы W w в различных буквосочетаниях
w +глас-ная
| wr
| wh
| wh + о
| w(h) + a
(в закрытом слоге)
| war
| wor
| [w]
| [r]
| [w]
| [h]
| [wɔ]
| [wɔ:]
| [wə:]
| web
| writable
| when
| whole
| wallpaper
| war
| work
| website
| writer
| white
| who [hu:]
| wash
| warm
| worker
| webpage
| wreck
| while
| whom [hu:m]
| was
| ward
| world
| wild
| wring
| which
| whose [hu:z]
| watch
| re'ward
| word
| Windows
| wrink
| why
|
| what
|
| worse
| WiFi
| wrench
|
|
| Washington
|
| wordprocessor
| width
| wrong
|
|
|
|
|
|
| wrote
|
|
|
|
|
| |