Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология»





Скачать 161.95 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология»
Дата публикации20.11.2014
Размер161.95 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология»

Разработчик: Невзорова М.А.

Идентификационный номер:

УМКД.4(34)-050400.68-М1.В.ДВ.1-2012
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования

Лист из


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление— 050400.68. Психолого-педагогическое образование
Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные педагогические технологии, Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия, Психология управления образованием
Форма подготовки (очная)

Название школы ДВФУ: Школа педагогики

Название кафедры: Теории и методики профессионального образования

курс - 1 семестр - 2

лекции - 12 (час.)

практические занятия - 18 (час.)

лабораторные работы

всего часов аудиторной нагрузки - 30 (час.)

самостоятельная работа - 42 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет

экзамен – 2 семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 апреля 2010 г. N 376).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования, протокол № 12 от «13» июня 2012 г.
Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н. 2012 г.

Составитель: Невзорова М.А.

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ

Данный учебный курс разработан для студентов 1 курса направления 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерские программы: «Тьюторское сопровождение в образовании», «Педагогическая психология», «Креативные педагогические технологии», «Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия», «Психология управления образованием». Дисциплина «Когнитивная психология» входит в вариативную часть общенаучного цикла, логически и содержательно связана с такими учебными курсами, как «Психические процессы и состояния человека», «Мониторинг процессов субъектогенеза в образовании».

Целью освоения дисциплины является поиск ответов на вопросы: Что есть интеллектуальная продуктивность? От чего зависят интеллектуальные различия человека? От каких параметров психики как системы зависит способность перерабатывать информацию? - для того, чтобы эти знания были положены в основания субъектной познавательной позиции студента магистратуры.

Задачи дисциплины:

  1. Осветить историю становления когнитивной психологии.

  2. Продемонстрировать различные подходы к проблеме интеллекта, раскрыть понимание интеллекта как особой формы организации ментального опыта.

  3. Научить студентов ориентироваться в особенностях организации ментального опыта.

  4. Развить способность к критическому анализу концептуальных подходов к интеллекту разного типа.

  5. Освоить умения разрабатывать методические приемы, направленные на формирование интеллектуальных способностей обучающихся на основе собственного педагогического опыта.

В результате освоения дисциплины магистрант должен знать:

  • понятие о когнитивной системе индивида, ее структуре, базовых процессах;

  • различные методологические подходы к изучению когнитивной системы;

  • строение ментального опыта индивида как основы для построения обогащающей педагогической модели;

должен уметь:

  • разрабатывать дидактические развивающие материалы;

  • применять методические приемы, обогащающие интеллект учащихся;

  • проектировать интеллектуально обогащающие формы педагогического взаимодействия;

должен владеть:

  • диагностиками когнитивных процессов;

  • приёмами диагностики метакогнитивной осведомленности;

  • приемами развития своего интеллектуального потенциала.

В результате изучения дисциплины студент должен будет овладеть следующими компетенциями:

- способностью с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПКОД-1),

- готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы (ПКОД-2),

- способностью проводить анализ и обобщение образовательной деятельности учреждения (ПКОД-9),

  • способностью выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9),

  • способностью оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8).




  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Раздел 1. Введение в когнитивную психологию (4 час.)

Тема 1.1. Проблематика когнитивной психологии (2 час.)

Когнитивная психология – раздел психологии, изучающей психическую деятельность, связанную с обработкой информации. Когнитивная структура индивида как воображаемая структура, которая будет получать информацию, обрабатывать ее определенным образом, на основании получаемых данных предпринимать определенные действия, сохранять и актуализировать имеющуюся информацию для дальнейшего использования.

Психическая деятельность по обработке информации Ощущение и восприятие; пороги восприятия; конструктивистские теории; внимание и отбор информации

Тема 1.2. Мышление как психическое явление (2 час.)

Характеристики и предпосылки развития мышления; состав и структура мышления; типы и виды мышления; мыслительные операции, действия, продукты; культура мышления. Мышление, как процесс, в котором реализуется интеллект. Особенности эмпирического и теоретического мышления при решении познавательных задач.

Философская теория познания. Характеристика идей Карла Поппера (1902-1998) и его учеников в развитии представлений о человеке, познающем мир. Пассивно-отражательный подход к познанию мира. Модель познающего человека, активно порождающего догадки об окружающем мире и перерабатывающего знания, получаемые в ходе поисковой деятельности.

Раздел 2. Интеллект как особая форма организации ментального опыта личности (4 час.)

Тема 2.1. Объяснительные подходы в теориях интеллекта(2 час.)

Феноменологический, процессуально деятельностный, образовательный подходы к проблеме интеллекта.

Различные подходы к проблеме интеллекта в представлениях: Гальтона; Кеттела; А.Бине и Т.Симона; К. Спирмена; Л. Терстоуна; Броди; Гилфорда; Дж. Равена; Г. Гарнера, Рубинштейна, Л.С. Выготского и др.

Ментальный опыт как система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности.

Тема 2.2. Феноменология интеллекта (2 час.)

Ментальный опыт, ментальные структуры, ментальное пространство, ментальные репрезентации.

Сущность основных понятий: ментальные структуры, ментальное пространство, ментальные репрезентации как элементов ментального опыта

Состав и строение ментального опыта

Психологическая модель устройства ментального опыта. Особенности организации когнитивного опыта. Особенности организации метакогнитивного опыта. Особенности организации интенционального опыта.

Раздел 3. Интеллектуальное воспитание (4 час.)

Тема 3.1. Интеллектуальное воспитание и интеллектуальные возможности личности (2 час.)

Особенности интеллектуального воспитания

Задачи интеллектуального воспитания, психологическая целостность; индивидуальный познавательный стиль.

Интеллектуальные возможности личности, как базовый психологический ресурс, лежащий в основе самодостаточной, продуктивной жизнедеятельности.

Тема 3.2. Психологические основы обогащающей модели обучения (2час.)

Школьный учебник как интеллектуальный самоучитель

Требования к составлению учебников и учебных пособий в рамках интеллектуального воспитания учащихся.

Основные линии обогащения ментального опыта учащихся

Создание психологически комфортного режима умственного труда. Типы обучающих занятий для развития когнитивного, метакогнитивного опыта.


  1. СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ части курса

Практические занятия (18 час.)

Занятие 1. Когнитивная психология – раздел психологии, изучающей психическую деятельность, связанную с обработкой информации (2 час.)

Коллоквиум. Вопросы для обсуждения:

  • Как мы получаем информацию;

  • Как мы обрабатываем информацию;

  • Каковы механизмы запоминания;

  • Каковы механизмы забывания;

  • Как мы думаем;

  • Как мы решаем проблемы;

  • Как мы выражаем свои мысли и рассуждаем.


Занятие 2. Психические познавательные процессы (2 час.)

Ощущение и восприятие – механизмы, при помощи которых мы собираем информацию и начинаем первичную ее обработку. Поиск и определение стимулов в окружающей среде, которые могут улучшить или ухудшить когнитивную деятельность.
Занятие 3. Мышление – это опосредованное и обобщенное познание действительности (2 час.)

Работа в малых группах, составление мини суждения о том, что понимается под мышлением: мышление это психический процесс; вид познания. Представить схему акта мышления.
Занятие 4. Объяснительные подходы в теориях интеллекта (2час.)

  1. Соотнести в виде аннотированного каталога (на выбор) теории интеллекта объяснительного подхода или эволюцию научных представлений по проблеме интеллекта в рамках тестологического подхода.

  2. Объяснительные подходы в теориях интеллекта: генетический, социо-культурный, процессуально-деятельностный, образовательный, информационный, функционально-уровневый и регуляционный.

  3. Составить SWAT-анализ двух подходов к изучению интеллекта.


Занятие 5. Характеристика ментального опыта (2 час.)

Составьте глоссарий основных понятий: ментальный опыт, ментальное пространство, ментальный репрезентации, мыслительные операции, процедурная информация, декларативная информация.
Занятие 6. Состав и строение ментального опыта (2 час.)

Разработать систему учебных заданий по развитию когнитивного опыта, метакогнитивного, интенционального опыта. Представить в форме методических приемов.
Занятие 7. Интеллектуальное воспитание и интеллектуальные возможности личности (2 час.)

Работа по группам: составить определение, что понимается под интеллектуальной воспитанностью. Представить в форме ментальной карты

Выделить основные компоненты интеллектуального опыта и развитие личностных интеллектуальных способностей и потенциала личности
Занятие 8. Психологические основы обогащающей модели обучения (2 час.)

Изучить модель педагогического процесса, которую предлагает М.А. Холодная на психологической основе «обогащающей модели обучения», в

которой интеллектуальное воспитание учащихся происходит за счет актуализации и усложнения ментального (умственного) опыта ребенка
Занятие 9. Основные линии обогащения ментального опыта учащихся (2 час.)

Проанализировать содержание учебников, учебных пособий (на ваш выбор) на соответствия требованиям обогащающей модели обучения.

Критерии, выделенные М.А. Холодной: сформированность базовых интеллектуальных качеств личности (компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума).
III. контроль достижения целей курса

Работа студентов в семестре предполагает текущий контроль успеваемости, позволяющий вести мониторинг знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами: вопросы и задания для самопроверки, тестовые задания по содержанию (см. «Контрольно-измерительные материалы»).

По итогам семестра предусмотрена промежуточная аттестация в форме экзамена.

Вопросы для текущего контроля успеваемости

Раздел 1. Введение в когнитивную психологию

  1. Что изучает когнитивная психология?

  2. Определите структуру индивида.

  3. Что значат умения перерабатывать информацию?

  4. Перечислите психические процессы, влияющие на когнитивное развитие?

  5. Дайте характеристику мышления, как процесса, в котором реализуется интеллект?

Раздел 2. Интеллект как особая форма организации ментального опыта личности.

  1. Перечислите основные подходы к проблеме интеллекта.

  2. Дайте характеристику ментального опыта.

  3. Что обозначают уровни развития ментального опыта, перечислите их.

  4. Что входит в понятие ментальные структуры.

  5. Найдите примеры открытой познавательной позиции.

  6. Ментальные репрезенации: в каком возрасте нужно и можно сформировать?

Раздел 3. Интеллектуальное воспитание

  1. Что обозначает интеллектуальное воспитание и интеллектуальные возможности личности?

  2. Перечислите особенности интеллектуального воспитания студентов бакалавров педагогики?

  3. Раскройте задачи интеллектуального воспитания

  4. Докажите, что интеллектуальные возможности есть базовый психологический ресурс личности.

  5. Что значит создание психологически комфортного умственного труда учащихся, перечислите основные его компоненты.


Вопросы к экзамену

  1. История становления когнитивной психологии

  2. Методологические предпосылки когнитивной науки

  3. Проблема порогов чувствительности.

  4. Законы Г. Фехнера и С. Стивенса.

  5. Виды сенсорной информации.

  6. Принципы гештальта.

  7. Восприятие формы, движения, пространства.

  8. Законы восприятия

  9. Функции внимания

  10. Структурные модели внимания.

  11. Формы памяти, типы памяти.

  12. Семантическая организация памяти.

  13. Модули переработки. Взаимодействие модулей при переработке информации.

  14. Виды мышления и типы репрезентаций

  15. Формирование понятий, суждения, умозаключение.

  16. Тестологические теории интеллекта

  17. Подходы в изучении интеллекта.

  18. Атрибутивные процессы. Теория каузальной атрибуции.

  19. Влияние эмоций на восприятие и внимание.

  20. Влияние эмоций на память и на мышление.

  21. Перцептивная защита. Принцип защиты и настороженности.

  22. Подходы к когнитивному развитию: теория бихевиоризма, психоаналитическая традиция,

  23. Концепция Ж. Пиаже.

  24. Альтернативы теории Ж. Пиаже.

  25. Глобальные теории когнитивного развития после Пиаже.

  26. Проблема определения понятия «интеллект».

  27. Системный подход к исследованию интеллекта.

  28. Биологические теории интеллекта.

  29. Иерархические теории интеллекта.

  30. Социальный интеллект.

  31. Эмоциональный интеллект.

  32. Развитие интеллекта в онтогенезе.

  33. Факторные теории интеллекта.

  34. Теория «множественного интеллекта» Х.Гарднера.

  35. Понятие о g-факторе и его трактовки.

  36. Теория интеллекта Р.Стернберга.

  37. Теория интеллекта М.А.Холодной.

  38. Теория интеллекта Л.М.Веккера.

  39. Исследования интеллекта В.Н.Дружининым и его учениками.

  40. Интеллект и личность.

  41. Интеллект и творчество.

  42. Быстрые методы оценки интеллекта.

  43. Методы исследования социального интеллекта.

  44. Методы исследования эмоционального интеллекта.

  45. Методы исследования практического интеллекта.



IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. - Минск Изд-во: Новое знание, 2008. – 376 с.

  2. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2008. – 687 с.

  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - Спб.: Питер, 2010. – 712 с.

  4. Особенности взаимодействия больших полушарий при решении когнитивных задач разного уровня. Под. ред. П.Н. Ермакова. М: Кредо. 2010. 188 с.

  5. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

  6. По обе стороны сознания. Экспериментальные исследования по когнитивной психологии Изд-во: Бахрах-М. 2012. – 182 с.

  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – М.: Проспект, 2012. – 458 с.

Электронные ресурсы

  1. http://www.psychology.ru/library/Alexander_Luria/Lectures Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Эволюционное введение в психологию (по материалам лекций прочитанных в МГУ), 2008. — 456с.

  2. http://www.alleng.ru/d/psy/psy166.htm Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М., 2008. – 352с.

  3. http://www.alleng.ru/d/psy/psy167.htm Возрастная психология. Конспект лекций. Хилько М.Е., Ткачева М.С. – М., 2010. – 194с.


Дополнительная литература

  1. Андерсен Дж. Когнитивная психология. – СПб., 2002. – 362 с.

  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс. 2000. – 288 с.

  3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: учебное пособие для вузов: в 2 т.: т.2 / Б.М. Величковский. - М.: Академия: Смысл, 2006. – 432 с.

  4. Гейвин Х. Когнитивная психология. Изд-во Питер, 2003. – 266 с.

  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

  6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды, 1990. – 198 с.

  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004 - 384 с. 

  8. Лабунская В.А. Теоретические подходы к проблеме измерения уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения как составляющей социального и эмоционального интеллекта // Социальный и эмоциональный интеллект личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009. С.228-264.

  9. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии – Спб.: Питер, 2004.– 320 с.

  10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб.пособие: в 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 384 с.

  11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб.пособие: в 2 кн. Кн. 2. Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения / Е. И. Рогов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 480 с.

  12. Стернберг Р. Практический интеллект.- СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

  13. Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / О.К. Тихомиров. - М.: Академия, 2002. - 288с.

  14. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - Спб.: Питер, 2002. – 264 с.

  15. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно-методический комплекс дпп. Р. 02 Когнитивная психология
Цель ознакомление студентов с основами теоретических и эмпирических знаний в области когнитивной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconРабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»...
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная психология специальность 08011 65 «Маркетинг»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т. А. Гусева; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология»....
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно методический комплекс дисциплины психология и педагогика
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс дисциплины «Когнитивная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология и педагогика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск