Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент





НазваниеМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент
страница1/5
Дата публикации18.07.2013
Размер0.5 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Психология > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.3.1

Семейные конфликты и способы их разрешения


(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
«040101-Социальная работа»

«050703-Дошкольная педагогика и психология»

«050706-Педагогика и психология»

(код и наименование специальностей)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического

института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)
Зав. кафедрой

____________ (Синкевич И.А.)
2012

РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины .


    1. Автор программы:

Г.И. Горлов, канд. психол. наук, доцент

И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент



    1. Пояснительная записка


На современном этапе развития общества в нашей стране, за рубежом социально приемлемым является воспитание детей в семье. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значитель­ной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в обще­ственной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано за­родившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассмат­ривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прооб­раз».

В настоящее время в нашем обществе происходит переход от пред­ставлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценно­сти. Однако следует заметить, что, по данным научно-исследователь­ского центра Института молодежи, российская семья сейчас находит­ся в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивые тенденции:

  • ухудшения материального положения семьи;

  • роста числа неполных семей;

  • снижения интереса к рождению детей;

  • роста отчужденности детей от семьи;

  • падения авторитета родителей по сравнению с авторитетом
    сверстника, устроившегося в жизни;

  • повышения уровня подростковой девиантности.

В связи с этим необходима программа семейной социализации и воспитания жизнеспособной личности в современных условиях. Та­ким образом, значение исследования семейной проблематики в со­временных условиях не уменьшается, а, скорее, все более возрастает. Преподавание психологии семьи для студентов педвузов является актуальным, так как множество проблем в этой облас­ти ждет своих исследователей.

В курсе «Семейные конфликты и способы их разрешения» обобщены результаты многолетней работы психологов, соци­ологов, демографов в области семейных отношений, рассматривают­ся различные стороны этой многогранной темы.

Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными про­блемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений, а также с методами изучения и коррекции семейных проблем.

На практических занятиях студенты осваивают методы изу­чения семьи, обучаются приемам определения причин и разрешения супружеских конфликтов, обсуждаются приемы ведения безобвинитель­ного общения.

В связи с вышесказанным целью дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” является помочь спе­циалистам в области психологии овла­деть знаниями, навыками и умениями, сформулировать нравственную позицию, необходимую для работы с семьей.

Задачи курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”:

  1. Дать представление общие представления о конфликтах в семье, методах их изучения.

  2. Познакомить студентов с основными понятиями семейных конфликтов.

  3. Сформировать научное мировоззрение, широкий профессиональный кругозор и нравственную позицию специалиста по от­ношению к семьям.

  4. Ознакомить с различными принципами, программами и системой помощи семье в конфликтной ситуации.

  5. Представить студентам информацию о семьях группы риска.

  6. Ознакомить студентов с методами изучения семьи, психотерапии в коррекционной работе с детьми и их родителями на различ­ных этапах семейного цикла.

  7. Дать представление об основных направлениях и формах взаимодействия психолога с членами семьи.

В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, наиболее яркие теории и методы диагностики семейных отношений.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические занятия позволяет организовать самостоятельную работу студентов.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овла­деть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь ис­пользовать их на практике.

В результате изучения дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” студенты должны знать:

  • теоретические основы психологии семьи, модели семьи, теории семейного кризиса;

  • основные категории и понятия психологии семьи;

  • основные направления, подходы в психологии семьи;

  • задачи, этапы и конкретные формы воспитания де­тей в семье;

  • модели семьи и теории семейного кризиса;

  • методы психотера­пии в психокоррекционной работе с семьями.

Студенты должны быть готовы решать практические коррекционно-педагогические задачи, непременно используя знания, полученные в ходе изучения курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”. Для этого они должны уметь:

владеть методами семейной психологии и адекватно использовать их;

  • использовать на практике методы психотера­пии в психокоррекционной работе с семьями;

  • осуществлять по­мощь родителям в семьях группы риска;

  • отстаивать и проводить в жизнь четкую нравственную позицию по отношению к семьям;

  • анализировать собственную деятельность с целью совершенствования и эффек­тивности для каждого конкретного случая.

УМК по курсу “Семейные конфликты и способы их разрешения” составлен в соответствии с требованиями Го­сударственного образовательного стандарта высшего професси­онального образования.



      1. Темы для самостоятельного изучения.






п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Современное понятие семьи, ее структура и классификация.

Конспект занятий:

Понятия, термины.

6

Аудиторное

Семинарское занятие.

2.

Семья как малая группа

Конспект понятий, характеристика групповой динамики

6

Аудиторное семинарское занятие

3.

Психологическая готовность к браку

Конспект понятий: психологической и социальной зрелости; социальные роли

6

Доклады: психологическая готовность к браку; супружеские роли.

4.

Основные кризисы супружеских отношений; развод и его стадии

Конспект-классификация кризисов.

Конспект и характеристика стадий развода

6

Доклады: основные супружеские кризисы. Развод и его стадии.

5.

Понятие конфликта,

его структура и классификация.

Конспект: научная парадигма конфликтов, классификация конфликтов.

8

Доклады: бытовое и научное понимание конфликта. Классификации конфликтов.

6.

Психологические особенности личностных конфликтов.

Конспект понятия личностного (внутриличностного) конфликта. Классификация личностных конфликтов по Леви.

8

Аудиторное семинарское занятие

7.

Личностные кризисы зрелого возраста:30;40 лет

Определение понятий: «кризис», «зрелость».

Характеристика (план ответа): кризиса 30 лет; кризиса 40 лет.

8

Круглый стол: «Кризисы и личностные конфликты зрелого возраста».

8.

Трансактный анализ Э.Берна в семейной психотерапии

Конспект занятий.

8

Аудиторное семинарское занятие.

9.

Семейная психотерапия по В.Сатир

Конспект занятий.

8

Аудиторное семинарское занятие.




Всего




64









п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Современное понятие семьи, ее структура и классификация.

Конспект занятий:

Понятия, термины.

7

Аудиторное

Семинарское занятие.

2.

Семья как малая группа

Конспект понятий, характеристика групповой динамики

7

Аудиторное семинарское занятие

3.

Психологическая готовность к браку

Конспект понятий: психологической и социальной зрелости; социальные роли

7

Доклады: психологическая готовность к браку; супружеские роли.

4.

Основные кризисы супружеских отношений; развод и его стадии

Конспект-классификация кризисов.

Конспект и характеристика стадий развода

7

Доклады: основные супружеские кризисы. Развод и его стадии.

5.

Понятие конфликта,

его структура и классификация.

Конспект: научная парадигма конфликтов, классификация конфликтов.

8

Доклады: бытовое и научное понимание конфликта. Классификации конфликтов.

6.

Психологические особенности личностных конфликтов.

Конспект понятия личностного (внутриличностного) конфликта. Классификация личностных конфликтов по Леви.

8

Аудиторное семинарское занятие

7.

Личностные кризисы зрелого возраста:30;40 лет

Определение понятий: «кризис», «зрелость».

Характеристика (план ответа): кризиса 30 лет; кризиса 40 лет.

8

Круглый стол: «Кризисы и личностные конфликты зрелого возраста».

8.

Трансактный анализ Э.Берна в семейной психотерапии

Конспект занятий.

9

Аудиторное семинарское занятие.

9.

Семейная психотерапия по В.Сатир

Конспект занятий.

9

Аудиторное семинарское занятие.




Всего




70









п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Современное понятие семьи, ее структура и классификация.

Конспект занятий:

Понятия, термины.




Аудиторное

Семинарское занятие.

2.

Семья как малая группа

Конспект понятий, характеристика групповой динамики




Аудиторное семинарское занятие

3.

Психологическая готовность к браку

Конспект понятий: психологической и социальной зрелости; социальные роли




Доклады: психологическая готовность к браку; супружеские роли.

4.

Основные кризисы супружеских отношений; развод и его стадии

Конспект-классификация кризисов.

Конспект и характеристика стадий развода




Доклады: основные супружеские кризисы. Развод и его стадии.

5.

Понятие конфликта,

его структура и классификация.

Конспект: научная парадигма конфликтов, классификация конфликтов.




Доклады: бытовое и научное понимание конфликта. Классификации конфликтов.

6.

Психологические особенности личностных конфликтов.

Конспект понятия личностного (внутриличностного) конфликта. Классификация личностных конфликтов по Леви.




Аудиторное семинарское занятие

7.

Личностные кризисы зрелого возраста:30;40 лет

Определение понятий: «кризис», «зрелость».

Характеристика (план ответа): кризиса 30 лет; кризиса 40 лет.




Круглый стол: «Кризисы и личностные конфликты зрелого возраста».

8.

Трансактный анализ Э.Берна в семейной психотерапии

Конспект занятий.




Аудиторное семинарское занятие.

9.

Семейная психотерапия по В.Сатир

Конспект занятий.




Аудиторное семинарское занятие.




Всего




40





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

  1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)


Практическое занятие 1-2.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом)
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор-составитель...
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля)...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 9 Психологическая диагностика развития младших школьников (с...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология религии»...
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 1
Автор программы: Алябьева Нина Владимировна, канд пед наук, доцент кафедры педагогики ппи мггу
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании
Автор программы: Алябьева Нина Владимировна, канд пед наук, доцент кафедры педагогики ппи мггу
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Конфликт в организациях»
Автор программы: Недосека Е. В., кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук мггу
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии. Социология»
Автор программы: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук мггу
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 11 Детская психология
А. В. Прялухина – к психол н., доцент, зав каф психологии и социальной работы ргсу
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы...
...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1, Д. С. 4, Сд психология...
Авторы-составители программы: Синкевич И. А., канд пед наук, доцент, Тузова О. Н., канд психол наук, старший преподаватель
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»
Автор программы: Петошина С. И., к ф н., доцент кафедры социальных наук фгбоу впо «мггу»
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconОтечественная история
В. Гермизеева, канд ист наук, доцент; А. Ф. Букин, канд ист наук, доцент; Т. В. Глазунова, ст преп.; М. Т. Когут, канд ист наук,...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы: Недосека О. Н., канд психол наук, доцент кафедры психологии мггу
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы: Г. И. Горлов, канд психол наук, доцент iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы: Недосека О. Н., канд психол наук, доцент кафедры психологии мггу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск