Скачать 169.46 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогики Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности М.В. Плотникова Психогенетика Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления 030300.62 «Психология» Тюменский государственный университет 2013 Плотникова М.В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления 030300.62 «Психология». Тюмень: Тюменский государственный университет, 2013. 16 с. Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля, рекомендуемую литературу. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психогенетика [электронный вариант] \ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой клинической и юридической психологии Тюменского государственного университета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013. 1. Пояснительная записка Цель дисциплины – сформировать у студентов-психологов представления о роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. Место дисциплины в учебном процессе. Психогенетика относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. ОПД.Ф.14 Для успешного освоения курса студентам необходимы знания по генетике (минимум – в объеме школьной программы), общей и дифференциальной психологии, физиологии ВНД и психофизиологии, математическим методам в психологии. Требования ГОС: студент должен освоить основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; знать методы психогенетики и их разрешающую способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; место психогенетики в системе психологических знаний. Количество учебных часов по дисциплине. Дисциплина читается в 7 семестре студентам очной формы обучения. В соответствии с учебным планом на дисциплину отводится 60 часов, из них:
2. Тематический план изучения дисциплины
Форма контроля – зачет.
3. Содержание тем лекционных занятий Тема 1. Введение Предмет психогенетики. Определение понятий биологическое и социальное, врожденное и приобретенное, наследственное и средовое. Психогенетика и проблема происхождение индивидуальности. История развития психогенетики. Работы Ф.Гальтона и других исследователей. Оформление методов психогенетики. Евгеника, медицинская генетика. Тема 2. Современные представления генетики о механизмах наследственности Гены и хромосомы. Генотип и среда, норма и диапазон реакции. Фенотип как результат взаимодействия генотипа со средой. Ген и признак. Моногенные, полигенные признаки, количественные и качественные признаки. Плейотропное действие гена. Законы Менделя, их ограничения. Отклонения от законов Менделя. Количественная генетика. Популяционная изменчивость. Человек как объект генетических исследований. Тема 3. Методы психогенетики Популяционный метод. Определение популяции, изолята, дема. Генетический полиморфизм. Генофонд популяции, факторы, влияющие на формирование генофонда. Количественные математические методы в популяционных исследованиях. Закон Харди-Вайнберга. Ограничения метода. Генеалогический метод. Работа Ф. Гальтона. Основная схема метода, принципы построения родословных. Ограничения метода, как основное – невозможность развести генетические и средовые влияния. Метод близнецов. История развития метода, его разновидности. Моно- и дизиготные близнецы. Ограничения метода. «Близнецовая ситуация» («эффект близнецовости») и ее влияние на развитие детей. Метод приемных детей. Основная схема метода. Его достоинства и недостатки. Разновидности метода. Тема 4. Психогенетические исследования интеллекта. Неопределенность самого понятия «интеллект» в психологии и связанные с этим проблемы генетических исследований. Данные, полученные в результате применения различных психогенетических методов – близнецового, приемных детей, популяционного. Доказательства вывода о значительной обусловленности вариативности оценок IQ генетическими факторами. Психогенетические исследования вербального и невербального интеллекта, вывод о большей генетической обусловленности вербального интеллекта. Тема 5. Психогенетические исследования двигательной сферы. Отсутствие систематических исследований. Разнообразие двигательных функций и сложность их мозговой организации. Тренируемость двигательных функций. Классификация работ на группы: исследование сложных поведенческих навыков (почерка, мимики, пантомимики, ходьбы и пр.); исследование стандартизированных двигательных проб (спортивных и психометрических); физиологического обеспечения движений. Вывод о большей генетической обусловленности простых движений. Чем позже в онтогенезе образуется движение, чем сложнее его мозговая организация, тем больше влияние средового компонента. Тема 6. Психогенетические исследования темперамента. Разнообразие представлений о темпераменте. Неоднородность состава темперамента в разные возрастные периоды. Соотношение темперамента и характера. Исследования темперамента у детей младшего возраста с применением метода приемных детей и метода близнецов. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма у взрослых. Психогенетические исследования темперамента в рамках представлений И.П. Павлова, Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина. Генетические исследования признаков темперамента на животных (генетика поведения животных). Тема.7. Психогенетические исследования функциональной межполушарной асимметрии. Развитие представлений о функциональной межполушарной асимметрии (ФМА). Формы проявления ФМА. Неоднородность групп левшей и правшей. Социально-культурная теория происхождения право- и леворукости. Патологическая теория. Генетические теории. Совокупность влияний культурных, патологических и генетических факторов на формирование ФМА. Тема 8. Генетическая психофизиология. Значение генетических исследований морфофункционального субстрата психических функций. Развитие мозга в онтогенезе, избыточность закладывающихся нейронов и синапсов. Биохимия мозга. Нейроэндокринная регуляция функций. Исследования ЭЭГ как основное направление. Исследования ЭЭГ покоя. Исследования вызванных потенциалов, сенсорных и связанных с движением. Исследование вегетативных показателей. Тема 9. Психогенетика аномального и девиантного поведения. Дизонтогенез. Психогенетические исследования олигофрении, аутизма, шизофрении, маниакально-депрессивных психозов, пресенильных и сенильных психозов. Психогенетические исследования алкоголизма, наркоманий. Психогенетические исследования агрессивности, преступности. Психогенетические исследования дислексий, дисграфий, ММД, школьных трудностей. 4. Планы семинарских занятий Тема 1. Введение. Вопросы для подготовки:
Тема 2. Современные представления генетики о механизмах наследственности. Вопросы для подготовки:
Тема 3. Методы психогенетики. Вопросы для подготовки:
Тема 4. Психогенетические исследования интеллекта. Вопросы для подготовки:
Тема 5. Психогенетические исследования двигательной сферы. Вопросы для подготовки:
Тема 6. Психогенетические исследования темперамента. Вопросы для подготовки:
Тема 7. Психогенетические исследования функциональной межполушарной асимметрии. Вопросы для подготовки:
Тема 8. Генетическая психофизиология. Вопросы для подготовки:
Тема 9. Психогенетика аномального и девиантного поведения. Дизонтогенез. Вопросы для подготовки:
5. самостоятельная работа студентов. Темы рефератов Студент выбирает вариант реферата по номеру зачетной книжки – последняя цифра номера соответствует номеру варианта (например, если последняя цифра в номере зачетной книжки 1, то выбирает вариант 1, если последняя цифра в номере зачетной книжки 0, то выбирает вариант 10). Реферат объемом не менее 15 страниц печатного текста, для его подготовки необходимо использовать не менее 10 источников, в том числе – журнальные статьи, опубликованные в последние 5 лет.
Темы контрольных заданий
6. Контрольные вопросы к зачету
7. учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
|
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Алексеева. Судебно-психологическая экспертиза. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Л. В. Лебедева Психотехники построения жизненного пути. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения Малярчук Н. Н. Психиатрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 Психология, очной формы обучения | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология».... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология экстремальности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо.... Малярчук Н. Н. Неврология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Вахитова З. З. Этнопсихология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов-бакалавров направления 030300. 62 «Психология»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов очной и заочной... |