«Психология и педагогика»





Скачать 154.71 Kb.
Название«Психология и педагогика»
Дата публикации30.07.2014
Размер154.71 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Психология > Курсовая
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии и педагогики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Психология и педагогика»


Петрозаводский государственный университет

Кафедра педагогики и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой туризма

Э.Н.Павлова

__________________________

«___» __________________2009 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
для специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм

квалификация «Специалист по сервису и туризму»
ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"  рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.
Форма обучения - очная
курс 1
семестр 1
лекции 16 (час.) Экзамен в 1 семестре
Практические (семинарские)
занятия 16 (час.) Зачет в - семестре
Лабораторные занятия - (час.)
Курсовая работа (проект по дисциплине) нет
Количество контрольных работ
Всего часов 32 Самостоятельная работа 18 (час.)
Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС 50 час.
2009 г.

Рабочая учебная программа составлена на основании ГОС ВПО специальности «Социально-культурный сервис и туризм» рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.

Рабочая учебная программа является авторской.

Разработчик: Терюшкова Ю.Ю. _____________________

Зав. кафедрой: доктор педагогических наук, профессор __________Бабакова Т. А.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии «_____»___________ 2009 года, протокол № _______.

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры туризма

« __» ____________________2009 г. протокол №____

Заведующий кафедрой туризма Э.Н.Павлова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика»

являются изучение теоретических проблем психологии и педагогики как наук и формирование у студентов практических знаний и умений в области психологии человека.
Задачи дисциплины

- изучение и усвоение студентами структуры и содержания теоретического материала по психологии и педагогики;

- изучение закономерностей поведения индивида в процессе взаимодействия с учетом его специфических особенностей.

- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;
- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

В результате освоения модуля «Педагогика» обучающийся должен:

Знать: основы педагогики как составной части общей культуры личности: основные педагогические категории, закономерности, системы, технологии, особенности общего и профессионального образования.

Уметь: находить, анализировать и представлять педагогическую информацию, индивидуально и в групповой работе.

Владеть: ценностным отношением к образованию как основному фактору развития человека, способностью к системному видению педагогических явлений и процессов, способностью индивидуальной и групповой работы.
В результате освоения модуля «Психология» обучающийся должен:

Знать: основы психологии как составной части общей культуры личности: основные психологические категории, закономерности, системы, технологии, особенности психики человека, модели современного воспитания.

Уметь: находить, анализировать и представлять психологическую информацию, индивидуально и в групповой работе.

Владеть: ценностным отношением к образованию как основному фактору развития человека, способностью к системному видению психологических явлений и процессов, способностью индивидуальной и групповой работы.

В ходе изучения дисциплины «Психология и педагогика» студент должен освоить следующие дидактические единицы согласно ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"  рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.:





ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика

П с и х о л о г и я: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Личность человека, как устойчивая система общественно-значимых черт его характера и индивидуально-типологических особенностей, предъявляемых им во взаимодействии с другим человеком.

Различные подходы к определению личности человека и к установлению его структуры. Система социально-биологических подструктур личности человека по А.Г. Гройсману. Направленность личности: система мотивов, взгляды, мировоззрение, уже сформированный жизненный опыт, нравственные ориентиры и ценности, потребности, материальные возможности.

Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные. Социализация потребностей. Способы удовлетворения потребностей безопасных для человека и общества в целом: сроки, нормы удовлетворения.

Психология делового общения и взаимодействия.

Общее представление о психологическом общении. Функции, механизмы, средства, структура общения как науки. Профессиональное общение. Роль и место общения в структуре делового взаимодействия. Взаимосвязь общения с учетом индивидуальных особенностей человека.

Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению. Методика самопознания. Формирование индивидуального стиля общения. Речевые уровни уверенного поведения.

Технология общения в различных деловых ситуациях. Субъектная, предметная, инструментальная и процедурная составляющие технологии общения.

Вербальные – невербальные, рецептивные – продуктивные коммуникативные умения. Психотехника общения.

П е д а г о г и к а: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование, как общечеловеческая ценность, образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразование.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающаяся функция обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

Структура и содержание дисциплины «Психология и педагогика»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 50 часов (лекции – 16 часов, практические занятия – 16 часов, самостоятельная работа – 18 часов).



п/п

Раздел

Дисциплины

Неде

ля

семес-

тра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)




Общие вопросы

1, 2

Лекции – 2 часа,
практическое занятие – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа

Создание презентации



История образования

3, 4

Лекции – 2 часа, практическое занятие – 2 часа самостоятельная работа – 2 часа

Тестирование,

Диагностическая ролевая игра



Учебный процесс: теоретические и технологические основы

5, 6

Лекции– 2 часа, практические занятия – 2 часов, самостоятельная работа – 4 часа

Деловая игра «Учитель – ученик»



Процесс воспитания:

7, 8

Лекции – 2 часа, практические занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа

Портфолио, защита проектов на занятии, защита портфолио, общественная экспертиза



Введение в психологию

9, 10

Лекции – 2 часа,
практическое занятие – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа

Психологическая диагностика,

Использование дискуссии



Системные элементы психики

11, 12

Лекции – 2 часов, практическое занятие – 2 часа самостоятельная работа – 2 часа

Создание презентаций, психологические тесты, творческие задания



Психические состояния

13, 14

Лекции– 2 часа, практические занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа

Составление карты психических состояний, создание мини-теста, решение проблемных ситуаций



Психические свойства личности

15, 16

Лекции – 2 часов, практические занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа


Психологические тесты, эссе на тему «Кто Я», оставление психологических рекомендаций для людей с разными личностными особенностями




Промежуточная аттестация







Экзамен


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить логическую схему, отражающую содержание темы «Современный преподаватель».

  2. Написать эссе на тему (по выбору): «Педагогика – наука или искусство?», «Что значит быть образованным?», «Педагогика в работе специалиста-биолога»

  3. зучение статьи К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы» с помощью технологии «Шесть шляп мышления» (Э. де Боно).

  4. Выполнить групповой проект по одной из воспитательных проблем.

  5. Составить презентацию «Мыслители древности и их вклад в психологию»

  6. Написать эссе на тему (по выбору): «Психология и я», «Зачем знать психологию?».

  7. Работа с психологическими журналами «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психология в интернете»: подготовка аналитического сообщения по результатам изучения прогрессивных идей современных психологов.

  8. Составить характеристики личности с разработкой рекомендаций для развития и совершенствования (по итогам самодиагностики).

  9. Разработать ментальную карту (интеллект-карту) по одной из психологических проблем.

  10. Выполнить индивидуальный проект по созданию комплекса развивающих упражнений любого ППП.


Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Основные требования к современному преподавателю.

  2. Педагогические способности: сущность, основные компоненты, возможности развития.

  3. Предмет и задачи педагогики, основные педагогические категории.

  4. Место педагогики в системе наук, система педагогических наук.

  5. Система образования в РФ: сущность, структура, принципы. Новые типы образовательных учреждений.

  6. Педагогический процесс как система и целостное явление.

  7. Цель и задачи образования: культурологический и компетентностный подходы. Объективный характер цели и задач образования.

  8. Содержание образования: характеристика основных компонентов и связей между ними.

  9. Учебные планы, стандарты, программы, учебники, как документы отражающие содержание образования. Основные направления их корректировки в настоящее время: дифференциация, интеграция, гуманизация, гуманитаризация.

  10. Методы обучения.

  11. Формы и системы форм организации обучения.

  12. Педагогические технологии: традиции и инновации.

  13. Диагностика результатов образования.

  14. Взаимосвязь педагогической науки (исследования) и педагогической действительности (практики). Понятие о педагогических закономерностях, принципах, правилах.

  15. Процесс воспитания: сущность, методологические основы, движущие силы, компоненты.

  16. Педагогика сотрудничества.

  17. Связь воспитания с обучением, развитием, самовоспитанием, перевоспитанием. Особенности процесса воспитания.

  18. Процесс формирования отношения. Уровни эмоционально-ценностных отношений.

  19. Трудовое воспитание школьников: цель, задачи, виды и формы организации трудовой деятельности, условия эффективности. Современные проблемы.

  20. Нравственное воспитание учащихся: цель и задачи, особенности нравственных отношений личности, система нравственного воспитания в школе.

  21. Профессиональная ориентация: основные понятия, основы профессиографии.

  22. Эстетическое воспитание учащихся: сущность, объекты эстетическое воздействия, характеристика эстетической культуры современных школьников.

  23. Физическое воспитание.

  24. Понятие о методах воспитания. Система методов воспитания, характеристика основных методов.

  25. Педагогические основы воспитания детей в семье. Современные проблемы и ошибки в семейном воспитании.

  26. Проблемы взаимодействия личности и группы: виды групп, механизмы влияния группы на личность, формальная и неформальная структура коллектива, деятельность и общение  средства формирования детского коллектива.

  27. Модели образовательного процесса и стили педагогической деятельности (общения).

  28. Предмет психологии.

  29. Развитие взглядов на предмет психологии, принципы психологии.

  30. Психология в системе наук. Отрасли психологической науки.

  31. Психика и отражение. Уровни отражения.

  32. Развитие психики в филогенезе.

  33. Психические явления.

  34. Психические познавательные процессы.

  35. Ощущение. Анатомо – физиологические механизмы.

  36. Классификация ощущений, их характеристика.

  37. Восприятие. Особенности восприятия.

  38. Внимание. Физиологические механизмы. Свойства и функции.

  39. Память. Физиологические основы памяти.

  40. Виды памяти. Понятие мнемотехники.

  41. мышление. Мыслительные операции.

  42. Речь. Виды и функции речи.

  43. Связь речи и мышления.

  44. воображение. Виды и формы воображения.

  45. Эмоции. Классификация эмоций.

  46. Воля как процесс сознательной регуляции поведения.

  47. Связь воли и чувств.

  48. психические свойства.

  49. Темперамент. История развития представлений о темпераменте.

  50. Характер. Соотношение темперамента и характера.

  51. Типологии характера. Понятие об акцентуации характера.

  52. Способности: общие и специальные.

  53. Интеллект как общая способность.

  54. Понятие одаренности.

Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

  1. Бабакова Т.А. Педагогика: история педагогики и образования: Учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008.

  2. Бабакова Т.А. Педагогика: теоретические и технологические основы образования: Учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008.

  3. Бабакова Т.А. Педагогика: Методическое пособие. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008.

  4. Педагогические технологии: Методические рекомендации. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. 95 с.


б) Дополнительная литература:

  1. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.

  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000

  4. Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.3. М.: Академия, 2006

  5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М., Высшее образование, 2006.

  6. Общая психология. Тексты: В 3 т.т. / Отв. ред. В.В. Петухов. Ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. М.: УМК Психология; Генезис, МПСИ, 2001- 2006.

  7. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.

  8. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002.

  9. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003.

  10. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж: МПСИ, 1998.

  11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998

  12. Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001.

  13. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007.

  14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

  15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2002.

  16. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001.

  17. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М: ЧеРо, 2001.

  18. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. М.: Вече, АСТ, 2000.

  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 2002.

  20. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

  21. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.1. М.: Академия, 2006

  22. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию». Ред. Е.Е.Соколова, М., 1999.

  23. Шифман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003.

  24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. http://phis.org.ru/psychology/saity.shtml#

  2. http://laiko.narod.ru/index.html

  3. http://psiholog.g3g.ru

  4. http://psychology.net.ru/download/content/tests.html

Петрозаводский университет обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Основные методики и приемы изложения курса включают в себя:
- проблемное изложение теоретического лекционного материала;

- обсуждение вопросов в дискуссионной форме в рамках семинарских занятий;

- осуществление текущего, промежуточного и итогового контроля.
Формы контроля:

- текущий контроль осуществляется в процессе проведения семинарских занятий в форме устных выступлений, подготовки докладов, выполнения письменных заданий;

- промежуточный контроль осуществляется через контрольные работы и тесты по отдельным темам;

- итоговый контроль производится в форме экзамена по основным вопросам изучения учебного курса.


Автор: Терюшкова Ю.Ю.

Лист обновления (АКТУАЛИЗАЦИИ)

рабочей программы ДИСЦИПЛИНЫ
Название дисциплины – Психология и педагогика
Факультет, на котором преподается дисциплина – кафедра туризма
Специальность / направление подготовки – 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм
В рабочую программу учебной дисциплины на 2010/11 учебный год внесены следующие изменения:
В список основных источников добавлены учебники:


  1. Терюшкова Ю.Ю. Рабочая тетрадь по психологии: методическое пособие. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010 – 128 с.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры кафедры педагогики и психологии от ________________ 2010 года, протокол №_______.


Зав. кафедрой: доктор педагогических наук, профессор __________Бабакова Т. А.

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» рассмотрена и переутверждена с изменениями на заседании кафедры туризма ______________2010 года, протокол №_____


Зав. кафедрой туризма _______________________ Э.Н. Павлова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
«Психология и педагогика» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
«Психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
«Психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
«Психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
«Психология и педагогика» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»
«Психология и педагогика» icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (мггу)
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
«Психология и педагогика» iconКонспект занятия «Мой характер»
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
«Психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
«Психология и педагогика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
«Психология и педагогика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
«Психология и педагогика» iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,...
«Психология и педагогика» iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,...
«Психология и педагогика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность: 030900. 00 – дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью – коррекционная педагогика и специальная...
«Психология и педагогика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика...
«Психология и педагогика» iconРоссийской федерации
«Психология и социальная педагогика», «Психология и педагогика инклюзивного образования» и «Психология образования»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск