Saint- petersburg academy of nformationology





НазваниеSaint- petersburg academy of nformationology
страница1/6
Дата публикации20.07.2013
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6


Saint- Petersburg

ACADEMY OF NFORMATIONOLOGY

А.Ю. Акопов

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД

КОНТРАДДИКТИВНОЙ СТИМУЛЯЦИИ

ЛЕЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Под редакцией

доктора технических наук, профессора,

Заслуженного деятеля науки РФ,

Заслуженного инженера РФ

Б.П. Ивченко

Санкт-Петербург

2004

УДК 159.9 ББК 88.2

А40

Акопов А.Ю.

Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуля­ции. Лечение игровой зависимости.- СПб.: Академия информациологии.- 2004, 55с.

А.Ю. Акопов - практикующий психиатр-психотера-певт, профессор практической психологии Балтийской Педагогической Академии, гранд доктор философии в области социальной психологии и космической безопасности, кандидат медицинских наук по медицинской пси­хологии и психиатрии, академик МААНОИ, БПА, МАИСУ, автор научного открытия и научного изобретения в области медицинской психотерапии, член Союза ученых СПб., автор книг по социальной психоло­гии и психиатрии «Игра в жизнь», «Свобода от зависимости. Социальные болезни Личности» и около 80-ти статей.

Издается в авторской редакции

Оригинал-макет Е. С. Майоровой

ISBN 5-86456-108-8

Выпущена при поддержке издательства «НОРДМЕД-ИЗДАТ» ©Акопов А.Ю., 2004г.

© Санкт-Петербургская академия информациологии, 2004г.

Предисловие

Многие процессы, происходящие в современном мире, но­сят эпидемический характер. К ним относятся и эпидемия игро­вой зависимости, охватившая Россию, эпидемия мирового тер­роризма, психологическая зависимость от еды (с безобразными формами ожирения или маниакальным стремлением к похуде­нию и «здоровому» образу жизни), наблюдающаяся в США.

Любая зависимость основана на аддикции (глубоком пси­хологическом погружении в объект желания) и фиксации пози­тивной связи с этим объектом (им может быть другой человек, внешний объект, некая деятельность, химическое вещество, свои собственные безумные желания, цели, внутренние программы), связи, скрепленной огромным наслаждением, удовольствием и чувством самоудовлетворения. Эти процессы (аддикция, пози­тивная связь с объектом вожделения, формирование зависимо­сти, получение удовольствия от реализации зависимости) при­водят к сдвигу мотива деятельности с реальной цели на сред­ства ее достижения, которые в свою очередь становятся новы­ми, суррогатными целями для субъекта.

В процессе формирования зависимости она подменяет со­бою жизнь, создавая для зависимого человека новую, виртуаль­ную реальность, которая носит характер мощной, навязчивой психологической и нейрофизиологической доминанты. Она, разрастаясь, как опухоль, как «черная дыра» засасывает самого человека и все, окружающее его. Поэтому при выходе из зави­симости необходима расфокусировка, переключение, ненар­котическая замена прежней патологической деятельности, бо­лезненных удовольствий и стимулов на иные виды деятельно­сти, на другие, естественные, удовольствия и здоровые стимулы, другие потребности, мотивы, установки, цели и средства их дос­тижения, т.е. переструктурирование психики и личности. Это долгий и трудный процесс.

Замена наркотика эффективна только при изменении са­мого человека. Только тогда может измениться и его жизнь. За­мена должна сопровождаться и достаточной гибкостью и быст­ротой в переключении на другие виды деятельности, и поли­функциональностью (разнообразием установочных программ)

человека.

При любой зависимости есть смысл учитывать три ком­понента ее: психический (психологический), физический (фи­зиологический, биохимический) и выделенный автором в ряде предыдущих работ моторный компонент. Поэтому замену нар­котика необходимо осуществлять на трех уровнях организации человека: психическом, физическом и моторном.

В данной брошюре описан разработанный и запатентованный мною психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции, применяемый с 2002 г. при любых видах зависимости. Изложение метода приведено на примере игровой зависимости.

Автор 01.10.2004

ПСИХОТЕРАПИЯ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

ПСИХОЛОГИЯ ИГРОКА

Патологическая склонность к азартным играм относится к группе нехимических, информационных (так называют на Западе), социально-психологических наркоманий. Условным наркотиком выступает здесь игровая деятельность, азартная игра. Разновидностей игр много, однако, наиболее распространенными у нас являются «однорукий бандит», карточная игра в покер в казино, различные «лохотроны» (игра в наперсток и др.), компьютерные игры (по мировой статистике, попадает в зависимость каждый десятый, имеющий дело с компьютером), электронная рулетка, Интернет.

«Дозой» игрового наркотика, по нашему мнению, выступает, во-первых, общий игровой стаж, а также длительность одного сеанса непрерывной игры (в нашем центре «рекорд» – 60 часов игры подряд, не выходя из казино); во-вторых, максимальный проигрыш (до 400 000 $ за вечер), максимальный выигрыш (несколько десятков тысяч долларов) за одну игру и сумма общего долга за достаточно большой срок игры. Известен пример игрока в Санкт-Петербурге, который за два года проиграл 1 млн. долларов. У каждого игрока существует минимальная начальная (пороговая) сумма, с меньше которой он не заходит в зал. Своеобразным условным маркером степени зависимости является размер той минимальной стартовой суммы, с которой данный игрок каждый раз начинает игру (хотя это в большей степени показатель его материального достатка, темперамента и азарта). Показателем формирующейся зависимости от игры являются также учащение походов в игровые залы и непрерывное увеличение «дозы» (прежде всего суммы проигрышей и общего игрового стажа).

Но если уже сформирована зависимость, то выигрыш всегда только условный, промежуточный, полученный не под конец, а в процессе игры; такие игроки (с зависимостью) уходят всегда с пустыми карманами, полностью проигравшись. Дело в том, что, выиграв (даже крупно), они тут же вновь вкладывают все деньги, увеличивая ставки, и – разумеется! – тут же проигрывают все. Сама зависимость толкает их на это, поэтому зависимые от игры люди в конечном счете никогда выиграть не могут. Им не помогает ни их большой игровой опыт, ни хитроумные системы игры. Они – рабы игры, а она жестоко издевается над ними, «подбрасывая» периодически относительно небольшие выигрыши.

Желая испытать судьбу и проверить, их ли это данный день, некоторые игроки делают разовые пробные маленькие ставки (например, в 100 руб.). При выигрыше они продолжают игру, при проигрыше уходят. Большинство опытных, серьезных игроков (особенно казино) без денег вообще не заходят в залы.

Зададим и попробуем ответить на несколько вопросов.

Почему люди играют в азартные игры на деньги?

Здесь мы сталкиваемся с распространенными иллюзиями игрока.

1. Сначала у каждого есть надежда (твердая уверенность) на крупный выигрыш, который, якобы, разом решит все их жизненные проблемы. Иллюзия крупного выигрыша – это изначальная, наиболее стойкая иллюзия. Близка к ней иллюзия возможности зарабатывать игрой (это именно иллюзия, т.к. сальдо игроков с зависимостью всегда отрицательно), а также иллюзия возможности уйти с крупным выигрышем.

2. Затем (когда уже есть большой, непосильный долг) желание отыграться одним ударом («Не за то отец сына бил, что он играл, а за то, что отыгрывался») и тем самым полностью, сразу погасить долг.

К сожалению, у игрока короткая память: переживания по поводу крупного проигрыша быстро забываются, смываясь под натиском новой волны желания играть и в предвкушении выигрыша. Кроме того, реакции на проигрыш и выигрыш неравномерны, разномасштабны: восторг (субъективная значимость) даже от небольшого выигрыша явно перевешивает огорчение от более крупного проигрыша. В этом смысле игроки не умеют считать. А жаль: хорошо бы каждому из них посчитать, сколько он проиграл за всю свою игровую практику.

Но при выигрыше игроку легче контролировать себя (многие при этом достаточно спокойны, бурно не радуются), а проигрыш больше «заводит», стимулирует его, рождая желание отыграться. На первых порах (стадиях зависимости) игрок еще может уйти с выигрышем. Правда, он будет жечь ему руки (карман), и он может быстро спустить его тут же, по дороге домой или на следующий день в игре или бездумно потратить на пустяки: выигранные деньги игрок не считает своими, честно заработанными, их ему не жалко, в отличие от проигранных: «Проигрываешь свои, а выигрываешь чужие». Как выигранные деньги приходят, так легко и уходят, они не держатся у игрока.

3. Иллюзорная псевдовозможность управления игровой ситуацией и процессом игры (вплоть до безумного желания обыграть сами автоматы, а – через них – и даже владельцев казино и автоматов). Это наблюдается даже у играющих администраторов залов игровых автоматов и старших менеджеров казино. Эта иллюзия резко усиливается азартом, фанатизмом, упрямством игроков, бессонницей, плохим питанием и плохим (ночным) освещением, длительным временем игры, особым состоянием сознания у игроков с «коридорным», суженным мышлением, неадекватной оценкой себя (переоценка собственной личности с большим самомнением) и ситуации (недооценка ее)1, различными ухищрениями организаторов игры, владельцев автоматов, компьютерных залов (например, «бесплатная» дорогая выпивка в неограниченных количествах, а обладателям «золотых» карт даже и бесплатная еда по их свободному выбору. Иногда владельцы казино и игровых залов прибегают к такой хитрости: они под разными предлогами не выплачивают выигрыш сразу, а просят зайти за ним позже. Разумеется, на следующий день игрок проигрывает не только выигрыш, но и сверх того. Существует и такая практика: вместо выигранных денег давать расписку (а она не воспринимается игроками как наличность, поэтому они эти безналичные деньги по расписке легко проигрывают).

Зная свою слабость к игре и деньгам, опытные игроки приходят получать свой выигрыш в сопровождении (жен, друзей), чтобы после получения денег те их сразу же увели.

По рассказам некоторых осведомленных лиц создается впечатление, что владельцы казино и залов игровых автоматов (примерно?) знают о заложенной в автомате программе и периодически ее (централизованно?, одновременно во всех автоматах города?) меняют, каждый раз увеличивая долю своего выигрыша и уменьшая процент выплат игрокам.

Наконец, просто грубым подлогом, мошенничеством является практика так называемого «проигрывания автомата», когда владелец, зная о приближении по программе крупного выигрыша, выдает своему механику (а он ведь может оказаться игроком!) крупную сумму (например, 100 тыс. руб.), чтобы он поиграл на автомате до крупного выигрыша с целью его изъятия из программы, чтобы его не смогли получить гости. А это уже самый настоящий блеф, т.е. (по теории игр) заведомо нечестная игра. А бедные игроки так стараются и надеются на крупный выигрыш …

В игру заманивают и реальными (но одиночными, чрезвычайно редкими) крупными призами, рекламой, «подсадными утками» (т.е. своими людьми, якобы выигравшими недавно на этом автомате, в этом казино крупную сумму).

Вопрос: «С кем Вы играете?» – всегда повергает игроков в смущение. Поставим еще такой вопрос: «Кто в игре всегда в выигрыше?» – Владельцы. «Кто всегда в абсолютном проигрыше?» – Родные игрока. А сам игрок с зависимостью – в конечном счете всегда в минусе, но минус не абсолютный: ведь он, даже проиграв, всегда получает какое-то удовольствие, азарт, кураж, эйфорию от игры при любом ее результате; если не от выигрыша, то от самого процесса игры как минимум. Конечные результаты игры как определенной деятельности выявляют абсурдность всей игры (в частности, ее финансовой, материальной стороны). Это необходимо всячески подчеркивать при психотерапии игровой зависимости.

Стратегии и тактики поведения игрока определяются желанием подловить выигрыш (желательно, самый крупный). Но при этом ему неизвестна длина рандомизированного ряда, т.е. того количества событий (ответов среды, в частности, автомата), для которого задано распределение вероятностей выигрышей и проигрышей (как и процент выплат).

Кроме того, психически здоровый игрок (уточним на основании своих диссертационных данных: не больной шизофренией) совершает типичную ошибку игрока, не учитывая, что последовательность комбинаций случайна, и считая, что существует какая-то связь между появлением одного события (комбинации изображений, цифр) вслед за другим. Хотя фактически ответ среды (автомата, рулетки, крупье) задан только соотношением вероятностей выпадения этих комбинаций или случаем (поведение честного крупье).2

Таким образом, для игрока игра всегда в конечном счете заведомо проигрышная и из-за его болезненной зависимости от игры с ее иллюзиями (это прежде всего), и из-за его типичных ошибок игрока, и из-за блефа владельцев.

С учетом случайного характера чередования ответов автомата (рулетки, крупье) оптимальная тактика игрока заключается в случайном чередовании ставок (прогнозов) в соответствии с распределением вероятностей выпадения альтернативных вариантов комбинаций (стратегия вероятностного соответствия прогнозов и ответов среды). Но игрок так не делает, даже имея богатый опыт игры, в силу своей зависимости. Поиски неслучайных закономерностей в чередовании ответов среды (автомата) приводят к построению надуманных, сложных систем игры, а – отсюда – к неоптимальному поведению, т.к. в случайной среде оптимальное поведение также случайное. Правы игроки, говоря, что они играют сами с собой: это в определенном смысле верно, так как они во многом игнорируют случайное поведение автомата, на высоте азарта оценивая его (и свои тоже) действия как игру с партнером, противником, хотя фактически автомат играет по случайным программам, как случайная природа («игра с природой»).

Любая фанатическая страсть сокращает, сужает, упрощает реальность до размеров управляемой ситуации. В этой возможности (псевдо) управления игрой заложены основания для неадекватного, ложного, иллюзорного восприятия своих возможностей в целом и иллюзии расширения (по типу переноса) самой, якобы управляемой тобою, ситуации на действительность с поглощением ее. Происходят пульсации от жизни к игре и – обратно – от игры к жизни. Для игрока игра и жизнь намертво переплетены. Т.е. все беды фанатика связаны с тем, что он забывает об основном первоначальном условии любой игры – сужении ситуации до условной, об ее относительности. Ведь именно само ограничение действительности рамками игры только и позволяет реально и эффективно управлять игрой. Так что могущество игрока условное. А если это игнорировать, то есть опасность стать неадекватным, смешным и попасть в зависимость.

Фанатичный игрок слишком серьезно, безусловно относится к игре, забывая, что это всего лишь игра. Сначала он сужает жизнь до размеров игры, а потом он относится к игре как к жизни. И всегда проигрывает … в реальной жизни. Разве это не абсурд: стремиться к выигрышу, выигрывать, чтобы потом в конечном счете все проиграть?

С опытом игрок понимает, что выиграть у автомата нельзя (они так устроены). Тем более, что после каждого игрового дня программа обнуляется, происходит ее сброс, т.е. игрок каждый новый игровой день не продолжает игру с автоматом (как это ему кажется, на что он логично надеется, ожидая, что по теории вероятности после серии проигрышей ему должен обязательно выпасть выигрыш. Поэтому, в частности, некоторые игроки абонируют «свой» автомат и на следующий день, переходят с «неудачного» на «счастливый» автомат, не садятся к автомату, только что выбросившему крупный выигрыш, или – наоборот – стремятся сесть за автомат, который много раз подряд выбрасывал проигрышные комбинации.), а начинает играть заново. Но он уже попал в капкан зависимости, из которого ему самому не выбраться. Разумеется, все игроки играют на результат, ради выигрыша, он ни для кого не безразличен. Но для громадного большинства игроков гораздо большее, чем выигрыш, имеет значение (оказывает максимальное стимулирующее в плане ее продолжения, эйфоризирующее действие) сам процесс игры. Вот характерное для этой стадии игровой зависимости высказывание одного нашего пациента: «Не мешайте мне! Я пришел сюда проигрывать!».

4. Иллюзии контроля своего игрового поведения, своей активности, в частности, психоэмоционального состояния.

5. Иллюзорное восприятие характера игры (элементы индивидуализации, персонификации, олицетворения, одушевления, отождествления, присвоения, вплоть до полного овладения объектом зависимости; иллюзия «игры с партнером», чаще – враждебным).

6. Игровое фантазирование как иллюзия суррогатного возмещения игры в период абстиненции, т.е. воздержания от игры, когда она по разным причинам невозможна (нет денег, автомата и т.д.) Это сродни психическому онанизму: игрок, полностью удовлетворяющий свою потребность, не фантазирует – он играет. Игра подменяет для игрока реальную жизнь, а игровое фантазирование замещает игру (во сне и наяву в номерах машин, в груде помидоров игроку видятся «счастливые», призовые комбинации цифр, изображений). Любая зависимость сродни навязчивостям. Игровая зависимость отличается от других навязчиво-компульсивным характером влечения. Поэтому многие игроки с полизависимостью считают, что игровая зависимость – самая сильная.

7. Иллюзия возможности предвидения и контроля последствий игры.

Кто играет?

Обычно это азартные, фанатичные, упрямые, нередко весьма прагматичные люди, изначально очень неглупые, часто талантливые, незаурядные, но большие любители удовольствий (у одного нашего пациента было 6 видов зависимости). Отметим также, что в большинстве случаев в зависимость от игры попадают мужчины (соотношение с женщинами примерно 20:1), хотя нередко играют и состоятельные женщины.

Наконец, каковы отдаленные последствия игры?

  1. Неизбежность конечного проигрыша для большинства (если бы в самом начале игрового стажа игрок мог бы знать, сколько он всего и в целом проиграет!..), если не для всех.

  2. Большой долг, дамокловым мечом висящий над игроком.

  3. Разлады и распад семьи, ее обнищание (т.к. закладываются и продаются вещи из дома).

  4. Потеря друзей и знакомых. Игрок опускается, деградирует, не следит за собой, теряет работу.

Его психика изнурена непрерывными переходами от надежд, иллюзий к сокрушительным разочарованиям, постоянной чередой выигрышей и проигрышей. Настроение постоянно резко колеблется от неоправданной эйфории до крайнего пессимизма (с раздражительностью, злобностью и агрессивностью), вплоть до состояния выраженной депрессии с повторными суицидными попытками (как единственный, по их мнению в эти моменты, выход из ситуации, которую они продолжают усугублять игрой, несмотря ни на что).

При большом стаже игры зависимый от нее игрок окончательно опускается, теряет жилье (продает квартиру, или ее отбирают за долги), становится БОМЖем. Это БОМЖи от игры. Постоянным местом его времяпрепровождения становится игровой зал и прилегающая зона, где он кучкуется с другими такими же опустившимися людьми, выпрашивает деньги у прежних приятелей-игроков (по 10-20 руб., а до этого проиграв 4 магазина, 2 машины, 100 т.$ за 4,5 года и т.д.), которые тут же тратит на игру и выпивку, выпивку и игру.

Заметим, что вообще у всех зависимых людей частой закономерностью является сочетание нескольких зависимостей, которые по принципу синергизма взаимно усиливают друг друга: алкогольная, табако-, наркотическая и игровая зависимости. А у игроков это сочетание наблюдается практически у всех. По моим наблюдениям, особенно неблагоприятно сочетание алкогольной и игровой зависимостей.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Saint- petersburg academy of nformationology iconHerald of the Mechnikov Saint-Petersburg State Medical Academy profilactical...
«Mechnikov Saint-Petersburg State Medical Academy of the Federal Agency for Public Health and Social Development of the Russian Federation»,...
Saint- petersburg academy of nformationology iconThe ministry of public health and social development of the russian federation
«Articom plus» Ltd. Printed in the «Printing house ”Beresta”» Ltd., Saint-Petersburg, Kolya Tomchak str., 28
Saint- petersburg academy of nformationology iconСанкт-Петербург, Россия & Saint-Petersburg, Russia, 25-27 April 2008
В целях дальнейшего развития лесного хозяйства Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет
Saint- petersburg academy of nformationology iconRussian Academy of Sciences (ras)

Saint- petersburg academy of nformationology iconВсе права на исходные материалы на английском языке принадлежат The...
Все права на исходные материалы на английском языке принадлежат The Poynter Institute, 801 Third Street South, St. Petersburg, fl...
Saint- petersburg academy of nformationology iconContemporary academy of business
Вы всегда можете пройти бесплатное тестирование на определение уровня владения иностранным языком
Saint- petersburg academy of nformationology iconУрок по теме "London and St Petersburg"
Инновационная уровневая образовательная программа по английскому языку для образовательной школы
Saint- petersburg academy of nformationology iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Крокус Extreme Academy», открывающий новую главу в проведении спортивных соревнований и мастер-классов
Saint- petersburg academy of nformationology iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выставка «yves saint laurent – 40 ans de création». Petit Palais, Musée des Beaux-Arts de Paris
Saint- petersburg academy of nformationology iconОбведите кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа:...
...
Saint- petersburg academy of nformationology iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Студенты проживают в резиденции, которая находится на кампусе учебного центра. ActiLingua Academy организует насыщенную и разнообразную...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск