Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции»





НазваниеМетодические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции»
страница1/7
Дата публикации05.11.2014
Размер0.98 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

«Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление ПАВ, распространение ВИЧ-инфекции»

Методические рекомендации


г. Ханты-Мансийск, 2013 год.




Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление ПАВ, распространение ВИЧ-инфекции»

Составители: Мальцева Н. С., директор БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Ведрова Л. А., методист БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Рецензент: Снегирева Т. В., заведующий кафедрой психологии образования и развития НГГУ, кандидат психологических наук, доцент.


Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление ПАВ, распространение ВИЧ-инфекции» предназначены для практических специалистов образовательных учреждений.

4
5

5

7

9

13

13

18

20

28

29

29

32

34

37

39

42

57

59

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………

Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы суицидального поведения, употребление ПАВ, распространение ВИЧ-инфекции в подростковой среде………

1.1. Суицидальное поведение. Причины суицидального поведения детей в семье…….

1.2. Употребление ПАВ. Причины и последствия…………………………………………

1.3.Распространение ВИЧ-инфекции в подростковой среде как бич современногообщества………………………………………………………………………………………

Раздел 2.Организация работы специалистов психологических служб по оказанию помощи в социально - психологической реабилитации подростков и молодежи……………………………………………………………………………………

2.1.Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье……………………

2.2. Организация работы по профилактике ПАВ…………………………………………

2.3. Организация работы по профилактике ВИЧ-инфекции с детьми и подростками…

Список литературы………………………………………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………………………

Приложение 1………………………………………………………………………………..

Приложение 2………………………………………………………………………………..

Приложение 3………………………………………………………………………………..

Приложение 4………………………………………………………………………………..

Приложение 5………………………………………………………………………………..

Приложение 6………………………………………………………………………………..

Приложение 7………………………………………………………………………………..

Приложение 8………………………………………………………………………………..

Введение

Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей.

Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, распространение ВИЧ-инфекции, нравственной деградации, правонарушений, преступности, суицидальное поведение.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде.

Важнейшая роль в этом деле социализации и предупреждении развития девиантного поведения, профилактики суицидального поведения и суицида подростков должна принадлежать семье, школе, общественным организациям, спортивным и культурным учреждениям города.

Своевременная помощь подросткам поможет избежать трагедий.

Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы суицидального поведения, употребление ПАВ, распространение ВИЧ-инфекции в подростковой среде
1.1.Суицидальное поведение. Причины суицидального поведения детей в семье
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е. представлений и отношении к себе и к миру в целом.

Подростковый возраст сам по себе является сложным периодом в жизни ребенка. Это период когда ребенок, начинает перенимать на себя взрослые права и обязанности, часто чувствуя беспомощность и одиночество.Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т. д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.

Суицидальное поведение подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности.

Суицидальная активность резко возрастает с 14 - 15 лет и достигает своего максимума в 16 - 19 лет.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти. Особенностью детского понимания смерти является двойственность смерти и бытия. В сознании происходит как бы раздвоение: с одной стороны, подросток видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою "временную" гибель подросток воспринимает как способ воздействия на значимых близких. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление суицидальной попытки с целью привлечь к себе внимание, добиться каких - то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. Подросток по причине своей некомпетентности может выбрать сильнодействующие лекарственные препараты, очень похожие на витамины, для демонстративно - шантажного поведения. И наоборот, иногда безобидные способы суицида, с точки зрения взрослого, свидетельствуют об искреннем желании уйти из жизни. Специалисты предлагают все суицидальные попытки расценивать как истинные и подвергать их глубокому анализу.[3]

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).

Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.[16]

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или присутствующих на страницах литературных произведений. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их "тайна" и "красота". Руководствуясь подобными стереотипами, суициденты рассматривают посягательство на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиции эффектности действий.

Возрастное своеобразие аутоагрессивного поведения психически здоровых подростков, кроме всего прочего, заключается в специфике суицидальных действий, среди которых выделяются следующие:

  • Самоповреждения. Для них характерно сочетание как аутоагрессии, так и

гетероагрессии. В анамнезе - воспитание в неблагополучных, асоциальных семьях. Чаще всего - эпилептоидный тип акцентуации; пубертатный криз декомпенсирован; школьная адаптация нарушена. Эмоциональное состояние во время самоповреждений - злоба, обида. Для таких подростков характерно объединение в асоциальные группировки.

  • Демонстративно-шантажные суициды с агрессивным компонентом. Семьи этих подростков, как правило, конфликтны, но не асоциальны. Чаще всего для таких подростков характерны: истероидные и возбудимые типы акцентуации; менее выраженная пубертатная декомпенсация; в группе сверстников - дискомфорт ввиду завышенных притязаний. В начальных классах адаптация в норме, с появлением трудностей - нарушается. Актом суицида в этом случае подросток стремится доказать свою правоту и отомстить обидчику. При этом характерна немедленная реализация, которая нередко ведет к "переигрыванию", заканчивающемуся летально. Если ситуация подобным образом не разрешается - возможен повтор.

  • Демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотивацией. Семьи таких подростков дисгармоничны, с неадекватным воспитанием, в котором много противоречий. Для этих подростков характерна, как правило, истероидная акцентуация, в пубертатедемонстративность, капризность, умелая манипуляция. До 5-6-го класса они хорошо адаптированы, однако с появлением трудностей школьной программы и ввиду завышенных самооценки и уровня притязаний возможнадезадаптация. В связи с этим в группе сверстников они сначала являются лидерами, но потом их ожидает тяжелое падение. Пресуицид в этом случае более продолжителен, так как происходит рациональный поиск наиболее безболезненных способов, не приносящих ущерба, при этом заранее сообщается окружающим о намерениях, вычисляется безопасная доза лекарств. При разрешении ситуации суицидальным способом происходит его закрепление.

  • Суициды с мотивацией самоустранения. Семья этих подростков внешне

благополучна, но нестабильна; конфликты носят скрытый характер. А поэтому для таких подростков характерны: высокая тревожность, неустойчивая самооценка, чувство вины; эмоционально-лабильная, неустойчивая, сензитивная акцентуации, психический инфантилизм, а также несамостоятельность, конформность, пассивность, низкая стрессовая толерантность. Пубертатный криз, как правило, выливается в неврастению. Неудачи в школе вызывают страх, вину. В группе сверстников эти подростки имеют низкий статус, не могут противостоять давлению, а поэтому часто приобщаются к асоциальной деятельности. Пресуицид в этом случае длителен, с чувством страха, выбираются, как правило, достаточно опасные способы. В ближайшемпостсуициде - страх смерти, стыд, раскаяние; риск повтора невелик.[7]

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.[16]

1.2. Употребление ПАВ. Причины и последствия

К разделу психоактивных веществ относят наркотики, токсические вещества и психотропные средства, разрешенные к медицинскому применению Министерством здравоохранения. Эти химические вещества способны после приема внутрь вызывать повышенное настроение, физическую активность, улучшение самоощущения, изменение восприятия окружающего мира. При длительном систематическом приеме у человека вырабатывается патологическая психическая и физическая зависимость с определенной симптоматикой. Указанные вещества оказывают стимулирующее и седативное воздействие на человека (медицинский критерий). Эти препараты получили большое распространение среди населения и, следовательно, приобретают социальную значимость (социальный критерий). Вещества, в большинстве своем обладающие наркотическим действием, включены в список наркотических средств (юридический критерий).[4]

Медицинская классификация психоактивных веществ традиционно основывается на особенностях их действия на центральную нервную систему (стимуляторы, галлюциногены, эйфоризаторы, транквилизаторы, седативные средства и т.д.) или на способах введения (ингалянты). Одно и то же вещество, в зависимости от дозы и способа введения, может оказывать неодинаковое действие.

В соответствии с международной классификацией болез­ней (МКБ-10), к психоактивным средствам относятся: алкоголь, опиоиды, каннабиоиды, седативные или снотворные вещества, кокаин, стимуляторы, включая кофеин, галлюциногены, табак, летучие растворители.[8]

Высокая степень доступности наркотиков и социальная среда, сохраняющая нейтральное или даже положительное отношение к наркомании, способствуют массовому приобщению молодых людей к наркотическим и психотропным веществам. Чаще всего срабатывает феномен «группового заражения» на фоне повышенного конформизма, характерного для молодого возраста.

Более 80% несовершеннолетних, употребляющих эпизодически или постоянно наркотические вещества, уверены, что могут при желании бросить наркотики, хотя свыше 70% пробовали это, но безуспешно. Таким образом, психологического табу у несовершеннолетних на первую пробу наркотиков в большинстве случаев нет, как нет стойкой морально-нравственной защиты.

Детско-подростковая среда достаточно информирована о видах наркотических средств и эффектах их действия. Эта осведомленность сочетается с пассивным отношением к употреблению наркотических средств сверстниками по месту жительства, в школе. Такая пассивность в сочетании с относительно несложным приобретением, доступностью наркотических средств и психоактивных веществ во многом способствует широкому распространению наркомании среди молодежи. Значительными факторами, определяющими, по мнению экспертов, рост наркомании в стране, являются негативные социально-экономические процессы. По последним исследованиям, доля злоупотребляющих наркотическими средствами самая высокая в бедных семьях. В семьях с низким и очень низким достатком почти в четыре раза потребление наркотиков выше, чем в семьях со средним достатком и выше среднего.

Широкое распространение наркотиков отмечено среди бездомных и беспризорныхдетей. Употребление наркотиков стало нормой, ведущей к смерти, для большинства беспризорных детей. Среди «уличных детей» широко распространена токсикомания - вдыхание паров летучих органических соединений, вхо­дящих в состав препаратов бытовой химии (клей, жидкость для снятия лака, пятновыводитель и пр.). Эти препараты являются доступными и дешевыми. Их распространение среди «уличных детей» носит характер своеобразного бизнеса — существуют свои «дилеры», «точки» продажи и пр.

Беспризорничество, как известно, граничит с «зоной», а туда, в том числе и в колонии для несовершеннолетних, зелье идет бесперебойно. Выходят они оттуда, как правило, с тяжелой наркотической зависимостью, не имея никакой надежды когда-либо от нее избавиться.

Особенности употребления ПАВ подростками

1. У взрослых, посещающих наркологические клиники, употребление психоактивных веществ в основном направлено на то, чтобы избежать последствий их неупотребления (т. е. эффектов синдрома отмены). Подростки употребляют психоактивные вещества, поскольку они вызывают у них нечто такое, что они воспринимают как положительное.

2. Среди подростков употребление множества психоактивных веществ — правило, а не исключение. Они реже употребляют дорогостоящие вещества, редко прибегают к инъекциям, чаще участвуют в эпизодах тяжелого употребления и обычно страдают от последствий острой интоксикации, а не от хронического употребления.

3. Мотивация к лечению более свойственна взрослым, которые в особенности стремятся лечиться из-за тяжелых неблагоприятных последствий. Подростки, как правило, упрямые пациенты; им практически не свойственно обращаться за помощью. У них обычно меньше неблагоприятных последствий злоупотребления, и они реже имеют мотивы к изменению.

4. Различия в развитии требуют применения различных подходов. У подростков еще только формируются ценности и установки; кроме того, они имеют иные, чем у взрослых, стратегии преодоления трудностей. Например, опыт преодоления стресса, умение решать межличностные конфликты и обсуждать изменения — более характерны для взрослых. Многие подростки испытывают огромные трудности во взаимоотношениях, а личные и социальные навыки — проблемы, которыми почти всегда приходиться заниматься. Навыки выбора и принятия решения у подростков еще не полностью развиты.

5. Взрослые, злоупотребляющие психоактивными веществами, часто обращаются за помощью на более поздних стадиях привыкания — обычно в стадии физической и/или психологической зависимости, а подростки, как правило, на более ранней. Поэтому последние редко нуждаются в детоксикации, а реабилитация требуется часто, поскольку злоупотребление психоактивными веществами серьезно нарушает развитие многих базовых навыков жизни (образования, социальных отношений, навыков трудоустройства и т. п.).

Следовательно, потребности подростков, употребляющих психоактивные вещества, отличаются от таковых у взрослых. Более того, они обращаются в службы со сложным комплексом психологических, личных и социальных проблем и потребностей, включая делинквентное поведение, бездомность, семейные трудности и потребности в образовании и трудовой деятельности.[15]
1.3. Распространение ВИЧ-инфекции в подростковой среде как бич современного общества

В настоящее время в Российской Федерации определились новые угрожающие тенденции в распространении ВИЧ-инфекции, что ставит новые задачи по их профилактике. Тенденции таковы: – выход ВИЧ-инфекции за пределы группы риска (маргинальных групп) и распространение среди населения в целом; – вовлеченность в поражение, прежде всего молодежи и подростков; – опережающие темпы распространения ВИЧ-инфекции среди девушек и женщин и, соответственно, среди новорожденных детей. Все большее число детей с ВИЧ-инфекцией оказывается в образовательных учреждениях.

ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека (называется по первым буквам слов) является возбудителем болезни, называемой ВИЧ-инфекция. Человек может болеть этой болезнью очень долго. В течение этого времени ВИЧ-инфекция развивается и проходит несколько стадий, последняя из которых называется СПИД.

СПИД расшифровывается как синдром приобретенного иммунодефицита: синдром – это совокупность, т.е. целый набор признаков и симптомов заболевания.

Дефицит - это недостаток, в данном случае в работе иммунной системы, который был приобретен в процессе жизнедеятельности от другого человека, поэтому иммунодефицит приобретенный.

То есть СПИД – это не отдельная болезнь, а очень тяжелое состояние человека, болеющего ВИЧ-инфекцией.

Наиболее типичные симптомы ВИЧ:

  • снижение веса, потеря мышечной массы, дистрофия,

  • хронические простуды и диареи,

  • головные боли,

  • затрудненное дыхание (диспноэ),

  • боли в области грудной клетки,

  • ухудшение зрения,

  • парадонтологические заболевания, воспаления слизистой оболочки ротовой полости,

  • герпес, в том числе генитальный,

  • различные папилломы, кондиломы,

  • легочные заболевания - пневмонии, туберкулез,

  • заболевание вирусным гепатитом.

  • К ВИЧ симптомам в совокупности с другими признаками ВИЧ относятся и депрессивные состояния.

Распространение ВИЧ-инфекции затронуло все слои населения: и взрослых, и детей. Одна из категорий, которая оказалась уязвимой перед этой болезнью, это подростки. Проблема роста и распространения ВИЧ-инфекции среди детей подросткового возраста обусловлена многими факторами. Среди них и социальные условия, и психологическая незрелость, соединенная с «взрослыми» поступками.

У детей, к которым ВИЧ инфекция попала во время беременности матери или родов, болезнь прогрессирует намного быстрее, особенно у младенцев, при этом замедляется развитие организма, возникают серьезные заболевания, способные привести к летальному исходу.

Среда имеет большое влияние: большая часть ВИЧ-инфицированных подростков чаще всего с детства находятся в асоциальном окружении, родители их злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочную половую жизнь. Не случайно именно в этих семьях выявляется ВИЧ-инфекция не у одного, а у нескольких членов семьи (сестры, братья, родители).

Девочки, живущие в подобных семьях, оказываются рано втянутыми в половую жизнь, то есть к 14 годам за их плечами часто меняющиеся половые партнеры, незащищенный секс, неоднократные медицинские аборты, заболевания, передающиеся половым путем, и в итоге заражение ВИЧ-инфекцией.

Многие дети, живущие «на дне», в притонах, окружены преступной средой. Такие подростки, лишившиеся родителей, оказавшиеся на попечении своих старших братьев, сестер, других родственников и, как следствие, оставшиеся без должного внимания, более подвержены влиянию улиц. Эти подростки начинают бродяжничать, употреблять алкоголь, наркотики.

Кроме ВИЧ-инфекции более чем половина подростков в сопутствующих заболеваниях имеет хронический вирусный Гепатит С, что также усугубляет картину протекания болезни.

Гепатит (Hepatitis) — в общем виде, понятие, характеризующее поражение печени с признаками воспаления; используется для обозначения, как самостоятельного заболевания, так и компонента многосистемного, или генерализованного, патологического процесса.

Существует 3 основных вирусных гепатита:

Гепатит А - вирус распространяется через немытые руки (пища, вода, утварь, игрушки и другие зараженные фекалиями предметы). После заражения вирусом симптомы обычно появляются только через 2-6 недель. В этот период человек может заразить других. Большинство симптомов обычно исчезают через несколько дней или недель, но чувство усталости может затянуться на месяцы по мере того, как печень приходит в норму. На полное выздоровление уходит несколько месяцев. Гепатит А обычно не поражает печень человека навсегда. Однако могут возникнуть серьезные и даже летальные осложнения.

Гепатит B- более серьезная форма вирусного гепатита. У 10% заболевших гепатитом В развивается хроническая форма заболевания, длительный воспалительный процесс печени, который в некоторых случаях является причиной обширного поражения печени и даже цирроза. Гепатит В можно предотвратить путем вакцинации. Главным образом гепатит В распространяется через кровь и жидкости организма (половой контакт, зараженные иглы при в/в введении препаратов, а также иглы, использованные при татуировках, акупунктуре, пирсинге). Симптомы гепатита В главным образом идентичны другим формам гепатита, но они проявляются позже, длятся дольше и могут переноситься тяжелее; могут протекать до 2-3 месяцев, и в это время гепатит В наиболее опасен для окружающих. Вакцинация от гепатита В до момента заражения может предотвратить болезнь, а вакцинация, проведенная сразу после заражения, может остановить развитие болезни.

Гепатит С - третий тип вирусного гепатита, распространяется, главным образом, также через кровь (переливание, иглы, половой контакт, т.д.). Симптомы обычно проявляются от 1 до 10 недель после заражения, но они могут быть практически не выражены (желтухи может не быть). Опасность гепатита С связана с тем, что он может привести к тяжелому хроническому гепатитуи циррозу печени. В настоящее время возможно проведение теста на выявление скрытой формы заболевания у донорской крови, что резко снижает возможность заражения гепатитом С при переливании крови.

Проблемы лечения осложняются проблемами с диспансерным наблюдением. В связи с преобладанием асоциальной структуры среди ВИЧ-инфицированных подростков, имеются затруднения с явкой этих пациентов в Центр СПИД для проведения клинико-лабораторного обследования, своевременного определения стадии ВИЧ-инфекции и при необходимости своевременного назначения лечения.

Подростки из асоциальной среды не замкнуты в своей группе, они часть общей подростковой субкультуры. А это значит, что наше подрастающее поколение в целом оказывается неподготовленным и беззащитным перед ранними половыми отношениями, алкоголизацией и наркотизацией, поэтому наше общество должно усилить действия, направленные на профилактику, предотвращение возможного заражения.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов г. Ханты-Мансийск 2009г. Рецензент
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» icon«центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Методические...
...
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconЗадачи : Дать достоверную информацию о вич-инфекции и спиде, способах...
...
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconМетодические рекомендации для преподавателей Москва-Санкт-Петербург 2007
Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под...
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции...
Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под...
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconПривлечь внимание подростков к одной из острых проблем нашего времени,...
Вич, мерах предупреждения заболевания спидом, раскрыть пути передачи вич – инфекции; воспитывать чувство ценности человеческой жизни,...
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconРеферат о вич-инфекции
Спид. Это стадия дает наибольшие возможности для распознавания инфекции вич, и история учения об этой инфекции начинается с изучения...
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconМетодические рекомендации Москва, 2012 Методические рекомендации...
Гигиенические требования к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013
Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и...
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» iconМетодические рекомендации по написанию эссе Данные методические рекомендации...
Гу-вшэ, Москва 2001 год. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию...
Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Меры предупреждения суицидального поведения детей в семье, употребление пав, распространение вич-инфекции» icon"Токсикомания (употребление пав)"
Материалы подготовлены в рамках реализации областной государственной социальной программы «Комплексные меры профилактики злоупотребления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск