Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний»





Скачать 91.32 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний»
Дата публикации03.12.2014
Размер91.32 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич

«_____» _____________________________20___ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
СДМ.В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1.Цели и задачи дисциплины
Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» является изучение данного раздела клинической психологии в системе психологической науки с применением ее методологии и методов психодиагностики и психотерапии в понятиях психологии при квалификации патологических проявлений. Данный курс изучает закономерности и отклонения психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.
Для достижения цели решаются следующие задачи:


  1. Изучение специфичности аддиктивных состояний;

  2. Психологическая квалификация нарушений психической деятельности и личностных расстройств в структуре девиантного поведения;

  3. Изучение методов патопсихологической диагностики при отклоняющихся формах поведения;

  4. Освоение методов профилактики, психологической коррекции и психотерапии при оказании психологической помощи пациентам.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Помочь студентам усвоить особенности экспериментально-психологического исследования нарушений, вызванных отклонениями, выделить с помощью психодиагностических методов специфику нарушений и личностных изменений в структуре различных заболеваний. В результате освоения курса студенты должны обладать следующими знаниями и умениями:


  1. Иметь представления о поведенческой норме и патологии, девиации, психологии гармоничного и нормативного поведения;

  2. Усвоить представления о норме и патологии, распаде психики в результате болезни, о генетических и приобретенных нарушениях, органических и функциональных расстройствах;

  3. Представлять системный подход как теоретическую основу понимания психологической структуры отклонений, восстановительного лечения, реабилитации и адаптации;

  4. Познакомиться с этнокультуральными, гендерными, профессиональными вариантами аддиктивных расстройств;

  5. Ориентироваться в выборе и интерпретации результатов, полученных с помощью методов психодиагностики, знать классификацию методов как инструмента целенаправленного изучения личности и структуры дефекта, вызванного отклонениями.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 11

Общая трудоемкость дисциплины

200

200

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

48

48

Практические занятия

24

24

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

128

128

Курсовой проект

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

-

Экзамен



4. Содержание дисциплины


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)



№ п\п

Раздел дисциплины

Виды занятий

Лекции


Практические занятия


1

Поведенческая норма, патология, девиации.

10

4

2

Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения.

10

6

3

Виды аддикций.

10

6

4

Организация патопсихологического обследования аддиктов.

10

4

5

Психотерапевтический сервис при аддиктивных расстройствах.

8

4


4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Поведенческая норма, патология, девиации.

Подходы к оценке поведенческой нормы, феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов. Гармония характера, личностная гармония. Cтруктура девиантного поведения (аддиктивная форма), клинические формы.
Раздел 2. Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения. Понятие о темпераментной сбалансированности. Структура девиантного поведения, взаимодействия индивида с реальностью. Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения. Виды голода по (Bern). Виды «бегства от реальности». Девиации поведения у хронически больных.
Раздел 3. Виды аддикций.

Сексуальные аддикции. Азартные игры как аддикция. Госпитальная аддикция (госпитализм). Пищевое аддиктивное поведение. Анорексия. Работоголизм. Шопоголизм.
Раздел 4. Организация патопсихологического обследования аддиктов. Экспериментально-психологическое исследование, психодиагностический инструментарий позволяющий выявить склонность к аддикции. Методики ПДО, FPI, Полдингера, Яхина – Менделевича, Роджерса, Бека, Шихана, Монтгомери, Гамильтона.
Раздел 5. Психотерапевтический сервис при аддиктивных расстройствах. Поддерживающая и превентивная терапия. Индивидуальный и групповой подход психотерапии, в зависимости от формы, вида аддикции. Профилактика. Коррекция. Работа с созависимыми.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:

  1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. –М., 2002.

  2. Подхватилин Н.В. Психокоррекция и профилактика подростковой наркозависимости. – М., 2002.


б) дополнительная литература

  1. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. -М., 1987.

  1. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. -М., 1991.

  2. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. - М., 1984.

  3. Леонгард К. Акцентуированные личности. -Киев, 1981.

  4. Старшенбаум В.А. Аддиктология. – М., 2004.



6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Библиотечный фонд ТГПУ.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Оборудованная аудитория, ноутбук, мультимедийный переносной проектор, настенный экран.



  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1.Аутоагрессивное поведение.

2.Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности.

3. Психотерапевтические формы и методы работы с наркотической зависимостью.

4.Сексуальные девиации и перверсии.

5.Основные теории, рассматривающие сексуальные девиации.

6.Агрессивное поведение.

7.Основные концепции, рассматривающие отклоняющиеся форма поведения.
8.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1.Аддикции, обусловленные гиперспособностями человека.

2.Клинико - психологические особенности алкогольной аддикции в подростковом возрасте.

3.Факторы, способствующие возникновению алкогольной зависимости.

4.Сверхценные психологические увлечения.

5.Особенности аддиктивных расстройств в подростковом возрасте.

6.Коммуникативные девиации.
8.3. Примерный перечень вопросов к зачету

1.Аддикции, обусловленные гиперспособностями человека.

2.Аутоагрессивное поведение.

3.Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности.

4.Клинико - психологические особенности алкогольной аддикции в подростковом возрасте.

5.Факторы, способствующие возникновению алкогольной зависимости.

6. Наркотическая зависимость, особенности психодиагностического сервиса.

7. Психотерапевтические формы и методы работы с наркотической зависимостью.

8.Нарушение пищевого поведения.

9.Пищевые девиации в подростковом возрасте.

10.Сексуальные девиации и перверсии.

11.Основные теории, рассматривающие сексуальные девиации.

12.Сверценные психологические увлечения.

13.Психодиагностический инструментарий, применяемый при выявлении аддиктивных расстройств.

14.Особенности психотерапевтического подхода при аддикциях.

15.Индивидуальная психотерапевтическая работа при аддиктивных расстройствах.

16.Групповая психотерапевтическая работа при аддикциях.

17.Особенности аддиктивных расстройств в подростковом возрасте.

18.Коммуникативные девиации.

19.Психология девиантного поведения.

20.Психологические особенности лиц, с аддиктивными формами поведения.

21.Агрессивное поведение.

22.Основные концепции, рассматривающие отклоняющиеся форма поведения.

23. Психофизиологические механизмы формирования пищевой зависимости.

24. Психотерапия пищевого аддиктивного поведения.

25. Спорт и оздоровительные мероприятия как форма аддиктивного поведения.

26. Сексуальные девиации: клинические проявления.

27. Причины сексуального аддиктивного поведения.

28. Госпитальная аддикция (госпитализм) как нарушение развития личности.

29. Психологические механизмы формирования зависимости от компьютерных игр.

30. Формы проявления зависимости от компьютерных игр.

31. Психологические механизмы формирования Internet-зависимости.

32. Формы Internet-зависимости.

33. Диагностика Internet-зависимости

34. Общая характеристика работоголизма.

35. Общая характеристика шопоголизма.

36. Общая характеристика госпитализма.

37. Профилактика работоголизма.

38. Профилактика шопоголизма

39. Профилактика госпитализма.

40. Общая характеристика орторексии.

41. Профелактика орторексии.

42. Факторы, способствующие возникновению работоголизму.

43. Факторы, способствующие возникновению шопоголизму.

44. Факторы, способствующие возникновению госпитализму

45. Факторы, способствующие возникновению орторексии.

46. Нервная анорексия в современной культуре.

47. Психическая анорексия.

48. Факторы, способствующие возникновению анорексии.

49. Общая характеристика анорексии.

50. Препубертатная нервная анорексия.

51. Особенности семей страдающих нервной анорексией.

52.Особенности детей страдающих нервной анорексией.

53. Особенности подростков страдающих нервной анорексией.

54. Нервная анорексия у мужчин.

55. Личность с аддиктивным пищевым поведением.

56. Ситуации возникновения и психодинамика пищевой аддикции.

57. Психотерапия пищевого аддиктивного поведения.

58. Факторы, способствующие возникновению пищевой аддикции.

59. Индивидуальный и групповой подход психотерапии, в зависимости от формы аддикции.

60. Индивидуальный и групповой подход психотерапии, в зависимости от вида аддикции.

61. Психотерапия нервно-психической анорексии.

62. Нервная булимия.

63. Психотерапия нервной булимии.

64. Факторы, способствующие возникновению булимии.

65. Профелактика булимии.

66. Работа с созависимыми.

67. Психокоррекция и профилактика подростковой наркозависимости.

68. Методика ПДО.

69. Методика FPI.

70. Методика Полдингера.

71. Методика Яхина – Менделевича.

72. Методика Роджерса.

73. Методика Бека.

74. Методика Шихана.

75. Методика Монтгомери.

76. Методика Гамильтона.

77. Девиации поведения у хронически больных.


УМК составил:

д.м.н., профессор кафедры психологии развития личности __________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.

Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич

(подпись)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается...
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconПрограмма дисциплины дпп в. 00 Профилактика вич/спида в учреждениях...
Дисциплина «Профилактика вич/спида в учебных заведениях» имеет своей целью рассмотрение практических аспектов планирования и организации...
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconУчебно-методический комплекс опд. В. 07. Психотерапия (указывается...
Целью дисциплины «Психотерапия» является изучение и практическое освоение способов психологической помощи на основе полученных данных...
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconРабочая программа дисциплины б. 3 В организационное поведение (указывается...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconРабочая программа дисциплины б дв товарная политика (указывается...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconПрограмма дисциплины дпп. В. 00 Проблемы духовного развития личности...
Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных...
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconРабочая программа дисциплины б дв организация и проведение закупок...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 14 Основы психологии семьи и семейного...
Раскрыть основы воспитания детей, влияние родительских установок на личность ребенка
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconУчебно-методический комплекс дпп. Ф. 12. Психолого-педагогическая коррекция
Целью курса “Психолого-педагогическая коррекция” является изучение и практическое освоение способов психологической помощи детям,...
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconРабочая программа дисциплины б. 3 Д. В. 4 Экономика и управление...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (фгос) впо и...
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 4 Физика (шифр дисциплины...
...
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 4 Физика (шифр дисциплины...
...
Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция аддиктивных состояний (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью курса «Профилактика и коррекция аддиктивных состояний» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 4 Физика (шифр дисциплины...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск