Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество»





Скачать 221.69 Kb.
НазваниеСтруктура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество»
Дата публикации03.07.2013
Размер221.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы


Ю. ДМИТРИЕВ,

доктор юридических наук, профессор

СТРУКТУРА И СИСТЕМА ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Под термином «гражданское общество» обычно понимается совокупность общественных структур и объединений, не зависящих от государства и обеспечивающих гражданам возможность самореализации и защиты своих прав. Гражданское общество — это третий общественный сектор наряду с государством и рынком1.

Взаимодействие частных интересов в гражданском обществе структурируется на принципах самоорганизации, возникают определенные интеграционные процессы на межличностном, групповом, институциональном и других уровнях. Гражданское общество в этом отношении представляет собой комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов — это семьи, профессиональные группы, кооперации, ассоциации, корпорации, общественные организации, творческие и спортивные союзы, этнические и религиозные объединения и т. д., то есть все, что не относится к государственным и политическим структурам2.

Первичные взаимодействия частных интересов по мере своего усложнения создают совокупность общественных отношений. В гражданском обществе они концентрируются как система негосударственных отношений: экономических, социальных, духовных, семейных, национальных, нравственных, религиозных и др. Все они относятся к индивидуальной производственной и частной жизни людей, их обычаям, традициям, нравам.

В качестве определенного пространства общественной жизни гражданское общество представляет собой сферу самопроявления свободных индивидов и их объединений. Эта сфера стоит вне влияния государства, власти, она ограждена от их прямого вмешательства системой законодательства, не допускающего произвольной регламентации процессов в гражданском обществе.

Одним из научных подходов к рассмотрению общества является восприятие его в качестве сложноорганизованной системы социальных отношений.

Каждый этап развития общества от его возникновения, обособления от мира природы сопровождался изменением в характере общественных отношений. Собственно социальное — это продукт обособления человеческих отношений от отношений человека с природной средой.

Система (от греч. Sýstēma — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство1.

Социальная система, по одному из определений, — это «сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе»2.

В качестве системы общество имеет свою организационную структуру, цели и задачи развития, подсознательные элементы. В качестве социальной системы общество имеет субъекта общественных отношений, человека, систему его взаимоотношений и взаимодействий. Все это требует производства элементов системы, развития ее структуры.

Гражданское общество можно рассматривать как результат развития общественных отношений, качественного изменения общественной системы, изменения организационных форм общественной жизни. «Существо процесса самоорганизации человеческого общества от самой ранней стадии его формирования состоит в том, что происходит дифференциация в характере деятельности отдельных групп и людей. Взаимосвязи отдельных групп и людей усложняются. Общественные требования в упорядочении этих связей закрепляются правом и нормами этих отношений (как профессиональных, так и общих)»1.

В обществе постоянно происходят самоорганизационные процессы, направленные на создание системы социальных отношений. «Система создается для рационального, управляемого и наиболее эффективного достижения цели»2.

Гражданское общество — самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Но оно существует в современных условиях не само по себе, а в диалектическом единстве с государством. Государство может влиять на условия развития и функционирования гражданского общества, ограничивать его жизнедеятельность (при авторитарных или тоталитарных проявлениях) или создавать благоприятную властно-политическую среду (при широком демократизме). В любом случае гражданское общество, в силу объективного процесса своего развития, не остается в пассивной позиции по отношению к государству, использует свои компенсаторные факторы в виде создания независимых общественных организаций, массовых общественных движений, оказывает влияние на общественное мнение. Это приводит к изменению государственной политики по отношению к гражданскому обществу — изменению или созданию необходимых законов, формированию структур власти на демократических принципах, усилению контроля над соблюдением государственными органами и их представителями норм и процедур права.

Как отмечает К.О. Магомедов, гражданское общество находится как бы вне политики, об этом свидетельствует и история его развития, и современное положение в мировых реалиях. Но по своей творческой (в плане исторического прогресса) природе гражданское общество является источником и движителем политических процессов и внутри государства, и на межгосударственном уровне. В рамках гражданского общества зарождаются политические объединения и движения, которые, самоорганизуясь и приобретая самостоятельные, общественно значимые функции, выделяются в сферу политической жизни, влияют на организацию и структуру государственного управления. Это объективный и непрерывный процесс, ход которого ускоряется в моменты радикальных социальных преобразований1.

Гражданское общество в современном мире должно создавать многоуровневую и многофункциональную социальную инфраструктуру, в которой находят свое воплощение интересы всех групп и слоев населения. Только развитая система вертикальных и горизонтальных связей между индивидами и их объединениями способна противостоять прямому воздействию государства на внутреннюю структуру гражданского общества, а по отношению к индивиду — предотвратить возможные ограничения его прав и свобод. От этого зависит и уровень возможностей для социального, интеллектуального, морально-психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности самореализации при включении в тот или иной институт гражданского общества.

«Институционально-организационный срез гражданского общества — это система «артерий» (проводящая информационные потоки снизу вверх, т. е. от общества к государству), питающая легитимность политического режима, который исполняет свои функции, на основе как бы постоянно действующего общественного договора. Институциональное измерение гражданского общества можно представить как некую совокупность самодеятельных организаций неполитического и политического характера, выражающих интересы различных сегментов общества и, таким образом, формирующих систему обратных связей»2.

Особенности современного гражданского общества тесно связаны с его структурой, составляющие которой — различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть, чтобы заставить ее служить обществу. Структура в этом смысле представляет собой внутреннее строение общества, отражает многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающих целостность и динамизм развития этого организма1.

Таким образом, гражданское общество имеет свою, сложную внутреннюю структуру. Для него характерно наличие как множественных горизонтальных связей, так и нескольких их уровней или слоев.

Суть деятельности гражданского общества заключается в защите разнообразных политических и экономических прав населения. В частности, к структурам гражданского общества можно причислить и профсоюзы (настоящие, конечно, а не фиктивные). Если все идет по правилам (в условиях зрелой демократии), то гражданское общество никак себя не проявляет. Активность гражданского общества обнаруживается лишь тогда, когда власти пытаются ущемить традиционные права граждан. В сущности, процесс наступления власти на права человека не останавливается ни на одну минуту. Это вытекает из порочности человеческой природы, которая всегда стремится к захвату чужой собственности и прав. В этой извечной борьбе и заключается суть жизни, поэтому ее нельзя прекратить и нельзя одержать в ней окончательную победу. Эту борьбу лишь можно (и нужно) непрерывно вести.

Само наличие и развитость гражданского общества служит хорошим критерием демократичности того или иного общества (страны, государства). В странах западноевропейского типа (например, в Соединенных Штатах Америки) традиционно существует сильное гражданское общество, созданное там столетиями непрерывной борьбы населения за свои права. В странах Востока (например, арабские страны, Россия, Китай) структуры гражданского общества очень слабы или отсутствуют. Это связано с различиями западного и восточного менталитета: западный менталитет основан на идеях индивидуализма и прав человека, а восточный — на подчинении личности государству и власти1.

Гражданское общество в России отличается противоречивым сочетанием политизированности и аполитичности, что является закономерным следствием его переходного характера. Политизированность обусловлена стремлением гражданского общества демократизировать сферу властных отношений, заставить власть жить по закону. Политизированность гражданского общества усиливают неотлаженные механизмы согласования групповых интересов, имущественная дифференциация, отсутствие массового среднего класса и интегрирующей общество «национальной идеи». В этих условиях политизацию ряда неправительственных организаций (шовинистов, религиозных фундаменталистов) трудно назвать положительной, а их самих — причислить к подлинно гражданским структурам. Абсолютизация некоторыми неправительственными организациями политических аспектов своей деятельности часто оборачивается недооценкой других не менее важных аспектов — организационных, правовых, социальных2.

Вместе с тем многие структуры гражданского общества занимают либо подчеркнуто лояльную позицию по отношению к действующему политическому режиму, либо дистанцируются от политики. Это отнюдь не свидетельствует об их беспомощности или незначительном влиянии на облик и перспективы гражданского общества. Специфика переходного общества проявляется именно в том, что в нем одновременно заявляют о себе гражданские структуры различных типов, генезис которых связан с разными историческими этапами становления современного гражданского общества. Такие гражданские инициативы — наиболее важный индикатор нарождающегося гражданского общества, и если большинство из них в настоящее время действуют разобщенно, то это не исключает установления более плотных сетей взаимодействия между ними в будущем.

Кроме того, специфика гражданского общества в России заключается в том, что его становление происходит в условиях продолжающейся политической трансформации. Поскольку политическая и экономическая элиты не изъявляют готовности стимулировать становление гражданского общества, а средний класс не может это сделать вследствие своей малочисленности, основная тяжесть в этом плане падает на плечи многочисленных социальных слоев. Красноречиво свидетельствует об этом то, что в России в настоящее время активно действуют десятки тысяч общественных организаций, причем созданы эти организации обычными гражданами.

Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности:

— экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан. Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы, социальной. В этих формах проявляются интеграционные, конкурентные, свободные рыночные, но регулируемые только обществом процессы и отношения;

— социальная система, которая охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними, т. е. первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Среди них, прежде всего, следует назвать блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей (это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе). Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека (это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах — клубах, общественных объединениях). Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами). В социальной сфере реализуются такие важные функции гражданского общества, как формирование и выражение общественного мнения, разрешение социальных конфликтов без вмешательства государства, самоорганизация отдельных индивидов и их общностей в соответствии с их интересами в самостоятельные институциализованные формы;

— политическая система составляется из целостных саморегулирующихся элементов (организаций): политических партий, общественно-политических движений, объединений и отношений между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которых всегда выступает политическая (государственная) власть. Помимо властных, существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии;

— духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовных и культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием, — фундамент развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, гуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей. В духовной сфере к элементам гражданского общества можно отнести наличие (учитывающее реальную степень осуществления) важнейших прав и свобод личности — свободы мысли, совести, слова, права публично высказывать свое мнение; реализация этих прав и свобод может выражаться как в самодеятельности индивидов и их независимости от давления государственных структур, так и в духовной независимости и самостоятельности творческих объединений, научных сообществ;

— информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Следует согласиться с М.А. Мунтяном в том, что гражданское общество нельзя представлять как некое промежуточное звено между сферами производства, политики, информации, духовно-культурных ценностей, социальных отношений, ибо оно по своим функциям играет цен тральную роль в жизнедеятельности любого государственно-организованного социума. При этом каждая из упомянутых систем может сохраняться и функционировать лишь тогда, когда все остальные также исправно выполняют свои функции. Наличие неразрывной связи между ними обнаруживается на примерах реформирования государств на постсоветском пространстве, которые зачастую сталкиваются с неразрешимыми проблемами. Так, для успешного проведения экономической реформы важно не только ликвидировать уравнительно-распределительную систему социализма, но и обеспечить социальную защиту трудящихся, «слабых» слоев общества (пенсионеров, молодежи, инвалидов и др.). Но эту задачу невозможно решить без широкомасштабных структурных политических реформ. Последние всегда остаются только декларациями и благими пожеланиями, если не подкреплены реальными сдвигами в экономической и социальной сферах. Итак, рыночная экономика, гражданское общество и политическая демократия теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены1.

Таким образом, гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется правом, и оно прямо не зависит от самого политического государства.

Так, например, одни утверждают, «что местное самоуправление — это форма самоорганизации граждан, в силу чего оно является составным элементом института гражданского общества. В поддержку данного тезиса приводится ст. 12 Конституции РФ, установившая, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Публично-властные полномочия местного самоуправления, исходя из данной концепции, являются вторичными. Эти полномочия государство передает местному сообществу как самоорганизованной корпорации в целях повышения эффективности их реализации, а также в целях освобождения органов государственной власти от решения вопросов, не имеющих общегосударственного или регионального (субъекта Российской Федерации) значения, не требующих концентрации материальных и финансовых ресурсов, значительно превышающих собственные возможности муниципальных образований, а также административной поддержки федерального или регионального уровней власти»1.

В демократической системе гражданское общество, главными несущими конструкциями которого являются социальная и духовная сферы, характеризуется сложной и многообразной структурой. В качестве важнейших его звеньев выступают все элементы социальной, профессиональной, демографической, национальной, конфессиональной, культурной, духовной и других аспектов самоорганизации общества.

С идеально типологической точки зрения «гражданское общество — это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Это — система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных»2.

Правительство оказывает влияние на отдельно взятых граждан большей частью через разного рода группы, в которые они входят. Это верно как для демократических, так и для тоталитарных систем. Например, советское правительство использовало в своих целях все формы и типы организованных групп, включая профсоюзы, для управления государством. Одной из наиболее институционализированных форм таких групп являются заинтересованные группы, представляющие собой разного рода организации или ассоциации рабочих, фермеров, предпринимателей, представителей различных профессий (например, врачей, адвокатов, инженеров), церковные, женские, молодежные и иные общественные организации, объединенные общностью интересов. Одни из них имеют длительную историю, другие формируются временно вокруг какой-либо одной проблемы или ограниченного круга проблем и по достижении своей цели распадаются1.

Итак, гражданское общество — это система, которая по своей организационной структуре представляет совокупность взаимодействующих между собой разными способами компонентов: разнообразные общественные организации, политические партии, институализированные формы заинтересованных групп людей.

И здесь стоит согласиться с С.А. Авакьяном, полагающим, что становится актуальным вопрос о возможности некоего органа управления гражданским обществом, автономного от государства. В общем, это сомнительно. Ведь сугубо самостоятельной жизни гражданского общества почти нет, в большинстве своих проявлений она, так или иначе, переплетается с жизнью государства, которое заинтересовано в том, чтобы его решения были приняты гражданами и выполнялись. Поэтому существование двух параллельных органов управления (один — государством, другой — обществом) нереально. Если какое-то объединение берет на себя миссию руководства жизнью общества, рано или поздно оно либо превратится в политическую партию и, наряду с руководством обществом, будет стремиться к государственным должностям, либо будет пытаться «от себя» направлять государственные органы. Однако в этом случае рано или поздно государственные органы «поставят на место» структуру общества, пытающуюся руководить ими2.

Сказанное следует иметь в виду особенно в связи с появлением и России Общественной палаты. В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ (с изм. от 27 декабря 2005 г.) «Об Общественной палате Российской Федерации»1 она призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан России, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строи России и демократических принципов развития гражданского общества путем: привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления; осуществления общественного контроля (контроля) над деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации; выработки рекомендаций органам государственной власти РФ при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан РФ, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества; оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах РФ; привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки поданным вопросам рекомендаций.

В соответствии с Законом Общественная палата создается на основе добровольного участия в ее деятельности граждан России, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций. Она формируется из 42 граждан, утверждаемых Президентом страны, 42 представителей общероссийских общественных объединений и 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений. Таким образом, общая численность членов Общественной палаты составляет 126 человек. Кандидатов в члены Общественной палаты выдвигают общественные объединения, кроме политических партий. Членами Общественной палаты не могут быть Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, должностные лица государственных и муниципальных органов. Член Общественной палаты обязан приостановить членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

Как отмечает С.А. Авакьян, закон не дает четкой характеристики Общественной палаты. Однако, скорее всего Общественную палату следует считать смешанной общественно-государственной структурой1. Государственные начала можно видеть в том, что первые 42 члена палаты назначаются указом Президента РФ, Общественная палата вправе проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов, ее заключения подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и муниципальными органами, многие инициативы Общественной палаты могут быть направлены на совершенствование государственной политики, работа Общественной палаты финансируется из федерального бюджета, она имеет свой аппарат, руководитель которого назначается Правительством РФ. Общественные начала проявляются в порядке формирования палаты и стиле деятельности, ее акции должны быть направлены на объединение различных структур гражданского общества, инициативы Общественной палаты и ее обращения имеют рекомендательный характер, хотя и подлежат рассмотрению соответствующими органами, контроль Общественной палаты именуется в Законе общественным контролем.

В определенной мере Общественная палата может, конечно, претендовать на то, чтобы быть лидером гражданского общества в России. Это позволяют ее цели, задачи, в том числе и право «выработки рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации». Однако из этого не следует, что право на существование в обществе будут иметь лишь те объединения, которые получили «благосклонность» Общественной палаты (реализация указанной нормы Закона может привести к противостоянию палаты и не поддерживаемых ею объединений); к тому же нельзя забывать о том, что юридически вне Общественной палаты остаются политические партии, которые тоже претендуют на сильные позиции в гражданском обществе1.

И все же создание Общественной палаты Российской Федерации стало новым этапом формирования гражданского общества в нашей стране. Ее появление во многом разрешило проблему ретрансляции информации о нуждах народа к органам центральной власти. Управленческим структурам уже не удается игнорировать запросы гражданского общества. Бюрократ уже не в состоянии легко отмахнуться от запроса общества. Ему приходится, по крайней мере, объясняться с обществом в своих действиях. И, как показывает опыт, он вынужден заниматься конкретными проблемами. Общественная палата — это и общественная трибуна, и центр систематизации опыта деятельности институтов гражданского общества. Как оказалось, важнейшим принципом реального функционирования гражданского общества стала возможность донести необходимую информацию до высших эшелонов власти. Этот принцип осуществляется систематически, а не случайно, как это было раньше. Полномочия Общественной палаты позволяют требовать внятного ответа от правительственных структур и гарантированно получать его, что снижает уровень раздражения (часто справедливого) в обществе по отношению к государству и стимулирует метод правового решения возникающих конфликтов.

Общественная палата приняла деятельное и, думается, действенное участие в разработке и принятии Государственной Думой России законопроекта о некоммерческих организациях. Не оправдались опасения многих наблюдателей, что данный Закон погубит ростки гражданского общества в нашей стране. Напротив, его принятие привело к заметному оздоровлению обстановки и сузило возможности для вмешательства во внутриполитические дела России наших зарубежных партнеров.

Ведь общественные организации — основная ячейка гражданского общества1. В настоящее время в России существуют различные по роду и направлениям деятельности общественные организации: правозащитные, женские, детские, благотворительные, экологические, патриотические клубы, профессиональные, культурные и творческие союзы, организации по месту жительства и местного самоуправления, научные и образовательные, ветеранские, молодежные, международные, спортивные, общественные религиозные и другие некоммерческие (ассоциации, организации вкладчиков и т. д.) организации, организации соотечественников и граждан России, находящихся за рубежом, представительства России за рубежом, зарубежные представительства в Москве, независимые Российские СМИ, организации инвалидов2.

Это положительные симптомы, говорящие о том, что в деле формирования гражданского общества в нашей стране началась положительная динамика. В целом же гражданам пора перестать ощущать себя «жертвами режима» и стать активными партнерами в вечном диалоге государства и общества.

Важнейшим приоритетом в задачах, стоящих перед гражданским обществом, является расширение контрольных возможностей общества над государственными структурами. Поэтому сложившиеся институты гражданского общества, к которым относится и Общественная палата России, должны:

— содействовать обеспечению прозрачности и открытости деятельности государственных структур (прежде всего, правоохранительных органов и судов);

— отстаивать права и законные интересы граждан;

— продвигать инициативы по отстаиванию общественных интересов при формировании и реализации государственной политики;

— применять все формы широкого публичного обсуждения общественно значимых проблем;

— выявлять негативные тенденции и расследовать факты нарушения законных прав граждан, установленных нормами международного права и законодательства России.

Целью является оздоровление всех проявлений российской жизни, переведение в конструктивное русло с системой ценностей, где созидательный и честный труд, а также высокая правовая культура стали бы общественной нормой, где преодолевается «китайская стена» между государством и обществом, элитой и пародом.

К реальным проблемам деятельности институтов гражданского общества следует отнести недостаточно разработанную правовую базу и стойкое нежелание многих представителей государственного аппарата сотрудничать с общественными организациями. На региональном уровне сюда следует отнести и недостаток компетентных кадров, обеспечивающих деятельность местных организаций и хроническую нехватку финансовых средств.

Законодательной власти в России необходимо расширить правовые полномочия институтов гражданского общества. Это необходимо проводить на различных уровнях — и в органах центральной власти, и в структурах региональных властей, вплоть до самых низовых звеньев.

Свою деятельность институты гражданского общества должны осуществлять через заключение публично-правовых договоров и соглашений с государственными органами и иными общественными структурами.

1 Адвокатура в России: Учебник для вузов.  — 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. Л.А. Демидовой. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005. — С. 5.

Магомедов К.О. Гражданское общество и государство. — М., Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 1998. — С. 28.

1 Российский энциклопедический словарь // http://enc.mail.ru/article/19004 42815.

2 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 586.

Шабаев А.А., Соколов К.Н., Сивков В.К. Духовная борьба. — М., 1997. — С. 51.

2 Там же.

Магомедов К.О. Указ. соч. — С. 29.

2 Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук. — М.: Эдиториал УРСС, 1998. — С. 62.

Мунтян М.А. Гражданское общество в свете теории политической науки // http://c-society.ru/main.php?ID=276123&ar2=30&ar3=10.

1 George Pavlenko. Гражданское общество // http://www.today.org.ru/civil. htm.

Руденкин В.Н. Гражданское общество в условиях политической трансформации России: субъектное и структурное измерения: Автореф. дис. … докт. полит. наук. — Екатеринбург, 2002.

Мунтян М.А. Указ. соч.

Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. — Издание второе, стереотипное. — М.: Юстицинформ, 2005. — С. 64.

Гаджиев К.С. Политическая наука. — М.: Сорос — Международные отношения, 1994. — С. 74.

Деханов С.А. Адвокатура, гражданское общество, государство // Адвокат. — 2004. — № 12.

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. — 2-изд., перераб. и доп., в 2 т. — Т. 1. — М.: Юристъ, 2006. — С. 442.

1 СЗ РФ. — 2005. — № 15. — Ст. 1277.

Авакьян С.А. Указ. соч.

1 Там же. — С. 444.

1 Россия: Институты гражданского общества // http://c-society.ru/main.php? ar2=50&ID=209042.

2 Там же.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» icon«О состоянии и развитии институтов гражданского общества в Московской области в 2012 году»
В представленном Общественной палатой Московской области Докладе отражены основные характеристики институтов гражданского общества...
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества...
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconГражданского общества в свердловской области в 2012 году
Общая характеристика развития институтов гражданского общества в Свердловской области
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconКол-во часов
Структура и сущности современного общества. Различные подходы к его определению. Понятие «общество» в различные исторические эпохи:...
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Об обеспечении в 2009 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов...
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconГражданское общество в россии: настоящее смутно, будущее туманно о чем спор?
Закону, защищающему права человека, публичность и информационная открытость власти, действительно подотчетной избирающему ее народу....
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общество как динамическая система основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая...
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconХроника Московской Хельсинкской группы ежемесячный информационный бюллетень №5 (185) май 2010
«Мемориал», руководителю сети «Миграция и право», председателю Комитета «Гражданское содействие», члену Совета по развитию институтов...
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный...
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconА. В. Шартынова, Е. Л. Тихонова
Молодежное добровольчество как форма участия в деятельности институтов гражданского общества
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам...
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconЛекция №8: «Гражданское общество в структуре социального государства...
В основе современных успехов западных стран лежит развитие и активизация деятельности гражданского общества. Высокий уровень экономики,...
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconГражданско-правовое регулирование игр, пари и смежных с ними институтов...
«Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconОтчет о деятельности общественной палаты забайкальского края в период с июня
I. о состоянии и динамике институтов гражданского общества в Забайкальском крае
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconОтчет о деятельности общественной палаты забайкальского края в период с июня
I. о состоянии и динамике институтов гражданского общества в Забайкальском крае
Структура и система институтов гражданского общества под термином «гражданское общество» iconПрограмма дисциплины «Социальная структура и социальная стратификация»...
Общество как развивающаяся система. Основные подходы к анализу социальной структуры общества


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск