Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации»





Скачать 238.3 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации»
Дата публикации20.12.2014
Размер238.3 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра связей с общественностью
УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор,

проректор по учебной работе

___________Т.С. Леухина
Рабочая программа

по дисциплине
«Основы теории коммуникации»
по специальности 030602.65 – Связи с общественностью


Принята на заседании кафедры

(протокол №__ от «__»___________________2012 г.)
Заведующая кафедрой
____________ (О. А. Хабибрахманова)
Утверждена Советом факультета

(протокол №__ от «__»___________________2012 г.)
Председатель совета факультета
___________ ( Э.Д. Ахметгалеев)

Казань 2012
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации». Автор-составитель – ст. преподаватель, Кипрова Н.С.


ВВЕДЕНИЕ

Студенты, приступающие к изучению данной дисциплины должны иметь представление о социальной системе и социальной структуре, процессах социализации и символизации, а также обладать необходимыми сведениями по истории социологии, социальной психологии, политологии. Быть знакомыми с основными концепциями социологической и психологической классики. Наряду со знаниями по общей социологии, истории социологии и социальной психологии, студенты должны быть знакомы с основными современными идеями в области теории науки и иметь представление о закономерностях развития научного знания, особенностях функционирования основных сфер общества – экономики, политики, культуры.

Аннотация курса

Главная цель курса – раскрыть содержание основных теоретических концепций и терминов, используемых в современной коммуникативистике, сформировать у студентов представление об основных исследовательских подходах в изучении данного проблемного поля, применяемых в мировой и отечественной науке, помочь студентам овладеть необходимыми знаниями практического применения и использования методики и основных методов социологического изучения процессов массовой коммуникации.

Курс ориентирован на студентов 4 курса содержит в себе элементы профессиональной специфики этого направления. При рассмотрении каждой темы в максимально возможной степени учитываются история вопроса и современные подходы.

Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • иметь четкое представление о процессах коммуникации в обществе; знать основные подходы и концепции современной коммуникативистики;

  • уметь свободно ориентироваться в проблемах функционирования современных масс-медиа.

  • иметь представление о новейших социо-культурных подходах к анализу массовых коммуникативных процессов

  • обладать навыками анализа функционирования обычных и электронных СМИ.

Взаимосвязь с другими курсами

Данный курс тесно связан с такими дисциплинами как «Социология», «Социология средств массовой коммуникации», «Психология» и «Политология».

Система контроля и оценки знаний студентов

Весь предусмотренный настоящей программой учебный материал, в том числе и предназначены для самостоятельного изучения, включается в промежуточный и итоговый контроль знаний по результатам изучения дисциплины.

Итоговая форма контроля – зачет. К зачету допускаются студенты полностью выполнившие учебный план и предоставившие реферативную работу.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

для студентов очной формы обучения


№№

Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинар-ские занятия



Предмет теории коммуникации и базовые концептуальные подходы к проблеме коммуникации.

1

1









Теории информации и коммуникации.

Типы, функции и средства коммуникации. Уровни коммуникации

1

1










Модели и структурные компоненты коммуникации Социально-психологические доминанты коммуникации Семиотика языка.

2

1

1






Обеспечение коммуникационного обмена в коммуникативных системах. Аудитория в коммуникации

2

1

1






Проблема эффективности коммуникации.

2

1

1






Коммуникация в различных сферах общественной жизни

Межкультурная коммуникация.

Методы исследования коммуникаций.

2

1

1




Итого

10

6

4





СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет теории коммуникации и базовые концептуальные подходы к проблеме коммуникации.

Определение коммуникации. Коммуникация в кругу таких понятий как «общение», «информирование», «речевая деятельность». Онтологический аспект: биологические, социальные, этнические, психологические факторы коммуникации. Основные составляющие социальной коммуникации. Гносеологический аспект: функции коммуникации, единицы коммуникации, категории коммуникации. Дисциплинарные подходы к дефиниции коммуникации: риторический, семиотический, кибернетический, социально-психологический, социокультурный и др.

Классические теории социального взаимодействия как база научного исследования коммуникации. Позитивистское и герменевтическое толкование взаимодействия. Теория социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау), феноменологический (А. Шюц) и интеракционисткий (дж.Мид) подходы к коммуникативному взаимодействию. Н.Луман и Ю.Хабермас как основоположники современной коммуникативистики. Проблема определения коммуникации как асимметричного процесса (К. Мертон).
Тема 2. Исторические вехи развития коммуникации.

Возникновение коммуникации. Взаимообусловленность коммуникации и сознания. От «языка реальной жизни» к вербальному обмену — первому уровню опосредованной (символической) коммуникации. Разнообразные формы опосредования коммуникативного взаимодействия: язык и речь, деньги и пр.

Специализированные и неспециализированные коммуникативные социальные институты. Их эволюция и роль в историческом развитии коммуникации.

Коммуникация в античную и средневековую эпохи, в Новое и Новейшее время. Важнейшие вехи в развитии средств и способов коммуникации.

Современные периодизации истории коммуникации (Э.Тоффлер, Г.Маклюэн). Футорологические прогнозы коммуникативного будущего мира.

Модернистский и постмодерниствий стили коммуникации. Глобализация и постмодерн как асимметричные характеристики современной коммуникативной картины мира. Глобализация как продолжение модернистской линии коммуникативного развития обществ. Постмодерн как контекст культурной свободы и коммуникативной гибридности.

Тема 3. Теории информации и коммуникации.

Классическая парадигма коммуникации (Г.Лассуэл). Новая коммуникативная стратегия. Функциональный подход в исследовании сущности массовой коммуникации. Теория массового общества. Критическая теория.

Теория гегемонии массовой коммуникации. Теория эгалитарной массовой коммуникации.

Структуралистские направления в исследовании массовой коммуникации. Современный социокультурологический подход к пониманию массовой коммуникации. Культурологическая теория коммуникации. Концепция свободно го потока информации. Бирмингемская школа методологического коллективизма.

Теория коммуникативной компетентности. Теория минимального познания.
Тема 4. Типы, функции и средства коммуникации.

Массовые и локальные коммуникации. Внешние и внутренние типы коммуникаций. Непосредственные и опосредованные коммуникации. Активные и пассивные, случайные и организованные коммуникации. Вербальные и невербальные коммуникации. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Конфликтные и протестные коммуникации. Уличные коммуникации. Реклама как вид коммуникации.

Функции массовой коммуникации. Управление общественным мнением. Сохранение и передача социально-культурного опыта. Коррелляция элементов общества и окружающей среды, предупреждение общества об опасностях.

Средства коммуникации. Персональные и групповые, речевые п неречевые, письменные и устные средства.


Тема 5. Уровни коммуникации.

Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Структура межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Понятие уровня коммуникации.

Межличностная коммуникация. Ее сущность и функции. Способы воздействия в межличностной коммуникации. Механизмы и условия ее успешности и продуктивности.

Специализированные коммуникации. Специфика коммуникации в организациях и малых группах. Особенности передачи информации: одновременное распространение по разным каналам. Синтезирование разнородных средств коммуникации. Коммуникации в государственных, общественных и коммерческих структурах. Коммуникативные системы сфер искусства, кино и телевидения. Мифологическая и художественная коммуникации. Возможности воздействия на аудиторию через синтетические виды коммуникации. Специализированные коммуникации и внутрикорпоративные связи с общественностью.

Массовая коммуникация. Сущность и структура массовой коммуникации. Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений. Моделирование массовой коммуникации, особенности ее структурных элементов. Теории массовой коммуникации в отечественных и зарубежных исследованиях. Социально-психологические и информационные факторы воздействия массовой коммуникации. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации.
Тема 6. Модели и структурные компоненты коммуникации

Модели коммуникации в коммуникативистике. Проблема структурной схематизации коммуникации. Простейшие, циркулярные, гомогенные, двухступенчатые и многоступенчатые коммуникации. Различные подходы к моделированию коммуникативного пространства: филологические, социологические, психологические, семантические, математические. Понятия образа мира и языковой картины мира. Социально-психологические сценарии коммуникативного поведения в разных культурах. Разновидности информационных потоков.

Структурные компоненты коммуникации: адресант (коммуникатор), адресат (аудитория), сообщение (информация), код, канал, ситуация, реакция (эффективность). Механистическая модель коммуникации (К.Шеннон и У.Вейнер). Психосемантическая модель коммуникации (У.Шрамм).

Тема 7. Коммуникативный процесс. Социально-психологические доминанты коммуникации

Производство информации, мультипликация, кодирование, распространение, прием, декодирование, и информации в процессе коммуникативного взаимодействия.

Протекание процесса коммуникации по составным звеньям коммуникативной цепи: коммуникатор, содержание, аудитория. Обмен информацией, инициированный получателем. Передача информации по инициативе источника. Обмен информации по заранее установленным правилам. Спонтанный обмен. Аргументация в коммуникативном процессе. Доказательство, подтверждение, оправдание, объяснение, интерпретация как основные элементы коммуникативного процесса.

Понятие социально-психологической доминанты коммуникации. Стратификационные доминанты: социальный статус и социальная роль коммуникатора и коммуникантов, социальная дифференциация, социальная интеграция, социальная интерференция.

Ситуативные доминанты: коммуникативные роли, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация, коммуникативная установка. Оценочные доминанты: ценностная ориентация, оценочная информация, оценка партнера, самооценка социальный стереотип. Функциональные доминанты: апеллятивная, побудительная, волеизъявительная, ритуальная, перформативная, самопрезентативная.
Тема 8. Содержание коммуникации. Семиотика языка.

Знаки и их типологии. Знак как средство передачи информации. Компоненты значения знака, Символьная коммуникация. Социальные символы. Негативные и позитивные социальные символы.

Содержание и средства речевой коммуникации. Вариативность языка (лингвистическая, информационно-содержательная, коммуникативная). Синтактика, семантика, прагматика как основные отношения знаков. Семиотические особенности различных коммуникативных систем. Семиосоциологическая концепция коммуникации. Кодирование действительности в онтогенезе и филогенезе.
Тема 9. Аудитория в коммуникации

Аудитория как адресат коммуникации. Убеждение и внушение как способы коммуникативного воздействия на аудиторию. Общие требования к коммуникатору и адресату (аудитории): минимум общих базовых знаний, владение общими вербальными и невербальными коммуникативными единицами, общий коммуникативный код.

Ориентация коммуникатора на потенциальную аудиторию. Отбор информации с учетом ее актуальности, коммуникативных форм и правил, профессиональной, социально-статусной и политической ориентации аудитории.

Разовое, кратковременное и долговременное воздействие на аудиторию. Совместимость коммуникатора и аудитории. Особенности опосредованного коммуникативного воздействия на аудиторию. Опосредованное взаимодействие через «лидеров мнений». Формирование групповых и массовых убеждений. Просветительское и массовое воздействие на аудиторию.

Реакция аудитории на коммуникативное послание. Формирование и прогнозирование реакции, ее вариантов и нюансов.
Тема 10. Обеспечение коммуникационного обмена в коммуникативных системах.

Информация как основной элемент коммуникативных систем. Производство и потребление информации. Информационная сфера.

Роль информации в управленческой деятельности и функционировании коммуникационных систем.

Получение, хранение, преобразование, передача и использование информации.

Информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной культуры.Обеспечение информационной безопасности систем коммуникации. Безопасность массовой информации.

Средства массовой информации как главная коммуникативная сеть.
Тема 11. Проблема эффективности коммуникации.

Понятие эффективности коммуникации. Обратная связь. Барьеры коммуникации и пути их преодоления: социальные, психологические, когнитивные, физические, языковые, технические. Влияние составных частей и конфигурации коммуникативной цепи на эффективность коммуникации.

Факторы повышения эффективности коммуникации. Совместимость субъектов коммуникации, адекватность восприятия смысловой и оценочной информации.
Тема 12. Коммуникация в различных сферах общественной жизни.

Коммуникация в экономической, производственной и коммерческой деятельности. Коммуникации в различных отраслях социальной сферы: образовании, культуре, здравоохранении, физической культуре, спорте.

Офисная коммуникация. Особенности рекламной коммуникации. Коммуникация в организациях. Коммуникация как функция управления организацией. Особенности внутрикорпоративных коммуникаций. Виды коммуникаций в организациях. Формы деловой коммуникации в организации. Особенности маркетинговых коммуникаций.

Политическая коммуникация. Понятие политической коммуникации. Структура, средства и модели политической коммуникации. Электоральная политическая коммуникация. Политическая коммуникация в информационном обществе.

Публичная коммуникация. Публичная коммуникация и ее формы. Жанры публичной коммуникации. Устная публичная учебная коммуникация. Устная деловая публичная коммуникация. Устная публицистическая коммуникация.

Коммуникация в кризисных и конфликтных ситуациях. Протестная коммуникация. Связи с общественностью как вид коммуникации.
Тема 13. Межкультурная коммуникация.

Понятие межкультурной коммуникации. Уровни межкультурной коммуникации. Формы межкультурной коммуникации.

Социально-психологические и лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации.

Типы восприятия межкультурных различий. Особенности межкультурной коммуникации в индустриальном и постиндустриальном обществах.
Тема 14. Методы исследования коммуникации.

Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации: исторический, структурный, функциональный, системный. Специальные методы анализа социальной коммуникации: корреляционные, факторный, дисперсионный.

Анализ с помощью статистических методов. Социологические методы сбора информации о функционировании коммуникации. Опросы: устный (интервью), письменный (анкетирование), экспертные оценки, контент-анализ, дискурс-анализ, фокус-группы.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Предмет теории коммуникации и базовые концептуальные подходы к проблеме коммуникации (2 часа).

1. Генезис массовых коммуникаций.

2. Предмет теории коммуникаций, ее сущность и виды.

3. Антропосоциогинез и социальная коммуникация.

4. Различные концепции изучения социальных коммуникаций.

Занятие 2. Исторические вехи развития коммуникации (2 часа).

  1. Возникновение коммуникации.

  2. Специализированные и неспециализированные коммуникативные социальные институты.

  3. Современные периодизации истории коммуникации.

  4. Постмодерн как контекст культурной свободы и коммуникативной гибридности.



Занятие 3. Теории информации и коммуникации (2 часа).

  1. Классическая парадигма коммуникации (Г. Лассуэл).

  2. Теория гегемонии массовой и элитарной коммуникации.

  3. Культурологическая теория коммуникации

  4. Теория коммуникативной компетентности.

  5. Технократические подходы.

  6. Теория коммуникативной компетентности.


Занятие 4. Типы, функции и средства коммуникации (2 часа).

  1. Массовые и локальные коммуникации.

  2. Вербальные и невербальные коммуникации.

  3. Реклама как вид коммуникации.

  4. Функции массовой коммуникации.

  5. Средства коммуникации.



Занятие 5. Уровни коммуникации (2 часа).

  1. Межличностная коммуникация.

  2. Специализированные коммуникации.

  3. Коммуникативные системы сфер искусства, кино, телевидения, интернета.

  4. Специализированные коммуникации.

  5. Массовая коммуникация.

  6. Моделирование массовой коммуникации, особенности ее структурных элементов.


Занятие 6. Аудитория в коммуникации (2 часа).

1. Общие требования к коммуникатору и адресату.

2. Ориентация коммуникатора на потенциальную аудиторию.

3. Разовое, кратковременное, длительное взаимодействие коммуникатора с аудиторией.

4. Оптимизация деятельности аудитории. Контакты с целью формирования группового сознания.

5. Реакция аудитории на коммуникативное послание.
Занятие 7. Коммуникация в различных сферах общественной жизни (2 часа).

1. Связи с общественностью как вид коммуникации.

2. Коммуникации в государственных и общественных структурах.

3. Коммуникация в экономической, производственной и коммерческой сфере.

4. Коммуникация в различных отраслях социальной сферы.

5. Коммуникация в кризисных и конфликтных случаях. Протестная коммуникация.
Занятие 8. Межкультурная коммуникация (2 часа).

1. Формы и уровни межкультурной коммуникации.

2. Типы восприятия межкультурных различий.

3. Коммуникативные барьеры непонимания.

4. Особенности межкультурной коммуникации в индустриальном и постиндустриальном обществах.
Занятие 9. Методы исследования коммуникации (2 часа).

1. Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации.

2. Частнонаучные методы исследования.

3. Виды анализа с помощью методов статистики.

4. Социологические методы сбора информации о функционировании коммуникации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат – это самостоятельная аналитическая письменная работа на основе собранного материала (теорий и эмпирического материала).

Работа над рефератом состоит из четырех этапов. Первый этап – сбор библиографического материала, включая и материалы ресурсов сети Интернета. Второй этап – ознакомиться с источниками, сделать выписки из них. Третий этап – уточнение совместно с научным руководителем структуры, цели и задач работы, а также плана проведения эмпирического или теоретического исследования. Четвертый этап – собственно написание работы.

Требования к оформлению реферата следующие:

Текст пишется на одной стороне листа бумаги формата А4, поля страницы: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм. Общий объем реферата 16-20 стр. Все страницы, начиная с 3-й, должны быть пронумерованы. Тест печатается шрифтом Times New Roman, 14 кегль, межстрочный интервал полуторный. Цитаты (выдержки) из источников и литературы используются в тех случаях, когда свою мысль хотят подтвердить точной выдержкой. Цитаты должны быть текстуально точными и заключены в кавычки. В тексте обязательно указать источник приводимых цитат. Ссылка делается в режиме «автоматическая».

Структура работы состоит из следующих элементов:

1. Титульный лист.

2. Оглавление. Оно состоит из перечня основных частей работы: введения, названия каждой главы или разделов, заключения, списка использованных источников и литературы;

3. Введение, где оговаривается научная значимость темы, проблематика исследования, ступень изученности, т.е. дается общая характеристика использованных источников и литературы; цель и задачи работы, обосновывается методология (2-3 стр.).

4. Основная часть, в которой решаются поставленные задачи. Она должна состоять из двух – трех глав, которые можно разделить на параграфы. Каждая глава обязательно заканчивается выводом (12-15 стр.).

5. Заключение, где формулируются выводы исследования (1-2 стр.).

6. Список использованных источников и литературы в алфавитном порядке.

Основные положения реферата излагаются устно в четкой и логичной форме в виде доклада в течение 8-10 минут. Выводы должны быть научно обоснованны. Следует избегать излишнего цитирования, перенасыщенности фактическим материалом, датами, трудновоспринимаемыми на слух.

Конечная оценка реферата выставляется по двухбалльной системе (зачтено и незачтено) и учитывает: полноту, глубину раскрытия темы, степень самостоятельности в изложении основных проблем, аргументацию автора, культуру оформления реферата.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза.

2. Развитие технических средств коммуникации.

3. Проблема коммуникации в античной культуре.

4. Коммуникативная проблематика в христианской культуре.

5. Проблема коммуникации в эпоху Возрождения и Новое время.

6. Философские подходы к построению теории коммуникации.

7. Проблема общения у Ф. Шлейермахера.

8. Семиотика и теория Ч. Пирса.

9. Критика коммуникации Ф. Ницше.

10. Проблемы коммуникации в экзистенциализме.

11. «Кризис общения» Э. Мунье.

12.Типы отношений М. Бубера.

13. Критика диалогической философии Ю. Блохеньским.

14. Философско-методологические основы герменевтики.

15. Герменевтическая феноменология Г.Г. Шпета.

16. Онтологическое направление в герменевтике – М. Хайдеггер

17. Герменевтические идеи Г.Г. Гадамера.

18. Проблемы коммуникации в аналитической философии.

19. Логический позитивизм Б. Рассела.

20. Коммуникативные проблемы в лингвистической философии (Л.Витгенштейн).

21. «Обыденный язык» Дж. Остина.

22. Семиотика и теория Ч. Морриса.

23. Значение коммуникации в современном обществе у Ю. Хабермаса.

24. Технократический подход к изучению коммуникации.

25. Теория информационного общества.

26. Теория М. Маклюэна.

27. Математическая теория коммуникации К. Шеннона.

28. Интеракционный подход теории коммуникации.

29. Интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникации.

30. Теория межкультурного содержания коммуникации.

31. Теория «лица» С. Тинг-туми.

32. Диалектическая теория отношений Л. Бакстера

33. Теория снижения неопределенности Ч. Бергера.

34 Теория управления неопределенностью У. Гудикунста.

35. Лингвистические подходы к изучению теории коммуникации.

36. Структурная лингвистка Ф. де Соссюра.

37. Социолингвистический подход в теории коммуникации.

38. Теории массовой коммуникации.

39. Основные методы теории коммуникаций.

40. Различия в коммуникативных способностях человека и животных.

41. «Лингвистический поворот» в философии XX века.

42. Вклад немецкой классической философии в развитие теории коммуникаций.

43. Становление информационно-коммуникативного общества в России.

44. Информационная концепция коммуникации.

45. Кибернетические аспекты коммуникации.

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Массовая коммуникация: определение. Структурные составляющие коммуникационных процессов.

  2. Влияние массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций.

  3. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина.

  4. Предмет теории коммуникации. Методы и функции теории коммуникации.

  5. Коммуникативный процесс

  6. Виды коммуникаций. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация.

  7. Уровни коммуникации.

  8. Межличностная коммуникация.

  9. Коммуникация в малых группах.

  10. Естественный и искусственные языки в коммуникации.

  11. Формы публичной коммуникации. Жанры публичной коммуникации. Устная публичная коммуникация. Устная деловая публичная коммуникация.

  12. Формы межкультурной коммуникации. Типы восприятия межкультурных различий.

  13. Понятие «коммуникация».

  14. Цели коммуникации.

  15. Функции коммуникации.

  16. Понятие «коммуникатор» и типы коммуникаторов.

  17. Основные теории массовой коммуникации.

  18. Функции средств массовой информации.

  19. Коммуникативные барьеры непонимания.

  20. Особенности устной речи.

  21. Различия устной и письменной коммуникации.

  22. Виды слушания.

  23. Роль слушания в коммуникации.

  24. Политическая коммуникация.

  25. Виды и формы коммуникаций в организации.

  26. Коммуникация у животных. Виды и функции коммуникации.

  27. Обзор основных теорий происхождения языка за исключением теории Ф.Энгельса и теорий российской историко-психологической школы.

  28. Концепция Ф.Энгельса о происхождении человека и роли языка и коммуникации в этом процессе.

  29. Российская историко-психологическая школа о возникновении языка.

  30. Эволюция письменно-печатных форм коммуникации.

  31. История развития аудиальных и визуальных средств коммуникации.

  32. Языковая и коммуникативная личность: сущность, содержание и взаимосвязь понятий.

  33. Основные подходы к коммуникативной компетентности личности.

  34. Структурная модель коммуникативной личности.

  35. Информационное общество как постиндустриализм ( концепция Д. Белла).

  36. Характеристики информационного общества в концепции М.Кастельса.

  37. Проксемика как составной элемент невербальной коммуникации.

  38. Кинесика – «словарь» языка тела.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Объект и предмет теории коммуникации

  2. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

  3. Основные методологические подходы в теории коммуникации

  4. Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный подход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.

  5. Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций.

  6. Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации.

  7. Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, энтропии, общения, перцепции, интеракции.

  8. Понятие и типология коммуникативного действия.

  9. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов).

  10. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации.

  11. Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя.

  12. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.

  13. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера

  14. Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина.

  15. Модель социальной коммуникации Ньюкомба.

  16. Трансакционная модель социальной коммуникации.

  17. Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Понятие и структура знака по Соссюру.

  18. Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра.

17. Понятие и структура знака. Модели де Соссюра и Огдена – Ричардса.

  1. Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу.

  2. Свойства принципиальной арбитрарности знака, полифункциональности знака, системно-исторической обусловленности знака, асимметричной дуальной динамики знака.

  3. Свойства асимметричной дуальной динамики знака, принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем, принцип многоуровневости и ограниченности знаковых систем, принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса.

  4. Прагматика. Подходы Морриса и Грайса.

  5. Типология знаков. Типология знаков Пирса. Парадигма и синтагма.

  6. Конятие кода. Аналоговые и разделительные коды. Презентационные и репрезентационные коды.

  7. Понятия кода. Типология кодов. Простые и сложные коды. Логические и эстетические коды. Аналоговые и разделительные коды.

  8. Понятие языковой личности в теории коммуникации.

  9. Понятие коммуникативной личности. Параметры коммуникативной личности.

  10. Коммуникативная компетентность личности.

  11. Информационно-коммуникативное общество в системе этапов общественного развития.

  12. Информационно-коммуникативное общество: общая характеристика и основные свойства.

  13. Проблемы и противоречия информационно-коммуникативного общества.

  14. Понятие и основные характеристики массовой коммуникации.

  15. Социальные функции коммуникации.

  16. Функции знаков. Понятия значения, имени. Смысловое и экспрессивное значение знака.

  17. Понятие и структура семиозиса. Модель эффективной коммуникации Грайса.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА



Основная литература:

  1. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации: Уч.пос. - М, 2002. -183с.

  2. Василик М.А. Основы теории коммуникации: Учебник,М,2005.- 615с.

  3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2009.-432 с.

  4. Ирхин, Ю.В. Социология культуры [Текст]: учебник для вузов / Ю.В. Ирхин. – М.: Экзамен, 2006.-525 с.

  5. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие / В.Б. Кашкин. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2006. – 175 с.

  6. Катлип С. Паблик рилейшенз и практика.- М, 2003.-624с.

  7. Киселев, А.Г. Теория и практика массовой информации: учебник / А.Г. Киселев.-М.: Кнорус, 2009. - 432 с.

  8. Моисеенко Е.А. Коммуникации в бизнесе: Уч.пос.- Рн/Д.2007.-315с.

  9. Садохин А.П.Межкультурная коммуникация:Уч.пособ.-М,2004.-288с.

  10. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Уч.пос.- СПб,2002.- 461с.

  11. Сысолятина, О. В. Социология коммуникации: Курс лекций. - Киров, 2008. – 113 с.


Дополнительная литература:

  1. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепты. – М.: Аспект-Пресс, 2005.

  2. Бодрияр Ж. В тени молчаливого большинства или Конец социального. – Екатеринбург, 2000.

  3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. – М., 2001.

  4. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. Изд. 3-е, перераб., доп. – М.: АСТ Восток-Запад, 2007.

  5. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997.

  6. Курлов А.Б. Основы теории коммуникации. – М., 2002.

  7. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. – М., 2003.

  8. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, 1998.

  9. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. – М.: Аванти плюс, 2003.

  10. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М., 1996.

  11. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб.пособие. – СПб., 1999.

  12. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации: учеб. пособие / Г.Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук, 2003. – 700 с.

  13. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000.

  14. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб.пособие. – СПб.: Михайлов, 2002.

  15. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. – М., 1998.

  16. Хабернас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – М., 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» icon«Основы теории коммуникации»
«Основы теории коммуникации» для направления «Филология» (магистратура «Теория и практика речевой коммуникации»)
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconРабочая программа по дисциплине основы филологической теории коммуникации...
Федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ подготовки по направлению...
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconРабочая программа учебной дисциплин основы теории межкультурной коммуникации

Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconРабочая программа дисциплины дв. 2 «Основы теории коммуникации»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconОсновы коммуникации Основы коммуникации Вербальные коммуникации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconО. И. Матьяш плюрализм и междисциплинарность как состояние
Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconРабочая программа по элективному курсу «Основы экономической теории»...
«Основы экономической теории» составлена на основе авторской программы курса С. И. Иванова, М. А. Скляра «Основы экономической теории»/...
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconРабочая программа учебной дисциплины основы теории управления
Дисциплина «Основы теории управления» относится к циклу профессиональных дисциплин, базовая часть. Для изучения дисциплины «Основы...
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconПрограмма учебной дисциплины основы теории коммуникации направление подготовки
Охарактеризовать на уровне теоретических обобщений феномен коммуникации, структуру взаимодействия сми и аудитории; расширить понимание...
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconРабочая программа по курсу «Основы теории коммуникации: Паблик рилейшнз...

Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «основы менеджмента»
Практическое занятие 13. Тема: Коммуникации в управлении, основы переговорного процесса
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconВопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума от аспирантов...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600....
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» iconРеферат статьи
В статье представлен анализ динамики развития теорий межличностной коммуникации. Причем акцент делается именно на коммуникативные...
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» icon«основы теории коммуникации»
Студенты обязаны проделать значительную самостоятельную работу по изучению научной, учебной литературы и подготовке к контрольному...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск