Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология»
страница1/17
Дата публикации30.10.2014
Размер1.71 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»

Кафедра специальной психологии

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Направление подготовки: 050716.65 «Специальная психология»

Заочное



Красноярск 2012


УМКД составлен к.м.н., доцентом кафедры специальной психологии ИСП КГПУ Бардецкой Я.В.
УМКД обсужден на заседании кафедры специальной психологии ИСП КГПУ
"05" сентября 2012 г.
Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор С.Н. Шилов
Одобрено научно-методическим советом
"20" сентября 2012 г.
Председатель НМСС Н.Г. Иванова
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Психофизиология» с другими дисциплинами специальности 050716.65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050715.65 «Логопедия»

на 2012/13 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Нейропсихология

Специальной психологии

Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1

Анатомия, физиология и патология органа слуха, речи и зрения

Специальной психологии

Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1


Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

Специальной психологии

Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1


Невропатология

Специальной психологии

Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1


Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в учебной программе на 2012/13 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. Изменен титульный лист.

2. Скорректирована рабочая учебная программа.
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

Специальной психологии "05" сентября 2012 г., протокол № 1

Внесенные изменения утверждаю:
Заведующий кафедрой ___________________________

Декан факультета (директор института) ____________________________
"_____"___________ 20___г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка 6 стр.

  2. Рабочая программа дисциплины 7 стр.

    1. Выдержка из стандарта 8 стр.

    2. Введение 9 стр.

    3. Содержание теоретического курса дисциплины 11 стр.

    4. Тематический план 14 стр.

    5. Учебно-методическая карта дисциплины 16стр.

    6. Карта литературного обеспечения 23 стр.

    7. Технологическая карта рейтинга 25 стр.

    8. Журнал рейтинговой оценки студентов 27 стр.

  3. Методические рекомендации для студентов

и преподавателей 28 стр.

  1. Банк контрольных заданий и вопросов 42 стр.

  2. Тематика рефератов 54 стр.

  3. Вопросы к зачету 54стр.

  4. Глоссарий 56 стр.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Психофизиология» для студентов очной формы обучения по специальности 050716.65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050715.65 «Логопедия» включает в себя следующие элементы:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Психофизиология».

  3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Психофизиология», который представлен различными тестами, вопросами для самостоятельной работы, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам.

  4. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы психофизиологии, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

  5. Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области психофизиологии.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Данная дисциплина ведётся только у студентов очной формы обучения, поэтому рабочая тетрадь необходимая в обязательном порядке только для заочной формы обучения, также отсутствует.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Психофизиология

Выписка из стандарта





Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 050716.65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050715.65 «Логопедия» утверждён 31.01.2005 г. Дисциплина «Психофизиология» является частью курсов по выбору, устанавливаемых вузом, в рамках общепрофессионального цикла дисциплин, поэтому в ГОС ВПО обязательные дидактические дисциплины не предусмотрены.

Введение
Курс «Психофизиология» относится к циклу дисциплин по выбору. «Психофизиология» является общеобразовательной дисциплиной по изучению закономерностей системной организации психических процессов. Этот курс находится на стыке разных наук: психологии, нейронаук, физиологии, в том числе физиологии высшей нервной деятельности, генетики, биохимии, медицины и т.д. Это одна из наук, которая необходима для успешной работы специальных психологов (логопедов) в плане теории и методологии, психодиагностики и практической реализации общепсихологических закономерностей.

Являясь пограничной областью физиологии и психологии, она изучает роль совокупности биологических свойств и, прежде всего, нервной системы в процессе психической деятельности. Психофизиологии присущ комплексный характер. Она опирается на биохимию, нейрофизиологию, генетику, психологию, социологию, философию, педагогику и ряд других наук.

В предполагаемом курсе основное внимание уделено междисциплинарному направлению исследований мозговых механизмов субъективных процессов и состояний (восприятия, памяти, эмоций, мышления, речи, сознания и др.). Макроуровень анализа физиологических механизмов психических явлений сочетается с их изучением на нейронном и молекулярном уровнях. Отражены вопросы в области кодирования информации нервной системы, проблемы асимметрии мозга, индивидуальных различий, механизмов научения, функциональных состояний, методов регистрации активности мозга человека, новых направлений прикладной психофизиологии.

Цель изучения предмета:

В курсе психофизиологии основная цель — изучение физиологических основ психической деятельности и поведения человека. Деятельность студента по изучению дисциплины предполагает посещение лекционных занятий и выполнение комплексной практической работы. При ее выполнении студенты используют полученные на лекциях теоретические знания и знакомятся с современными методами регистрации и анализа активности мозга, осуществляют сравнительный анализ динамики функциональной асимметрии полушарий в зависимости от экспериментальных условий и индивидуальных особенностей испытуемых лиц. Они определяют психофизиологические корреляты интеллектуальных и характерологических особенностей человека.

Исходя из вышеизложенного, задачами курса являются:

  • изучение основных психофизиологических процессов, протекающих в органах чувств и при организации движений;

  • изучение психофизиологических процессов памяти и обучения;

  • изучение психофизиологических особенностей речи;

  • изучение психофизиологических особенностей мотивации и эмоций и др.

  • изучение физиологических основ индивидуально-психических различий

  • изучение влияния индивидуальных особенностей психики на профотбор.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: определение психофизиологии как науки, ее основные разделы, механизмы мозговых процессов и состояний, современные методы психофизиологии, принципы кодирования информации и ее передачи в сенсорных системах человека.

Уметь: свободно пользоваться психофизиологической терминологией, правильно определять сущность и содержание психических процессов, проводить анализ внешней и внутренней среды организма.

Иметь: навыки в решении ситуационно-логических задач при участии психофизиологических процессов.
Технология обучения по дисциплине включает в себя лекции, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов, промежуточный тестовый контроль, зачет в конце курса. В ходе работы активно применяются мультимедийные материалы, таблицы, специальное оборудование.

Содержание теоретического курса

Модуль 1. Основы психофизиологии.

Тема 1. Предмет психофизиологии.

Проблема соотношения психического и физио­логического и варианты ее решения. Дуалистическая концепция Р. Декарта. Психофизио­логический параллелизм. Рефлекторная концепция и ее роль в решении проблемы мозг-психика. Проблема соотношения реактивности и активности в поведении человека. Сис­темный подход в решении проблемы мозг - психика. Психическое как эмерджентное свойство целостного мозга. Эмерджентная причинность. Информационный подход и его возможности в решении психофизиологической проблемы. Системная психофизиология. Методы исследования психофизиологических процессов (электроэнцефалография, метод вызванных потенциалов, томография, электромиография и регистрация кожно-гальванического потенциала).

Тема 2. Функциональные состояния и основные методологические подходы к их оп­ределению и диагностике.

Континуум уровней бодрствования. Вегетативные и электроэн­цефалографические показатели функциональных состояний. Модулирующие системы мозга. Роль фронтальных отделов коры больших в регуляции функциональных состояний. Определение стресса. Виды стресса и стрессоров. Общий адаптационный синдром и его функциональное значение. Роль симпатической нервной системы в организации реакции на стресс. Гормональные аспекты стресса. Кратковременный и долговременный стресс. Последствия стресса. Профилактика стресса. Позитивное значение стресса. Индивидуальные различия в реакции на стресс. Поведение типа А. Искусственная обратная связь. Виды искусственной обратной связи и сфера ее применения.

Тема 3. Психофизиологические процессы внимания.

Виды и характеристики внима­ния, автоматические и контролируемые процессы селекции информации, модели внима­ния, роль модулирующих систем мозга в процессах внимания. Организация структур мозга в процессах внимания. Фронтальная и париетальная системы внимания. Ориентиро­вочная реакция. Нервная модель стимула Е.Н. Соколова. Нейронные механизмы внима­ния. Топографические аспекты мозгового обеспечения произвольного внимания. Электро­энцефалографические корреляты внимания. Реакция активации. Общие принципы функ­ционирования системы избирательного внимания и их психофизиологические механизмы. Вызванные потенциалы как метод изучения внимания.

Тема 4. Психофизиологические основы восприятия.

Принципы кодирования инфор­мации в нервной системе. Психофизиология восприятия (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное восприятие, вестибулярная система, соматосенсорная и висцеральная сис­темы). Нейронные механизмы перцепции. Концепция детекторного кодирования. Концепция частотной фильтрации. Нейронные сети. Соотношение микро- и макроуровня в изучении мозговых механизмов перцептивной деятельности. Концепция информацион­ного синтеза. Последовательные и параллельные модели переработки информации и их физиологические аналоги. Электроэнцефалографические корреляты восприятия. Топо­графические аспекты мозгового обеспечения перцепции. Взаимодействие полушарий моз­га в обеспечении перцептивной деятельности.

Тема 5. Психофизиология эмоциональных состояний.

Определение и классификация потребностей. Физиологические механизмы возникновения витальных потребностей. Природа чувства голода и жажды. Биохимические корреляты потребности в ощущениях. Морфофункциональный субстрат эмоций. Значение коры и подкорковых структур в фор­мировании мотиваций и эмоций. Круг Пейпеца и лимбическая система. Биологические теории эмоций. Таламическая теория эмоций. Нейробиологическая теория эмоций П.К. Анохина. Теория Джеймса-Ланге. Потребностно-информационная теория эмоций П.В. Симонова. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Нейрокультурная теория эмоций П. Экмана. Психофизиологическая диагностика и методы изучения эмоций. Диагностика эмоциональных переживаний. Приспособительное значение эмоций. Психофизиология эмоций (классификация эмоций, функции эмоций, теории происхождения эмоций, ней­роанатомия эмоций). Нейрохимия основных эмоциональных состояний.

Модуль 2. Нейрофизиологические механизмы речевых и мыслительных процессов и их индивидуальные особенности.

Тема 6. Психофизиология памяти и научения.

Элементарные виды памяти и научения. Временная организация памяти. Механизмы запечатления. Этапы формирования энграмм. Системы регуляции памяти. Физиологические теории памяти. Синаптическая теория па­мяти. Реверберационная теория памяти. Нейронные модели памяти. Макропотенциалы мозга и математическое моделирование в исследовании памяти. Топографические аспекты мозгового обеспечения памяти. Биохимические основы памяти. Память как эмерджентное свойство мозга. Виды памяти. Нейронные механизмы формирования энграмм. Множест­венность систем памяти. Амнезии.

Тема 7. Психофизиология движения.

Структура двигательного акта, произвольная и непроизвольная регуляция движением. Уровни и центры управления движениями разно­го типа. Пирамидная и экстрапирамидная системы. Статический и динамический образ тела. Организация манипуляторных движений. Программирование движений. Функциональная структура произвольного движения. Электрофизиологические корреляты движения. Потенциалы мозга, связанные с движениями. Мотивации. Мотивация как фак­тор организации поведения. Роль симпатической системы в обеспечении мотивационного возбуждения. Физиологические теории мотиваций. Функциональная сис­тема и мотивация. Понятие доминирующего мотивационного возбуждения. Центральные механизмы целенаправленного поведения.

Тема 8. Речь.

Развитие речевого аппарата, функции речи, роль коры и подкорковых структур в формировании речевых процессов. Представительство речевых функций в левом полушарии мозга (зоны Брока и Вернике). Периферические системы обеспечения речи. Мозговые центры речи. Нейронные корреляты акустического и смыслового кодиро­вания слова. Речь и межполушарная асимметрия. Дихотическое прослушивание. Эффект правого уха. Событийно-связанные потенциалы мозга как инструмент изучения нейрофизиологического обеспечения речевых функций. Топографическая организация мозговых механизмов восприятия речи. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Умкд составлен д м н., профессором кафедры специальной психологии исп кгпу шиловым С. Н
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Умкд составлен д м н., профессором кафедры специальной психологии исп кгпу шиловым С. Н
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология»
Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика...
Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «логопедическая ритмика» с другими дисциплинами специальности 050716. 65 Специальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методы психологической коррекции» с другими дисциплинами специальности
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 «Психология детей...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 (ЕН. Р. 1)«математические...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск