Скачать 208.81 Kb.
|
Кафедра психологии развития 2010 – 2013 гг. Реорганизация факультета: новый декан ФПП – преподаватель кафедры; выделение кафедры психологии образования из кафедры психологии развития В 2010 – 2013 гг. начинается новый этап в развитии кафедры, что связано со структурными изменениями на факультете. В 2013 г. преподаватель кафедры, профессор Т.Н Сахарова стала и.о. декана факультета педагогики и психологии. Зам. декана по учебной работе стала ст. преподаватель кафедры И.А. Журавлева. Приказом ректора МПГУ академика В.Л. Матросова 1 января 2010 года на основании решения Ученого совета МПГУ на факультете педагогики и психологии открываются новые кафедры. Из кафедры психологии развития выделяется кафедра психологии образования, которую возглавил ученик В.С. Мухиной, зам. зав. кафедрой психологии развития по научной работе, профессор А.С. Обухов. На кафедру психологии образования перешли ряд других сотрудников кафедры психологии развития. Среди них: ученица В.С. Мухиной, зав. зав. кафедрой по учебной работе, профессор З.И. Айгумова, профессор О.П. Елеесеев, доцент Н.М. Мякишева, доцент А.М. Федосеева, доцент М.Н. Швецова (станет зам. зав. кафедрой психологии образования) и др. Кафедра психологии образования развивается в рамках научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» в ее приложении к проблемам психологии образования, продолжая научные идеи и традиции кафедры психологии развития в своей научной области. Новыми заместителями заведующего кафедрой психологии развития, академика РАО, д. психол. н., профессора В.С. Мухиной становятся: зам. зав. по учебной работе – к. психол. н., доцент Е.Г. Уманская; зам. зав. по научной работе – к. психол. н., доцент С. В. Мелков. ФГОС ВПО-3 С 2010 г. кафедра участвует в подготовке бакалавров и магистров по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО – 3): 1 – подготовка бакалавров по направлениям:
2 – подготовка магистров по направлению 030300.68 «Психология» по программам:
В 2012 г. выпущен сборник магистерских программ ФГОС ВПО-3 по направлению 030300.68 «Психология» сотрудников кафедры. В рамках реализации практики магистрантов кафедрой ведется сотрудничество со следующими организациями: 1. Министерство образования Иркутской области; 2. Управление Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве; 3. Государственное бюджетное учреждение г. Москвы «Городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних “Дети улиц”»; 4. Автономная некоммерческая организация развития личности «Центр социальной терапии». При кафедре имеется аспирантура и докторантура по специальностям:
Постоянно ведется работа аспирантского объединения и объединения молодых ученых. Специально для аспирантов были созданы следующие программы, по которым ежегодно осуществляется обучение: I – Феноменология развития и бытия личности (Блоки: 1 – Самосознание и внутренняя позиция личности; 2 – Моральное сознание личности; 3 – Этнопсихологические основы развития личности). Авторы: В.С. Мухина, А.А. Хвостов. II – Методология психологического исследования. Авторы: В.С. Мухина, А.А. Хвостов. III – Акмеология научного творчества. Авторы: В.С. Мухина, А.А. Хвостов. IV – Психология в образовании. Авторы: В.С. Мухина, с участием А.С. Обухова и К.А. Хвостова. V – Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX – XXI вв. Автор В.С. Мухина. Программы вышли малым тиражом в 2009 году, однако были опубликованы в журнале «Развитие личности» в 2010 году, тираж которого 1000 экз., что дает возможность каждому аспиранту иметь эти программы для систематической работы. За последние 25 лет на кафедре защитилось 102 аспиранта и докторанта, из которых: 14 докторантов и 88 аспирантов. Под руководством В.С. Мухиной на кафедре в 2010 – 2013 гг. защитились 2 докторских и 3 кандидатских диссертации. Докторские: 1. Низовских Нина Аркадьевна (г. Киров) «Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека». Докторская диссертация. Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защита 20.12.2011. 2. Дугерова Туяна Цыреновна (г. Улан Уде). «Этническое самосознание бурят, проживающих на территориях сопряженных государств (на материале исследования бурят России, Монголии и Китая)». Докторская диссертация. Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Защита 04.04.2011. Кандидатские: 1. Ткаченко Софья Болеславовна «Особенности перцептивных действий у детей 5 – 7 лет в условиях дидактических и компьютерных игр». Кандидатская диссертация. Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защита 07.06.2010. 2. Канжунго Ожвалду Жозе (Ангола) «Особенности этнического самосознания африканцев в контексте родовых традиций и современных тенденций интеграции культур (на материале изучения ментальности ангольцев)». Кандидатская диссертация. Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защита 13.02.2012. 3. Велев Владислав Петрович «Особенности самосознания и поведения девиантных подростков». Кандидатская диссертация. Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защита 17.02.2012. К регионам и странам, где работают защитившиеся на кафедре специалисты можно добавить Кировскую область РФ и Анголу. При кафедре действует диссертационный совет Д.212.154.12 по психологическим наукам по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальностям: 19.00.01 – «Общая психология. Психология личности. История психологии»; 19.00.13 – «Психология развития. Акмеология». Совет возглавляет В.С. Мухина. Научная школа «Феноменология развития и бытия личности»: доклад в президиуме РАО Кафедра психологии развития продолжает сущностно развиваться в рамках научной школы «Феноменология развития и бытия личности» В.С. Мухиной, которая основана вместе с кафедрой. 15 апреля 2009 г. В.С. Мухина выступала на Отделении психологии и возрастной физиологии РАО, а так же 21 октября 2009 г. на расширенном заседании Президиума РАО с докладом «Концепция феноменологии личности», являющейся одной из немногих современных продуктивных в теоретическом и практическом плане теорий личности. Концепция легла в основу построения многих книг: монографий, учебников, а так же в основу практической работы по оказанию практической помощи в экстремальных ситуациях. На этих заседаниях шла речь о научной школе В.С. Мухиной. Концепция была одобрена как продуктивная и получила официальное признание академического сообщества. Научная школа «Феноменология развития и бытия личности» – живое, активно действующее направление современной психологии личности. Ядро научной группы – ориентированные на поиск истины о феноменологии развития и бытия личности ученые, которые дорожат своей репутацией и стремятся следовать заповеди: «Честность в науке важнее всего». Отношения в рамках научной школы строятся на паритетных началах. При равенстве каждого члена сообщества провозглашаются ценностные ориентиры: свобода, дисциплина, самостояние, ответственность за себя, ответственность за каждого члена школы. Основные направления исследований В соответствии с планом научно-исследовательской работы на кафедре психологии развития ведутся исследования по традиционной теме: «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты». Так же с 2010 г. В качестве самостоятельно темы выделена вторая тема кафедры «Психология этнического самосознания», что связано с накоплением богатого теоретического и эмпирического материала по этой проблеме. Кафедра ориентирована на фундаментальные и поисковые научные исследования:
Полученные результаты исследований в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Помимо общих направлений исследований, сотрудники кафедры разрабатывают свои научные проблемы в рамках научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности».
Программы, выполненные за 2010 – 2013 гг.
Выездные акции за 2010 – 2013 гг.
Представленность кафедры в СМИ Открытая лекция «Мы все конформисты» по заказу проекта «Сноб», 17.03.2010, http://www.snob.ru/selected/entry/15051 (Мухина В.С.). Съемки ремейка документального фильма «Я и другие» по заказу «ТВ 3», киностудия «Голос-ТВ», июнь – июль 2010 (Научный консультант – Мухина В.С., ведущий – Проценко Л.М., участник подставной группы – Мелков С.В.). Съемки телепередачи «Картина маслом», тема: «Я и другие. Конформизм или соглашательство», «5 канал», эфир 18.07.2010 (Мухина В.С., Мелков С.В., Проценко Л.М.). Съемки экспериментов на агрессию по заказу «ТВ 3», сентябрь 2010 (Проценко Л.М.). Программа «Academia» на телеканале «Россия К»: запись двух лекций В.С. Мухиной, 2012. Дискуссии на тему «Радикальное воспитание» на съемках программы «Открытый показ»: РИА Новости, Центр документального кино DOC, март 2013 г. (эксперт Лопатина И.А.). Основные учебники, учебные пособия, монографии и книги преподавателей кафедры психологии развития, вышедшие в 2010 – 2013 гг. Учебники и учебные пособия
Монографии
Журнал «Развитие личности» Кафедра продолжает нести ответственность за концепцию журнала «Развитие личности». Основатель журнала и бессменный главный редактор B.C. Мухина. Журналу исполняется 20 лет, он основан в 1993 году. Выходит 4 раза в год. Журнал предназначен для профессионалов науки и практики, для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности: философам, психологам, педагогам, психиатрам, психотерапевтам, филологам, историкам, социологам, этнологам, культурологам, теологам, правоведам, политологам, медикам, юристам и др. В научном мире за журналом «Развитие личности» прочно закрепилась репутация серьезного, высокопрофессионального издания по проблемам психологии личности. Журнал входит в Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. НОЦ экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях На кафедре специальное внимание уделяется организации и проведению практик обучающихся как важнейшей части профессиональной подготовки психолога. На базе кафедры закладываются основы Учебно-научного центра экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях, который ориентирован на создание дополнительных условий эффективного обучения специалистов, бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов. В рамках научной школы «Феноменология развития и бытия личности» В.С. Мухиной накоплен обширный опыт по оказанию психологической помощи в экстремальных ситуациях обыденной жизни и природных, техногенных, социальных катастроф, разработаны уникальные методы работы и средства диагностики. Создание Научно-образовательного центра экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях, обыденной жизни и природных, техногенных, социальных катастроф необходимо для сохранения и развития концепции и практических разработок научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» по оказанию психологической помощи личности в трудных жизненных ситуациях. НОЦ создает дополнительные условия для эффективного обучения студентов, аспирантов и докторантов. Цель деятельности Центра – организация, обеспечение и развитие на кафедре психологии развития МПГУ профильных образовательных программ, организация работы магистратуры, аспирантуры и докторантуры, подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по оказанию экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях обыденной жизни и природных, техногенных, социальных катастроф. Школа Юного Педагога-Психолога Школа юного педагога-психолога на факультете педагогики и психологии МПГУ создана и функционирует с 2011 года под руководством доцента кафедры психологии развития И.А. Лопатиной. Цель ШЮПП – подготовка мотивированных к обучению на факультете педагогики и психологии МПГУ абитуриентов. ШЮПП имеет два приоритетных направления: 1 – работа со школьниками (старшеклассниками); 2 – работа со студентами (лаборатория ШЮПП). Первое направление решает задачи, связанные с приобретением старшеклассниками общих представлений о психологии и педагогике как науке и практике, профессиональным самоопределением школьников, их личностным развитием. На занятиях школьники получают новые знания, анализируют их на основе своего личного опыта, общения с другими людьми, возможностей саморазвития. Занятия проводятся в дискуссионно-игровой и тренинговой форме. Это позволяет ребятам подойти как теоретически, так и практически к рассмотрению нового вопроса, апробировать появившиеся идеи. А время между занятиями позволяет еще раз взглянуть на проявление изучаемого аспекта в обыденной жизни, в общении, в собственном поведении. В процессе обучения в ШЮПП незнакомые ребята разных возрастов находят общий язык, новых друзей, лучше узнают себя. Второе направление ШЮПП является кузницей профессиональных навыков студентов факультета педагогики и психологии. Занятия в школе проводятся активными и способными студентами факультета педагогики и психологии МПГУ. Для этого проводится отбор и обучение инициативных, заинтересованных, ответственных, готовых к такой деятельности будущих специалистов, бакалавров, магистрантов. ШЮПП дает возможность студентам приобрести опыт самоуправления, проявить свои организаторские, педагогические и психологические способности, получить обратную связь, как от учеников, так и от курирующих занятие опытных педагогов, обеспечивает профессиональных рост будущих выпускников ВУЗа. Молодые учителя порой всего на два-три года старше своих учеников и совсем недавно так же переживали переход из общеобразовательной школы в профессиональное обучение, и как никто могут понять и поддержать старшеклассников на этом очень жизненно-важном и волнующем этапе профессионального самоопределения. Школьники в свою очередь поддерживают молодым педагогов-психологов в их профессиональном становлении. Все это создает теплую дружескую атмосферу на занятиях, комфортное обучение, как для школьников, так и для их молодых учителей. Профессиональные ориентиры, цели и задачи кафедры, устремленные в будущее Сегодня кафедра ориентирована на генеральную линию целееполагания МПГУ: активно содействовать формированию интеллектуального и духовно-нравственного потенциала науки. Согласно традициям высшей школы, а ныне – университета, существует сложившаяся система мероприятий по следующим направлениям. I. Научно-методическое сопровождение современного содержания и технологий высшего профессионального образования в целях обеспечения качества подготовки кадров, соответствующего лучшим мировым стандартам. II. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям психологии. III. Подготовка российских и иностранных специалистов по востребованным образовательным программам. Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для образования и науки. Кафедра ратует за обеспечение качества подготовки кадров, ориентируясь на лучшие мировые стандарты, инновации и выбирая свой собственный уникальный путь, исходя из глубинных целей развития научного направления, образования и воспитания обучающихся. Кафедра ратует за развитие фундаментальных и прикладных исследований в сфере общей психологии, психологии личности, возрастной психологии, акмеологии, этнопсихологии личности и других отраслей знаний, заинтересованных в изучении человека как социальной единицы и уникальной личности. Подготовка российских и иностранных специалистов – одна из сущностных целей кафедры. На кафедре с первых лет ее образования действует объединение молодых ученых (аспирантское объединение), в котором систематически проходят семинары, лекции по фундаментальным проблемам психологии, а также обсуждаются принципы теоретического анализа, построения структуры и логики диссертационного исследования. Ежеквартально аспиранты делают сообщения о результатах своих достижений в работе над диссертациями, сдают научные рефераты по избранным проблемам, постоянно учатся способам научного мышления. Кафедра психологии развития ориентирована на подготовку профессионалов для работы: 1 – в университетах и НИИ страны в качестве преподавателей и исследователей; 2 – в сфере науки по специальностям: 19.00.01. – «Общая психология. Психология личности. История психологии»; 19.00.13. – «Психология развития. Акмеология» и другим смежным областям психологии. Силами руководителя кафедры В.С. Мухиной был создан диссертационный совет Д 212 154 12 при МПГУ. Совет выпускает кандидатские и докторские диссертации; 3 – в психологических и психолого-медико-социальных центрах, психологических службах, научно-исследовательских центрах, образовательных учреждениях, учебных центрах и других организациях, заинтересованных в психологическом сопровождении и развитии личности на всех этапах онтогенеза. Цель кафедры – формирование представлений у обучающихся о многообразии составляющих психического развития на разных этапах онтогенеза как условия рождения личностного начала в человеке. Научная и гражданская позиция кафедры: быть личностью – значит, прежде всего, хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других, за Отечество, все человечество. Быть личностью – значит понимать ценность послушания и дисциплинированности. Быть личностью – значит свободно осуществлять свой выбор ценностей Великого идеополя общественного сознания, в мире социальных отношений. Сверхзадачи кафедры: I. Для бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов 1 – дать обучающимся представление о предтечах исторического движения человека к пониманию себя как личности; о разнообразии возможных путей развития человека как личности в разных цивилизациях, в разных социальных условиях; о феноменологической глубинной потребности человека быть личностью, возникающей при многообразии существующих идеологий (философии, науках, религиях), но не во всех цивилизациях; 2 – создать у обучающихся установку на усвоение знаний и их перенос не только в базис профессии на собственную научную и практическую деятельность, но и на сущностные ориентиры для развития собственной личности; 3 – сформировать у обучающихся потребность в непрерывном развитии себя как профессионального психолога, как ученого и как личности, готовой отвечать за себя, за других и за мир в целом. II. Для сотрудников кафедры 1 – названные выше задачи на глубинном уровне научной и личностной рефлексии; 2 – ставить в основу каждого базового курса методологические ориентиры, выстроенные в истории отечественной философии и науки; 3 – при построении исследования исходить из методологических основ, обоснованных в теоретической части конкретной работы; 4 – вступая в профессиональное общение (вопросы по содержанию доклада, статьи, монографии), необходимо уметь формулировать сущностные интеллектуальные посылы, соответствующие обсуждаемой проблеме; 5 – вступая в профессиональное общение, необходимо уметь включать позитивные эмоциональные посылы для установления деловых, продуктивных форм общения. Кафедра берет на себя ответственность поднимать культурный, нравственный и профессиональный уровень специалистов, бакалавров, магистрантов, аспирантов и докторантов, а так же самих сотрудников кафедры, видя в этом свою главную миссию. |
Дипломных работ Кафедра общей психологии и истории психологии Взаимосвязь степени развития эмпатии у детей с зпр с успешностью в коммуникативной сфере | 5. историография человеческого развития 32 Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической... | Объект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | ||
2013 кафедра психологии и педагогики филологического факультета рудн... Преподаватель: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики филологического факультета рудн бабаев Тосиф... | Название учреждения, в котором работает автор заявки Кафедра психологии образования и педагогики факультета психологии мгу им. М. В. Ломоносова | ||
Программа на 2010-2013 годы 13 декабря 2010 года Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического... | Кафедра психологии документация по педагогической практике Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | ||
Тема «История развития психологии» Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук. Этапы развития психологии | Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен... Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кафедра психологии образования и развития Специальность 050706 «Педагогика и психология» | Президенте Российской Федерации Кафедра акмеологии и психологии профессиональной... Перечислите важнейшие понятия и категории зоопсихологии и сравнительной психологии. | ||
Коммуникативный стиль педагога как фактор инициации смыслообразования старшеклассников Работа выполнена на кафедре общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета | 1. Философские основы, историко-научные предпосылки и этапы становления психологии развития Федерации, паспорта номенклатуры специальностей научных работников (психологические науки), а также на основе и с учетом программы... | ||
«Челябинский государственный педагогический университет» (фгбоу впо... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по... Учебная задача: освоение особенностей и проведения эксперимента (на примере исследования А. Лачинс) |