Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология»





Скачать 190.1 Kb.
НазваниеРабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология»
Дата публикации15.11.2014
Размер190.1 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Психология общения

направление подготовки 030300 «Психология»

Квалификации выпускника − бакалавр



Санкт-Петербург


2012
Психология общения: рабочая программа / авт.-сост. К. А. Богомазова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 22 с.

Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии,

протокол № 1 от 30 августа 2012 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 2 от 24 октября 2012 г.

Автор-составитель

Богомазова К. А.
Рецензент

кандидат психологических наук, профессор

Коваленко М. И.
  1. Цели и задачи дисциплины



Цели курса: освоить общие категории и понятия психологии общения, основные правила и закономерности процесса общения, научиться управлять процессом общения, разрешать проблемы, возникающие в ходе межличностного взаимодействия.

Задачи курса: ознакомиться с фундаментальными психологическими закономерностями взаимодействия, с основными эффективными способами общения, отработать методы разрешения конфликтов, обратить внимание студентов на свои возможности и ограничения в процессе общения.


  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психология общения» относится согласно ФГОС к вариативной части профессионального цикла и устанавливается ВУЗом самостоятельно.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС):

- общекультурных: владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (ОК-6); восприятие личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); реализация коммуникативных навыков при принятии организационно-управленческих решений (ОК-8).

-профессиональных: реализация стандартных программ, направленных ан предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе, а также развитии (ПК-1); описание коммуникативной структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (ПК-3); реализация базовых процедур анализа проблем человека, профессиональной и образовательной деятельности (ПК-13)

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные понятия и категории психологии общения, концепции и теории общения в отечественной и зарубежной психологии, основные закономерности и правила коммуникативного взаимодействия; научно-теоретические основы процесса восприятия людьми друг друга в практическом взаимодействии;

Уметь: рационально построить процесс своего общения, также оптимизировать взаимодействие других людей, эффективно аргументировать свою позицию, выступать на публике; определять тип ситуации, управлять процессом общения в группе и при межличностном общении;

Владеть: навыками разрешения конфликтов, навыками эффективной коммуникации, активного слушания, управления вниманием собеседника, а также основными методами сбора диагностической информации в сфере общения; навыками установки контакте и выхода из него.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)
















В том числе:
















Лекции
















Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)
















В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы
















Подготовка к семенарским занятиям и зачету
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость часы / (зачетные единицы)

















5. Содержание дисциплины

5. 1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Психология общения как отрасль психологической науки

1. 1. Сущность общения. Понятие, структура, основные концепции в отечественной и зарубежной литературе. Традиции изучения общения в философии и психологии. Общение как инструмент и предмет профессиональной деятельности. Функции общения, стороны, уровни и их характеристика.

1. 2. Мотивация общения. Психологические реальности, побуждающие, направляющие и регулирующие общение. Сознаваемые и неосознаваемые мотивы общения. Основные межличностные потребности и механизмы в процессе межличностного и группового общения.

1. 3. Виды общения. Классификации видов общения. Закономерности протекания различных видов общения, их функции, возможности в удовлетворении базовых человеческих потребностей.

1. 4. Структура процесса общения. Различные модели процесса общения. Возможности их использования в различных областях деятельности.

Раздел 2. Восприятие в процессе общения

2. 1. Социальная перцепция. Роль субъективного образа партнёра в эффективности социального взаимодействия. Механизмы социальной перцепции. Когнитивная сложность субъекта и личностные конструкты. «Эффекты» социальной перцепции и типичные ошибки межличностного восприятия.

2. 2. Рефлексия в общении. Сущность феномена рефлексии в общении, её роль в регуляции социально взаимодействия. Повышение адекватности самовосприятия и восприятия другого с помощью приёма и передачи «обратной связи». Проблема передачи негативной обратной связи. Виды неконструктивной критики. Возможность развития рефлексии в общении посредством социально-психологического тренинга.

2. 3. Аффективные аттракции. Закономерности формирования симпатий и антипатий на основе первого впечатления. Методы выявления распределения аффективных аттракций в реальной контактной группе. Неприязнь и предрассудки.

2. 3. Межличностные отношения. Виды, их специфика и динамика.

Раздел 3. Общение как процесс коммуникации

3. 1. Эффективность коммуникации. Структура процесса коммуникации. Этапы эффективной коммуникации. Сущность взаимопонимания.

3. 2. Характеристика коммуникативных средств. Вербальная знаковая система. Невербальные коммуникативные средства. Конгруэнтность общения.

3. 3. Характеристики коммуникатора. Надёжность коммуникатора. Понятность сообщения как отражение свойств коммуникатора. Повышение эффективности коммуникации путём изменения свойств коммуникатора.

3. 4. Характеристики реципиента. Повышение эффективности передачи сообщения путём нахождения коммуникационных средств, канала и времени, релевантных реципиенту. Повышение эффективности приёма сообщения с помощью использования техник активного слушания. Проверка адекватности принятого сообщения: принципы использования вопросов реципиентом для стимулирования коммуникатора к эффективному кодированию и повышения точности декодирования.

3. 5. Характеристики коммуникационных каналов. Возможности психолога а повышении эффективности работы организации посредством оптимизации циркулирования в ней информации. Информация как ресурс, обеспечивающий существование власти. Информация как ресурс необходимый для принятия решений и их исполнения. Особенности различных коммуникационных каналов, возможности создания новых каналов и эффективного использования имеющихся.

Раздел 4. Общение как взаимодействие

4. 1. Традиции изучения взаимодействия в различных направлениях социальной психологии. Символический интеракционизм. Социодраматический подход.

4. 2. Воздействие группы на человека. Ролевые ожидания, нормы, санкции. Социальная фасилитация и ингибиция. Явления деиндивидуализации, социальной лености, групповой поляризации, огруппления мышления. Заражение.

4. 3. Влияние на поведение другого. Оперантное научение. Социальное научение, конформизм. Подчинение, инструктирование.

4. 4. Влияние на установки другого. Изменение установок через изменение поведения, убеждение. Внушение, информирование и пропаганда. Манипулирование.

4. 5. Воздействие человека на группу. Лидерство. Виды, стили, организация стимулирования группы. Организация деятельности группы. Тактики влияния. Методы совместного поиска решений.

Раздел 5. Затруднения в общении и их преодоление

5. 1. Трудности общения. Патология характера коммуникатора или реципиента. Внутриличностные конфликты. Пережитый негативный опыт. Отсутствие эффективных и наличие неэффективных навыков социального взаимодействия как причина трудностей в общении. Смысловые барьеры в общении. Застенчивость, её психологическое содержание и природа. Дефицитарное общение: одиночество, его типы и природа. Деструктивное общение: ложь, обман, агрессия, конфликты.

5. 2. Преодоление трудностей в общении. Социально-психологическая компетентность и её развитие. Социально-психологический, коммуникативный, поведенческий тренинг и группы встреч как способы улучшения общения.
5. 2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

1.

Деловая коммуникация

2.

Социальная психология

3.

Конфликтология


5. 3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Психология общения как отрасль психологической науки



















2.

Восприятие в процессе общения



















3.

Общение как процесс коммуникации



















4.

Общение как взаимодействие



















5.

Затруднения в общении и их преодоление






















Итого




















6. Семинарские занятия

Семинар 1. Общие характеристики общения

Вопросы

  1. Сущность общения

  2. Мотивация общения

  3. Виды общения

  4. Структура процесса общения

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология./Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./Э.Берн. – М.: Эксмо, 2012. – 576 с.

  3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. /Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.

  4. Майерс Д. Социальная психология./Д.Майерс. – СПб.: Питер, 2011 - 800 с.

Семинар 2. Восприятие человека человеком

Вопросы

  1. Социальная перцепция

  2. Рефлексия в общении

  3. Аффективные аттракции

  4. Межличностные отношения

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. /Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с.

  2. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений./Л.Я.Гозман. – М.: МГУ, 1987. − 167 с.

  3. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов./В.Н.Куницына. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

  4. Майерс Д. Социальная психология./ Д.Майерс – СПб.: Питер, 2011. -800 с.

Семинар 3. Общение как процесс коммуникации

Вопросы

  1. Эффективность коммуникации

  2. Характеристики коммуникационных средств

  3. Характеристики коммуникатора

  4. Характеристики реципиента

  5. Характеристики коммуникационных каналов

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология./Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с.

  2. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. /М.Беркли-Ален. – СПб.: Питер, 1997. – 256 с.

  3. Майерс Д. Социальная психология. /Д.Майерс. – СПб.: Питер, 2011. -800 с.

  4. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций психологической практике. /Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2005. – 283 с.

  5. Петренко В. П. Психосемантика сознания. /В.П.Петренко – М.: МГУ, 1988. – 208 с.

Семинар 4. Общение как взаимодействие

Вопросы

  1. Воздействие группы на человека

  2. Влияние на поведение другого

  3. Влияние на установки другого

  4. Воздействие человека на группу

  5. Техники и приёмы организации воздействия

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология./Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с.

  2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита/Е.М. Доценко. – СПб.: Речь, 2003. – 304 с.

  3. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов /В.Н.Куницына. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

  4. Майерс Д. Социальная психология./Д.Майерс. – СПб.: Питер, 2011. -800 с.

7. Вопросы к зачету (экзамену)

  1. Психология общения как наука: определение и связь с другими науками.

  2. Философский подход к категории «общение»

  3. Определение и отличительные характеристики общения как категории психологии. Отличие понятий «коммуникация» и «общение», «деятельность» и «общение».

  4. Функции общения

  5. Виды общения.

  6. Характеристика императивного, диалогического и манипулятивного общения

  7. Структура общения (деятельностный, динамический и интегративный подходы)

  8. Потребности и мотивы общения

  9. Понятие социальной перцепции. Эффекты и факторы, влияющие на первое впечатление.

  10. Механизмы понимания людьми друг друга и себя в ходе общения

  11. Понятие коммуникативной стороны общения. Модели коммуникации.

  12. Слухи, как явление массовой коммуникации

  13. Понятие и виды коммуникативных барьеров.

  14. Вербальные средства общения: понятие коннотации, денотации, полисемии, контекста.

  15. Сравнительный анализ вербальных и невербальных средств.

  16. Функции невербальных средств

  17. Классификация невербальных средств (В. А. Лабунская)

  18. Виды жестов

  19. Понятие и невербальные признаки обмана

  20. Виды и факторы установления дистанции в процессе общения (Э. Т. Холл)

  21. Понятие и виды обратной связи. Примеры Ты-высказываний и Я-высказываний.

  22. Понятие и виды активного слушания (с примерами)

  23. Общая характеристика интерактивной стороны общения. Понятие и типы взаимодействия людей.

  24. Понятие, виды и структура конфликта

  25. Динамика и стратегии поведения в конфликте.

  26. Общая характеристика трансактного анализа Э. Берна. Формы структурирования времени.

  27. Структурный анализ личности (виды эго-состояний) по Э. Берну

  28. Понятие и виды трансакций по Э. Берну. Жизненные позиции в транзактном анализе.

  29. Понятие психологического влияния. Краткий анализ видов психологического воздействия.

  30. Убеждение как форма психологического воздействия. Риторические приемы убеждения собеседника.

  31. Развитие общения в ходе онтогенеза

  32. Виды манипулятивных типов личности и манипулятивных систем.

  33. Причины манипуляции. Сравнительная характеристика актуализатора и манипулятора

  34. Особенности общения через средства электронной коммуникации

  35. Понятие ассертивности. Сравнение с пассивной и агрессивной реакциями

  36. Застенчивость как свойство субъекта затрудненного общения

  37. Понятие и структура социального интеллекта

  38. Понятие социальной компетентности: определение и структура


7. 1 Темы контрольных работ для студентов заочного отделения

  1. Общение как социально-психологическое явление: компоненты, средства и функции общения.

  2. Методы психологического воздействия в общении.

  3. Технология манипуляций в общении.

  4. Основы и механизмы взаимопонимания.

  5. Конфликты в общении: причины, пути предупреждения.

  6. Особенности общения и отношений при акцентуациях характера.

  7. Теория трансактного анализа Э. Берна.

  8. Роль творчества в обработке, сохранении и передаче информации.

  9. Роль средств массовой коммуникации в процессе общения.

  10. Психология межличностных взаимоотношений в группе.

  11. Межличностная аттракция, ее причины.

  12. Каузальная атрибуция, ее характеристика.

  13. Альтруизм и эмпатия, их психологическая сущность.

  14. Роль внешнего вида во взаимоотношениях людей.

  15. Коммуникативные барьеры личности.

  16. Совместимость людей и ее влияние на отношения.

  17. Психологическая характеристика вербальной коммуникации в процессе совместной деятельности.

  18. Невербальные компоненты коммуникации.

  19. Деловое общение: коммуникативная компетентность, стратегии поведения.

  20. Психологические барьеры общения и пути их преодоления психологом-практиком.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 363 с.

  2. Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Горянина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 416с.

  3. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие / А. А Леонтьев.– 4-е изд.- М.: Смысл, Академия, 2007.– 368с.


Дополнительная литература

    1. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 335 с.


9. Программное обеспечение

  1. Microsoft Word.

  2. Power Point.


10. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Автоматизарованная библиотечная информационная система (АБИС) ИРБИС 64 (Электронный каталог библиотеки СПб ИВЭСЭП.

  2. Консультант Плюс».

  3. ЭБС «Книгофонд» (электронная библиотека) ООО «Центр цифровой дистрибуции».


11. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • компьютер

  • мультимедийный проектор


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

С целью организации самостоятельной работы студентов необходимо, в первую очередь, использовать материал лекционных и семинарских занятий. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями.

Большую пользу в овладении специальными знаниями приносит знакомство с психолого-педагогической литературой, статьями журналов «Вопросы психологии», «Психологический вестник». Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса.

Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления.

Большая часть времени отводится на самостоятельное знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Вниманию студентов предлагается список литературы к каждой теме, а также контрольные вопросы и задания. По желанию студенты по интересующим вопросам могут писать рефераты, предварительно согласовав тему с преподавателем.

Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы для составления докладов, схем ответов. Для успешной сдачи зачета необходимо изучить теоретическую часть, овладеть практическими навыками оценки деятельности менеджера и его ПВК.

Тема контрольной работы выбирается студентом, исходя из профессиональных интересов и возможностей экспериментальной площадки. Студент имеет право выбирать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. Желательна связь выбранной темы с профессиональной деятельностью, чтобы выполняемая работа помогала в решении практических задач. Контрольная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена (в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к оформлению работ). Студент выбирает тему из предлагаемого списка, однако за ним остается право выбора иной темы. В этом случае необходимо согласовать тему с преподавателем. Требование к выполнению контрольной работы:

  1. объем контрольной работы до 15 страниц машинописного текста через 1. 5 интервала;

  2. не следует дословно переписывать изученную литературу, необходимо выделить основные идеи и предложить собственное отношение к ним; основные положения работы желательно иллюстрировать своими примерами;

  3. в тексте необходимо делать ссылки на использованную литературу с указанием страниц; в сноске указывается ФИО автора, название книги (статьи, сборника), место и год издания, номер страницы;

  4. в контрольной работе должны активно использоваться не менее 3 источников.

Оформление контрольной работы: титульный лист, содержание контрольной работы, основная часть контрольной работы, выводы по работе, список использованной литературы в алфавитном порядке.

Главное в контрольной работе – творческое отношение к теме, умение систематизировать, анализировать, обобщать, делать выводы и связывать теоретические знания с практикой.

Разработчики:

НОУ ВПО СПб ИВЭСЭП ст. преподаватель кафедры Богомазова К. А. __

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Заведующий кафедрой___________________________/ М. И. Коваленко /
Декан факультета______________________________/ М. А. Петрова /
Дата составления « 30 »_августа 2012 г.
Утвержден на заседании НМС « 05 » сентября 2012 г.
Протокол № 1 от « 5» сентября 2012 г.
Дата обновления « 25 » ­­­июня 2013 г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconПсихология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
...
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление...
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление...
Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconОценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconРуководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология»
«Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию...
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconОбщая психология (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология развития и возрастная психологии...

Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
П бакалавриата, реализуемая Академией социального образования, по направлению подготовки 030300. 62 Психология, представляет собой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск