Педагогика и психология





Скачать 73.76 Kb.
НазваниеПедагогика и психология
Дата публикации28.12.2014
Размер73.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Педагогика и психология
Предмет психологии. Психика человека. Специфика психического отражения. Структура психических явлений. Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками. Психологическое совершенствование – условия профессионального и личностного роста специалиста

Методологические принципы. Принципы построения конкретных психологических исследований. Классификация методов психологии. Характеристика отдельных методов исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, каузометрия и референтометрия: назначение, область применения, содержание, достоинства и недостатки).

Донаучная психология. Рождение научной психологии. В. Вундт. Структуралистический и функционалистический подходы. Психология ХХ столетия: бихевиористический, биологический, когнитивный, психоаналитический, гуманистический, социально-психо­логический подходы.

Общая характеристика внимания. Определение и функции внимания. Теория внимания П.Я. Гальперина. Виды внимания. Основные свойства внимания. Индивидуаль­ные особенности внимания. Расстройст­ва внимания. Общая характеристика и классификация ощущений и восприятий.

Общая характеристика памяти. Психологические теории памяти. Классификация видов памяти. Причины забывания (реминисценция, интерференция). Индивидуальные особенности памяти. Условия эф­фективности запоминания. Патологии памяти.

Общая характеристика мышления. Мышление и речь. Основные этапы мыслительных процессов. Формы логического мышления. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.

.

Общая характеристика эмоций и чувств. Основные формы переживания чувств. Индивидуальные особенности эмоций. Волевой акт и его структура. Общая характеристика высших чувств. Классификация высших чувств. Личность и чувства. Проблемы любви через века, эпохи, культуры. Природа любви. Дисгармония любви. Любовь и влюбленность. Трагичность любви. Смысл любви.

Общая характеристика личности. Индивид. Личность. Индивидуальность. Психологические теории личности З.Фрейда, А.Ад­ле­ра, К.Левина, А.Маслоу, К.Роджерса, Б.Г. Ана­ньева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубин­ш­тей­на. Психологическая структура личности. Направленность и мотивация.

Самооценка личности. Механизмы формирования самооценки. Влияние самооценки на деятельность личности. История развития учения о темпераменте. Физиологические основы темперамента (Креч­мер, Шелдон). Психологическое содержание темперамента. Темперамент и деятельность человека. Понятие о характере. Специфика характера. Свойства характера. Индивидуальные осо­бенности характера. Общая характеристика способностей. Струк­тура способностей. Талант, его происхождение и структура. Фор­мирование способностей. Способности и обучение в школе, в вузе.

Структура педагогической науки. Образование как единство обучения, воспитания и развития. Основные модели образования: традиционная, культурно-ориентированная, личностно-деятельностная. Общая характеристика групп и коллективов. Лидерство и руководст­во в группах. Механизмы групповой дифференциации и интеграции. Личность в сис­теме коллективных отношений. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся. Критерии выбора педагогических технологий.

Общение как психолого-педагогическая проб­лема. Особенности авторитарного (монологического), коллегиального (диалогического) и конформного (попустительского) стилей общения, их влияние на развитие познавательной активности, общего и профессионального развития студентов Виды речевой деятельности. Спо­собность к общению. Общение и принятие группового решения. Развитие общения в процессе обучения. Деловое общение. Техника делового общения и управление персоналом. Педагогические конфликты, способы их предупреждения. Предпосылки конфликта. Конфликтно-опасные си­туации.

Общие понятия о процессе обучения как формы общения субъектов образовательного процесса. Процесс обучения и процесс научного познания. Общие формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, групповая, коллективная (совместная). Проблема выбора форм организации обучения, адекватных его целям и содержанию. Психологические и естественнона­уч­­ные основы познавательной деятельнос­ти. Этапы познавательной деятельности уча­ще­го­ся и студента в процессе обучения.

Разнообразие методов учебно-воспита­тель­­ного процесса. Убеждение. Беседа. Лек­ция. Диспут. Педагогические требования к применению методов убеждения. Репродуктивные методы обучения. Продуктив­ные методы обучения. Методы стимулирования. Требования к личности современного преподавателя. Компоненты педагогического профессионализма. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя. Пути и способы развития педагогических способностей.

Понятие качества образования. Особенности педагогического контроля качества освоения знаний, усвоения содержания образования и оценки результатов образовательного процесса. Психологические отличия учебной оценки от отметки. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования.

Образовательная система в России. Перспективы ее развития и проблема «поиска» своего пути. Закон РФ «Об образовании» о структуре управления образовательными системами. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Проблемы создания государственно-общей системы управления образованием. Роль педагогического сообщества, коллектива учебного заведения, родителей, общественных объединений, учащихся, студентов в управлении образованием.

Созидания образа мира в человеке. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Проблема нравственных ценностей в современном обществе.

Вопросы к экзамену и зачету по курсам «Педагогика и психология»

Предмет психологии, специфика психического отражения.

Структура психологических явлений.

Структура современной психологии и ее основные задачи.

Принципы психологии (методологические принципы, принципы построения конкретных психологических исследований).

История психологии.

Развитие психологии в античности и средневековье;

рождение научной психологии;

бихевиоризм, гештальтпсихология, генетическая психология Ж.Пиаже, глубинная психология З.Фрейда.

Методы психологии.

Общая характеристика ощущений и восприятий. Виды ощущений.

Виды восприятия. Свойства восприятия.

Виды внимания. Воспитание внимания у школьников.

Свойства внимания.

Психологические теории памяти.

Классификация видов памяти.

Причины забывания информации.

Индивидуальные особенности памяти. Патологии памяти.

Специфика мышления. Виды мышления.

Основные мыслительные операции.

Формы логического мышления. Индивидуальные особенности мышления.

Специфика эмоционального процесса. Особенности эмоциональной сферы воспитания.

Формы переживания чувств (чувственный тон, настроение, эмоции, стрессы, аффект, фрустрация).

Высшие чувства.

Общая характеристика личности. Теория Б.Г. Ананьева.

Психологические теории личности.

Направленность личности (классификация потребностей, осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения).

Уровень притязаний и самооценка личности.

Общая характеристика темперамента. Влияние темперамента на деятельность человека.

Психологические свойства темперамента. Учет особенностей темперамента учеников.

Общая характеристика характера. Акцентуация характера.

Общая характеристика способностей. Виды способностей.

Потребности и интересы как основа мотивации учения.

Группы и их значение для личности.

Структура межличностных отношений в коллективе.

Лидерство и руководство в группе и коллективе. Теории типов лидеров.

Формы и виды межличностного общения.

Культура речи. Способность к общению.

Психология конфликта: его схемы, этапы, защитные механизмы.

Конфликтно-опасные ситуации. Развитие конфликта.

Общение, конфликты и их разрешение.

Цели и задачи самовоспитания. Методы самовоспитания.

Процесс обучения. Его структура, методологические и теоретические основы.

Процесс обучения и процесс научного познания.

Этапы познавательной деятельности учащегося и студента.

Основные методы педагогического воздействия на личность.

Взаимосвязь репродуктивных и продуктивных методов обучения.

Организационные формы обучения в школе.

Новые тенденции в обучении и образовании. Преемственность в образовании.

Педагогическое общение ученика и преподавателя.

Новое педагогическое мышление. Актуальные проблемы образования.

Темы рефератов


  1. Феномен человека: проблема биологического, социального и духовного в человеке.

  2. Проблема человека в основных психологических направлениях XX века.

  3. Уникальность жизненного пути человека.

  4. Основы профессионального общения. Социально-ролевое общение.

  5. Самосознание и самооценка.

  6. Психологические механизмы воображения.

  7. Цели и ценностные ориентации личности.

  8. Педагогика как наука и ее связь с другими науками.

  9. Сущность и уровни проблемного обучения в вузе.

  10. Педагогическая инноватика в системе высшего профессионального образования.

  11. Пути индивидуализации обучения.

  12. Обучение и воспитание как условие и источники психического развития.

  13. Психологические факторы внутрисемейного воспитания.

  14. Основные направления российского образования на современном этапе.

  15. Воспитание внимания у школьников.

  16. Педагогические конфликты и пути их разрешения.

  17. Проблемы развивающего обучения.

  18. Педагоги-новаторы и их педагогические системы.

  19. Контрольно-оценочная деятельность.

  20. Педагогическая направленность и ее развитие.


Литература

Габбай Т.В. Педагогическая психология. — М, 1995.

Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. — М., 1996.

Немов Р.С. Психология. — М., 1999.

Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под. ред. К.А. Абульхановой и др. – М.,1998.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие/ Под. ред. Смирного С.А.- М., 1998.

Дополнительная литература


Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992.

Давыдов В.В. Развивающее обучение. -М.,1996.

Никитина Л.Н. Инженерная психология и промышленная социология в легкой промышленности. — Л., 1991.

Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. — Л., 1990.

Практикум по общей психологии. Под ред. Абраменко С. — М, 1990.

Психология. Словарь.- М., 1990.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.,1995.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к практике.-М.,1995.

Татур Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. М., ИЦ ПКПС. 1999.

Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я. — М, 1989.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогика и психология iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Педагогика и психология iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Педагогика и психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Педагогика и психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Педагогика и психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Педагогика и психология iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»
Педагогика и психология icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (мггу)
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Педагогика и психология iconКонспект занятия «Мой характер»
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
Педагогика и психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Педагогика и психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
Педагогика и психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Педагогика и психология iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,...
Педагогика и психология iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,...
Педагогика и психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность: 030900. 00 – дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью – коррекционная педагогика и специальная...
Педагогика и психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика...
Педагогика и психология iconРоссийской федерации
«Психология и социальная педагогика», «Психология и педагогика инклюзивного образования» и «Психология образования»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск