Новосибирский государственный аграрный университет
Институт заочного образования и повышения квалификации
Кафедра дистанционных и комбинированных образовательных технологий
ПСИХОЛОГИЯ
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и написанию реферата для студентов направления подготовки 080100 Экономика
(квалификация «Бакалавр»)
Новосибирск 2012
Психология: Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и написанию реферата / Новосиб. гос. аграр. ун-т. ИЗОП; Сост. В.Г. Шефель, Н.Д. Миненок, Е.А. Реутова. - Новосибирск, 2012. - 18 с. Методические указания предназначены для студентов Института заочного образования и повышения квалификации, обучающихся по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»). Рецензенты: Утверждены методической комиссией Института заочного образования и повышения квалификации. Ответственный за выпуск: директор ИЗОП В.Г. Шефель.
© Институт заочного образования и повышения квалификации НГАУ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины:
- сформировать у студентов представления о современной психологии и ее месте в системе наук;
- сформировать представление о психической организации человека, о роли психологических знаний в жизни отдельно взятой личности, ее профессиональной деятельности и общества в целом;
- заложить основу для умений психологического анализа поведенческих стереотипных проявлений личности;
- сформировать навыки применения психологических знаний для принятия жизненно важных решений в условиях рыночной экономики.
Задачи дисциплины:
- теоретическое освоение студентами современных представлений о человеке в основных направлениях психологической науки;
- ознакомление с основными понятиями психологической науки: личность, деятельность, речь и общение, сознание, субъект, индивидуальность, психика, межличностные отношения;
- раскрытие основных функций организации психики человека, основных познавательных психических процессов, свойств и состояния, психологических особенностей личности;
- приобретение практических навыков психологического анализа стереотипных проявлений личности, проявляющихся в общении и поведении;
- понимание роли и значения психологических знаний в жизни и профессиональной деятельности в современных условиях.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ основной образовательной программы (ООП) Дисциплина «Психология» является дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»). 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО дисциплина «Психология» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способен анализировать социально-значимые явления, процессы и их связи, происходящие в сфере своей профессиональной деятельности и обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен находить практические организационно-управленческие решения в сфере своей профессиональной деятельности и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства в рамках профессиональной деятельности (ОК-9);
- способен критически оценивать свои профессиональные достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
- осознает социальную значимость своей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12).
В результате освоения содержания дисциплины «Психология» студент должен:
Знать:
• основные психологические понятия и категории, психические закономерности развития человека и общества.
Уметь:
• применять понятийно-категориальный аппарат и основные законы психологической науки в профессиональной деятельности;
• анализировать процессы и явления, происходящие в личности и обществе в целом;
• применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.
Владеть:
• навыками организации своей психической регуляции;
• навыками психологического анализа, профилактики и коррекции стереотипных проявлений личности, проявляющихся в общении и поведении. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы (72 часа). Форма самостоятельной работы - реферат. Вид промежуточной аттестации - зачет. 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
Система явлений, которые изучает современная психология. Классификация психических явлений. История развития психологического знания. Структура современного психологического знания и основные направления в психологии. Методы психологического исследования.
Научные и прикладные задачи психологии. Отрасли психологии. Психология труда. Психология управления. Основные направления практического применения психологических знаний и методов в управлении.
Тема 2. Развитие психики и сознания
Психика как результат эволюции материи. Зависимость психики от среды и строения органов. Происхождение и развитие нервной системы живых организмов от простейших форм до ЦНС позвоночных. Развитие форм поведения живых организмов: раздражимость, тропизмы, чувствительность, инстинктивные формы поведения. Индивидуально-приобретаемые формы поведения, интеллектуальное поведение животных. Возникновение сознания человека в процессе трудовой деятельности. Сущность различий психики человека и животных. Структура психики. Сознание и бессознательное. Значение языка для формирования психических процессов. Труд и формирование сознательной деятельности.
Тема 3. Чувственные формы освоения действительности
Формы и ступени познания. Ощущение как элементарная форма отражения реальности. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Развитие ощущений в процессе деятельности человека: адаптация, сенсибилизация, синестезия.
Восприятие и его свойства. Гештальтистский и бихевиористский подход к восприятию. Восприятие пространства и движения. Восприятие времени. Нарушения восприятия - гиперстезия, галлюцинации, аффективные, вербальные и перейдолические иллюзии.
Представления. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Представления как результат обобщения образа. Общие и частные представления.
Внимание и его основные свойства: устойчивость, концентрация и распределение, переключаемость и объем. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность. Виды внимания как уровни его развития.
Тема 4. Рациональные формы освоения действительности
Память как необходимое условие единства человеческой психики и идентичности человека. Основные мнемические процессы. Виды памяти. Произвольная и непроизвольная память. Опосредованное или непосредственное запоминание и воспроизведение. Имплицитная и эксплицитная память. Кратковременная и долговременная память. Нарушения памяти. Рациональные способы запоминания.
Мышление и его психологические характеристики. Мыслительные операции. Виды мышления. Единство языка и мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления - понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-дейст- венного. Рассудочно-эмпирическое мышление. Интуитивное и аналитическое мышление. Пространственное мышление. Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Моделирование как форма продуктивного мышления.
Мышление как процесс постановки и решения субъектом творческих задач. Этапы мыслительного процесса. Факторы, влияющие на его успешность. Мышление и решение задач в сфере управления.
Расстройства мышления.
Интеллект и методы его оценивания.
Тема 5. Эмоции и чувства. Психические состояния человека
Определение эмоций и основные аспекты их изучения: явление, состояние, процесс. Функции эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоции и деятельность. Эмоции и общение. Эмоциональные и познавательные процессы. Эмоции как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций. Чувства как эмоционально-личностные образования. Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения.
Понятие психических состояний и их свойства. Классификации психических состояний. Положительные психические состояния: профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение, решительность. Отрицательные психические состояния: психическая напряженность, стресс, беспокойство, тревожность, фрустрация и ее проявления: агрессия, депрессия, фиксация). Персеверации и ригидность.
Специфические состояния психики человека: бодрствование и сон, медитация и гипноз, вера, эйфория и дисфория, дидактогения и ятрогения.
Тема 6. Потребности и мотивы. Психическая регуляция поведения
Потребности как основа мотивационных процессов. Классификации потребностей. Уровневый характер потребностной сферы. Опредмечивание потребностей. Ненасыщаемые потребности. Аддиктивность как проблема физиологической и психологической зависимости.
Мотивы, их функции и виды. Формирование и развитие мотивов. Внешняя и внутренняя мотивация поведения. Уровень притязаний. Иерархическая модель мотиваций А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины XX в. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.
Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора решения в неопределённой ситуации. Мотивационный конфликт и его преодоление как условие совершения волевого действия. Виды мотивационных конфликтов. Уровни разрешения конфликтных ситуаций.
Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции.
Тема 7. Психология личности
Понятие личности в психологии. Социальная среда и личность. Основные теории личности в зарубежной психологии: психоаналитические концепции личности (3. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), психосоциальная концепция личности (Э. Эриксон), гуманистические концепции личности (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл). Концепции личности в отечественной психологической науке. Психологическая структура личности.
Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности.
Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. Типы ПНД и темперамент. Свойства темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Проблема изменчивости темперамента. Индивидуальный подход к личности, в зависимости от темперамента.
Общее представление о характере. Структура характера. Черты характера. Типологии характеров. Акцентуация характера. Характер и темперамент. Формирование характера.
Понятие о способностях. Классификация способностей. Способности и деятельность. Задатки как природная предпосылка способностей. Условия развития способностей.
Тема 8. Межличностные отношения
Межличностные отношения как форма проявления общественных отношений. Общение - основа межличностных отношений. Функции, средства и структура.
Эмоциональная основа межличностных отношений. Конъюктивные и дизъюнктивные чувства.
Взаимозависимость в системе межличностных отношений. Типология межличностного взаимодействия. Понятие и методы исследования кооперативного и конкурентного взаимодействия.
Эмпатия, децентрация, рефлексия.
Интимные межличностные отношения: привязанности и их типология, супружеская привязанности и счастье, дружба, любовь, вражда, одиночество. Возрастное развитие межличностных отношений: межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте, взаимоотношения подростков, межличностные отношения в юности, межличностные отношения взрослых.
Психология малых групп. Виды и структура малой группы. Лидерство в малых группах. Виды лидерства. Психологические качества лидера. Классификации стилей лидерства.
Конформизм и групповое давление.
Психология межгруппового взаимодействия. Этноцентризм. Внутри- групповой фаворитизм. Внешнегрупповая дискриминация.
Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Организационный конфликт. Управление групповыми конфликтами. Стратегии вмешательства. 6. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА Реферат - это самостоятельная работа студента, выполненная на основе изучения научной литературы. В реферате студент по выбранной теме в сжатой форме описывает: постановку проблемы, её сущность, степень изученности, актуальность для России и делает выводы.
Цель выполнения реферата - расширение и систематизация знаний студента путем углубленного изучения, на основе литературных источников, одной из предложенных тем и правильное изложение данной темы в виде письменной работы.
После изучения литературы составляется подробный план реферата и только затем приступают к его оформлению.
План реферата - это основа работы, от его правильного оформления во многом зависит содержание, логика изложения и вся дальнейшая работа над текстом. В плане должна быть отражена структура работы:
- титульный лист (см. приложение 1);
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список литературы.
Реферат оформляется в виде машинописного текста на обычных стандартных листах формата А4. Текст размещают на одной стороне листа с соблюдением полей (слева - 30 мм, справа - 15 мм, сверху и снизу - 20-25 мм). Объем работы – не менее 15 страниц, включая титульный лист, план реферата, введение, заключение и список литературы.
Шрифт машинописного текста - Times New Roman, начертание - обычный, размер шрифта - 14, межстрочный интервал – полуторный (1,5).
Оформление реферата – должно соответствовать следующим общим положениям:
• Тема реферата выбирается согласно двум последним цифрам номера зачетной книжки (т.е. шифра). Например, последние цифры шифра 01 – тема 1, 10 – тема 10, 53 - тема 53 и т.д. и т.п.
• Реферат должен начинаться с титульного листа, оформленного в соответствии с установленными требованиями. Титульный лист считается первой станицей, но номер на ней не ставится.
• План (содержание) реферата должен в точности соответствовать порядку изложения материала. Это вторая страница, но она также не имеет обозначенного номера.
• Реферат должен иметь сквозную нумерацию страниц в верхнем правом углу (без точки).
• На последней странице должна быть подпись исполнителя с указанием даты завершения.
• Каждый раздел реферата следует начинать с новой страницы, и он должен иметь заголовок в соответствии с содержанием работы. Точка после заголовка раздела не ставится. Обязательным для реферата является логическая связь между разделами.
• Список литературы должен содержать не менее 5 источников, оформленных в алфавитном порядке в соответствии с требованиями.
Если это книга, то указываются фамилия и инициалы автора (авторов), название, место (город) издания, издательство и год издания.
Например: Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 248 с.
Если это статья из журнала, то указываются фамилия и инициалы автора (авторов), название статьи, название журнала, год и номер журнала.
Если это статья из сборника научных трудов, то указываются фамилия и инициалы автора (авторов), название статьи, название сборника, место (город) и год издания.
• Необходимо делать ссылки на использованную в работе литературу или упоминать нормативные акты, откуда берется информация.
Темы рефератов:
1. Предмет психологии, ее задачи и место в системе наук.
2. Историческое развитие психологических знаний.
3. Методы психологии.
4. Понятие психики, ее структура и стадии развития.
5. Развитие форм поведения живых организмов.
6. Различия между психикой человека и животных.
7. Роль труда в формировании сознательной деятельности.
8. Формы и ступени познания.
9. Ощущения: понятие, свойства, виды.
10. Развитие ощущений в процессе деятельности человека.
11. Восприятие и его свойства.
12. Виды восприятия.
13. Нарушения восприятия.
14. Основные характеристики представлений.
15. Природа внимания, его виды и свойства.
16. Внимание. Развитие внимания.
17. Внимание, его связь с другими психическими процессами.
18. Возрастные особенности внимания.
19. Значение внимания в учебно-познавательной деятельности студента.
20. Внимание, его роль в профессиональной деятельности.
21. Проблемы внимания в современной психологии.
22. Память. Виды памяти и их особенности.
23. Память, ее связь с другими психологическими процессами.
24. Пути, приемы и средства улучшения памяти.
25. Основные процессы памяти, их значение в жизни человека.
26. Память. Способы эффективного запоминания.
27. Проблемы развития памяти.
28. Память человека: структура и процессы.
29. Воображение, его виды.
30. Функции воображения и его развитие.
31. Влияние воображения на состояние организма.
32. Воображение и творчество.
33. Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности человека.
34. Мышление, его виды. Способы активизации мышления.
35. Образное мышление. Факторы, влияющие на формирование образов.
36. Средства развития мышления.
37. Проблемы и пути развития творческого мышления.
38. Сравнительный анализ мышления человека и ЭВМ.
39. Индивидуальные особенности мышления человека.
40. Психологические особенности мыслительных процессов.
41. Психология мышления и кибернетика.
42. Психология технического мышления.
43. Психологические особенности открытия.
44. Интуиция, логика, творчество.
45. Психология решения творческих задач.
46. Проблема развития интеллекта.
47. Интеллект и его структура.
48. Проблема внимания в психологии.
49. Функции и виды эмоций у человека.
50. Эмоции. Управление эмоциями.
51. Эмоции и нервно-психологическое напряжение.
52. Стресс и его значение в жизни человека.
53. Эмоционально-нравственные основы развития личности.
54. Эмоции и мышление.
55. Воля и волевые качества личности.
56. Проблема воспитания волевых качеств обучающегося.
57. Роль волевых качеств в достижении жизненных целей.
58. Мотив и мотивация социального поведения и деятельности личности.
59. Психологические основы мотивации деятельности личности.
60. Мотивация деятельности, самооценка и уровень социальных притязаний личности.
61. Мотивация и личность.
62. Роль интуиции в становлении личности.
63. Психологические основы самосовершенствования.
64. Личность в психологии: парадигма субъективности.
65. Современные теории личности.
66. Проблема самовоспитания личности.
67. Исследование и оценка личности в психологии.
68. Способности и эффективность профессиональной деятельности.
69. Природа интеллектуальных способностей.
70. Интуиция и искусственный интеллект.
71. Развитие способностей и формирование личности.
72. Способность, одаренность и талант.
73. Типы нервной системы и темперамент.
74. Темперамент и особенности умственной деятельности.
75. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
76. Темперамент и свойства личности.
77. Учет темперамента специалиста в условиях современной деятельности.
78. Темперамент как физиологическая основа характера.
79. Типология характеров.
80. Воспитание и самовоспитание характера.
81. Характер и личность.
82. Роль характера в психологической структуре личности.
83. Характер и эффективность профессиональной деятельности.
84. Объективные и субъективные отношения людей в современной деятельности.
85. Виды общения и его уровни.
86. Межличностные отношения.
87. Психология общения и отношения в молодой семье.
88. Психологические особенности общения.
89. Этика и психология семейных отношений.
90. Социально-психологические аспекты и причины кризиса в современной молодой семье.
91. Возрастное развитие межличностных отношений.
92. Психология малых групп.
93. Психология межгруппового взаимодействия.
94. Управление групповыми конфликтами.
95. Эмоциональная основа межличностных отношений.
96. Основные теории личности в зарубежной психологии.
97. Концепции личности в отечественной психологической науке.
98. Мотивы как основа мотивационных процессов.
99. Мотивы, их функции и виды.
100. Борьба мотивов и принятие решений.
7. вопросЫ для подготовки к ЗАЧЕТУ В список включены вопросы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»). Они ориентированы на проверку знаний, умений и навыков по дисциплине.
Перечень вопросов:
Система явлений, которые изучает современная психология.
Классификация психических явлений.
История развития психологического знания.
Структура современного психологического знания и основные направления в психологии.
Методы психологического исследования.
Научные и прикладные задачи психологии.
Отрасли психологии.
Психология труда.
Психология управления.
Основные направления практического применения психологических знаний и методов в управлении.
Психика как результат эволюции материи.
Зависимость психики от среды и строения органов.
Происхождение и развитие нервной системы живых организмов от простейших форм до ЦНС позвоночных.
Развитие форм поведения живых организмов: раздражимость, тропизмы, чувствительность, инстинктивные формы поведения.
Индивидуально-приобретаемые формы поведения, интеллектуальное поведение животных.
Возникновение сознания человека в процессе трудовой деятельности.
Сущность различий психики человека и животных.
Структура психики.
Сознание и бессознательное.
Значение языка для формирования психических процессов.
Труд и формирование сознательной деятельности.
Формы и ступени познания.
Ощущение как элементарная форма отражения реальности.
Классификация ощущений.
Общие свойства ощущений.
Развитие ощущений в процессе деятельности человека: адаптация, сенсибилизация, синестезия.
Восприятие и его свойства.
Гештальтистский и бихевиористский подход к восприятию.
Восприятие пространства и движения.
Восприятие времени.
Нарушения восприятия - гиперстезия, галлюцинации, аффективные, вербальные и перейдолические иллюзии.
Представления.
Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство.
Представления как результат обобщения образа.
Общие и частные представления.
Внимание и его основные свойства: устойчивость, концентрация и распределение, переключаемость и объем.
Отвлекаемость и ее физиологические основы.
Мнимая и подлинная рассеянность.
Виды внимания как уровни его развития.
Память как необходимое условие единства человеческой психики и идентичности человека.
Основные мнемические процессы.
Виды памяти.
Произвольная и непроизвольная память.
Опосредованное или непосредственное запоминание и воспроизведение.
Имплицитная и эксплицитная память.
Кратковременная и долговременная память.
Нарушения памяти.
Рациональные способы запоминания.
Мышление и его психологические характеристики.
Мыслительные операции.
Виды мышления.
Единство языка и мышления.
Классификация мышления: теоретическое, практическое.
Особенности основных типов мышления - понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного.
Рассудочно-эмпирическое мышление.
Интуитивное и аналитическое мышление.
Пространственное мышление.
Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление.
Моделирование как форма продуктивного мышления.
Мышление как процесс постановки и решения субъектом творческих задач.
Этапы мыслительного процесса, факторы, влияющие на его успешность.
Мышление и решение задач в сфере управления.
Расстройства мышления.
Интеллект и методы его оценивания.
Определение эмоций и основные аспекты их изучения: явление, состояние, процесс.
Функции эмоций.
Специфика психического отражения в эмоциях.
Эмоции и деятельность.
Эмоции и общение.
Эмоциональные и познавательные процессы.
Эмоции как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций.
Чувства как эмоционально-личностные образования.
Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения.
Понятие психических состояний и их свойства.
Классификации психических состояний.
Положительные психические состояния: профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение, решительность.
Отрицательные психические состояния: психическая напряженность, стресс, беспокойство, тревожность, фрустрация и ее проявления.
Персеверации и ригидность.
Специфические состояния психики человека: бодрствование и сон, медитация и гипноз, вера, эйфория и дисфория, дидактогения и ятрогения.
Потребности как основа мотивационных процессов.
Классификации потребностей.
Уровневый характер потребностной сферы.
Опредмечивание потребностей.
Ненасыщаемые потребности.
Аддиктивность как проблема физиологической и психологической зависимости.
Мотивы, их функции и виды.
Формирование и развитие мотивов.
Внешняя и внутренняя мотивация поведения.
Уровень притязаний.
Иерархическая модель мотиваций А. Маслоу.
Мотивационные концепции второй половины XX в.
Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.
Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора решения в неопределённой ситуации.
Мотивационный конфликт и его преодоление как условие совершения волевого действия.
Виды мотивационных конфликтов.
Уровни разрешения конфликтных ситуаций.
Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций.
Общее представление о развитии воли.
Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции.
Понятие личности в психологии.
Социальная среда и личность.
Основные теории личности в зарубежной психологии: психоаналитические, психосоциальные и гуманистические концепции личности.
Концепции личности в отечественной психологической науке.
Психологическая структура личности.
Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности.
Понятие о темпераменте.
Физиологическая основа темперамента.
Типы ПНД и темперамент.
Свойства темперамента.
Психологическая характеристика типов темперамента.
Проблема изменчивости темперамента.
Индивидуальный подход к личности, в зависимости от темперамента.
Общее представление о характере.
Структура и черты характера.
Типологии характеров.
Акцентуация характера.
Характер и темперамент.
Формирование характера.
Понятие о способностях, их классификация.
Способности и деятельность.
Задатки как природная предпосылка способностей.
Условия развития способностей.
Межличностные отношения как форма проявления общественных отношений.
Общение - основа межличностных отношений.
Функции, средства и структура общения.
Эмоциональная основа межличностных отношений.
Конъюктивные и дизъюнктивные чувства.
Взаимозависимость в системе межличностных отношений.
Типология межличностного взаимодействия.
Понятие и методы исследования кооперативного и конкурентного взаимодействия.
Эмпатия, децентрация, рефлексия.
Интимные межличностные отношения.
Возрастное развитие межличностных отношений.
Психология малых групп.
Виды и структура малой группы.
Лидерство в малых группах.
Виды лидерства.
Психологические качества лидера.
Классификации стилей лидерства.
Конформизм и групповое давление.
Психология межгруппового взаимодействия.
Этноцентризм.
Внутри- групповой фаворитизм.
Внешнегрупповая дискриминация.
Психология внутри- и межгрупповых конфликтов.
Организационный конфликт.
Управление групповыми конфликтами.
Стратегии вмешательства.
8. Список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы 1. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. – 2-е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2008.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПБ: Питре, 2007. – (Серия «Мастера психологии»).
3. Кравченко А.И. Общая психология: учеб. пособие. - М: ТК Велби; Проспект, 2008.
4. Маклаков A.T. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
5. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2006.
6. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учеб. пособие. - М.: Статут, 2007.
7. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен / пер. с англ. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. (Большая университетская библиотека).
8. Психология личности: учеб. пособие / под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007. (Образовательный стандарт).
9. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин; Международ. акад. наук педагог. образования. – 4-е изд., стер. – М.: ACADEMIA, 2006.
10. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2006.
11. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа реферата
Новосибирский государственный аграрный университет
Институт заочного образования и повышения квалификации
Кафедра дистанционных и комбинированных образовательных технологий
Реферат по психологии
на тему: __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Выполнил(а): студент(ка) _____ курса
_________ группы ________________________________
(Фамилия, инициалы)
шифр _______________
Проверил:
Новосибирск 2012
Составители: Шефель Валентина Гавриловна, Миненок Нина Дмитриевна, Реутова Елена Анатольевна
ПСИХОЛОГИЯ Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины
и написанию реферата
для студентов ИЗОП направления подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»)
Редактор – в авторской редакции
Компьютерная верстка – авторская
Подписано к печати _________________
Формат____________ Объем 1,4 уч. изд. л.
Тираж___ экз. Изд. №____ Заказ №____
|