Скачать 317.86 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.В.Арефьева ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления 05.07.00.62 «Педагогика» профиль подготовки 540609 «Практическая психология в образовании» Тюмень Тюменский государственный университет 2011 А.В.Арефьева. Психофизиология: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения направления 05.07.00.62 «Педагогика», профиль 540609 «Практическая психология в образовании» Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, 2011, 17с. Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, тематический план дисциплины, методические указания к практическим занятиям, дидактические материалы для самоконтроля, темы рефератов, список литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психофизиология электронный ресурс / режим доступа:http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института педагогики, психологии и управления. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.Н.Гребнева, д.б.н., профессор. ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011. А.В.Арефьева, 2011 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Психофизиология» является факультативным курсом для студентов очного обучения направления 05.07.00.62 «Педагогика», профиль 540609 «Практическая психология в образовании». В системе подготовки психологов в цикле общепрофессиональных дисциплин, формирующих у студентов мировоззрение о единой биосоциальной сущности человека, важное место принадлежит физиологии высшей нервной деятельности, возрастной физиологии и психофизиологии. Цель курса - ознакомить студентов с современным состоянием психофизиологии как одного из разделов психологии, изучающий роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности. Изучить физиологические основы ощущений и восприятий, речи и мышления, эмоций, внимания и памяти. Задачи курса: - ознакомить с методологией изучения физиологических основ высшей нервной деятельности человека, основных свойств нервной системы и индивидуальности; - ознакомить студентов с основными методами психофизиологии; - дать представление о психофизиологических особенностях высших психических функций; - вооружить студентов знаниями о психофизиологических основах функциональных асимметрий, их роли в профессиональной и учебной деятельности; - дать представление о механизмах регуляции функционального состояния мозга и о параметрах индивидуальной устойчивости к стрессу. Проблемы психофизиологии касаются любых различий людей, связанных с природными биологическими факторами. Поэтому предметом психофизиологии являются также функциональные асимметрии человека. Практическое значение данной проблемы состоит в частности в том, что она определяет пути, которые обеспечивают гармоническое развитие человека. В круг проблем психофизиологии входят и возрастно-половые различия между людьми. Помимо чисто теоретического значения (соотношение биологического и социального в развитии человека), знание проблем психофизиологии имеет и большое практическое значение, так как на ее основе осуществляется (или должен осуществляться) отбор людей в различные виды профессиональной и спортивной деятельности, подбирается оптимальная для данного субъекта методика обучения и тренировки, стиль деятельности. Дисциплина относится к факультативному курсу, изучается во 2 семестре, базируется на знаниях, полученных при изучении «Анатомии и физиологии», «общей психологии». Изучение «Психофизиологии» поможет при освоении материала по таким дисциплинам как «Возрастная психология». «Психодиагностика», «Основы девиантологии», «Основы педиатрии и гигиены», «Психотерапия». Формы контроля:
Трудоемкость дисциплины: Курс рассчитан на 75ч, из них 18 ч лекций, 18ч практических занятий и 39 ч самостоятельной работы. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Таблица 1.
Таблица 2.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Модуль 1. Tема 1. Предмет и задачи психофизиологии. Методы исследования. Проблема соотношения психического и физиологического и варианты ее решения. Дуалистическая концепция Р. Декарта. Психофизиологический параллелизм. Рефлекторная концепция и ее роль в решении проблемы мозг-психика. Проблема соотношения реактивности и активности в поведении человека. Системный подход в решении проблемы мозг - психика. Психическое как эмерджентное свойство целостного мозга. Эмерджентная причинность. Информационный подход и его возможности в решении психофизиологической проблемы. Системная психофизиология. Методы психофизиологии. Способы регистрации и сфера применения объективных физиологических показателей, закономерно связанных с психической деятельностью человека. Методы исследования функциональной активности головного мозга: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), ее фоновые и реактивные показатели; ответы электроэнцефалограммы на стимулы (вызванные и событийно-связанные потенциалы). Картирование мозга. Магнитоэнцефалография. Компьютерная томография. Индикаторы активности различных физиологических систем организма (сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной, выделительной) и их использование в психофизиологии. Тема 2. Психофизиология функциональных состояний. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы. Функциональные состояния и основные методологические подходы к их определению и диагностике. Континуум уровней бодрствования. Вегетативные и электроэнцефалографические показатели функциональных состояний. Модулирующие системы мозга. Роль фронтальных отделов коры больших в регуляции функциональных состояний. Определение и виды сна. Физиологические изменения во сне. Классификация стадий сна. Быстрый сон и его специфика. Индивидуальные различия в динамике сна. Теории сна. Определение стресса. Виды стресса и стрессоров. Общий адаптационный синдром и его функциональное значение. Роль симпатической нервной системы в организации реакции на стресс. Гормональные аспекты стресса. Кратковременный и долговременный стресс. Последствия стресса. Профилактика стресса. Позитивное значение стресса. Индивидуальные различия в реакции на стресс. Поведение типа А. Искусственная обратная связь. Виды искусственной обратной связи и сфера ее применения. Определение и классификация потребностей. Физиологические механизмы возникновения витальных потребностей. Природа чувства голода и жажды. Биохимические корреляты потребности в ощущениях. Мотивация как фактор организации поведения. Роль симпатической системы в обеспечении мотивационного возбуждения. Физиологические теории мотиваций. Функциональная система и мотивация. Понятие доминирующего мотивационного возбуждения. Морфофункциональный субстрат эмоций. Круг Папеца и лимбическая система. Биологические теории эмоций. Роль Ч. Дарвина в изучении эмоций. Таламическая теория эмоций. Нейробиологическая теория эмоций П.К. Анохина. Теория Джеймса-Ланге. Потребностно-информационная теория эмоций П.В. Симонова. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Нейрокультурная теория эмоций П. Экмана. Психофизиологическая диагностика и методы изучения эмоций. Диагностика эмоциональных переживаний. Модуль 2 Тема 3. Психофизиология восприятия, внимания, памяти. Нейронные механизмы перцепции. Концепция детекторного кодирования. Концепция частотной фильтрации. Нейронные сети. Соотношение микро- и макроуровня в изучении мозговых механизмов перцептивной деятельности. Концепция информационного синтеза. Последовательные и параллельные модели переработки информации и их физиологические аналоги. Электроэнцефалографические корреляты восприятия. Топографические аспекты мозгового обеспечения перцепции. Взаимодействие полушарий мозга в обеспечении перцептивной деятельности. Ориентировочная реакция. Нервная модель стимула Е.Н. Соколова. Нейронные механизмы внимания. Топографические аспекты мозгового обеспечения произвольного внимания. Электроэнцефалографические корреляты внимания. Реакция активации. Общие принципы функционирования системы избирательного внимания и их психофизиологические механизмы. Вызванные потенциалы как метод изучения внимания. Элементарные виды памяти и научения. Временная организация памяти. Механизмы запечатления. Этапы формирования энграмм. Системы регуляции памяти. Физиологические теории памяти. Синаптическая теория памяти. Реверберационная теория памяти. Нейронные модели памяти. Макропотенциалы мозга и математическое моделирование в исследовании памяти. Топографические аспекты мозгового обеспечения памяти. Биохимические основы памяти. Память как эмерджентное свойство мозга. Тема 4. Психофизиология речевых процессов. Периферические системы обеспечения речи. Мозговые центры речи. Нейронные корреляты акустического и смыслового кодирования слова. Речь и межполушарная асимметрия. Дихотическое прослушивание. Эффект правого уха. Событийно-связанные потенциалы мозга как инструмент изучения нейрофизиологического обеспечения речевых функций. Топографическая организация мозговых механизмов восприятия речи. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи. Модуль 3 Тема 5. Психофизиология сознания и мыслительной деятельности. Традиционные подходы к изучению мышления в психофизиологии. Электрофизиологические исследования мыслительной деятельности. Импульсная активность нейронов и суммарная биоэлектрическая активность мозга в изучении физиологических механизмов мышления. Вызванные потенциалы и принятие решения. Теория нейронной эффективности. Нейрофизиологические корреляты и предпосылки способностей. Взаимодействие полушарий в обеспечении мыслительной деятельности. Сознание как психофизиологический феномен. Психофизиологический подход к определению сознания. Нейрофизиологические основы сознания. Основные теории сознания. Физиологические условия осознания раздражителей. Неосознаваемое восприятие. Мозговые центры и сознание. Специфика измененных состояний сознания. Медитация и гипноз. Информационный подход к проблеме сознания. Сознание как эмерджентное свойство мозга. Тема 6. Психофизиология двигательной активности. Уровни и центры управления движениями разного типа. Пирамидная и экстрапирамидная системы. Статический и динамический образ тела. Организация манипуляторных движений. Программирование движений. Функциональная структура произвольного движения. Электрофизиологические корреляты движения. Потенциалы мозга, связанные с движениями. 4. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
5. ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ
6. ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ Вариант 1
А. Мотонейрон и участок двигательной коры Б. Мотонейрон и иннервируемые им мышечные волокна В. Сегмент спинного мозга и группа скелетных мышц Г. Орган, выполняющий движение
А. мозжечка Б. базальных ганглиев В. ствола мозга Г. таламуса
А. Биологических Б. Социальных В. Духовных
А. доминанта Б. мотивация В. локомоция
А. Норадреналин Б. Дофамин В. Адреналин Г. Серотонин
А. 1 стадии сна Б. 2 стадии сна В. 3 стадии сна Г. 4 стадии сна
А. 5 Б. 4 В. 3 Г. 2 Д. 1
А. врожденная Б. как результат обучения В. долговременная Г. оперативная
А. кратковременная Б долговременная В. сенсорная 10.Установите соответствие между потребностью и группой, к которой она относится: Духовные отдых на берегу реки Социальные красивое платье Биологические чтение газеты по утрам газовый баллончик в кармане 11.К моторному компоненту ориентировочной реакции относится: А. снижение частоты сердечных сокращений Б. изменение дыхания В. увеличение мышечного тонуса Г. расширение сосудов головы 12. Длительное поддержание внимания, противостоянии отвлечениям – это… А. устойчивость Б. объем В. переключаемость Г. распределение 13. Распределите виды памяти в порядке увеличения продолжительности хранения информации: А. декларативная Б. иконическая В. оперативная 14. Во время ответа у доски ученик забыл строчку стихотворения. В данной ситуации сработал механизм забывания: А. затухание Б. контекстное забывание В. реминисценция Г. ретроактивное затухание Вариант 2
А. Б.
А. Пирамидные и экстрапирамидные Б. Афферентные и эфферентные В. Двигательные и чувствительные Г. Произвольные и непроизвольные
А. Биологических Б. Социальных В. Духовных
А. Мотивация Б. Доминанта В. Эмоция Г. Мышление
А. Депрессия по типу тревоги Б. Депрессия по типу тоски В. Повышенное психоэмоциональное возбуждение г. Эйфория
А 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
А. 60 минут Б. 90 минут В. 8ч Г. 24 ч
А. привыкание Б. врожденная память В. сенситизация Г. условный рефлекс
А. кратковременной Б. долговременной В. сенсорной 10.Моторная кора расположена в области: А. верхней височной извилины Б. передней центральной извилины В. задней центральной извилины Г. нижней теменной извилины 11. К вегетативному компоненту ориентировочной реакции относят: А. движение глаз Б. дыхательная аритмия В. поворот головы Г. увеличение тонуса мышц 12. Возможность внимательного выполнения двух или нескольких видов деятельности – это… А. объем внимания Б. распределение внимания В. переключаемость Г. устойчивость 13.Этот процесс начинается на стадии сенсорной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти. А. Запечатление Б. Хранение В. Забывание Г. Обработка 14. Очевидцы происшествия, случившегося год назад, вспоминают событие. Эти воспоминания по прошествии года, оказываются более полными и точными. Как называется этот процесс? А. запечатление Б. реминисценция В. интерференция Г. сенситизация Вариант 3
А. регулирует длину и напряжение мышц Б. регулирует поддержание позы В. планирует движение Г. регулирует моносинаптические рефлексы
А. движение Б. локомоция В. телепортация Г. дистанцирование
А. Биологических Б. Социальных В. Духовных
А. четверохолмие Б. водопровод мозга В. варолиев мост Г. гиппокамп
А. Депрессия по типу тревоги Б. Депрессия по типу тоски В. Повышенное психоэмоциональное возбуждение г. Эйфория
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
А 1 Б. 5 В. 3 Г. 4 Д. 2
при … А. привыкании Б. сенситизации В. научении
Социальные просмотр новостей по TV Духовные ужин в модном ресторане Биологические чистка зубов 2 раза в день чашечка кофе на завтрак
А. врожденная Б. сенсорная В. как результат обучения Г. кратковременная 11.Одним из наиболее сильных возбудителей внимания является…. А. новизна Б. эффективность В. дискретность Г. интегративность 12. Автор теории «прожектора» - А. И.П. Павлов Б. П.К. Анохин В. Ф. Крик Г. А.М. Иваницкий 13. Этим процессом памяти труднее всего управлять: А. Запечатление Б. Хранение В. Забывание Г. Воспроизведение 14. Бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события - это …. А. сознание Б. мышление В. речь Г. восприятие Вариант 4
А. двигательная кора Б. двигательная единица В. ствол мозга Г. мотонейрон
А. гомеостаза Б. жизнеспособности мозга В. биохимического состава крови Г. постоянной массы тела
А. мамиллярные тела Б. четверохолмие В. мозжечок Г. подушка
А. Адреналин Б. Норадреналин В. Серотонин Г. Дофамин
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
А. 1 Б. 2 В. 4 Г. 5
А. кратковременная Б. долговременная В. иконическая 9. Целенаправленные движения – это те, в осущствлении которых обязательное участие принимает… А. мотонейрон Б. корковый центр В. стриапалидарная система Г. мозжечок 10. Торможение текущей условнорефлекторной деятельности – отличительная черта… А. ориентировочной реакции Б. мотивации В.привыкания Г. сенситизации 11.Теория нервной модели стимула предложена… А. Е.Н.Соколовым Б. П.К. Анохиным В. И.П. Павловым Г. О.С.Виноградовой 12 Динамическая характеристика способности к переходу от одной деятельности к другой – это… А. распределение внимания Б. переключение внимания В. объем внимания Г. избирательность внимания 13. Перечислите процессы памяти: А. Б. В. Г. 14. …-это высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальными контактами с другими людьми. А. мышление Б. интеллект В. сознание Г. восприятие 7.ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Практическая работа № 1. Нервная ткань. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Цель: Познакомиться с клеточным составом нервной ткани. Изучить внешнее и внутреннее строение нейронов и глиальных клеток, типы нейронов и глиальных клеток. Практическая работа № 2. Синаптическая передача в центральной нервной системе. Цель: Изучить принципы синаптической передачи нервного импульса в центральной нервной системе. Практическая работа №3. Рефлекторная деятельность нервной системы Цель: Познакомиться с понятием рефлекса, изучить виды рефлексов и механизмы, лежащие в основе рефлекторной деятельности человека и животных. Практическая работа № 4. Исследование рефлекторных реакций человека Цель работы: изучение рефлекторных дуг некоторых безусловных рефлексов человека. Практическая работа №5. Черепно-мозговые нервы Цель работы: Изучить черепно-мозговые нервы и их функции. Практическая работа №6. Проводящие пути спинного мозга Цель работы: изучить структуру поперечного сечения спинного мозга, основные восходящие и нисходящие проводящие пути. Практическая работа №7. Топография и цитоархитектоника коры больших полушарий Цель работы: Изучить строение коры больших полушарий. Практическая работа №8. Исследование функциональной лабильности с использованием теппинг-теста. Цель работы: Определить величину функциональной подвижности и ее динамику в процессе непрерывной двигательной активности правой и левой рук. Практическая работа №9. Влияние мануальной асимметрии на величину функциональной лабильности нервно-мышечного аппарата ведущей и не ведущей рук Цель работы: изучить влияние доминантного и субдоминантного полушария головного мозга на величину функциональной лабильности при выполнении теппинга одной и двумя руками. Практическая работа №10. Основные компоненты зрительного восприятия Цель: Ознакомиться с физиологическими механизмами, основными видами и компонентами зрительного восприятия; изучить методики исследования зрительного восприятия 8.СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Модуль 1 Тема 1. Предмет и задачи психофизиологии. Методы исследования.
Тема 2. Психофизиология функциональных состояний. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы.
Модуль 2 Тема 3. Психофизиология восприятия, внимания, памяти.
Тема 4. Психофизиология речевых процессов.
Модуль 3 Тема 5. Психофизиология сознания и мыслительной деятельности
|
О. А. Селиванова Социальные институты защиты детства Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиля подготовки 540607 «Начальное... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Педагогика и психология высшей школы: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 035700.... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Технология разработки туристских маршрутов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления... Аношко О. М. Археолого-этнологическая практика: Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История”... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Туристское ресурсоведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения Малярчук Н. Н. Психиатрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Р. Ю. Сабитов. Основы санитарии и гигиены на предприятиях сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. Основы искусствоведения в экскурсионном деле: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Е. А. Вакорина. Основы бизнес-планирования в сервисе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... О. Р. Чомоян. Коммуникативные технологии в сервисе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Смирнова И. Р., Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения Н. Г. Осипова. Базы пространственных геоданных. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Сокова З. Н., Цыганкова С. П. Историко-культурные регионы стран Азии Африки: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Методы коррекционно-развивающей работы психолога в образовании. Учебно-методический комплекс. Методические указания... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... О. Р. Чомоян. Коммуникативные технологии в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.... |