Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста





Скачать 385.39 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста
страница1/4
Дата публикации16.07.2013
Размер385.39 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины
  1   2   3   4
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»


Факультет электроники и телекоммуникаций
Программа дисциплины

для направления/ специальности [220501.65 Управление качеством], подготовки специалиста.

Автор программы:

Одобрена на заседании кафедры « » сентября 2012 г

Зав. кафедрой __________________________
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель ______________________________
Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2012

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направлений/ специальностей 220501.65 Управление качеством.
Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.

2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика» являются:

    • Формирование у студентов общих представлений об особенностях психологии как науки, ее месте в системе других наук, основных отраслях, методах, понятиях и проблемах.

    • Знакомство с историческим развитием предмета психологии и основными направлениями в психологии.

    • Формирование общих представлений о закономерностях возникновения, развития и функционирования психической жизни человека.

    • Знакомство студентов с основами психологии личности, с важнейшими индивидуальными особенностями человека, с регуляторными и когнитивными психическими процессами.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать базовые понятия психологической науки, ее основные направления и методы, важнейшие закономерности психической жизни человека.

Уметь отличать житейскую и научную формы психологического знания;

психологические проблемы в познании человека от проблем, относящихся к иным областям знания.

Формировать способность к анализу собственного поведения, действий другого человека и экономического поведения.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурная

Понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии

ОК-2

Дает определение предмета психологической науки, распознает житейскую и научную формы психологического знания, демонстрирует знание основных понятий, психологических феноменов, методов и направлений, существующих в психологической науке.

Лекции

Общекультурная

Владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

ОК-3

Понимает особенности и закономерности функционирования и развития психики. Умеет анализировать психологические теории.

Лекции


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общих профессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Философия, Социология, Введение в историю и практику университетской культуры.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание биологии на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении всех прочих гуманитарных дисциплин блока «Социальные науки и социально-экономическая история».

5. Тематический план учебной дисциплины







Название темы

ВВсего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

1.

Общая характеристика психологии как науки

6

2

2

2.

Методы психологического исследования

6

2

2

3.

Становление предмета психологии

8

4

4

4.

Возникновение и развитие психики в филогенезе

8

2

2

5.

Неосознаваемые процессы


8

2

2

6.

Возникновение, историческое развитие и структура сознания

7

2

2

7.

Проблема самосознания в психологии

7

2

2

8.

Введение в психологию личности

6

2

2

9.

Потребностно-мотивационная сфера личности

10

2

2

10.

Эмоционально-волевая регуляция поведения

8

2

2

11.

Индивидуально-типологические свойства личности: темперамент, характер, способности

10

2

2

12.

Сенсорно-перцептивные процессы

8

2

2

13.

Внимание и память

8


2



2


14.

Мышление и речь

8

2


2






ИТОГО


68

34

34

6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)







*

*




Работа на семинарских занятиях (выступления, обсуждения, доклады).


Промежуточный

Эссе







3




5-10 страниц

Итоговый

Зачет







*




письменный зачет 90 мин




    1. Критерии оценки знаний, навыков


Эссе – умение выявить проблемы в избранной теме, проанализировать их, аргументированно изложить собственное мнение; продемонстрировать творческий подход к осмыслению предложенной темы.

Зачет – знание базовых понятий, основных методов и направлений психологической науки; знание основных подходов, фактов и закономерностей психической жизни человека.


7. Содержание дисциплины



ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Основные значения термина "психология". Описательная характеристика психических явлений. Психологическое знание в обыденной жизни. Общее понятие о психологии как науке. Особенности психологии как науки. Сравнение житейской, художественной и научной форм психологического знания.

Место психологии в системе наук о человеке. Научная психология и практика. Основные задачи психологии.

Объект и предмет психологии. Характеристика основных отраслей психологии.

Сферы проявления психической жизни человека. Различие между психическими явлениями и психологическими фактами.
ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 9-21 (лекция 1).

  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 13-33.

Дополнительная:

  1. Годфруа Ж. Происхождение слова «Психология» // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 14.

  2. Годфруа Ж. Чем занимаются психологи? // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 40-46.

  3. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 27-34.

  4. Петухов В.В., Столин В.В. Значение слова «психология» // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 15-16.

  5. Петухов В.В., Столин В.В. Отрасли психологии. Формы сотрудничества научной и житейской психологии // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 47-50.


ТЕМА 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методология и методы психологического познания. Классификация методов психологического исследования.

Стратегии и организационные методы исследования: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, когортно-последовательный план исследования; экспериментальные, полевые и корреляционные исследования.

Наблюдение и его виды. Типичные ошибки наблюдения.

Виды психологического эксперимента. Ситуация эксперимента: личность экспериментатора и личность испытуемого.

Тесты и их виды. Возможности и ограничения их применения.

Беседа, анализ продуктов деятельности и другие методы психологии.
ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 33-38.

Дополнительная:

1. Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб.: Питер, 2002. С. 45-60.

2. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 21-35.
ТЕМА 3. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

Психологические знания в рамках учений о душе. Античная философия и ее вклад в развитие представлений о душе (Демокрит, Платон, Аристотель).

Явления сознания как предмет психологии. Основы научной психологии В. Вундта. Явления и свойства сознания. Метод интроспекции: проблемы и трудности.

Направления критики экспериментальной психологии сознания. Период «открытого кризиса» в психологии.

Основные направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки.

Бихевиоризм. Поведение как предмет психологии. Основная схема изучения поведения в бихевиоризме, представление о научении. Проблема объективного метода в психологии. Необихевиоризм.

Гештальтпсихология. Феноменальное поле как предмет психологии.

Бессознательное как предмет психологии (психоаналитические концепции). Методы исследования бессознательного.

Гуманистическая психология. Модель самоактуализирующейся личности как предмет психологии.

Когнитивная психология. Модели познавательных процессов.

Культурно-историческая психология. «Вершинная» психология. Высшие психические функции как предмет психологии.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 22-66 (лекции 2, 3, 4).

  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 40-77.

Дополнительная:

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / Отв. Ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 416-437.

  2. Леонтьев А.Н. Развитие исторического пдхода в советской психологии // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 438-440.

  3. Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть» // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С.186-202.

  4. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 203-211.

  5. Фрейд З. Сознание и бессознательное // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 164-168.

  6. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 116-119.



ТЕМА 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ
Психика: определение, основные формы проявления, функции.

Проблема возникновения психики в эволюции. Разные точки зрения на решение этой проблемы.

Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе. Раздражимость. Чувствительность как элементарная форма психического отражения.

Стадии элементарной (сенсорной) и перцептивной психики. Формы поведения животных: инстинктивное и индивидуально-изменчивое поведение. Основные характеристики психического развития животных на стадии интеллекта.

Сравнение психики животных и человека. Условия возникновения сознания.
ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 169-197 (лекция 11).

  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 80-90.

Дополнительная:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 223-243 (лекция 13).

  2. Леонтьев А.Н. Стадия элементарной сенсорной психики. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 349-360.

  3. Леонтьев А.Н. Стадия перцептивной психики. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 361-365.

  4. Леонтьев А.Н. Стадия интеллекта. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 366-373.


ТЕМА 4. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ (семинарское занятие)
Неосознаваемые процессы и их классификация.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

Бессознательное и установка (Д.Н. Узнадзе). Экспериментальные исследования фиксированной установки.

Понятие бессознательного в психоанализе З. Фрейда. Структура и динамика психической жизни по З. Фрейду. Проблема защитных механизмов личности. Проблема бессознательного в индивидуальной психологии А.Адлера. Личное и коллективное бессознательное (К. Юнг).

Методы исследования бессознательного в психоанализе

Надсознательные процессы. Неосознаваемые процессы и творчество.
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 67-98 (лекции 5, 6).

  2. Фрейд З. Сознание и бессознательное // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 164-168.

  3. Фрейд З. О забывании // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 169-184.

Дополнительная:

  1. Саймон Б. Платон и Фрейд: психика в конфликте и психика в диалоге // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 419-443.

  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2003. С.290-344.

  3. Фрейд 3. Разделение психической личности // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 402-418.

  4. Хьелл Л., Зиглер Д. [Механизмы защиты] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 279-285.

  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999. С. 106-133; 146-151; 197-209.

  6. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 2002. С. 383-422; С. 437-446.

  7. Юнг К. [Структура души] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 453-475.



ТЕМА 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ
Свойства сознания (психология сознания В. Вундта, У. Джеймса) и основные процессы сознания.

Высшие психические функции человека: их строение, свойства, генезис. Культурно-истричечская концепция Л.С. Выготского. Общее представление о знаковом опосредствовании и интериоризации.

Предпосылки возникновения сознания в антропогенезе. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении сознания.

Структура сознания по А.Н. Леонтьеву: чувственная ткань, значение, личностный смысл.

Проблемы онтогенетического развития психики.

Измененные состояния сознания.


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 29-35; 198-222 (лекции 2, 12).

  2. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 405-415; 542-546.

  3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 91-95; 121-126.

Дополнительная:

  1. Леонтьев А.Н. Условия возникновения сознания // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 377-383.

  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. С. 134-150.

  3. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2003. С.426-444.


ТЕМА 7. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Самосознание и его место в психической организации человека. Сознание и самосознание. Проблема возникновения самосознания.

Проблема «Я» в психологии: «Я» как объект и субъект. Физическое, социальное и духовное «Я» (У.Джеймс).

Характеристика структурных компонентов самосознания:

  • Когнитивный компонент (Я-образ: особенности и виды);

  • Эмоционально-оценочный компонент (виды самооценки, механизмы самооценивания, самоотношение);

  • Поведенческий компонент (саморегуляция, самоэффективность, локус контроля, стратегии самопрезентации и защиты Я-концепции).

Изменчивость и стабильность Я-концепции.

Самооценка и уровень притязаний.
ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 313-322 (из лекции 16).

  2. Самосознание личности. Я-концепция: структура, основные функции и развитие. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 130-182.

Дополнительная:

  1. Бернс Р. Что такое Я-концепция? // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 130-143.

  2. Джемс У. Личность // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара. 2000. С. 7-44.

  3. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара. 2000. С. 45-122.

  4. Сталин В.В. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С.144 - 155.



ТЕМА 8. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ
Сущность и соотношение понятий: человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. Понимание личности в широком и узком смысле слова. Основные факторы и механизмы развития личности. Социальные условия становления и развития личности. Жизненный путь личности.

Личность и ее структура. Стратегии изучения личности. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения личности. «Факторная» стратегия изучения личности. «Блочная» стратегия изучения строения личности. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности.

«Два рождения личности», их критерии по А.Н. Леонтьеву. «Феномен горькой конфеты» и его психологический смысл.

Личностный рост: общее представление. Самоактуализация, ее основные пути и способы достижения. Общая характеристика развивающейся личности.
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2002. С. 114-134; 244-246; 292-313.

  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 365-406.

Дополнительная:

  1. Маслоу А.Г. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья// Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С.267 - 302.

  2. Мейли Р. Структура личности // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 332-340.

  3. Олпорт Г. [Теория черт] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С.341-383.

  4. Петухов В.В. Понятие личности. Функциональные различия природы и культуры // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 274-284.

  5. Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть» // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 186-202.

  6. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 203-212.

  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б.Ф.Скиннер // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 215 - 221.

  8. Хьелл Л., Зиглер Д. Подход к личности с позиции факторного анализа //Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 384-401.



ТЕМА 9. ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Потребностно-мотивационная сфера личности. Потребности: определение, виды, развитие. Основные виды потребностей и проблемы их классификации.

Функции и основные виды мотивов. Побуждение и смыслообразование как основные функции мотива.

Мотивация и личность. Иерархия мотивов как основание личности. Роль соподчинения мотивов в становлении и развитии личности. Проблема осознания собственных мотивов. Мотивационные конфликты, их исследование и возможные способы разрешения.

Мотивация и ее виды: краткая характеристика. Мотивация достижения, познавательная мотивация, мотивация аффилиации, мотивация власти, просоциальные и антисоциальные мотивы

Изучение мотивации в школе К. Левина.

Мотивация и деятельность. Оптимум мотивации. Влияние мотивации на продуктивность деятельности
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2002. С. 114-134.

  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 129-173.

Дополнительная:

  1. Готтсданкер Р. [Закон Йеркса-Додсона: исследование научения и определение оптимального уровня его стимуляции] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 248-253.

  2. Левин К.,Дембо Т., Фестингер Л., Сире Р. Уровень притязаний. //Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 235-247.

  3. Маслоу А. Базовые потребности. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 475-492.

  4. Нюттен Ж. [Познавательная и социальная мотивации] // Подход к личности с позиции факторного анализа // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 112-126.

  5. Хекхаузен X. [Исследования мотивов аффиляции, власти, помощи и агрессии] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 127-168.

  6. Фресс П. Оптимум мотивации // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 254-259.



ТЕМА 10. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Определение и функции эмоций. Классификация эмоциональных переживаний. Функции эмоций. Фундаментальные эмоции человека. Выражение эмоций. Культурные и индивидуальные различия в выражении эмоций.

Эмоциогенные ситуации и эмоциональные реакции. Теоретические представления об условиях возникновения эмоций. Теории эмоций: Теория Джеймса-Ланге, теория Кэннона-Барда, двухфакторная теория Шахтера эволюционные теории эмоций, информационная теория эмоций (П.В. Симонов).

Представление о стрессе. Индивидуальные стили реагирования на стресс: защита или совладание.

Личностные эмоциональные особенности.

Представление о волевом процессе. Критерии волевого поведения. Структура волевого акта. Борьба мотивов и принятие решения. Когнитивный диссонанс.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 174-211.

  2. Вейтен У. Теории эмоций // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 466-473.

  3. Леонтьев А.Н. Эмоциональные процессы // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 454-455.

  4. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 495-500.

Дополнительная:

  1. Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 501-542.

  2. Петухов В.В. Критерии воли. Общие ситуации, требующие произвольной и волевой регуляции поведения // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 626- 640.

  3. Рубинштейн С.Л. Волевой процесс // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 615-625.

  4. Симонов П.В. Информационная теория эмоций // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 480-487.

  5. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса и его исследования //Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 645-665.



ТЕМА 11. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ: ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ

Общее понятие о темпераменте и его проявлениях. Психологическое описание темпераментов.

Системы объяснения темперамента. Гуморальная концепция темперамента (Гиппократ, К. Гален). Конституциональные типологии темперамента (Э. Кречмер, В. Шелдон).

Тип темперамента в концепции свойств и типов высшей нервной деятельности (И.П. Павлов).

Современное состояние проблемы темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Развитие представлений о характере. Характер и темперамент. Характер и личность.

Общее представление о строении характера. Черты характера и стратегии их выделения. Проблема акцентуаций характера.

Понятие «способности». Способности и задатки. Развитие способностей. Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность. Особенности творческой личности.
ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 244-291 (лекция 15).

  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 406-416.

Дополнительная:

  1. Личко А.Е. Определение и типы психопатий и акцентуаций характера //Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 268-298.

  2. Небылицын В.Д. Темперамент // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 104-110.

  3. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности: двенадцать стратегий обучения творческому мышлению //Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 84-103.

  4. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 32-42.

  5. Фромм Э. Типы социальных характеров деятельности // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 349-377.

ТЕМА 12. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Познавательная активность человека. Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление.

Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно временная протяженность.

Классификация ощущений. Взаимодействие ощущений.

Чувствительность и ее измерение. Динамика чувствительности: адаптация и

сенсибилизация.

Общая характеристика восприятия. Свойства восприятия. Модель перцептивного цикла У. Найссера. Принципы организации перцептивного образа.
ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 239-276.

  2. Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 554-559.

Дополнительная:

  1. Оллпорт Ф. Феномены // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 560-567.

  2. Грегори Р. Неоднозначные фигуры. Рисование на плоскости// Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 568-574.

  3. Липер Р. Жена или теща (резюме) // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 578-579.


ТЕМА 13. ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
Сущность и функции внимания. Специфика внимания как психического процесса. Внимание как интериоризованная деятельность контроля (П.Я. Гальперин).

Основные свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание и их характеристика.

Индивидуальные особенности внимания. Внимание и деятельность личности. Ошибки внимания.

Память как сложный познавательный процесс. Функции памяти в индивидуальной жизнедеятельности.

Основные виды памяти. Сенсорная, кратковременная, долговременная и оперативная память. Вербальная, образная, двигательная и эмоциональная память.

Закономерности мнемических процессов. Закономерности непроизвольного и произвольного запоминания. Непосредственное и опосредствованное запоминание.

Сохранение и забывание: феномены и закономерности. Воспроизведение и его формы. Узнавание, припоминание, воспоминание. Автобиографическая память. Забывание и его закономерности. Феномен реминисценции.

Причины, влияющие на продуктивность памяти. Индивидуальные особенности памяти. Феноменальная память.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 213-237; 278- 317.

Дополнительная:

  1. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб., 2002.

  2. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // А.Р. Лурия. Романтические эссе. М., 1996.

  3. Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 554-559.

  4. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1998.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2002. С. 256-294; 417-419; 423-431.


ТЕМА 14: МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Общая характеристика мышления. Процессуальный и мотивационно-эмоциональный компоненты мышления.

Мышление как процесс решения задач. Структура решения мыслительной задачи.

Виды мышления. Виды мыслительной деятельности и критерии их классификации. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Теоретическое и практическое мышление. Вербальное и инструментальное мышление. Творческое, и репродуктивное мышление. Рациональное и интуитивное мышление.

Характеристика операций мышления и логических форм мышления.

Мышление и речь. Характеристика внешней и внутренней речи. Эгоцентрическая речь и ее роль в развитии ребенка. Спор Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о функциях, динамике и роли эгоцентрической речи.

Проблема творческого мышления. Креативность.
ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат 2004. С. 320-363.


Дополнительная:

  1. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 597-607.

  2. Джеймс У. Мышление // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 583-590.

  3. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 34-64.

  4. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2002.



18. Образовательные технологии



Данная дисциплина состоит из лекционных и семинарских занятий. Ряд семинарских занятий строится в виде дискуссий, деловых игр и разбора практических задач по отдельным вопросам.

29. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconПрограмма дисциплины «Основы обеспечения качества»  для специальности...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconМетодическое пособие для студентов специальности 220501 «Управление качеством»
Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов сф ргуитп, которые участвуют в реализации завершающего этапа основной...
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconПрограмма дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Гербер Л. П., Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 220501. 65 «Управление...
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
В. П. Авдеева. Основы правовой охраны интеллектуальной собственности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconПрограмма дисциплины «ипи-технологии»  для направления 220501. 62 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconРабочая программа для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством»

Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconПрограмма дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconПрограмма дисциплины «История» для направления 221400. 62 "Управление качеством"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Управление качеством»...
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconПрограмма дисциплины «Методы планирования и организации эксперимента»...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconПрограмма дисциплины «Методы и средства измерений, испытаний и контроля»...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconСогласие пациента на операцию устранение деформации передней брюшной стенки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconПримерная программа дисциплины "Управление качеством" Рекомендуется...
Управление качеством в современных условиях международной конкуренции становится востребованным на всех уровнях управления, начиная...
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconФедеральное государственно бюджетное учреждения науки Институт психологии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста iconРабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки
Управление качеством: рабочая программа / авт сост. Стефанова Т. Г. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 16 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск