Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы»





Скачать 486.9 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы»
страница1/5
Дата публикации24.12.2014
Размер486.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА

Факультет педагогического образования

Кафедра педагогики и психологии дополнительного профессионального образования КБГУ

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА


Методические рекомендации

для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы»

НАЛЬЧИК

2012
УДК 159.9

ББК 88

М69

Рецензент

Кравцов А.В. - кандидат психологических наук, заместитель начальника Центра психофизиологической диагностики ФГУЗ МСЧ МВД по КБР
Составитель Михайленко О.И.
М69 Михайленко О.И. Психология человека [Текст]: методические рекомендации/ О.И. Михайленко. Нальчик, Каб. – Балк. ун-т, 2012, - с. – 100 экз.
Издание содержит методические рекомендации по организации самостоятельной работы по курсу « Психология человека».

Предназначено для магистрантов первого года обучения разных специальностей и направлений, может быть использовано преподавателями и магистрантами при проведении занятий по курсу « Психология человека».
Рекомендовано РИС университета

УДК 159.9

ББК 88

Кабардино-Балкарский

государственный университет, 2012

Введение



Образовательный процесс в высшем учебном заведении слагается из двух составляющих – аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов считается основным способом овладения учебным материалом.

Неотъемлемой частью самостоятельной деятельности магистрантов и одним из действенных средств углубления познавательных интересов, развития познавательной активности, интеллектуальных рефлексивных способностей магистрантов в процессе самостоятельной работы может стать портфолио (папка с документами специалиста). В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

  • Рефлексивное портфолио раскрывает динамику личностного развития студента. В эту папку собираются все творческие работы: зачетные работы, результаты исследований – в общем, все, что делалось в течение определенного срока (учебного года).

  • Проблемно-исследовательское портфолио, связанное с написанием реферата, научной работы, выступлением на конференции. Такое портфолио представляет собой набор материалов по определенным рубрикам.

Методические рекомендации «Психология человека» составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта Министерства высшего профессионального образования Российской Федерации. Данные материалы являются необходимыми для активного усвоения учебного курса в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы. Структура методических рекомендаций позволяет магистрантам не только структурировать свои знания по дисциплине, но и эффективно осуществить подготовку к экзамену, а также организовать свою самостоятельную работу.
Методические рекомендации к использованию технологии «Портфолио» как средства самореализации студента в процессе самостоятельной деятельности
Методология создания портфолио. Одной из форм индивидуальной оценки знаний, наиболее актуальной в условиях становления профессионала, является портфолио.

Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Благодаря досье образовательных и научных результатов студента можно судить о его индивидуальных учебных, творческих и коммуникативных способностях. В зарубежной образовательной практике портфолио активно применяется уже достаточно долгое время, и представляет собой коллекцию работ и результатов студента, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Являясь способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения, портфолио выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Работа над портфолио позволяет в полной мере выявить склонности и способности студента, помочь им сделать правильный выбор в сфере дальнейшей профессионализации: практическая направленность деятельности или научно-исследовательская.

Портфолио позволяет: усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни; развить навык самостоятельной работы; усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса; выявить одаренных студентов и наладить с ними индивидуальный процесс подготовки к поступлению в аспирантуру; развить у студентов навык саморефлексии).

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов. Первый тип портфолио – это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости студента и отражающая его учебные, исследовательские и творческие успехи. Такое портфолио предъявляется как результат освоения учебной дисциплины, а итоговое портфолио за все годы обучения – как квалификационный результат творческого и научного развития на государственном экзамене по специальности. Второй тип – рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития студента, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: публикации, эссе, рефераты, зачетные и курсовые работы в течение определенного срока. Такое портфолио позволяет усилить глубину научного исследования выпускной квалификационной работы. Третий тип портфолио – проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научно-исследовательской работы, подготовкой к выступлению на конференции. Четвертый тип портфолио – тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.

Оформление портфолио. При формировании портфолио важно обратить внимание его на разделы и рубрики. Оформление портфолио целиком и полностью зависит от избранной структуризации материала.

Рекомендуется вслед за титульным листом расположить содержание рубрикатор портфолио, включающий в себя теоретические материалы (фрагменты из научных и публицистических трудов, исследующих тему портфолио), практические материалы (фрагменты из научных и публицистических трудов, отражающих тему портфолио), материалы саморефлексии (записи о ходе формирования портфолио, трудностях, связанных со сбором материала), список научной литературы.

Каждый раздел-рубрику рекомендуется снабдить подразделами, отражающими географический, хронологический, проблемный или иной подход к формированию портфолио. Кроме того, в портфолио можно включить материалы, отражающие личные учебные, научные и творческие достижения по теме портфолио (конспекты лекций и первоисточников, рефераты, эссе, материалы к курсовым работам; доклады, стендовые выступления на семинарах и конференциях; авторские публицистические материалы и рабочие записи). При оформлении библиографического списка в обязательном порядке соблюдаются требования ГОСТа.

Титульный лист портфолио подписывается автором исследования, подтверждающим завершенность труда, и научным руководителем, подтверждающим возможность публичной защиты предпринятого исследования. Объем портфолио не регламентируется. Однако не стоит формализовать отношение к выполнению задания по сбору портфолио и искусственно занижать его объем. Каждый раздел работы начинается с новой страницы. Заголовки печатаются прописными буквами с отступом от верхнего края страницы размером в четыре сантиметра. Текст может выделяться полужирным шрифтом, подчеркиванием или курсивом. В портфолио допустимо использование всех перечисленных видов выделения одновременно.

Процедура защиты портфолио. Поскольку цель создания портфолио – оценка результатов самостоятельной работы студентов, поле диагностики усвоенного материала, то оно может быть полезно студентам, как: инструменты (средства), используемые при обсуждении с однокурсниками и преподавателем проблем, поставленных на лекциях и семинарских занятиях; возможность рефлексии собственной работы; документ, отражающий развитие студента в ходе усвоения материала; возможность внедрения «неличного» опыта в собственную практику.

Защита портфолио может быть публичной или индивидуальной. Решение о форме защиты принимает научный руководитель этой формы учебно-исследовательской работы студента.

Если защита проходит публично, то необходимо подготовить доклад по теме портфолио на 10-15 минут. В докладе отражается ход работы над созданием портфолио, аргументируется выбранный тип сбора материала (хронологический, географический, проблемный или иной), раскрывается принцип отбора материала в портфолио, сообщаются основные результаты исследовательской деятельности, резюмируется итоговый вывод. При индивидуальной защите портфолио преподаватель – научный руководитель – избирает форму свободного общения на тему портфолио. Студент, пользуясь собранным материалом, демонстрирует умелое применение результатов исследовательской деятельности при ответе на вопросы. Быстрая ориентация в структуре работы и свободное цитирование имеющихся в портфолио документов характеризует самостоятельность выполнения работы, осознанность накопленного материала.

Критерии оценки портфолио



Критерий оценки

I

курс

II

курс

III

курс

IV курс

V

курс

1.

Развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность, творческий подход)

6

8

10

10

12

2.

Структура работы (прикладные умения, способность к анализу, умение аргументировано структурировать исследование)

8

8

10

10

12

3.

Умение работать с научной литературой (полнота научного обзора, грамотность цитирования, выбор и обоснование методологии исследования)

6

8

10

10

12

4.

Степень самостоятельности

14

12

10

10

8

5.

Аккуратность выполнения

6

8

10

12

12

6.

Наличие и степень разработанности эмпирической базы исследования

14

12

10

10

8

7.

Культура оформления текста (соответствие ГОСТу оформления, стилистика изложения, вычитка работы)

14

14

10

10

10

8.

Сформированность умений самоконтроля (адекватность самооценки, способность отстаивать свою позицию, умение реагировать на критику)

14

12

10

8

6

9.

Эрудированность автора в рассматриваемой области (владение материалом, терминологией, знакомство с современным состоянием проблемы)

6

8

10

10

12

10.

Сформированность умения оперативно использовать результаты исследования

12

10

10

10

8

*В таблице указываются максимально высокие баллы, которые могут заработать студенты определенного курса, с учетом степени профессиональной подготовки.
Критерии перевода баллов в оценку

Количество баллов

Оценка

0-25

«Неудовлетворительно»

26-50

«Удовлетворительно»

51-75

«Хорошо»

76-100

«Отлично»


Методические рекомендации к проведению семинарских занятий по курсу « Психология человека»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ВАРИАНТ 1.

1. Какому типу темперамента соответствует следующая характеристика? Дайте обоснованный ответ.

Несколько замедленные реакции, устойчивое настроение, внешне мало выраженная эмоциональная сфера. Остается достаточно выдержанным и спокойным, не допускает импульсивных движений в сложных жизненных ситуациях. Проявляет большое упорство в доведении дела до конца, правильно рассчитывает свои силы. Стереотипы вязки, поведение часто недостаточно гибко, переключение внимания, деятельности и общения в определенной мере замедленно. Наибольших успехов достигает в профессиях, требующих усидчивости, равномерного напряжения сил, устойчивости внимания и большого терпения.

2. Вы – пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя пересадками. В салоне – 123 человека, из них 36 детей. Самолет обслуживают 4 бортпроводника. Сколько лет пилоту. Почему?

3. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго:

МЕ(…)ОЛАД

АМ(…)АН

КАБ(…)ОШКО

У(…)ОД

ВАМ(…)С
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 11
Преподаватель: к ю н, ст преподаватель кафедры административного и финансового права Мельничук Г. В
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История и методология физики и производства
Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы магистрантов
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы магистрантов...
Кафедра педагогики и психологии дополнительного профессионального образования кбгу
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Современные проблемы физики и производства
Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы магистрантов
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы по...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по политической психологии
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconСамостоятельная работа студентов модель организации самостоятельной...
Типологизация заданий по группам профессионально-педагогичеких задач, определяющих профессиональную компетентность
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной учебной,...
Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных...
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы предназначены для магистрантов всех направлений магистерской...
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы предназначены для магистрантов всех направлений магистерской...
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» iconМетодические рекомендации к организации самостоятельной работы обучающихся...
Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск