Издательство “эйдос”





НазваниеИздательство “эйдос”
страница1/36
Дата публикации26.10.2014
Размер3.56 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


Ханскарл Лёйнер – Кататимное переживание образов
Основная ступень
Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву
Семинар
Перевод с немецкого Я.Л.Обухов
ИЗДАТЕЛЬСТВО “ЭЙДОС”
МОСКВА

1996

Лёйнер, Ханскарл:

Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; Семинар: Пер. с нем. - М.: Эйдос, 1996. - 253 с., схемы.
© 1970 1989 Georg Thieme Verlag, Штутгарт•Нью-Йорк

4-ое новое, переработанное и расширенное издание

© 1995 Издательство “Эйдос”, Москва

ЛР № 050013 от 18 июля 1991 г.

© Перевод с немецкого Я.Л.Обухова

Редактор Т.Ф.Сажина

Обложка
Все авторские права соблюдены.

Книга издана при содействии фонда Inter Nationes (Германия).
С О Д Е Р Ж А Н И Е


Предисловие к русскому изданию 4

Предисловие к четвертому изданию 4

Из предисловия ко второму изданию 5

1 занятие 5

Введение в Кататимное переживание образов 5

и предпосылки для его применения 5

2 занятие 13

Основной принцип 13

3 занятие 18

Техника I: методические шаги 18

4 занятие 22

Техника II: демонстрация КПО 22

на примере испытуемого 22

5 занятие 26

Техника III: демонстрация Кататимного 26

переживания образов пациента 26

6 занятие 30

Стандартные мотивы основной ступени КПО 30

Первый стандартный мотив: луг 32

7 занятие 36

Второй стандартный мотив: ручей 36

Море 38

Использование воды 40

8 занятие 42

Третий стандартный мотив: гора 42

Подъем в гору 43

9 занятие 46

Продолжение третьего стандартного мотива: 46

гора, панорама, ее трансформация 46

Спуск 49

10 занятие 50

Два последних стандартных мотива: дом, 50

опушка леса с символическими образами 50

Пятый стандартный мотив: 55

Заглянуть во мрак леса 55

11 занятие 58

Режиссерские принципы основной ступени 58

Первый сеанс 61

Введение в психотерапию по методу КПО 62

12 занятие 64

Начало лечения: технические вопросы 64

13 Занятие 69

Вступление, временная структура 69

и протекание терапевтического сеанса 69

14 занятие 75

Ведение и определение структуры 75

сновидения наяву I 75

15 занятие 81

Ведение и определение структуры 81

сновидения наяву II 81

16 занятие 89

(5) КПО помогает решению повседневных проблем 89

17 занятие 93

(6) Креативное раскрытие и ассоциативный метод 93

18 занятие 97

Ассоциативный пассаж и фрагментированная форма 97

19 занятие 105

Ассоциативный метод и возрастная регрессия 105

20 занятие 110

(7) Бесконфликтные сцены и 110

удовлетворение архаических потребностей 110

21 занятие 115

(8) Ориентация на психотерапевтически 115

действенные факторы 115

22 занятие 119

(9) Перенос и контрперенос в 119

Кататимном переживании образов 119

23 занятие 124

Показания и противопоказания для применения 124

методов основной ступени КПО 124

Опасности Кататимного переживания образов 127

Приложение I 128

Средняя ступень 128

Стандартные мотивы средней ступени 128

Психотерапевтические техники средней ступени 129

Режиссерские принципы средней ступени 131

(операции с символами) 131

Высшая ступень 131

Стандартные мотивы высшей ступени 131

Психотерапевтические техники 132

Режиссерские принципы высшей ступени 132

Приложение II 133

Приложение III 134

Список трудов автора по теме 134

Кататимного переживания образов 134

в хронологическом порядке 134

Приложение IV 136

Список казуистических примеров в тексте 136

Список литературы 137

Предметный указатель 140



Издательство “Эйдос” благодарит автора книги профессора Ханскарла Лёйнера, отказавшегося от авторского гонорара за первое издание его книги на русском языке, фонд Inter Nationes (Германия) и издательство Georg Thieme Verlag, сделавших возможным издание этой книги.
Кататимное переживание образов (КПО) - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, известный также как метод “сновидений наяву”. Метод Кататимного переживания образов оказался клинически-эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Психотерапевтический спектр данного метода базируется на раскрытии бессознательных конфликтов, распространяется на области творческого развития и удовлетворения архаических потребностей. Способствуя переживаниям пациента, метод оказывает глубокое психотерапевтическое воздействие. Применение его поэтому неиндифферентно.

Учитывая требования для дополнительного предмета “психотерапия”, в новом издании учебный материал расширен благодаря изложению важного ассоциативного метода.
Книга профессора Х.Лёйнера представляет собой фундаментальный учебник, детально знакомящий читателя с широко распространенным за рубежом, но до сих пор почти неизвестным в России методом психотерапии - “Кататимным переживанием образов”, иначе называемым “методом сновидений наяву” или “символдрамой”. Необходимо отметить, что в России многие врачи, психологи и психотерапевты издавна применяли и применяют на практике некоторые отдельные элементы данного психотерапевтического метода, который хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности в целом, характерным для пациентов в России, ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов. Для российских психотерапевтов и психологов-практиков данная книга важна как системное и подробное изложение метода образной фантазии в психотерапии, основанное на глубокой теоретической базе и наглядно иллюстрированное множеством конкретных примеров из психотерапевтической практики. Книга имеет большое значение для становления и развития системы психотерапевтической помощи в России и подготовки новых высококвалифицированных специалистов, существенно обогащая теорию и практику психотерапии в России.

Президент Профессиональной Психотерапевтической Лиги

А.С.Слуцкий
Кататимное переживание образов - оригинальное высокоэффективное направление в психотерапии, разработанное известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером. Концептуальную основу метода составляют глубинно-психологически ориентированные теории классического психоанализа и его современного развития (анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства, анализ переноса и контрпереноса). Много общего метод имеет и с аналитической психологией К.Г.Юнга.

Книга может быть полезна для врачей, психологов, психотерапевтов, повышающих свою квалификацию и желающих освоить этот относительно несложный, но высокоэффективный метод психотерапии.

Президент Санкт-Петербургского Психоаналитического Общества

В.В.Зеленский

Предисловие к русскому изданию

Я убежден, что Кататимное переживание образов созвучно ментальности пациентов и психотерапевтов в России. Исходным моментом метода служат воображаемые прогулки по ландшафту и переживания природы, которые воздействуют на воспоминания и чувства пациента. У большинства людей при этом затрагиваются их детские переживания, что, с одной стороны, либо пробуждает радостные и счастливые воспоминания, либо в сознании всплывают конфликтные или травматические переживания. С другой стороны, воображению пациента может непосредственно открыться также и мир актуальных переживаний.

Метод не требует какого-то особого интеллектуального уровня или определенного социального статуса пациента. Кататимное переживание образов - это не только психотерапевтическая техника. Кататимное переживание образов способствует также раскрытию способности к переживанию и, при правильном использовании, может содействовать ориентации человека и развитию его самосознания в реальной жизни.

Так как предлагаемый метод ориентирован прежде всего на переживание, то для лечения в принципе не требуется никаких интеллектуальных или когнитивных конструктов. Но его целенаправленное применение все же значительно облегчается, если психотерапевт может обосновать переживаемые образы при помощи психодинамических аспектов. В качестве краеугольного камня при получении психотерапевтического образования по методу Кататимного переживания образов начинающему психотерапевту рекомендуется в достаточной мере на собственном опыте самому пройти курс психотерапии в индивидуальной или групповой форме под руководством опытного психотерапевта.

Не следует все же думать, будто Кататимное переживание образов - это какой-то “идеальный метод”. В процессе психотерапии важно прежде всего понимание психотерапевта, его эмпатическое прочувствование проблем пациента, а также тщательность и добросовестность в обращении с вызванными образами и сопровождающими их чувствами. В особенности это относится к пониманию проблем наиболее чувствительных и тяжелых пациентов, с их тенденцией к возможно необычным реакциям и образам.

Мне хотелось бы особо поблагодарить “Школу эйдетики” и господина Якова Обухова за их большие усилия в деле опубликования моей книги на русском языке.

Гёттинген, 15 марта 1994 г. Ханскарл Лёйнер

Предисловие к четвертому изданию

Предлагаемый небольшой учебник по Кататимному переживанию образов, изданный впервые в 1970 г., - результат моей многолетней работы по проведению семинаров в системе повышения квалификации для врачей и дипломированных психологов. Таким образом, почти в течение двух десятилетий он был основой изучения метода “сновидений наяву”, и на нем строилось все обучение.

В четвертом издании я основательно переработал текст и содержание. Это сделано главным образом потому, что Федеральное объединение касс медицинского страхования признало Кататимное переживание образов психотерапевтическим методом, подлежащим оплате через систему медицинского страхования. В соответствии с рекомендациями Объединения врачей от 1984 года, это второй метод в рамках глубинно-психологической психотерапии. Мои сотрудники и я постоянно работали над его систематизацией в этих новых условиях. Кататимное переживание образов базируется на концентрации глубинной психологии и психоанализа. Этой концепции соответствуют и такие обширные сферы практической деятельности, как сбор анамнеза, установление показаний и выработка целей терапии, а также работа с бессознательными конфликтами и нарушениями личности. Отличие же состоит в введении новой парадигмы - представления в воображении сновидений наяву. Эта парадигма следует иным психотерапевтическим правилам и требует иного стиля интер-акционного воздействия, приспособленного к сновидениям наяву.

Я сделал текст более строгим и конкретным в надежде добиться его лучшего понимания. В качестве дополнения для завершения обучения в системе повышения квалификации в книгу включен важный ассоциативный метод. В расширенной форме он входит в технику средней ступени КПО.

Прописной истиной сегодня стало то, что психотерапию невозможно изучить только путем чтения специальной литературы. Тех, кто заинтересован более детально познакомиться с методом и хотел бы пройти повышение квалификации для получения звания “психотерапевта”, я отсылаю к Приложению II. Данные о контроле и эффективности метода можно найти в моих работах 1983 и 1987 гг. (см. Список литературы), примеры психотерапевтических случаев приведены в моей совместной публикации с O.Lang [46].

Я особенно благодарен госпоже Edith Caspari за чтение корректуры и госпоже Gudrun Tadic за работу над манускриптом.

Гёттинген, лето 1988 г. Ханскарл Лёйнер

Из предисловия ко второму изданию

Первое издание книги о Кататимном переживании образов (основная ступень КПО) давно раскуплено. После основательной проработки книга снова выходит в стиле первого издания, ориентированного на проведение семинаров. Несмотря на это, данный учебник, как и прежде, ограничивается основной ступенью Кататимного переживания образов.

Сегодня приходится отказаться от высказанного в Предисловии к первому изданию намерения превратить этот курс семинаров в основу образования психотерапевтов, специализирующихся на Кататимном переживании образов. Сегодня мы значительно лучше видим трудности и проблемы, возникающие из-за недостаточного изучения общей психотерапии и глубинной психологии в данной системе повышения квалификации. Кроме того, недостаточно глубоко проводилось обучение психотерапевтическому стилю ведения психотерапии в духе эмпатии к пациенту на регрессивном уровне сновидений наяву. Применение техники сновидений наяву в клинике неврозов и психосоматических заболеваний отнюдь не проходит бесследно (индифферентно). Психотерапевт должен достичь для этого высокой степени уверенности и приобрести значительный опыт.

Необходимые навыки приобретаются в ходе поэтапных “семинаров самопознания” в системе повышения квалификации для получения звания “психотерапевт - специалист по методу Кататимного переживания образов”. Тем самым становится возможным избежать всех тех ошибок, которым постоянно подвержены попытки проведения психотерапии, основанные на самостоятельном обучении. Сюда же относится и безусловная необходимость принятия лежащей в основе данного метода психодинамической концепции глубинной психологии. Эту концепцию также необходимо ассимилировать для восприятия поведения пациента и психотерапевта, а также для вынесения необходимых заключений (см. Приложение I).
Гёттинген, январь 1981 г.

Ханскарл Лёйнер
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Издательство “эйдос” iconКурсы повышения Квалификации
Центр дистанционного образования «Эйдос», «Системно-деятельностный подход в обучении информатике в условиях реализации фгос», г....
Издательство “эйдос” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок был разработан и проведен мной в рамках обучения на дистанционных курсах Эйдос "Как разработать и провести эвристический...
Издательство “эйдос” iconО природе сознания с когнитивной, феноменологической и трансперсональной...
...
Издательство “эйдос” iconКататимное переживание образов
Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; Семинар: Пер...
Издательство “эйдос” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мои обучающиеся уже несколько лет являются участниками дистанционных олимпиад: «Эйдос», «Познание и творчество», «Интеллект-экспресс»,...
Издательство “эйдос” iconУчебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: Ооо «Издательство...
Тема урока: Графическая работа №6 «Чертеж детали с выполнением необходимого разреза»
Издательство “эйдос” iconРабочая программа разработана на основе Примерной программы по технологии...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по технологии (издательство «Просвещение», 2011г.) и авторской программы...
Издательство “эйдос” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы по технологии (издательство «Просвещение», 2011г.) и авторской программы «Технология. Трудовое обучение» (1-4,...
Издательство “эйдос” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сочинение по картине в 5-м кл.: Метод пособие / Л. А. Ходякова, Л. И. Новикова, О. П. Штыркина, Е. В. Кабанова; Под ред проф. Л....
Издательство “эйдос” iconРабочая программа для 8 класса разработана на основе Примерной программы...
Рабочая программа для 8 класса разработана на основе Примерной программы по русскому языку (издательство «Просвещение», 2007г.) и...
Издательство “эйдос” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по технологии (издательство «Просвещение», 2011г.) и авторской программы...
Издательство “эйдос” icon1. Проблема «к-гия»
Антропология: Хрестоматия. Учебное пособие / Авторы-составители: канд. Биол наук, доц. Л. Б. Рыбалов, канд. Биол наук, доц. Т. Е....
Издательство “эйдос” iconРуководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир»
Коучинг с помощью нлп: Практическое руководство по достижению поставленных целей / Джозеф О'Коннор, Андреа Лейджес. — Пер с англ....
Издательство “эйдос” iconЛитература для подготовки к коллоквиуму
Антропология: Хрестоматия. Учебное пособие / Авторы-составители: канд. Биол наук, доц. Л. Б. Рыбалов, канд. Биол наук, доц. Т. Е....
Издательство “эйдос” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Казань, издательство «Мэгариф», 2009. При составлении программы использованы: учебник «Русская литература». Учебник хрестоматия для...
Издательство “эйдос” iconВиккерс А. Коучинг/Стив Бавистер, Аманда Виккерс [пер с англ. Издательство Гиппо]
Коучинг/Стив Бавистер, Аманда Виккерс [пер с англ. Издательство Гиппо]. М.: Издательство Гиппо, 2010. 256 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск