Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»
Факультет электроники и телекоммуникаций Программа дисциплины
для направления/ специальности [220501.65 Управление качеством], подготовки специалиста.
Автор программы:
Одобрена на заседании кафедры « » сентября 2012 г
Зав. кафедрой __________________________ Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г
Председатель ______________________________ Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.
Ученый секретарь ________________________
Москва, 2012
1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направлений/ специальностей 220501.65 Управление качеством. Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.
2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика» являются:
Формирование у студентов общих представлений об особенностях психологии как науки, ее месте в системе других наук, основных отраслях, методах, понятиях и проблемах.
Знакомство с историческим развитием предмета психологии и основными направлениями в психологии.
Формирование общих представлений о закономерностях возникновения, развития и функционирования психической жизни человека.
Знакомство студентов с основами психологии личности, с важнейшими индивидуальными особенностями человека, с регуляторными и когнитивными психическими процессами.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать базовые понятия психологической науки, ее основные направления и методы, важнейшие закономерности психической жизни человека.
Уметь отличать житейскую и научную формы психологического знания;
психологические проблемы в познании человека от проблем, относящихся к иным областям знания.
Формировать способность к анализу собственного поведения, действий другого человека и экономического поведения.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Общекультурная
Понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии
| ОК-2
| Дает определение предмета психологической науки, распознает житейскую и научную формы психологического знания, демонстрирует знание основных понятий, психологических феноменов, методов и направлений, существующих в психологической науке.
| Лекции
| Общекультурная
Владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений
| ОК-3
| Понимает особенности и закономерности функционирования и развития психики. Умеет анализировать психологические теории.
| Лекции
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к циклу общих профессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Философия, Социология, Введение в историю и практику университетской культуры.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знание биологии на уровне программы средней общеобразовательной школы
Знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении всех прочих гуманитарных дисциплин блока «Социальные науки и социально-экономическая история».
5. Тематический план учебной дисциплины
№
| Название темы
| ВВсего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| 1.
| Общая характеристика психологии как науки
| 6
| 2
| 2
| 2.
| Методы психологического исследования
| 6
| 2
| 2
| 3.
| Становление предмета психологии
| 8
| 4
| 4
| 4.
| Возникновение и развитие психики в филогенезе
| 8
| 2
| 2
| 5.
| Неосознаваемые процессы
| 8
| 2
| 2
| 6.
| Возникновение, историческое развитие и структура сознания
| 7
| 2
| 2
| 7.
| Проблема самосознания в психологии
| 7
| 2
| 2
| 8.
| Введение в психологию личности
| 6
| 2
| 2
| 9.
| Потребностно-мотивационная сфера личности
| 10
| 2
| 2
| 10.
| Эмоционально-волевая регуляция поведения
| 8
| 2
| 2
| 11.
| Индивидуально-типологические свойства личности: темперамент, характер, способности
| 10
| 2
| 2
| 12.
| Сенсорно-перцептивные процессы
| 8
| 2
| 2
| 13.
| Внимание и память
| 8
|
2
|
2
| 14.
| Мышление и речь
| 8
| 2
| 2
|
|
ИТОГО
| 68
| 34
| 34
|
6. Формы контроля знаний студентов Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры
| 1
| 2
| 3
| 4
| Текущий
(неделя)
|
|
| *
| *
|
| Работа на семинарских занятиях (выступления, обсуждения, доклады).
| Промежуточный
| Эссе
|
|
| 3
|
| 5-10 страниц
| Итоговый
| Зачет
|
|
| *
|
| письменный зачет 90 мин
|
Критерии оценки знаний, навыков
Эссе – умение выявить проблемы в избранной теме, проанализировать их, аргументированно изложить собственное мнение; продемонстрировать творческий подход к осмыслению предложенной темы.
Зачет – знание базовых понятий, основных методов и направлений психологической науки; знание основных подходов, фактов и закономерностей психической жизни человека.
7. Содержание дисциплины
ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Основные значения термина "психология". Описательная характеристика психических явлений. Психологическое знание в обыденной жизни. Общее понятие о психологии как науке. Особенности психологии как науки. Сравнение житейской, художественной и научной форм психологического знания.
Место психологии в системе наук о человеке. Научная психология и практика. Основные задачи психологии.
Объект и предмет психологии. Характеристика основных отраслей психологии.
Сферы проявления психической жизни человека. Различие между психическими явлениями и психологическими фактами. ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 9-21 (лекция 1).
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 13-33.
Дополнительная:
Годфруа Ж. Происхождение слова «Психология» // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 14.
Годфруа Ж. Чем занимаются психологи? // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 40-46.
Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 27-34.
Петухов В.В., Столин В.В. Значение слова «психология» // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 15-16.
Петухов В.В., Столин В.В. Отрасли психологии. Формы сотрудничества научной и житейской психологии // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 47-50.
ТЕМА 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методология и методы психологического познания. Классификация методов психологического исследования.
Стратегии и организационные методы исследования: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, когортно-последовательный план исследования; экспериментальные, полевые и корреляционные исследования.
Наблюдение и его виды. Типичные ошибки наблюдения.
Виды психологического эксперимента. Ситуация эксперимента: личность экспериментатора и личность испытуемого.
Тесты и их виды. Возможности и ограничения их применения.
Беседа, анализ продуктов деятельности и другие методы психологии. ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 33-38.
Дополнительная:
1. Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб.: Питер, 2002. С. 45-60.
2. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 21-35. ТЕМА 3. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ
Психологические знания в рамках учений о душе. Античная философия и ее вклад в развитие представлений о душе (Демокрит, Платон, Аристотель).
Явления сознания как предмет психологии. Основы научной психологии В. Вундта. Явления и свойства сознания. Метод интроспекции: проблемы и трудности.
Направления критики экспериментальной психологии сознания. Период «открытого кризиса» в психологии.
Основные направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки.
Бихевиоризм. Поведение как предмет психологии. Основная схема изучения поведения в бихевиоризме, представление о научении. Проблема объективного метода в психологии. Необихевиоризм.
Гештальтпсихология. Феноменальное поле как предмет психологии.
Бессознательное как предмет психологии (психоаналитические концепции). Методы исследования бессознательного.
Гуманистическая психология. Модель самоактуализирующейся личности как предмет психологии.
Когнитивная психология. Модели познавательных процессов.
Культурно-историческая психология. «Вершинная» психология. Высшие психические функции как предмет психологии.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 22-66 (лекции 2, 3, 4).
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 40-77.
Дополнительная:
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / Отв. Ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 416-437.
Леонтьев А.Н. Развитие исторического пдхода в советской психологии // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 438-440.
Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть» // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С.186-202.
Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 203-211.
Фрейд З. Сознание и бессознательное // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 164-168.
Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 116-119.
ТЕМА 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ Психика: определение, основные формы проявления, функции.
Проблема возникновения психики в эволюции. Разные точки зрения на решение этой проблемы.
Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе. Раздражимость. Чувствительность как элементарная форма психического отражения.
Стадии элементарной (сенсорной) и перцептивной психики. Формы поведения животных: инстинктивное и индивидуально-изменчивое поведение. Основные характеристики психического развития животных на стадии интеллекта.
Сравнение психики животных и человека. Условия возникновения сознания. ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 169-197 (лекция 11).
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 80-90.
Дополнительная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 223-243 (лекция 13).
Леонтьев А.Н. Стадия элементарной сенсорной психики. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 349-360.
Леонтьев А.Н. Стадия перцептивной психики. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 361-365.
Леонтьев А.Н. Стадия интеллекта. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 366-373.
ТЕМА 4. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ (семинарское занятие) Неосознаваемые процессы и их классификация.
Неосознаваемые механизмы сознательных действий.
Бессознательное и установка (Д.Н. Узнадзе). Экспериментальные исследования фиксированной установки.
Понятие бессознательного в психоанализе З. Фрейда. Структура и динамика психической жизни по З. Фрейду. Проблема защитных механизмов личности. Проблема бессознательного в индивидуальной психологии А.Адлера. Личное и коллективное бессознательное (К. Юнг).
Методы исследования бессознательного в психоанализе
Надсознательные процессы. Неосознаваемые процессы и творчество. ЛИТЕРАТУРА.
Основная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 67-98 (лекции 5, 6).
Фрейд З. Сознание и бессознательное // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 164-168.
Фрейд З. О забывании // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 169-184.
Дополнительная:
Саймон Б. Платон и Фрейд: психика в конфликте и психика в диалоге // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 419-443.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2003. С.290-344.
Фрейд 3. Разделение психической личности // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 402-418.
Хьелл Л., Зиглер Д. [Механизмы защиты] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 279-285.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999. С. 106-133; 146-151; 197-209.
Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 2002. С. 383-422; С. 437-446.
Юнг К. [Структура души] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 453-475.
ТЕМА 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ Свойства сознания (психология сознания В. Вундта, У. Джеймса) и основные процессы сознания.
Высшие психические функции человека: их строение, свойства, генезис. Культурно-истричечская концепция Л.С. Выготского. Общее представление о знаковом опосредствовании и интериоризации.
Предпосылки возникновения сознания в антропогенезе. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении сознания.
Структура сознания по А.Н. Леонтьеву: чувственная ткань, значение, личностный смысл.
Проблемы онтогенетического развития психики.
Измененные состояния сознания.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 29-35; 198-222 (лекции 2, 12).
Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 405-415; 542-546.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 91-95; 121-126.
Дополнительная:
Леонтьев А.Н. Условия возникновения сознания // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 377-383.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. С. 134-150.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2003. С.426-444.
ТЕМА 7. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Самосознание и его место в психической организации человека. Сознание и самосознание. Проблема возникновения самосознания.
Проблема «Я» в психологии: «Я» как объект и субъект. Физическое, социальное и духовное «Я» (У.Джеймс).
Характеристика структурных компонентов самосознания:
Когнитивный компонент (Я-образ: особенности и виды);
Эмоционально-оценочный компонент (виды самооценки, механизмы самооценивания, самоотношение);
Поведенческий компонент (саморегуляция, самоэффективность, локус контроля, стратегии самопрезентации и защиты Я-концепции).
Изменчивость и стабильность Я-концепции.
Самооценка и уровень притязаний. ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 313-322 (из лекции 16).
Самосознание личности. Я-концепция: структура, основные функции и развитие. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 130-182.
Дополнительная:
Бернс Р. Что такое Я-концепция? // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 130-143.
Джемс У. Личность // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара. 2000. С. 7-44.
Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара. 2000. С. 45-122.
Сталин В.В. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С.144 - 155.
ТЕМА 8. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ Сущность и соотношение понятий: человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. Понимание личности в широком и узком смысле слова. Основные факторы и механизмы развития личности. Социальные условия становления и развития личности. Жизненный путь личности.
Личность и ее структура. Стратегии изучения личности. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения личности. «Факторная» стратегия изучения личности. «Блочная» стратегия изучения строения личности. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности.
«Два рождения личности», их критерии по А.Н. Леонтьеву. «Феномен горькой конфеты» и его психологический смысл.
Личностный рост: общее представление. Самоактуализация, ее основные пути и способы достижения. Общая характеристика развивающейся личности. ЛИТЕРАТУРА.
Основная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2002. С. 114-134; 244-246; 292-313.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 365-406.
Дополнительная:
Маслоу А.Г. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья// Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С.267 - 302.
Мейли Р. Структура личности // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 332-340.
Олпорт Г. [Теория черт] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С.341-383.
Петухов В.В. Понятие личности. Функциональные различия природы и культуры // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 274-284.
Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть» // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 186-202.
Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 203-212.
Хьелл Л., Зиглер Д. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б.Ф.Скиннер // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 215 - 221.
Хьелл Л., Зиглер Д. Подход к личности с позиции факторного анализа //Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 384-401.
ТЕМА 9. ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ Потребностно-мотивационная сфера личности. Потребности: определение, виды, развитие. Основные виды потребностей и проблемы их классификации.
Функции и основные виды мотивов. Побуждение и смыслообразование как основные функции мотива.
Мотивация и личность. Иерархия мотивов как основание личности. Роль соподчинения мотивов в становлении и развитии личности. Проблема осознания собственных мотивов. Мотивационные конфликты, их исследование и возможные способы разрешения.
Мотивация и ее виды: краткая характеристика. Мотивация достижения, познавательная мотивация, мотивация аффилиации, мотивация власти, просоциальные и антисоциальные мотивы
Изучение мотивации в школе К. Левина.
Мотивация и деятельность. Оптимум мотивации. Влияние мотивации на продуктивность деятельности ЛИТЕРАТУРА.
Основная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2002. С. 114-134.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 129-173.
Дополнительная:
Готтсданкер Р. [Закон Йеркса-Додсона: исследование научения и определение оптимального уровня его стимуляции] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 248-253.
Левин К.,Дембо Т., Фестингер Л., Сире Р. Уровень притязаний. //Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 235-247.
Маслоу А. Базовые потребности. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 475-492.
Нюттен Ж. [Познавательная и социальная мотивации] // Подход к личности с позиции факторного анализа // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 112-126.
Хекхаузен X. [Исследования мотивов аффиляции, власти, помощи и агрессии] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 127-168.
Фресс П. Оптимум мотивации // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 254-259.
ТЕМА 10. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ Определение и функции эмоций. Классификация эмоциональных переживаний. Функции эмоций. Фундаментальные эмоции человека. Выражение эмоций. Культурные и индивидуальные различия в выражении эмоций.
Эмоциогенные ситуации и эмоциональные реакции. Теоретические представления об условиях возникновения эмоций. Теории эмоций: Теория Джеймса-Ланге, теория Кэннона-Барда, двухфакторная теория Шахтера эволюционные теории эмоций, информационная теория эмоций (П.В. Симонов).
Представление о стрессе. Индивидуальные стили реагирования на стресс: защита или совладание.
Личностные эмоциональные особенности.
Представление о волевом процессе. Критерии волевого поведения. Структура волевого акта. Борьба мотивов и принятие решения. Когнитивный диссонанс.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 174-211.
Вейтен У. Теории эмоций // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 466-473.
Леонтьев А.Н. Эмоциональные процессы // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 454-455.
Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 495-500.
Дополнительная:
Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 501-542.
Петухов В.В. Критерии воли. Общие ситуации, требующие произвольной и волевой регуляции поведения // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 626- 640.
Рубинштейн С.Л. Волевой процесс // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 615-625.
Симонов П.В. Информационная теория эмоций // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 480-487.
Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса и его исследования //Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 645-665.
ТЕМА 11. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ: ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ
Общее понятие о темпераменте и его проявлениях. Психологическое описание темпераментов.
Системы объяснения темперамента. Гуморальная концепция темперамента (Гиппократ, К. Гален). Конституциональные типологии темперамента (Э. Кречмер, В. Шелдон).
Тип темперамента в концепции свойств и типов высшей нервной деятельности (И.П. Павлов).
Современное состояние проблемы темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Развитие представлений о характере. Характер и темперамент. Характер и личность.
Общее представление о строении характера. Черты характера и стратегии их выделения. Проблема акцентуаций характера.
Понятие «способности». Способности и задатки. Развитие способностей. Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность. Особенности творческой личности. ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. С. 244-291 (лекция 15).
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 406-416.
Дополнительная:
Личко А.Е. Определение и типы психопатий и акцентуаций характера //Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 268-298.
Небылицын В.Д. Темперамент // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 104-110.
Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности: двенадцать стратегий обучения творческому мышлению //Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 84-103.
Теплов Б.М. Способности и одаренность // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 32-42.
Фромм Э. Типы социальных характеров деятельности // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002. С. 349-377.
ТЕМА 12. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ Познавательная активность человека. Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление.
Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно временная протяженность.
Классификация ощущений. Взаимодействие ощущений.
Чувствительность и ее измерение. Динамика чувствительности: адаптация и
сенсибилизация.
Общая характеристика восприятия. Свойства восприятия. Модель перцептивного цикла У. Найссера. Принципы организации перцептивного образа. ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 239-276.
Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 554-559.
Дополнительная:
Оллпорт Ф. Феномены // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 560-567.
Грегори Р. Неоднозначные фигуры. Рисование на плоскости// Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 568-574.
Липер Р. Жена или теща (резюме) // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 578-579.
ТЕМА 13. ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ Сущность и функции внимания. Специфика внимания как психического процесса. Внимание как интериоризованная деятельность контроля (П.Я. Гальперин).
Основные свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание и их характеристика.
Индивидуальные особенности внимания. Внимание и деятельность личности. Ошибки внимания.
Память как сложный познавательный процесс. Функции памяти в индивидуальной жизнедеятельности.
Основные виды памяти. Сенсорная, кратковременная, долговременная и оперативная память. Вербальная, образная, двигательная и эмоциональная память.
Закономерности мнемических процессов. Закономерности непроизвольного и произвольного запоминания. Непосредственное и опосредствованное запоминание.
Сохранение и забывание: феномены и закономерности. Воспроизведение и его формы. Узнавание, припоминание, воспоминание. Автобиографическая память. Забывание и его закономерности. Феномен реминисценции.
Причины, влияющие на продуктивность памяти. Индивидуальные особенности памяти. Феноменальная память.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 213-237; 278- 317.
Дополнительная:
Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб., 2002.
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // А.Р. Лурия. Романтические эссе. М., 1996.
Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 554-559.
Психология внимания. Хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1998.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2002. С. 256-294; 417-419; 423-431.
ТЕМА 14: МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ Общая характеристика мышления. Процессуальный и мотивационно-эмоциональный компоненты мышления.
Мышление как процесс решения задач. Структура решения мыслительной задачи.
Виды мышления. Виды мыслительной деятельности и критерии их классификации. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Теоретическое и практическое мышление. Вербальное и инструментальное мышление. Творческое, и репродуктивное мышление. Рациональное и интуитивное мышление.
Характеристика операций мышления и логических форм мышления.
Мышление и речь. Характеристика внешней и внутренней речи. Эгоцентрическая речь и ее роль в развитии ребенка. Спор Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о функциях, динамике и роли эгоцентрической речи.
Проблема творческого мышления. Креативность. ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт-Издат 2004. С. 320-363.
Дополнительная:
Арнхейм Р. Визуальное мышление // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 597-607.
Джеймс У. Мышление // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001. С. 583-590.
Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 34-64.
Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2002.
18. Образовательные технологии
Данная дисциплина состоит из лекционных и семинарских занятий. Ряд семинарских занятий строится в виде дискуссий, деловых игр и разбора практических задач по отдельным вопросам.
29. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента |