Скачать 142.92 Kb.
|
Программа вступительного экзамена утверждена на заседании кафедры теории и методики дошкольного образования __13___ февраля 2014 г., протокол № __7__ Заведующий кафедрой теории и методики дошкольного образования Д.п.н. А.В.Антонова Составитель: доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования А.В.Антонова МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014 © кафедра теории и методики дошкольного образования, 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа ставит своей целью подготовить соискателей к поступлению в аспирантуру по направлению 44.06.01 –Образование и педагогические науки (дошкольное образование) Программа составлена в соответствии с Положением об аспирантуре, а также требованиями к уровню подготовки аспирантов. Она направлена на помощь слушателям в выработке творческого подхода к изучению проблем педагогики и психологии, совершенствованию способности к анализу и обобщению, приближению к самостоятельности суждений. Одна из особенностей Программы связана с акцентом на современные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, использованием новых педагогических и информационно-коммуникативных технологий, развития творчества и творческих способностей детей, организацию методической и научной работы в современной дошкольной образовательной организации.. В процессе подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру соискатель должен хорошо знать основные разделы психологии (общая, возрастная, детская, педагогическая, социальная), педагогики (педагогика и история образования, дошкольная педагогика, технологии дошкольного образования). Программа рассчитана на эффективную самостоятельную работу соискателя. Это предопределило насыщение списка рекомендуемой литературы не только основными первоисточниками и учебными пособиями, но и изданиями, необходимыми для подготовки рефератов, и на детализацию содержания соответствующих тем Программы с расчетом на самостоятельную проработку их соискателями. Содержание программы отражает основной объем знаний, необходимой будущему исследователю при выполнении научной работы, содержит характеристику знаний, навыков, умений, которые будущий аспирант должен продемонстрировать во время сдачи вступительного экзамена по названному направлению, а также вопросы и задания для подготовки к экзамену, список научно-методической и учебной литературы, с которой поступающему следует познакомиться. Программа опирается на новые нормативные и образовательные документы в области образования и дошкольного образования. Вступительный экзамен по направлению 44.06.01 – Образование и педагогические науки (дошкольное образование) является традиционной формой проверки знаний будущих аспирантов. Цель вступительного экзамена заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности будущего аспиранта (соискателя) к научно-исследовательской деятельности в области теории и методики дошкольного образования и к научно-педагогической деятельности в дошкольных образовательных организациях и высших учебных заведениях. В экзаменационные билеты включен учебный материал, который позволяет выявить знания будущего аспиранта о своеобразии детства и юношества как особых периодов развития личности человека, о научных основах организации образовательного процесса, о содержании дошкольной педагогики, а также освоение аспирантом (соискателем) теоретико-методологических оснований методики обучения и воспитания дошкольников и формирование на их основе собственного исследовательского подхода. Ответ должен быть научным, доказательным, логически стройным, строиться с использованием знаний соответствующих теорий, концепций, с учетом межпредметных связей и в единстве теории и практики. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ Общее понятие о педагогике как науке. Народная педагогика. Основные источники педагогики как науки. Отрасли педагогики, ее связь с другими науками. Основные педагогические категории. Методология педагогической науки и деятельности. Основные педагогические концепции. Понятие о личности. Движущие силы развития. Основные факторы, влияющие на развитие личности. Отечественные и зарубежные теории развития личности. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. Сущность и особенности педагогического взаимодействия. Функции педагогического взаимодействия. Профессиональные компетенции педагога. Сущность, функции и виды педагогической диагностики. Методы диагностики эффективности воспитания и обучения. Культура и этика профессиональной деятельности и педагогического взаимодействия. Понятие о педагогическом процессе. Структура педагогического процесса. Общее понятие о принципах и закономерностях целостного педагогического процесса. Дидактика как наука. Особенности процесса воспитания обучения. Общее понятие о методах. Подходы к их классификации. Классификация методов обучения и краткая характеристика отдельных методов обучения. Классификация методов воспитания и краткая характеристика отдельных методов воспитания. Общее понятие о педагогической технологии. Классификация педагогических технологий. Характеристика отдельных технологий обучения. Критерии эффективности педагогической технологии. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки. Дошкольная педагогика как наука об образовании и развитии детей. Этапы развития дошкольной педагогики как науки: эмпирический этап развития дошкольной педагогики, этап формирования дошкольной педагогики как науки, современный этап развития дошкольной педагогики .Дополнительное образование для дошкольников. Современный взгляд на педагогику детства. Проблема субкультуры детства. Актуальные проблемы исследования в современной дошкольной педагогике. Методы и методология педагогических исследований в дошкольной педагогике Семейное воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста. Особенности профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации. Ключевые педагогические компетенции современного воспитателя. Развитие и самосовершенствование профессиональной компетентности воспитателя. Оценка и самооценка профессионализма воспитателя. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования Возрастная периодизация в педагогике. Педагогическая характеристика возрастных периодов. Психолого-педагогические особенности развития, воспитания и обучения детей раннего возраста. Психолого-педагогические особенности развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Особенности организации жизнедеятельности детей в дошкольной образовательной организации и семье. Группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. Модели организации образовательного процесса. Принципы организации предметно-развивающей среды в образовательной организации. Цели и задачи воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Отражение целевых ориентаций образования дошкольников в современных педагогических концепциях и нормативно-правовых документах. Современное программно-методическое обеспечение дошкольного образования (педагогическая характеристика комплексных и парциальных отечественных программ). Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию и их характеристика Образовательные области. Ситуация развития ребенка. Разнообразие форм организации образовательного процесса в дошкольных организациях. Особенности использования методов воспитания и обучения в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. Деятельностный подход к образованию дошкольников. Концепция целостного развития ребенка как субъекта разных видов деятельности. Проектирование и решение педагогических задач, направленных на освоение ребенком позиции субъекта разных видов деятельности. Проект как форма, метод и средство развития и совершенствование образовательной работы с детьми и педагогов. Игра – основной вид деятельности дошкольников. Игра как ведущий вид деятельности детей, ее своеобразие. Разработка теории игры в истории педагогической мысли. Классификация детских игр и характеристика их видов. Методика руководства играми детей в детском саду. Игрушка, ее педагогическое значение. Виды традиционных и современных игрушек. Педагогические и гигиенические требования к игрушкам. Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Особенности создания ситуации развития ребенка. Преемственность детского сада и семьи в воспитании детей. Психолого–педагогические основы семейного воспитания. Содержание и формы работы с родителями в детском саду. Методы взаимодействия семьи и детского сада. Преемственность между дошкольной образовательной организацией и школой как условие непрерывного образования и воспитания личности. Готовность детей к обучению и общению в школе как педагогическая проблема. Преемственность программ дошкольного и начального школьного образования. Правовые основы управления ДОО. Основополагающие нормативные документы ДОО, их использование в работе ДОО. Понятие договора. Понятие Устава. Государственные и частные ООО. Родители, ребенок и педагог как субъекты образовательного процесса. Виды и типы современных ДОО. Инновационные формы дошкольного образования. Особенности управленческой деятельности в ДОУ (функции управления в ДОУ и особенности их реализации). Организационная структура управления ДОО. Особенности управления методической службой ДОУ. Формы повышения квалификации педагогических кадров. Общее понятие о педагогических новациях, виды типы нововведений. Особенности внедрения педагогических нововведений в образовательный процесс ДОО. Общее понятие о разработке образовательной программе для дошкольной образовательной организации. Педагогическая оценка качества и эффективности внедрения инновационных технологий в педагогический процесс ДОУ. Тенденции реформирования и развития системы дошкольного образования. Современные тенденции развития образования детей дошкольного возраста за рубежом. ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ по направлению Образование и педагогические науки 44.06.01.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... «Педагогическое образование» («Предшкольное образование») обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и истории педагогики... | Программа вступительного экзамена утверждена на заседании кафедры отечественной истории «30» | ||
1 Эпоха Великих географических открытий Программа вступительного экзамена утверждена на заседании кафедры зарубежной истории | 1. 1 Мифология, жанры, процессы становления Программа вступительного экзамена утверждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы 0 | ||
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка «7» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 24. 00. 01 – Теория и история культуры разработана в соответствии... | Программа вступительного экзамена по обществознанию Согласовано с выпускающей кафедрой Теории и методики технологии и профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, протокол... | Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00.... Программа обсуждалась на совместном заседании кафедры теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры и... | ||
Вопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры теории и истории педагогики протокол №06, от 24 января 2013... | Московский государственный институт международных отношений (университет)... Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению «45. 06. 01 – Языкознание и литературоведение». Программа «Германские... | ||
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка... Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое... | Программа обсуждена и переутверждена на заседании кафедры теории... Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 01 – Теория и история права и государства; история учение... | ||
«Оренбургский государственный университет» (огу) положение Рабочая программа утверждена на заседании кафедры педагогики дошкольного воспитания | Пояснительная записка 6 стр Учебная программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики обучения физике |