Скачать 238.3 Kb.
|
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Кафедра связей с общественностью УТВЕРЖДАЮ Первый проректор, проректор по учебной работе ___________Т.С. Леухина Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» по специальности 030602.65 – Связи с общественностью Принята на заседании кафедры (протокол №__ от «__»___________________2012 г.) Заведующая кафедрой ____________ (О. А. Хабибрахманова) Утверждена Советом факультета (протокол №__ от «__»___________________2012 г.) Председатель совета факультета ___________ ( Э.Д. Ахметгалеев) Казань 2012 Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации». Автор-составитель – ст. преподаватель, Кипрова Н.С. ВВЕДЕНИЕ Студенты, приступающие к изучению данной дисциплины должны иметь представление о социальной системе и социальной структуре, процессах социализации и символизации, а также обладать необходимыми сведениями по истории социологии, социальной психологии, политологии. Быть знакомыми с основными концепциями социологической и психологической классики. Наряду со знаниями по общей социологии, истории социологии и социальной психологии, студенты должны быть знакомы с основными современными идеями в области теории науки и иметь представление о закономерностях развития научного знания, особенностях функционирования основных сфер общества – экономики, политики, культуры. Аннотация курса Главная цель курса – раскрыть содержание основных теоретических концепций и терминов, используемых в современной коммуникативистике, сформировать у студентов представление об основных исследовательских подходах в изучении данного проблемного поля, применяемых в мировой и отечественной науке, помочь студентам овладеть необходимыми знаниями практического применения и использования методики и основных методов социологического изучения процессов массовой коммуникации. Курс ориентирован на студентов 4 курса содержит в себе элементы профессиональной специфики этого направления. При рассмотрении каждой темы в максимально возможной степени учитываются история вопроса и современные подходы. Учебная задача дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен:
Взаимосвязь с другими курсами Данный курс тесно связан с такими дисциплинами как «Социология», «Социология средств массовой коммуникации», «Психология» и «Политология». Система контроля и оценки знаний студентов Весь предусмотренный настоящей программой учебный материал, в том числе и предназначены для самостоятельного изучения, включается в промежуточный и итоговый контроль знаний по результатам изучения дисциплины. Итоговая форма контроля – зачет. К зачету допускаются студенты полностью выполнившие учебный план и предоставившие реферативную работу. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ для студентов очной формы обучения
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Предмет теории коммуникации и базовые концептуальные подходы к проблеме коммуникации. Определение коммуникации. Коммуникация в кругу таких понятий как «общение», «информирование», «речевая деятельность». Онтологический аспект: биологические, социальные, этнические, психологические факторы коммуникации. Основные составляющие социальной коммуникации. Гносеологический аспект: функции коммуникации, единицы коммуникации, категории коммуникации. Дисциплинарные подходы к дефиниции коммуникации: риторический, семиотический, кибернетический, социально-психологический, социокультурный и др. Классические теории социального взаимодействия как база научного исследования коммуникации. Позитивистское и герменевтическое толкование взаимодействия. Теория социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау), феноменологический (А. Шюц) и интеракционисткий (дж.Мид) подходы к коммуникативному взаимодействию. Н.Луман и Ю.Хабермас как основоположники современной коммуникативистики. Проблема определения коммуникации как асимметричного процесса (К. Мертон). Тема 2. Исторические вехи развития коммуникации. Возникновение коммуникации. Взаимообусловленность коммуникации и сознания. От «языка реальной жизни» к вербальному обмену — первому уровню опосредованной (символической) коммуникации. Разнообразные формы опосредования коммуникативного взаимодействия: язык и речь, деньги и пр. Специализированные и неспециализированные коммуникативные социальные институты. Их эволюция и роль в историческом развитии коммуникации. Коммуникация в античную и средневековую эпохи, в Новое и Новейшее время. Важнейшие вехи в развитии средств и способов коммуникации. Современные периодизации истории коммуникации (Э.Тоффлер, Г.Маклюэн). Футорологические прогнозы коммуникативного будущего мира. Модернистский и постмодерниствий стили коммуникации. Глобализация и постмодерн как асимметричные характеристики современной коммуникативной картины мира. Глобализация как продолжение модернистской линии коммуникативного развития обществ. Постмодерн как контекст культурной свободы и коммуникативной гибридности. Тема 3. Теории информации и коммуникации. Классическая парадигма коммуникации (Г.Лассуэл). Новая коммуникативная стратегия. Функциональный подход в исследовании сущности массовой коммуникации. Теория массового общества. Критическая теория. Теория гегемонии массовой коммуникации. Теория эгалитарной массовой коммуникации. Структуралистские направления в исследовании массовой коммуникации. Современный социокультурологический подход к пониманию массовой коммуникации. Культурологическая теория коммуникации. Концепция свободно го потока информации. Бирмингемская школа методологического коллективизма. Теория коммуникативной компетентности. Теория минимального познания. Тема 4. Типы, функции и средства коммуникации. Массовые и локальные коммуникации. Внешние и внутренние типы коммуникаций. Непосредственные и опосредованные коммуникации. Активные и пассивные, случайные и организованные коммуникации. Вербальные и невербальные коммуникации. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Конфликтные и протестные коммуникации. Уличные коммуникации. Реклама как вид коммуникации. Функции массовой коммуникации. Управление общественным мнением. Сохранение и передача социально-культурного опыта. Коррелляция элементов общества и окружающей среды, предупреждение общества об опасностях. Средства коммуникации. Персональные и групповые, речевые п неречевые, письменные и устные средства. Тема 5. Уровни коммуникации. Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Структура межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Понятие уровня коммуникации. Межличностная коммуникация. Ее сущность и функции. Способы воздействия в межличностной коммуникации. Механизмы и условия ее успешности и продуктивности. Специализированные коммуникации. Специфика коммуникации в организациях и малых группах. Особенности передачи информации: одновременное распространение по разным каналам. Синтезирование разнородных средств коммуникации. Коммуникации в государственных, общественных и коммерческих структурах. Коммуникативные системы сфер искусства, кино и телевидения. Мифологическая и художественная коммуникации. Возможности воздействия на аудиторию через синтетические виды коммуникации. Специализированные коммуникации и внутрикорпоративные связи с общественностью. Массовая коммуникация. Сущность и структура массовой коммуникации. Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений. Моделирование массовой коммуникации, особенности ее структурных элементов. Теории массовой коммуникации в отечественных и зарубежных исследованиях. Социально-психологические и информационные факторы воздействия массовой коммуникации. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации. Тема 6. Модели и структурные компоненты коммуникации Модели коммуникации в коммуникативистике. Проблема структурной схематизации коммуникации. Простейшие, циркулярные, гомогенные, двухступенчатые и многоступенчатые коммуникации. Различные подходы к моделированию коммуникативного пространства: филологические, социологические, психологические, семантические, математические. Понятия образа мира и языковой картины мира. Социально-психологические сценарии коммуникативного поведения в разных культурах. Разновидности информационных потоков. Структурные компоненты коммуникации: адресант (коммуникатор), адресат (аудитория), сообщение (информация), код, канал, ситуация, реакция (эффективность). Механистическая модель коммуникации (К.Шеннон и У.Вейнер). Психосемантическая модель коммуникации (У.Шрамм). Тема 7. Коммуникативный процесс. Социально-психологические доминанты коммуникации Производство информации, мультипликация, кодирование, распространение, прием, декодирование, и информации в процессе коммуникативного взаимодействия. Протекание процесса коммуникации по составным звеньям коммуникативной цепи: коммуникатор, содержание, аудитория. Обмен информацией, инициированный получателем. Передача информации по инициативе источника. Обмен информации по заранее установленным правилам. Спонтанный обмен. Аргументация в коммуникативном процессе. Доказательство, подтверждение, оправдание, объяснение, интерпретация как основные элементы коммуникативного процесса. Понятие социально-психологической доминанты коммуникации. Стратификационные доминанты: социальный статус и социальная роль коммуникатора и коммуникантов, социальная дифференциация, социальная интеграция, социальная интерференция. Ситуативные доминанты: коммуникативные роли, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация, коммуникативная установка. Оценочные доминанты: ценностная ориентация, оценочная информация, оценка партнера, самооценка социальный стереотип. Функциональные доминанты: апеллятивная, побудительная, волеизъявительная, ритуальная, перформативная, самопрезентативная. Тема 8. Содержание коммуникации. Семиотика языка. Знаки и их типологии. Знак как средство передачи информации. Компоненты значения знака, Символьная коммуникация. Социальные символы. Негативные и позитивные социальные символы. Содержание и средства речевой коммуникации. Вариативность языка (лингвистическая, информационно-содержательная, коммуникативная). Синтактика, семантика, прагматика как основные отношения знаков. Семиотические особенности различных коммуникативных систем. Семиосоциологическая концепция коммуникации. Кодирование действительности в онтогенезе и филогенезе. Тема 9. Аудитория в коммуникации Аудитория как адресат коммуникации. Убеждение и внушение как способы коммуникативного воздействия на аудиторию. Общие требования к коммуникатору и адресату (аудитории): минимум общих базовых знаний, владение общими вербальными и невербальными коммуникативными единицами, общий коммуникативный код. Ориентация коммуникатора на потенциальную аудиторию. Отбор информации с учетом ее актуальности, коммуникативных форм и правил, профессиональной, социально-статусной и политической ориентации аудитории. Разовое, кратковременное и долговременное воздействие на аудиторию. Совместимость коммуникатора и аудитории. Особенности опосредованного коммуникативного воздействия на аудиторию. Опосредованное взаимодействие через «лидеров мнений». Формирование групповых и массовых убеждений. Просветительское и массовое воздействие на аудиторию. Реакция аудитории на коммуникативное послание. Формирование и прогнозирование реакции, ее вариантов и нюансов. Тема 10. Обеспечение коммуникационного обмена в коммуникативных системах. Информация как основной элемент коммуникативных систем. Производство и потребление информации. Информационная сфера. Роль информации в управленческой деятельности и функционировании коммуникационных систем. Получение, хранение, преобразование, передача и использование информации. Информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной культуры.Обеспечение информационной безопасности систем коммуникации. Безопасность массовой информации. Средства массовой информации как главная коммуникативная сеть. Тема 11. Проблема эффективности коммуникации. Понятие эффективности коммуникации. Обратная связь. Барьеры коммуникации и пути их преодоления: социальные, психологические, когнитивные, физические, языковые, технические. Влияние составных частей и конфигурации коммуникативной цепи на эффективность коммуникации. Факторы повышения эффективности коммуникации. Совместимость субъектов коммуникации, адекватность восприятия смысловой и оценочной информации. Тема 12. Коммуникация в различных сферах общественной жизни. Коммуникация в экономической, производственной и коммерческой деятельности. Коммуникации в различных отраслях социальной сферы: образовании, культуре, здравоохранении, физической культуре, спорте. Офисная коммуникация. Особенности рекламной коммуникации. Коммуникация в организациях. Коммуникация как функция управления организацией. Особенности внутрикорпоративных коммуникаций. Виды коммуникаций в организациях. Формы деловой коммуникации в организации. Особенности маркетинговых коммуникаций. Политическая коммуникация. Понятие политической коммуникации. Структура, средства и модели политической коммуникации. Электоральная политическая коммуникация. Политическая коммуникация в информационном обществе. Публичная коммуникация. Публичная коммуникация и ее формы. Жанры публичной коммуникации. Устная публичная учебная коммуникация. Устная деловая публичная коммуникация. Устная публицистическая коммуникация. Коммуникация в кризисных и конфликтных ситуациях. Протестная коммуникация. Связи с общественностью как вид коммуникации. Тема 13. Межкультурная коммуникация. Понятие межкультурной коммуникации. Уровни межкультурной коммуникации. Формы межкультурной коммуникации. Социально-психологические и лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации. Типы восприятия межкультурных различий. Особенности межкультурной коммуникации в индустриальном и постиндустриальном обществах. Тема 14. Методы исследования коммуникации. Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации: исторический, структурный, функциональный, системный. Специальные методы анализа социальной коммуникации: корреляционные, факторный, дисперсионный. Анализ с помощью статистических методов. Социологические методы сбора информации о функционировании коммуникации. Опросы: устный (интервью), письменный (анкетирование), экспертные оценки, контент-анализ, дискурс-анализ, фокус-группы. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Предмет теории коммуникации и базовые концептуальные подходы к проблеме коммуникации (2 часа). 1. Генезис массовых коммуникаций. 2. Предмет теории коммуникаций, ее сущность и виды. 3. Антропосоциогинез и социальная коммуникация. 4. Различные концепции изучения социальных коммуникаций. Занятие 2. Исторические вехи развития коммуникации (2 часа).
Занятие 3. Теории информации и коммуникации (2 часа).
Занятие 4. Типы, функции и средства коммуникации (2 часа).
Занятие 5. Уровни коммуникации (2 часа).
Занятие 6. Аудитория в коммуникации (2 часа). 1. Общие требования к коммуникатору и адресату. 2. Ориентация коммуникатора на потенциальную аудиторию. 3. Разовое, кратковременное, длительное взаимодействие коммуникатора с аудиторией. 4. Оптимизация деятельности аудитории. Контакты с целью формирования группового сознания. 5. Реакция аудитории на коммуникативное послание. Занятие 7. Коммуникация в различных сферах общественной жизни (2 часа). 1. Связи с общественностью как вид коммуникации. 2. Коммуникации в государственных и общественных структурах. 3. Коммуникация в экономической, производственной и коммерческой сфере. 4. Коммуникация в различных отраслях социальной сферы. 5. Коммуникация в кризисных и конфликтных случаях. Протестная коммуникация. Занятие 8. Межкультурная коммуникация (2 часа). 1. Формы и уровни межкультурной коммуникации. 2. Типы восприятия межкультурных различий. 3. Коммуникативные барьеры непонимания. 4. Особенности межкультурной коммуникации в индустриальном и постиндустриальном обществах. Занятие 9. Методы исследования коммуникации (2 часа). 1. Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации. 2. Частнонаучные методы исследования. 3. Виды анализа с помощью методов статистики. 4. Социологические методы сбора информации о функционировании коммуникации. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА Реферат – это самостоятельная аналитическая письменная работа на основе собранного материала (теорий и эмпирического материала). Работа над рефератом состоит из четырех этапов. Первый этап – сбор библиографического материала, включая и материалы ресурсов сети Интернета. Второй этап – ознакомиться с источниками, сделать выписки из них. Третий этап – уточнение совместно с научным руководителем структуры, цели и задач работы, а также плана проведения эмпирического или теоретического исследования. Четвертый этап – собственно написание работы. Требования к оформлению реферата следующие: Текст пишется на одной стороне листа бумаги формата А4, поля страницы: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм. Общий объем реферата 16-20 стр. Все страницы, начиная с 3-й, должны быть пронумерованы. Тест печатается шрифтом Times New Roman, 14 кегль, межстрочный интервал полуторный. Цитаты (выдержки) из источников и литературы используются в тех случаях, когда свою мысль хотят подтвердить точной выдержкой. Цитаты должны быть текстуально точными и заключены в кавычки. В тексте обязательно указать источник приводимых цитат. Ссылка делается в режиме «автоматическая». Структура работы состоит из следующих элементов: 1. Титульный лист. 2. Оглавление. Оно состоит из перечня основных частей работы: введения, названия каждой главы или разделов, заключения, списка использованных источников и литературы; 3. Введение, где оговаривается научная значимость темы, проблематика исследования, ступень изученности, т.е. дается общая характеристика использованных источников и литературы; цель и задачи работы, обосновывается методология (2-3 стр.). 4. Основная часть, в которой решаются поставленные задачи. Она должна состоять из двух – трех глав, которые можно разделить на параграфы. Каждая глава обязательно заканчивается выводом (12-15 стр.). 5. Заключение, где формулируются выводы исследования (1-2 стр.). 6. Список использованных источников и литературы в алфавитном порядке. Основные положения реферата излагаются устно в четкой и логичной форме в виде доклада в течение 8-10 минут. Выводы должны быть научно обоснованны. Следует избегать излишнего цитирования, перенасыщенности фактическим материалом, датами, трудновоспринимаемыми на слух. Конечная оценка реферата выставляется по двухбалльной системе (зачтено и незачтено) и учитывает: полноту, глубину раскрытия темы, степень самостоятельности в изложении основных проблем, аргументацию автора, культуру оформления реферата. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. 2. Развитие технических средств коммуникации. 3. Проблема коммуникации в античной культуре. 4. Коммуникативная проблематика в христианской культуре. 5. Проблема коммуникации в эпоху Возрождения и Новое время. 6. Философские подходы к построению теории коммуникации. 7. Проблема общения у Ф. Шлейермахера. 8. Семиотика и теория Ч. Пирса. 9. Критика коммуникации Ф. Ницше. 10. Проблемы коммуникации в экзистенциализме. 11. «Кризис общения» Э. Мунье. 12.Типы отношений М. Бубера. 13. Критика диалогической философии Ю. Блохеньским. 14. Философско-методологические основы герменевтики. 15. Герменевтическая феноменология Г.Г. Шпета. 16. Онтологическое направление в герменевтике – М. Хайдеггер 17. Герменевтические идеи Г.Г. Гадамера. 18. Проблемы коммуникации в аналитической философии. 19. Логический позитивизм Б. Рассела. 20. Коммуникативные проблемы в лингвистической философии (Л.Витгенштейн). 21. «Обыденный язык» Дж. Остина. 22. Семиотика и теория Ч. Морриса. 23. Значение коммуникации в современном обществе у Ю. Хабермаса. 24. Технократический подход к изучению коммуникации. 25. Теория информационного общества. 26. Теория М. Маклюэна. 27. Математическая теория коммуникации К. Шеннона. 28. Интеракционный подход теории коммуникации. 29. Интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникации. 30. Теория межкультурного содержания коммуникации. 31. Теория «лица» С. Тинг-туми. 32. Диалектическая теория отношений Л. Бакстера 33. Теория снижения неопределенности Ч. Бергера. 34 Теория управления неопределенностью У. Гудикунста. 35. Лингвистические подходы к изучению теории коммуникации. 36. Структурная лингвистка Ф. де Соссюра. 37. Социолингвистический подход в теории коммуникации. 38. Теории массовой коммуникации. 39. Основные методы теории коммуникаций. 40. Различия в коммуникативных способностях человека и животных. 41. «Лингвистический поворот» в философии XX века. 42. Вклад немецкой классической философии в развитие теории коммуникаций. 43. Становление информационно-коммуникативного общества в России. 44. Информационная концепция коммуникации. 45. Кибернетические аспекты коммуникации. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
17. Понятие и структура знака. Модели де Соссюра и Огдена – Ричардса.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСАОсновная литература:
Дополнительная литература:
|
«Основы теории коммуникации» «Основы теории коммуникации» для направления «Филология» (магистратура «Теория и практика речевой коммуникации») | Рабочая программа по дисциплине основы филологической теории коммуникации... Федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ подготовки по направлению... | ||
Рабочая программа учебной дисциплин основы теории межкультурной коммуникации | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины дв. 2 «Основы теории коммуникации» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Основы коммуникации Основы коммуникации Вербальные коммуникации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
О. И. Матьяш плюрализм и междисциплинарность как состояние Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по элективному курсу «Основы экономической теории»... «Основы экономической теории» составлена на основе авторской программы курса С. И. Иванова, М. А. Скляра «Основы экономической теории»/... | Рабочая программа учебной дисциплины основы теории управления Дисциплина «Основы теории управления» относится к циклу профессиональных дисциплин, базовая часть. Для изучения дисциплины «Основы... | ||
Программа учебной дисциплины основы теории коммуникации направление подготовки Охарактеризовать на уровне теоретических обобщений феномен коммуникации, структуру взаимодействия сми и аудитории; расширить понимание... | Рабочая программа по курсу «Основы теории коммуникации: Паблик рилейшнз... | ||
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «основы менеджмента» Практическое занятие 13. Тема: Коммуникации в управлении, основы переговорного процесса | Вопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума от аспирантов... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.... | ||
Реферат статьи В статье представлен анализ динамики развития теорий межличностной коммуникации. Причем акцент делается именно на коммуникативные... | «основы теории коммуникации» Студенты обязаны проделать значительную самостоятельную работу по изучению научной, учебной литературы и подготовке к контрольному... |