Скачать 157.81 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образование ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИнститут психологии, педагогики, социального управления Кафедра клинической и юридической психологии М.В. Плотникова Психогенетика Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности 030301.65 «Психология» Тюменский государственный университет 2009 Плотникова М.В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности 030301.65 «Психология». Тюмень, 2009. 16 с. Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля, рекомендуемую литературу. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психогенетика [электронный вариант] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой клинической и юридической психологии Тюменского государственного университета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Алексеева В.И. заведующий кафедрой клинической и юридической психологии, доктор психологических наук, доцент. © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009. © Плотникова М.В., 2009 1. Пояснительная записка Цель дисциплины – сформировать у студентов-психологов представления о роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. Место дисциплины в учебном процессе. Психогенетика относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. ОПД.Ф.14 Для успешного освоения курса студентам необходимы знания по генетике (минимум – в объеме школьной программы), общей и дифференциальной психологии, физиологии ВНД и психофизиологии, математическим методам в психологии. Требования ГОС: студент должен освоить основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; знать методы психогенетики и их разрешающую способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; место психогенетики в системе психологических знаний. Количество учебных часов по дисциплине. Дисциплина читается в 5 семестре студентам заочной формы обучения, обучающимся по специальности «Психология». В соответствии с учебным планом на дисциплину отводится 60 часов, из них:
2. Тематический план изучения дисциплины Для студентов ОЗО
Форма контроля – зачет. 3. Содержание тем лекционных занятий Тема 1. Введение Предмет психогенетики. Определение понятий биологическое и социальное, врожденное и приобретенное, наследственное и средовое. Психогенетика и проблема происхождение индивидуальности. История развития психогенетики. Работы Ф.Гальтона и других исследователей. Оформление методов психогенетики. Евгеника, медицинская генетика. Тема 2. Современные представления генетики о механизмах наследственности Гены и хромосомы. Генотип и среда, норма и диапазон реакции. Фенотип как результат взаимодействия генотипа со средой. Ген и признак. Моногенные, полигенные признаки, количественные и качественные признаки. Плейотропное действие гена. Законы Менделя, их ограничения. Отклонения от законов Менделя. Количественная генетика. Популяционная изменчивость. Человек как объект генетических исследований. Тема 3. Методы психогенетики Популяционный метод. Определение популяции, изолята, дема. Генетический полиморфизм. Генофонд популяции, факторы, влияющие на формирование генофонда. Количественные математические методы в популяционных исследованиях. Закон Харди-Вайнберга. Ограничения метода. Генеалогический метод. Работа Ф. Гальтона. Основная схема метода, принципы построения родословных. Ограничения метода, как основное – невозможность развести генетические и средовые влияния. Метод близнецов. История развития метода, его разновидности. Моно- и дизиготные близнецы. Ограничения метода. «Близнецовая ситуация» («эффект близнецовости») и ее влияние на развитие детей. Метод приемных детей. Основная схема метода. Его достоинства и недостатки. Разновидности метода. Тема 4. Психогенетические исследования интеллекта. Неопределенность самого понятия «интеллект» в психологии и связанные с этим проблемы генетических исследований. Данные, полученные в результате применения различных психогенетических методов – близнецового, приемных детей, популяционного. Доказательства вывода о значительной обусловленности вариативности оценок IQ генетическими факторами. Психогенетические исследования вербального и невербального интеллекта, вывод о большей генетической обусловленности вербального интеллекта. Тема 5. Психогенетические исследования двигательной сферы. Отсутствие систематических исследований. Разнообразие двигательных функций и сложность их мозговой организации. Тренируемость двигательных функций. Классификация работ на группы: исследование сложных поведенческих навыков (почерка, мимики, пантомимики, ходьбы и пр.); исследование стандартизированных двигательных проб (спортивных и психометрических); физиологического обеспечения движений. Вывод о большей генетической обусловленности простых движений. Чем позже в онтогенезе образуется движение, чем сложнее его мозговая организация, тем больше влияние средового компонента. Тема 6. Психогенетические исследования темперамента. Разнообразие представлений о темпераменте. Неоднородность состава темперамента в разные возрастные периоды. Соотношение темперамента и характера. Исследования темперамента у детей младшего возраста с применением метода приемных детей и метода близнецов. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма у взрослых. Психогенетические исследования темперамента в рамках представлений И.П. Павлова, Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина. Генетические исследования признаков темперамента на животных (генетика поведения животных). Тема.7. Психогенетические исследования функциональной межполушарной асимметрии. Развитие представлений о функциональной межполушарной асимметрии (ФМА). Формы проявления ФМА. Неоднородность групп левшей и правшей. Социально-культурная теория происхождения право- и леворукости. Патологическая теория. Генетические теории. Совокупность влияний культурных, патологических и генетических факторов на формирование ФМА. Тема 8. Генетическая психофизиология. Значение генетических исследований морфофункционального субстрата психических функций. Развитие мозга в онтогенезе, избыточность закладывающихся нейронов и синапсов. Биохимия мозга. Нейроэндокринная регуляция функций. Исследования ЭЭГ как основное направление. Исследования ЭЭГ покоя. Исследования вызванных потенциалов, сенсорных и связанных с движением. Исследование вегетативных показателей. Тема 9. Психогенетика аномального и девиантного поведения. Дизонтогенез. Психогенетические исследования олигофрении, аутизма, шизофрении, маниакально-депрессивных психозов, пресенильных и сенильных психозов. Психогенетические исследования алкоголизма, наркоманий. Психогенетические исследования агрессивности, преступности. Психогенетические исследования дислексий, дисграфий, ММД, школьных трудностей. 4. Планы семинарских занятий Тема 1. Введение. Вопросы для подготовки:
Тема 2. Современные представления генетики о механизмах наследственности. Вопросы для подготовки:
Тема 3. Методы психогенетики. Вопросы для подготовки:
Тема 4. Психогенетические исследования интеллекта. Вопросы для подготовки:
Тема 5. Психогенетические исследования двигательной сферы. Вопросы для подготовки:
Тема 6. Психогенетические исследования темперамента. Вопросы для подготовки:
Тема 7. Психогенетические исследования функциональной межполушарной асимметрии. Вопросы для подготовки:
Тема 8. Генетическая психофизиология. Вопросы для подготовки:
Тема 9. Психогенетика аномального и девиантного поведения. Дизонтогенез. Вопросы для подготовки:
5. самостоятельная работа студентов. Темы рефератов Студент выбирает вариант реферата по номеру зачетной книжки – последняя цифра номера соответствует номеру варианта (например, если последняя цифра в номере зачетной книжки 1, то выбирает вариант 1, если последняя цифра в номере зачетной книжки 0, то выбирает вариант 10). Реферат объемом не менее 15 страниц печатного текста, для его подготовки необходимо использовать не менее 10 источников, в том числе – журнальные статьи, опубликованные в последние 5 лет.
Темы контрольных заданий
6. Контрольные вопросы к зачету
7. учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
|
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология цнс: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Основы нейропсихологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов для студентов заочной... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65... | ||
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»... | М. В. Плотникова Психофизиология Плотникова М. В. Психофизиология: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» Т. С. Шевцова. Тренинг общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Т. С. Шевцова основы профессионального общения Шевцова Т. С. Основы профессионального общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» Дубровина О. И. Психология труда. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»,... | Т. С. Шевцова Основы психологического консультирования Шевцова Т. С. Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Петрова И. А. Обеспечение жизнедеятельности и экологии Тюменского региона. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов очной и заочной... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления... | Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность... |