Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет» Институт психологии, социологии и социальных отношений
Психологический факультет
Кафедра психологии развития и инноваций
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА для студентов психологического факультета Специальность 030301 - Психология, квалификация специалиста Курс 4 заочной формы обучения (полный срок обучения - 7 семестр)
Курс 4 заочной формы обучения (сокращенный срок обучения - 7 семестр)
Москва
2009 г. Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций
(Протокол № 8, от 13 марта 2009 г.),
на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений
(Протокол № 1, от 26 августа 2009 г.) Учебно-методический комплекс рекомендован к печати
Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ
Автор-составитель:
Старший преподаватель кафедры психологии развития и инноваций В.А. Борисова
Заведующий кафедрой:
кандидат психологических наук, доцент А.А. Тюков
Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
«НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Курс нарушения психического развития является базовым курсом для студентов, обучающихся по специальности «Психология».
Цель курса – сформировать у студентов представления об общих закономерностях аномального развития, основных патопсихологических закономерностях нарушений психического развития у детей, типах дизонтогенеза, их причинах, структуре, степени выраженности.
В курсе представлены данные детской патопсихологии, дефектологии и клиники с разных сторон освещающие нарушения развития ребенка. Знание клинических и патопсихологических аспектов нарушений развития позволит глубже понять аномалии развития, представленные в курсе «Специальная психология». В настоящее время особенно актуальной становится диагностика отдельных нарушений, препятствующих овладению определенными знаниями и умениями, психическому развитию ребенка в целом. Важное место в курсе отведено методам дифференцированной психолого-педагогической диагностике и коррекции.
В соответствии с этой общей целью решаются следующие задачи:
освоение студентами знаний по курсу «Нарушения психического развития ребенка»;
развитие умений применять полученные теоретические знания для квалификации психического дизонтогенеза и оказания психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;
воспитывать у студентов интерес к изучению проблем людей с нарушениями развития;
воспитывать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья;
освоить основные формы практического использования знаний по курсу «Нарушения психического развития ребенка».
Курс нарушения психического развития ребенка состоит из 3 разделов.
В первом разделе «Общие закономерности психического дизонтогенеза» - даны общие закономерности отклоняющегося развития в детском возрасте.
Во втором разделе «Основные патопсихологические закономерности развития детей при разных видах дизонтогенеза» - представлены закономерности развития при различных нарушениях.
В третьем разделе «Психологическая помощь детям с нарушениями развития» рассматривается комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития, обсуждаются теоретические проблемы психологической помощи детям с отклоняющимся развитием, представлены основные психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.
Содержание каждого раздела раскрывается в темах курса, всего в курсе 10 тем.
В программе курса по каждой теме дано краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, вопросы для самоподготовки, примеры тестовых заданий, список литературы.
Учебно-методический комплекс может быть использован при изучении курса «Нарушения психического развития ребенка» при заочной форме обучения. В пособии представлены два примерных тематических плана – для студентов заочного отделения (с полным сроком обучения и сокращенным сроком обучения).
Учебно-методический комплекс содержит приложения с заданиями, которые помогут студентам усвоить содержание курса.
Содержание дисциплины.
РАЗДЕЛ 1. Общие закономерности психического дизонтогенеза Тема 1. Предмет, задачи и история изучения детей с нарушениями развития
Изучением нарушений психического развития ребенка занимается патопсихология, дефектология и детская психиатрия. Сопоставление данных этих областей знаний способствует углублению представлений о нарушениях развития в детском возрасте. Исследования в области детской патопсихологии и дефектологии показали связь механизмов нарушенного и нормального развития, закономерности системогенеза вторичных нарушений (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Б.В.Зейгарник, С.Я. Рубинштейн и др.). Клинические исследования выявили соотношение симптомов болезни и нарушений развития при различных психических заболеваниях (Г.Е.Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, Д.Н. Исаев и др.).
Важными задачами изучения нарушений развития ребенка являются определение психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. При этом необходимо учитывать отклонения от стадии возрастного развития ребенка, т.е. особенности дизонтогенеза.
Исторический аспект изучения детей с нарушениями развития.
Тема 2. Общие закономерности психического дизонтогенеза
Современные представления об этиологии и патогенезе дизонтогений.
Возрастные особенности психических реакций детей на неблагоприятные воздействия. Закономерности психического развития в норме и патологии. Базовые понятия механизмов системогенеза психических функций: критический период, гетерохрония, асинхрония развития.
Параметры оценки психического дизонтогенеза. Функциональная локализация нарушений. Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза. Первичные и вторичные нарушения.
Основные психофизиологические механизмы нарушений психического развития ребенка (три блока мозга по А.Р.Лурия).
Типы классификаций психического дизонтогенеза. РАЗДЕЛ 2. Основные патопсихологические закономерности развития детей при разных видах дизонтогенеза
|