Скачать 1.71 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» Кафедра специальной психологии ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: 050716.65 «Специальная психология» Заочное Красноярск 2012 УМКД составлен к.м.н., доцентом кафедры специальной психологии ИСП КГПУ Бардецкой Я.В. УМКД обсужден на заседании кафедры специальной психологии ИСП КГПУ "05" сентября 2012 г. Заведующий кафедрой д.м.н., профессор С.Н. Шилов Одобрено научно-методическим советом "20" сентября 2012 г. Председатель НМСС Н.Г. Иванова Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Психофизиология» с другими дисциплинами специальности 050716.65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050715.65 «Логопедия» на 2012/13 учебный год
Лист внесения изменений Дополнения и изменения в учебной программе на 2012/13 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. Изменен титульный лист. 2. Скорректирована рабочая учебная программа. Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Специальной психологии "05" сентября 2012 г., протокол № 1 Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой ___________________________ Декан факультета (директор института) ____________________________ "_____"___________ 20___г. Оглавление
и преподавателей 28 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Психофизиология» для студентов очной формы обучения по специальности 050716.65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050715.65 «Логопедия» включает в себя следующие элементы:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Данная дисциплина ведётся только у студентов очной формы обучения, поэтому рабочая тетрадь необходимая в обязательном порядке только для заочной формы обучения, также отсутствует. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Психофизиология Выписка из стандарта
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 050716.65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050715.65 «Логопедия» утверждён 31.01.2005 г. Дисциплина «Психофизиология» является частью курсов по выбору, устанавливаемых вузом, в рамках общепрофессионального цикла дисциплин, поэтому в ГОС ВПО обязательные дидактические дисциплины не предусмотрены. Введение Курс «Психофизиология» относится к циклу дисциплин по выбору. «Психофизиология» является общеобразовательной дисциплиной по изучению закономерностей системной организации психических процессов. Этот курс находится на стыке разных наук: психологии, нейронаук, физиологии, в том числе физиологии высшей нервной деятельности, генетики, биохимии, медицины и т.д. Это одна из наук, которая необходима для успешной работы специальных психологов (логопедов) в плане теории и методологии, психодиагностики и практической реализации общепсихологических закономерностей. Являясь пограничной областью физиологии и психологии, она изучает роль совокупности биологических свойств и, прежде всего, нервной системы в процессе психической деятельности. Психофизиологии присущ комплексный характер. Она опирается на биохимию, нейрофизиологию, генетику, психологию, социологию, философию, педагогику и ряд других наук. В предполагаемом курсе основное внимание уделено междисциплинарному направлению исследований мозговых механизмов субъективных процессов и состояний (восприятия, памяти, эмоций, мышления, речи, сознания и др.). Макроуровень анализа физиологических механизмов психических явлений сочетается с их изучением на нейронном и молекулярном уровнях. Отражены вопросы в области кодирования информации нервной системы, проблемы асимметрии мозга, индивидуальных различий, механизмов научения, функциональных состояний, методов регистрации активности мозга человека, новых направлений прикладной психофизиологии. Цель изучения предмета: В курсе психофизиологии основная цель — изучение физиологических основ психической деятельности и поведения человека. Деятельность студента по изучению дисциплины предполагает посещение лекционных занятий и выполнение комплексной практической работы. При ее выполнении студенты используют полученные на лекциях теоретические знания и знакомятся с современными методами регистрации и анализа активности мозга, осуществляют сравнительный анализ динамики функциональной асимметрии полушарий в зависимости от экспериментальных условий и индивидуальных особенностей испытуемых лиц. Они определяют психофизиологические корреляты интеллектуальных и характерологических особенностей человека. Исходя из вышеизложенного, задачами курса являются:
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: определение психофизиологии как науки, ее основные разделы, механизмы мозговых процессов и состояний, современные методы психофизиологии, принципы кодирования информации и ее передачи в сенсорных системах человека. Уметь: свободно пользоваться психофизиологической терминологией, правильно определять сущность и содержание психических процессов, проводить анализ внешней и внутренней среды организма. Иметь: навыки в решении ситуационно-логических задач при участии психофизиологических процессов. Технология обучения по дисциплине включает в себя лекции, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов, промежуточный тестовый контроль, зачет в конце курса. В ходе работы активно применяются мультимедийные материалы, таблицы, специальное оборудование. Содержание теоретического курса Модуль 1. Основы психофизиологии. Тема 1. Предмет психофизиологии. Проблема соотношения психического и физиологического и варианты ее решения. Дуалистическая концепция Р. Декарта. Психофизиологический параллелизм. Рефлекторная концепция и ее роль в решении проблемы мозг-психика. Проблема соотношения реактивности и активности в поведении человека. Системный подход в решении проблемы мозг - психика. Психическое как эмерджентное свойство целостного мозга. Эмерджентная причинность. Информационный подход и его возможности в решении психофизиологической проблемы. Системная психофизиология. Методы исследования психофизиологических процессов (электроэнцефалография, метод вызванных потенциалов, томография, электромиография и регистрация кожно-гальванического потенциала). Тема 2. Функциональные состояния и основные методологические подходы к их определению и диагностике. Континуум уровней бодрствования. Вегетативные и электроэнцефалографические показатели функциональных состояний. Модулирующие системы мозга. Роль фронтальных отделов коры больших в регуляции функциональных состояний. Определение стресса. Виды стресса и стрессоров. Общий адаптационный синдром и его функциональное значение. Роль симпатической нервной системы в организации реакции на стресс. Гормональные аспекты стресса. Кратковременный и долговременный стресс. Последствия стресса. Профилактика стресса. Позитивное значение стресса. Индивидуальные различия в реакции на стресс. Поведение типа А. Искусственная обратная связь. Виды искусственной обратной связи и сфера ее применения. Тема 3. Психофизиологические процессы внимания. Виды и характеристики внимания, автоматические и контролируемые процессы селекции информации, модели внимания, роль модулирующих систем мозга в процессах внимания. Организация структур мозга в процессах внимания. Фронтальная и париетальная системы внимания. Ориентировочная реакция. Нервная модель стимула Е.Н. Соколова. Нейронные механизмы внимания. Топографические аспекты мозгового обеспечения произвольного внимания. Электроэнцефалографические корреляты внимания. Реакция активации. Общие принципы функционирования системы избирательного внимания и их психофизиологические механизмы. Вызванные потенциалы как метод изучения внимания. Тема 4. Психофизиологические основы восприятия. Принципы кодирования информации в нервной системе. Психофизиология восприятия (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное восприятие, вестибулярная система, соматосенсорная и висцеральная системы). Нейронные механизмы перцепции. Концепция детекторного кодирования. Концепция частотной фильтрации. Нейронные сети. Соотношение микро- и макроуровня в изучении мозговых механизмов перцептивной деятельности. Концепция информационного синтеза. Последовательные и параллельные модели переработки информации и их физиологические аналоги. Электроэнцефалографические корреляты восприятия. Топографические аспекты мозгового обеспечения перцепции. Взаимодействие полушарий мозга в обеспечении перцептивной деятельности. Тема 5. Психофизиология эмоциональных состояний. Определение и классификация потребностей. Физиологические механизмы возникновения витальных потребностей. Природа чувства голода и жажды. Биохимические корреляты потребности в ощущениях. Морфофункциональный субстрат эмоций. Значение коры и подкорковых структур в формировании мотиваций и эмоций. Круг Пейпеца и лимбическая система. Биологические теории эмоций. Таламическая теория эмоций. Нейробиологическая теория эмоций П.К. Анохина. Теория Джеймса-Ланге. Потребностно-информационная теория эмоций П.В. Симонова. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Нейрокультурная теория эмоций П. Экмана. Психофизиологическая диагностика и методы изучения эмоций. Диагностика эмоциональных переживаний. Приспособительное значение эмоций. Психофизиология эмоций (классификация эмоций, функции эмоций, теории происхождения эмоций, нейроанатомия эмоций). Нейрохимия основных эмоциональных состояний. Модуль 2. Нейрофизиологические механизмы речевых и мыслительных процессов и их индивидуальные особенности. Тема 6. Психофизиология памяти и научения. Элементарные виды памяти и научения. Временная организация памяти. Механизмы запечатления. Этапы формирования энграмм. Системы регуляции памяти. Физиологические теории памяти. Синаптическая теория памяти. Реверберационная теория памяти. Нейронные модели памяти. Макропотенциалы мозга и математическое моделирование в исследовании памяти. Топографические аспекты мозгового обеспечения памяти. Биохимические основы памяти. Память как эмерджентное свойство мозга. Виды памяти. Нейронные механизмы формирования энграмм. Множественность систем памяти. Амнезии. Тема 7. Психофизиология движения. Структура двигательного акта, произвольная и непроизвольная регуляция движением. Уровни и центры управления движениями разного типа. Пирамидная и экстрапирамидная системы. Статический и динамический образ тела. Организация манипуляторных движений. Программирование движений. Функциональная структура произвольного движения. Электрофизиологические корреляты движения. Потенциалы мозга, связанные с движениями. Мотивации. Мотивация как фактор организации поведения. Роль симпатической системы в обеспечении мотивационного возбуждения. Физиологические теории мотиваций. Функциональная система и мотивация. Понятие доминирующего мотивационного возбуждения. Центральные механизмы целенаправленного поведения. Тема 8. Речь. Развитие речевого аппарата, функции речи, роль коры и подкорковых структур в формировании речевых процессов. Представительство речевых функций в левом полушарии мозга (зоны Брока и Вернике). Периферические системы обеспечения речи. Мозговые центры речи. Нейронные корреляты акустического и смыслового кодирования слова. Речь и межполушарная асимметрия. Дихотическое прослушивание. Эффект правого уха. Событийно-связанные потенциалы мозга как инструмент изучения нейрофизиологического обеспечения речевых функций. Топографическая организация мозговых механизмов восприятия речи. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи. |
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен д м н., профессором кафедры специальной психологии исп кгпу шиловым С. Н | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен д м н., профессором кафедры специальной психологии исп кгпу шиловым С. Н | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология» Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия» | Учебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика... Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «логопедическая ритмика» с другими дисциплинами специальности 050716. 65 Специальная... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методы психологической коррекции» с другими дисциплинами специальности | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп спец. Специальная психология | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 «Психология детей... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 (ЕН. Р. 1)«математические... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология |