МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине«Инженерно-геологическая графика» составленная покредитно-модульно-рейтинговому принципу
для специальности «Прикладная геология»130101
___________________________________________________________________
новый шифр (старый шифр) – название специальности(ей)
Новочеркасск 2011 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
________________________________________
«Южно-Российский государственный технический университет
(Новочеркасский политехнический институт)»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по ОДФГБОУ ВПО ЮРГТУ(НПИ)___________Л.И.Щербакова
(должность, фамилия, инициалы)
”___” ____________________г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Инженерно-геологическая графика» Для специальности (130101) «Прикладная геология»
Факультет Горно-геологический
Кафедра Маркшейдерского дела и геодезии
Курс 1
Семестр 1
Лекции _18_ (час.)
| Экзамен
|
| Зачет 1 (семестр)
| Практические
(семинарские)занятия36 (час.)
| Всего самостоятельной работы 54 (час.),
| из них:плановая работа_6_ (час.)
|
| курсовой проект____ семестр _____ (час.)
| Лабораторные занятия - нет (час.)
| курсовая работа_____ семестр __ (час.)
|
| реферат _____ семестр ____ (час)
|
| домашнее задание_1_ семестр _6_ (час.)
|
| контрольная работа (ЗФО) семестр __ (час.)
| Всего аудиторных54 (час.)
| индивидуальная работа__39__ (час.)
|
| домашняя работа __9__ (час)
|
ИТОГО по дисциплине 108 (час.)
ИТОГО по дисциплине 3 (ЗЕТ)
2011 г.
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по ФГОС утв. протокол №4 от 29.12.2010.
Рабочую программу составил к.г.-м.н., доцент Белоконев Г.А.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры маркшейдерского дела и геодезии 21.112011 г. Протокол № 4. Заведующий кафедрой__________________профессорКалинченко В.М. Рабочая программа согласована: Заведующий кафедрой_________________________профессор Щеглов В.И.
Содержание
Содержание 4
Государственный образовательный стандарт по курсу 6
1.Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 6
2.Распределение тем, часов занятий по модулям и семестрам 8
3.Содержание модулей 9
3.1.Содержание модуля 1 9
3.1.1.Наименование тем лекций, их содержание и объем в часах 9
Тема 1. Введение. 9
Тема 2.Свойства параллельных проекций. Обратимость проекционных чертежей. 9
Тема 3.Комплексные проекции точки. Эпюр. Прямая линия на эпюре. Взаимное положение прямых. 9
3.1.2.Практические занятия. 9
3.1.3.Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах. 10
3.1.4.Курсовая работа. 10
3.1.5.Самостоятельная работа студентов. 10
3.1.6.Самоконтроль полученных знаний. 10
3.1.7.Учебно-методические материалы по модулю. 10
3.2.Содержание модуля 2 10
3.2.1.Наименование тем лекций, их содержание и объем в часах 10
Тема 4. Плоскость и ее изображение на эпюре. Взаимное положение плоскостей. 10
Тема 5.Взаимное положение прямой и плоскости, точки и плоскости. 11
3.2.2.Практические занятия. 11
3.2.3.Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах. 12
3.2.4.Курсовая работа. 12
3.2.5.Самостоятельная работа студентов. 12
3.2.6.Самоконтроль полученных знаний. 12
3.2.7.Учебно-методические материалы по модулю. 12
3.3.Содержание модуля 3 12
3.3.1.Наименование тем лекций, их содержание и объем в часах 12
Тема 6. Преобразование эпюра. Метод вращения. 12
Тема 7.Преобразование эпюра. Метод перемены плоскостей проекций. 13
Тема 8.Преобразование эпюра. Метод изменения направления проецирования. 13
Тема 9.Многогранники. 14
3.3.2.Практические занятия. 14
3.3.3.Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах. 14
3.3.4.Курсовая работа. 14
3.3.5.Самостоятельная работа студентов. 14
3.3.6.Самоконтроль полученных знаний. 15
3.3.7.Учебно-методические материалы по модулю. 15
4.Учебно-методические материалы по дисциплине: 15
Основная литература. 15
Дополнительная литература. 15
Методические материалы 15
5. Методические материалы к тестовому контролю знаний студентов 16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО КУРСУ «ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАФИКА»
Дисциплина «Инженерно-геологическая графика» является теоретической основой построения топографических и горно-геологических планов, карт, технических чертежей, которые представляют собой графические модели топографии местности, горного предприятия, топографических, промышленных, геологических и иных объектов. Задача изучения инженерной графики сводится к развитию пространственного мышления и воображения, изучению способов представления трехмерных пространственных объектов, а также получению их графических моделей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАФИКА», ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний в области начертательной геометрии, основ топочерчения, инженерной графики.
Знания и умения, приобретенные студентами в результате изучения дисциплины, определяются Государственным стандартом следующим образом:
- студент должен уметь: использовать чертежные инструменты, приборы, различные студент должен знать: способы построения изображений на плоскости, основные нормы и правила оформления выполнения чертежей, условности, применяемые на чертежах;
- студент должен принадлежности и материалы применяемые в процессе оформления оригиналов, читать горные чертежи;
- студент должен владеть: приемами составления горной, конструкторской и инженерно-геологической документации.
1.2 Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе.
В курсе излагаются основы инженерной графики, топографического черчения, начертательной геометрии. Изучаются методы решения практических топографических, горных задач графическим способом.
Полученные знания и практические навыки позволяют развить у студентов пространственное мышление, которое будет способствовать успешному усвоению последующих курсов, выполнению курсовых и дипломного проектов.
1.3 Связь с предшествующими дисциплинами
Данный курс базируется на знаниях полученных в объеме средней школы по геометрии и черчению (ФГОС):
- владение знаниями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах;
- умений распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры;
- умений использовать планиметрические сведения для описания и исследования пространственных форм;
- применение изученных свойств геометрических фигур для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием.
1.4 Связь с последующими дисциплинами.
- инженерная и структурная геология – 2,3 сем.
- курсовое и дипломное проектирование.
1.5 Требования к результатам освоения дисциплины
ОК9 - стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;
ПК25 - подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
ПСК 1.2 - составлять самостоятельно и в составе коллектива проекты на геологоразведочные работы на разных стадиях изучения и на различных объектах.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: способы построения изображений на плоскости, основные нормы и правила оформления выполнения чертежей, условности, применяемые на чертежах;
уметь: использовать чертежные инструменты, приборы, различные принадлежности и материалы применяемые в процессе оформления оригиналов, читать горно-геологические чертежи;
владеть: приемами составления горно-геологической документации.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ, ЧАСОВ ЗАНЯТИЙПО МОДУЛЯМ И СЕМЕСТРАМ
МОДУЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ семестра
| № специальности
| Номера
| Аудиторные занятия (час)
| Самостоятельная работа студентов (час)
| Итого
| Модулей
| Тем
| Лекции
| Практ. занятия
| Лаб. Занятия
| Всего
| Плановая
| Индивидуальная
| Домашняя
| Всего
| Экзамен, сессия
| Час.
| 1
| 120401
| 1
| 1
2
3
| 6
| 12
| -
| 18
| 2
| 12
| 4
| 18
| -
| 36
| 2
| 4
5
| 4
| 8
| -
| 12
| 2
| 8
| 2
| 12
| -
| 24
| 3
| 6
7
8
9
| 8
| 16
| -
| 24
| 2
| 15
| 7
| 24
| -
| 48
| Итого 1 семестр
| 18
| 36
| -
| 54
| 6
| 35
| 13
| 54
| -
| 108
| Всего
| 18
| 36
| -
| 54
| 6
| 35
| 13
| 54
| -
| 108
| 3. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ.
3.1. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ 1 (36 час).
3.1.1. Наименование тем лекций, их содержание и объем в часах.
Тема 1. Введение – 1 час. (УЗ-2), ОК9,ПК25,ПСК1.2
Предмет, задачи и содержание дисциплины. Методы и свойства проецирования. Сущность центрального и параллельного проецирования. 4/2/.
Тема 2. Свойства параллельных проекций. Обратимость проекционных чертежей – 2час. (УЗ – 2), ОК9,ПК25,ПСК1.2.
Рассматриваются свойства параллельных проекций, комплексное ортогональное проецирование как способ обратимости проекционных чертежей, области применения различных методов изображений. 4/2/.
Тема 3. Комплексные проекции точки. Эпюр. Прямая линия на эпюре. Взаимное положение прямых – 3 час. (УЗ - 2), ОК9,ПК25,ПСК1.2.
Рассматриваются комплексные проекции точки на две, три взаимноперпендикулярные плоскости проекций и преобразование их в эпюр. Изображение прямой на эпюре. Прямые общего и частного положения. Построение следов прямой. Параллельные, пересекающиеся и скрещивающиеся прямые на эпюре. 4/2/.
3.1.2. Практические занятия, их наименование и объем в часах.
Наименование тем занятий
| Количество часов
| Форма контроля
| Сроки контроля
| Литература
| 1.Изображение точки и прямой на эпюре. Взаимное положение прямых на эпюре. (УЗ – 2).
| 4
| Тестовый контроль
| Во время проведения занятий
| 1,2,3,4
| 2.Прямая и точка в плоскости. Взаимное положение прямой и плоскости. (УЗ – 2).
| 4
| Тестовый контроль
| Во время проведения занятий
| 1,2,3,4
| 3.Прямые частного положения. Следы прямой линии. Контрольная работа по темам 1 – 2.
| 4
| Тестовый контроль
| Во время проведения занятий
| 1,2,3,4
| 3.1.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах.
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
3.1.4. Разделы, КП, КР, Р, ДЗ их содержание и характеристика - 2 час.
Вычерчивание титульного листа – лист А4.
Вычерчивание шкалы штрихов и шкалы отмывок – лист А4.
3.1.5. Самостоятельная работа студентов
№ модуля
| № темы
| Плановая
| Индивидуальная. Подготовка к контрольным занятиям
| Домашняя работа:
Подготовка к лекциям – 30%
Подготовка к практическим занятиям – 10%
| Всего
| 1
| 1
2
3
| 2
| 12
| 12х0,3=3
6х0,1=1
|
| Итого
|
| 2
| 12
| 4
| 18
| 3.1.6. Самоконтроль полученных знаний
№ модуля
| Уровень
| № тем
| Подведение и проведение рейтинг – контроля, час
| Всего на контроль модуля
| Текущий
| Промежуточный
| Итоговый
|
1
|
2
| 1
2
3
| Тестовый контроль по модулю
1
1
| -
| Контрольная по модулю
1
| 3
| 3.1.7. Учебно-методические материалы по модулю.
Литература 4(1, 2, 3, 4).
3.2. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ 2 (24 час.).
3.2.1. Наименование тем лекций, их содержание и объем в часах.
Тема 4. Плоскость и ее изображение на эпюре. Взаимное положение плоскостей. – 2 час.(УЗ – 2), ОК9,ПК25,ПСК1.2.
Способы задания и изображения плоскости на эпюре. Следы плоскости. Взаимнопараллельные и пересекающиеся плоскости. Построение линии пересечения плоскостей. 4/2/.
Тема 5. Взаимное положение прямой и плоскости, точки и плоскости – 2 час. (УЗ – 2), ОК9,ПК25,ПСК1.2.
Рассматриваются прямая, принадлежащая плоскости и пересекающая ее, прямые (в плоскости) особого положения и алгоритм их построения. Взаимное положение точки и плоскости. Построение точки пересечения прямой и плоскости в общем случае и частном (взаимноперпендикулярное положение прямой и плоскости). 4/2/.
3.2.2. Практические занятия, их наименование и объем в часах.
Наименование тем занятий
| Количество часов
| Форма контроля
| Сроки контроля
| Литература
| 4.Проецирование плоскости. Принадлежность точки и прямой плоскости общего и частного положения. Горизонталь и фронталь плоскости. Контрольная работа по теме 3. (УЗ – 2).
| 4
| Тестовый контроль
| Во время проведения занятий
| 1,2,3,4
| 5. Взаимное положение прямых и плоскостей. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Пересечение плоскостей. Пересечение прямой и плоскости. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикулярные плоскости. (УЗ – 2).
| 4
| Тестовый контроль
| Во время проведения занятий
| 1,2,3,4
| 3.2.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах.
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
3.2.4. Разделы, КП, КР, Р, ДЗ их содержание и характеристика - 2 час.
Вычерчивание условных топографических знаков – 3 листа А4.
3.2.5. Самостоятельная работа студентов
№ модуля
| № темы
| Плановая
| Индивидуальная. Подготовка к контрольным занятиям
| Домашняя работа:
Подготовка к лекциям – 30%
Подготовка к практическим занятиям – 10%
| Всего
| 2
| 4
5
| 2
| 8
| 3х0,3+3х0,1=1
3х0,3+3х0,1=1
|
| Итого
|
| 2
| 8
| 2
| 12
| 3.2.6. Самоконтроль полученных знаний
№ модуля
| Уровень
| № тем
| Подведение и проведение рейтинг – контроля, час
| Всего на контроль модуля
| Текущий
| Промежуточный
| Итоговый
|
|
2
|
2
|
4
5
| Тестовый контроль по модулю
1
| -
| Контрольная по модулю 1
|
2
| 3.2.7. Учебно-методические материалы по модулю.
Литература 4(1, 2, 3, 4). 3.3. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ 3 (48 час.).
3.2.1. Наименование тем лекций, их содержание и объем в часах.
Тема 6. Преобразование эпюра. Метод вращения – 3 час. (УЗ – 2), ОК9,ПК25,ПСК1.2.
Необходимость преобразования эпюра. Метод вращения вокруг проецирующей прямой. Закономерности вращения. Последовательность построений на эпюре при вращении. Вращение вокруг горизонтали. Задачи, решаемые способом вращения.Решение задачи на определение натуральной величины четырех и пятиугольной плоской фигуры. 4/2/.
Тема 7. Преобразование эпюра. Метод перемены плоскостей проекций – 1 час. (УЗ – 2), ОК9,ПК25,ПСК1.2.
Сущность способа перемены плоскостей проекций, задачи решаемые этим способом. Последовательность графических построений на эпюре при решении некоторых задач горной геометрии. Решение задачи на определение натуральной величины четырех и пятиугольной плоской фигуры.4/2/.
Тема 8. Преобразование эпюра. Метод изменения направления проецирования – 1 час. (УЗ – 2), ОК9,ПК25,ПСК1.2.
Сущность перемены прямоугольного проецирования на косоугольное. Область применения этого метода на примере некоторых задач горной геометрии. Решение задачи пересечения плоскости и прямой. 4 /2/.
Тема 9. Многогранники – 3 час. (УЗ – 2), ОК9,ПК25,ПСК1.2.
Построение проекций многогранников (призмы и пирамиды). Пересечение многогранников (призмы и пирамиды) прямой общего положения. Пересечение многогранников (призмы и пирамиды) плоскостями общего положения. Построение разверток пирамиды и призмы.Решение задачи на пересечение призмы и прямой способом изменения ортогонального проецирования на косоугольное. 4 /2/.
3.3.2. Практические занятия, их наименование и объем в часах.
Наименование тем занятий
| Количество часов
| Форма контроля
| Сроки контроля
| Литература
| 6. Способы преобразования. Решение задач способом вращения (пласкопараллельного перемещения, вращения вокруг горизонтали). (УЗ – 2).
| 4
| Тестовый контроль
| Во время проведения занятий
| 1,2,3,4
| 7. Способы преобразования. Решение задач способом перемены плоскостей проекций. Решение задач способом изменения направления проецирования. (УЗ – 2).
| 4
| Тестовый контроль
| Во время проведения занятий
| 1,2,3,4
| 8. Многогранники (призма и пирамида). Решение задач на пересечение прямых с многогранниками. Решение задач на пересечение плоскостей с многогранниками. (УЗ – 2).
| 4
| Тестовый контроль
| Во время проведения занятий
| 1,2,3,4
| 3.3.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах.
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
3.3.4. Разделы, КП, КР, Р, ДЗ их содержание и характеристика - 2 час.
Вычерчивание профиля трассы продольного нивелирования – лист А4.
Вычерчивание участка топографической карты – лист А4.
3.3.5. Самостоятельная работа студентов
№ модуля
| № темы
| Плановая
| Индивидуальная. Подготовка к контрольным занятиям
| Домашняя работа:
Подготовка к лекциям – 30%
Подготовка к практическим занятиям – 10%
| Всего
| 3
| 4
5
| 2
| 15
| 8х0,3+8х0,1=4
7х0,3+7х0,1=3
|
| Итого
|
| 2
| 15
| 7
| 24
| 3.3.6. Самоконтроль полученных знаний
№ модуля
| Уровень
| № тем
| Подведение и проведение рейтинг – контроля, час
| Всего на контроль модуля
| Текущий
| Промежуточный
| Итоговый
|
3
|
2
| 4
5
| Тестовый контроль по модулю
1
| -
| Контрольная по модулю 1
|
2
| 3.3.7. Учебно-методические материалы по модулю.
Литература 4(1, 2, 3, 4).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основная литература
1. Гордон В. О. Курс начертательной геометрии : учеб.пособие для вузов / В. О. Гордон, М. А. Семенцов-Огиевский ; под ред. В. О. Гордона. - 28-е изд., стер. - М. :Высш. шк., 2008. - 272 с.
2. Гордон В. О. Сборник задач по курсу начертательной геометрии : учеб.пособие для вузов / В. О. Гордон, Ю. Б. Иванов, Т. Е. Солнцева ; под ред. Ю. Б. Иванова. - 13-е изд., стер. - М. :Высш. шк., 2007. - 320 с.
3. Инженерная графика/ Сорокин Н. П. , Ольшевский Е. Д. , Заикина А. Н. , и др. ; Под ред. Н.П. Сорокина . - СПб., М., Краснодар: Лань, 2006. - 392 с.
Дополнительная литература
1.Условные знаки для топографических планов
масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500/ М.: Недра, 1989. - 284 с.
2.Белоконев Г.А., Калинченко В.М. Проекции применяемые при геометризации недр. Новочеркасск, ЮРГТУ (НПИ), 2003.
3.Белоконев Г.А., Калинченко В.М. Наглядные изображения и методы центрального проектирования в горной геометрии. Новочеркасск, 1998.
4.Ломоносов Г.Г. Инженерная графика. М.:Недра, 1984.
Методические материалы
5.Методические указания к курсовой работе по горной инженерной графике /Белоконев Г.А., НГТУ, 1996., методическое обеспечение – 1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Вопросы к модулю 1.
1. Построить чертеж точки в 1-4 четвертях пространства.
2. Построить чертеж точки в 1-8 октантах пространства.
3. Построить чертеж прямой общего и частного положения.
4. Следы прямой. Взаимное положение прямых.
Вопросы к модулю 2.
1. Построить плоскость общего и частного положения. Горизонтали и фронтали плоскости.
2. Построить параллельные прямые.
3. Построить параллельные плоскости.
4. Пересечение прямой линии с плоскостью общего положения.
5. Определить расстояние от точки до плоскости, заданной треугольником и следами.
Вопросы к модулю 3.
1. Способ вращения. Определить натуральную величину отрезка и плоской фигуры.
2. Способ перемены плоскостей проекций. Определить натуральную величину отрезка и плоской фигуры.
3. Способ плоскопараллельного перемещения. Определить натуральную величину отрезка и плоской фигуры.
4. Способ изменения способа проектирования. Определить точку пересечения прямой и плоскости (треугольника).
5. Определить точки пересечения пирамиды (призмы) и прямой.
6. Построить фигуру сечения пирамиды (призмы) плоскостью.
7. Построить развертку пирамиды (призмы). 6. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов и подготовка к экзамену
№
| Наименование
| Всего, час
| 1
| Подготовка к лекциям
| 7
| 2
| Подготовка к лабораторным работам
|
| 3
| Подготовка к практическим работам
| 6
| 4
| Подготовка к семинарским занятиям
|
| 5
| Плановая работа
| 6
| 6
| Индивидуальная работа
| 35
| 7
| Подготовка к экзамену
|
|
| Итого
| 54
| |