Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области





НазваниеАппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области
страница1/5
Дата публикации01.07.2013
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5


АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ.
Т.В.Козлова



Право на образование и проблемы сохранения здоровья ребенка.


САМАРА 2006



Козлова Т.В. – уполномоченный по правам ребенка в Самарской области, доцент кафедры госпитальной педиатрии СамГМУ, кандидат медицинских наук.
Козлова Т.В. Право на образование и проблемы сохранения здоровья ребенка: Методическое пособие.- Самара, 2005.- 50 с.

Приводятся данные о проблемах здоровья и развития детей, связанных с образовательным процессом, обозначены законодательные основы обеспечения права ребенка на образование, приведены извлечения из САНПИНов, регламентирующих требования к организации образовательного процесса. Показаны перспективные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Представленные в настоящем издании материалы будут интересны и полезны специалистам, работающим с детьми (педагогам, врачам, психологам, социальным работникам), и студентам профильных ВУЗов.

Под редакцией

Г.П.Котельникова - Академика РАМН, лауреата Государственной премии и премии Правительства РФ, члена Правления Российского Союза ректоров, Председателя Совета ректоров ВУЗов Самарской области, заслуженного деятеля науки РФ, доктора медицинских наук, профессора, ректора Самарского государственного медицинского университета.
Рецензенты:

Зав. кафедрой медицинского права и биоэтики, д.м.н., профессор В.В.Сергеев

Зав. кафедрой госпитальной педиатрии, д.м.н., профессор Л.И.Мазур
Рукопись утверждена на заседании ЦКМС СамГМУ 01.03. 2006 года (протокол №4) .
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
I. ОБРАЗОВАНИЕ – СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ ИЛИ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ ……………………………….…………….. 5 - 8
II. ПРАВО РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ (извлечения из основных нормативно-правовых актов)………………………………………………8 – 14
Ш. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………15 – 23
IV. УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (извлечения из санитарно - эпидемиологических правил и нормативов образовательного процесса)24 - 34
V. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ……………………………………………………………35 - 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Права и обязанности участников образовательного процесса в реализации Концепции образования ХХ1 века и национального проекта «Образование» ……………………………………………………………...41- 44
Список использованной литературы…………………………………….. 45 – 46

Приложения ……………………..……………………….………………... 47 - 51

ВВЕДЕНИЕ


Право ребенка на образование теснейшим образом связано с реализацией большинства других его прав (право на охрану здоровья, право на развитие, право на отдых). Чем больше человек знает и умеет, тем больше у него возможностей в жизни. Вольтер говорил: «Несомненно, существуют люди более свободные, чем другие, по той простой причине, что не все мы одинаково просвещены…».


Необразованному человеку бывает трудно принять правильное решение, он часто не может объективно оценить ситуацию, просчитать последствия своих поступков. Образование дает человеку свободу самостоятельно планировать свою жизнь и доводить задуманное до конца. Развитие личности немыслимо без образования, как и развитие самого общества, невозможно без предоставления каждому гражданину возможности учиться. Право ребенка на образование может быть им реализовано, только при исполнении обязанности получать его. Вместе с тем, нередко образовательные технологии, учебные перегрузки, дефекты организации процесса обучения становятся фактором, негативно отражающимся на здоровье детей, что приводит к формированию патологии различных органов и систем, к ограничению в дальнейшем годности к ряду профессий и снижению возможностей социализации человека в обществе. Чрезвычайно актуальным в настоящее время является оптимизация подходов к модернизации образования, направленной на обеспечение условий для реализации каждым ребенком права на качественное образование, и своевременное решение комплекса проблем, связанных с сохранением здоровья ребенка в процессе обучения.


  1. ОБРАЗОВАНИЕ – СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ ИЛИ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.


Образование в современном мире выступает как многомерное понятие и явление (Иваненко В.А., Иваненко В.С., 2003).

Образование – это:

  • - совокупность знаний, умений и навыков, полученных специальным обучением;

  • - неотъемлемое свойство и обязательное условие жизни человека, необходимое условие подготовки его к труду. Чтобы существовать и развиваться, человек должен обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками;

  • - наиболее эффективное средство содействия социально-экономическому прогрессу;

  • - одно из важнейших средств устранения социального неравенства в обществе.

Образование – целенаправленный обучающий процесс и сам результат воспитания и обучения человека для обеспечения усвоения им систематизированных знаний, умений и навыков в интересах его самого, общества и государства. Особенно велика роль образования в жизни человека в условиях современного мира. Сегодня образование – обязательная норма жизни, необходимый элемент и залог достойного и благополучного существования и развития человека. Образование – это и право каждого человека, и обязанность общества и государства.

Право на образование – право каждого человека на получение определенной совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества. Получение образования – это достижение человеком определенного, установленного обществом или государством, уровня знаний и умений, удостоверяемое в современном мире, как правило, соответствующим документом.
Право на образование, на получение знаний, необходимых для жизни и продуктивной деятельности, всегда было естественной потребностью и естественным правом человека. Поэтому, как справедливо отмечается в литературе (Шкатулла В.И., 2001), его «можно рассматривать как элемент права на жизнь, права на развитие».

Образованный человек – это не столько «человек знающий», даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни (Акчулпанова А.А., 2004).

Сегодня особая значимость права на образование обусловлена своеобразием нынешнего исторического этапа развития общества, характеризующегося необычайной востребованностью знаний и постоянно обновляющейся информацией. Современная система образования требует значительных материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Образование сегодня – это вложение в человеческий гуманитарный потенциал общества. Безусловно, абсолютное большинство людей не в состоянии самостоятельно реализовать свое право на образование. Здесь нужно активное участие государства, что закреплено в международных документах.

Основы международных стандартов в области образования сформулированы в статье 26 «Всеобщей декларации прав человека», статье 13 «Пакта об экономических, социальных и культурных правах» и статье 28 «Конвенции о правах ребенка».
Согласно п.2 статьи 13 «Пакта…» для полного осуществления права на образование государства должны принять необходимые меры, обеспечивающие:

  • - обязательное и бесплатное начальное образование для всех;

  • - открытость и доступность среднего образования с постепенным введением бесплатного образования;

  • - одинаковую доступность для всех на конкурсной основе высшего образования;

  • - поощрение или интенсификация элементарного образования для тех, кто не проходил или не закончил полного курса начального образования;

  • - активное развитие сети школ всех ступеней;

  • - установление удовлетворительной системы стипендий;

  • - постоянное улучшение материальных условий преподавателей.

Кроме того, государства взяли на себя обязательство уважать свободу родителей и законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден соответствующим государством (п.3, ст.13). Немаловажное значение имеет также обязательство государств уважать свободу родителей (или законных опекунов) обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями (п.3, ст.13).

В последние годы много говорят о необходимости и достоинствах системы непрерывного образования. И это закономерно. По мнению бывшего генерального директора ЮНЕСКО Ф.Н.Сарагоса, право на образование не следует сводить только к общему базовому образованию – оно должно реализовываться всю жизнь. Право на образование, считает он, это не только право, но и обязанность человека на постоянное и непрерывное образование (Сарагоса Ф.Н., 1989).

В статье 13 «Пакта…» устанавливаются фундаментальные гуманистические и демократические цели образования. Здесь подчеркивается, что оно должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и укрепление уважения к правам и основным свободам человека. Задачей системы образования является создание для всех и каждого возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе ООН по поддержанию мира.

Государство обязано создавать все необходимые условия для свободной реализации каждым его права на образование. Это необходимо и самому государству, и человеку. Таким образом, право на образование включает в себя широкий круг взаимных прав и обязанностей человека, общества и государства. Важная роль в процессе получения ребенком образования, безусловно, принадлежит его родителям или иным законным представителям и педагогам. Для успешной реализации права на образование необходимо ориентироваться в нормативно-правовых и законодательных документах, регламентирующих защиту данного права ребенка.

П. ПРАВО РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ (извлечения из основных нормативно-правовых актов).
Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г).
Ст. 43. п.1. Каждый имеет право на образование. п.2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. п.3. Каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. п.4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Протокол №1 от 20 марта 1952 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. (Текст Протокола [N 1] (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 20, ст. 2143) изменен в соответствии с положениями Протокола N 11 (СЕД N 155; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 44, ст. 5400) с даты вступления его в силу 1 ноября 1998 года).

Правительства, подписавшие настоящий Протокол, являющиеся членами Совета Европы, преисполненные решимости принять меры по обеспечению коллективного осуществления некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в раздел I Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года согласились о нижеследующем:

Ст. 2. Право на образование. Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.).

Ст. 29. Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.


Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года).
Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, Верховный Совет РСФСР принимает настоящую Декларацию.

Ст. 27. п.1. Каждый имеет право на образование. п.2. Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Основное образование обязательно.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  iconМолодежной политики самарской области государственное учреждение...
Книга предназначена для преподавателей вузов, студентов гуманитарных специальностей, для исследователей социальных проблем современного...
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  iconДоклад Губернатора Самарской области В. В. Артякова об инвестиционном...
Прежде всего, хотелось бы выразить признательность Вам, уважаемый Виктор Фёдорович, и вашим коллегам за организацию этой встречи...
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  icon«Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным...
Самарской области, именуемое в дальнейшем Учреждение, создано путем изменения типа Учреждения в соответствии с постановлением Правительства...
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  iconПозвольте Вам представить Доклад о проекте бюджета министерства энергетики...
Джета в пределах полномочий, закрепленных за министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее...
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самарской области от 15. 12. 2011 №1195-р «О создании стажировочных площадок по распространению лучшего опыта по созданию системы...
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  icon«25» апреля 2014 года Протокол общественных слушаний по отчету об...
Лебедев Вячеслав Михайлович – руководитель департамента охоты и рыболовства Самарской области
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  iconДоклад о состоянии окружающей среды и природных ресурсов самарской...
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования самарской области
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  iconПубличный отчет государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п г т. Безенчук муниципального района Безенчукский
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  iconИнформация
Обращаем ваше внимание, что для медицинских специалистов Самарской области на сайтах министерства здравоохранения и социального развития...
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  iconВикторина «великие математики»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Б-толкай муниципального...
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  iconРасписание звонков на уроки
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный...
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  iconОрганизационно методические указания
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 "Образовательный...
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  iconКонспект урока математики в 5 классе
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»...
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  iconЛес многоэтажный дом
Полное название образовательного учреждения: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная...
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  iconWeb 0 в пользу современного образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №10 города Кинеля городского...
Аппарат правительства самарской области министерство культуры и молодежной политики самарской области аппарат уполномоченного по правам ребенка в самарской области  icon2013 г протокол № Председатель нмси
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 "Образовательный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск