Скачать 0.71 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСКУРСА ПО ВЫБОРУ«Психология религии» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 - “Психология и педагогика” 050703 - “Дошкольная педагогика и психология” 050720 - “Физическая культура” Утверждено на заседании кафедры Культурологии Факультета культуры и искусств (протокол № 10 о т 07.05.2008 г.) Зав. кафедрой ___________________Вагинова Л.С. РАЗДЕЛ 1. Пограмма учебной дисциплины 1.1. Автор-составитель программы: Тузова О.Н., канд. психол. наук, старший преподаватель 1.2. Рецензенты: Е.М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ); Г.И. Горлов, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГПУ 1.3. Пояснительная записка Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности “050706 - Психология и педагогика”, “050703 -Дошкольная педагогика и психология”, “050720 – Физическая культура”. В рамках курса раскрывается проблема психологии религии с точки зрения её генезиса, основной проблематики и современного состояния научной разработанности; даётся психологическая характеристика основных типов религиозных личностей, религиозных деятелей и организаций; раскрываются личностно значимые компоненты религии; показаны возрастные и социально-психологические характеристики личности и групп, воспринимающих религиозные верования и др. Подробно излагается сущность научного подхода к исследованию психологии религиозного опыта; выделяются психологические аспекты религиозных ритуалов и культов. Цель программы “Психология религии” может быть определена как формирование мировоззрения, толерантности, расширение кругозора и обогащение новыми методами психоконсультирования и психокоррекции через раскрытие вопроса о религиозно ориентированной психиатрии, психотерапии и консультировании. Задачи курса:
Успешность достижения целей обучения может быть обеспечена при условии организации межпредметных связей курса по выбору «Психология религии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Психотерапия», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», и др. В ходе изучения учебной дисциплины студенты повышают профессиональную культуру, получают теоретический опыт изменения состояния сознания, обогащают психотерапевтические техники психорегуляции и самопрограммирования. В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. В результате изучения дисциплины "Психология религии" студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
1.4. Извлечение из ГОС ВПО — не предусмотрено. 1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6. Содержание дисциплины 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Вариант 1 для специальности “Психология и педагогика” Вариант 2 для специальности “Дошкольная педагогика и психология”
Вариант 3 для специальности “Физическая культура” 1.6.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Религия как предмет научного исследования Понятие и социально-психологический анализ религии. Эволюция представлений о Боге. Междисциплинарность психологии религии; ее отношение к общей психологии и религиоведению. Специфика психологии религии и ее взаимосвязь с философией религии, социологией религии, антропологией религии. Становление психологии религии. Религия с точки зрения психологии и психология с точки зрения религии. Литература:
Тема 2. Психологическая характеристика субъектов и объектов религии Религиозные представления о происхождении и сущности человека как субъекта и объекта религии. Психологические типы религиозных деятелей. Психологическая характеристика религиозных организаций. Психологические последствия вовлеченности индивида в секты. Литература:
Тема 3. Содержание психологии верующих Своеобразие и структура религиозного сознания. Личностно-значимые компоненты религии: вера, опыт, поведение. Место веры в структуре психологии. Особенности религиозно-психологического комплекса верующих. Религиозная личность, влияние религиозности на поведение. Функции и динамика религиозности. Классификация этапов религиозности. Литература:
Тема 4. Психологическая характеристика различных религий Классификация религий. Психологические особенности монотеистических религий (христианство: православие, католицизм и протестанство; ислам: суннизм и шиизм; иудаизм). Психологические особенности религии индийского происхождения (буддизм, индуизм, джайнизм и сикхизм). Психологические особенности дальневосточных религий (конфуцианство, даосизм и синтоизм). Литература:
Тема 5. Психология религиозных сект Понятие религиозной секты. Классификация сект. Социально-психологические тенденции современного религиозного сектантства. Нравственно-эстетические основы сектантства. Психология сектантов. Агрессивное разрушение личности тоталитарной сектой. Литература:
Тема 6. Психологические аспекты религиозных ритуалов и культов Психология обрядов и культовых действий. Сущность, смысл и типы поклонения. Проблема классификации ритуального поведения. Ритуал как невербальная коммуникация. Понятие культа и культовой практики. Практика медитации в различных религиях и культах. Медитация и камлание. Медитация и молитва. Сущность и типы молитвы (прошение, исповедь, благодарение и др.). Психологические аспекты ритуалов очищения и перехода. Социализация через обряды и ритуалы. Литература:
|
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов ... | ||
Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека... Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов |