Скачать 212.48 Kb.
|
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА Н.Н. ПриходченкоУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС дисциплины ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ростов-на-Дону2010 Учебно-методический комплекс включает учебно–тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, структуру и балльную оценку рейтингов, примерное содержание рейтингов, перечень контрольных вопросов по дисциплине, список основной и дополнительной литературы по дисциплине. Составитель: к.б.н., профессор Приходченко Н.Н. СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Реформа высшей школы связана, прежде всего, с реорганизацией учебных программ, позволяющей решить некоторые задачи: создать необходимый базис знаний для качественной подготовки молодых специалистов-психологов, повысить уровень их профессионализма. В требованиях к профессиональной подготовленности специалиста психолога, утверждённых от 02.03.2000 № 686 приказом Министерства образования Российской Федерации, говорится о необходимости накопления теоретических знаний для профессиональной ориентации в современных концепциях, теориях и гипотезах, а также владеть комплексом знаний и практических навыков, позволяющих наиболее полно реализоваться в практической психологии. «Физиология ВНД » входит в блок ЕН дисциплин, читаемых для будущих психологов. Данный курс является необходимой предпосылкой для успешного усвоения психологических дисциплин, так как позволит студентам грамотно подходить к изучению механизмов становления и динамики скрытых и проявляемых психических процессов (ВНД), условий их модифицирования в процессе онтогенеза, взаимосвязи этих процессов с поведенческими особенностями каждой личности. Цель курса: рассмотреть основные механизмы работы головного мозга, обеспечивающие постоянное взаимодействие организма и среды с помощью врождённого и индивидуального адаптивного поведения. Задачи изучения курса: овладеть понятийным аппаратом дисциплины, знание современных концепций, теорий и механизмов ВНД, понимать нейробиологию процессов памяти, внимания, мотивации и обучения, речи и эмоций, учитывать индивидуальность и вариативность их характеристик в процессе онтогенеза, научиться пользоваться приобретёнными теоретическими и практическими знаниями в профессиональной деятельности. Курс «Физиология ВНД» для студентов специальности 020400 «Психология» по учебному плану рассчитан на 102 часа. Для очной формы обучения: 34 аудиторных часа : 22ч - лекции, 12ч - практические занятия, 68ч – самостоятельная работа. Занятия проводятся в течение шестого семестра и завершаются экзаменом. Для заочной формы обучения - 12 аудиторных часов: 6ч – лекции, 6ч – практические занятия, 90ч – самостоятельная работа. В межсессионный период выполняется контрольная работа. Форма контроля- экзамен. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта курс «Физиология высшей нервной деятельности» включает в себя рекомендуемые темы (согласно ЕН.Ф.07), а также дополнительные темы, позволяющие отразить современный уровень развития различных научных направлений. Это определяет структуру и содержание предлагаемой программы курса. Допускаются модификации последовательности изложения материала, дополнения и изменения некоторых вопросов при обязательном сохранении «ядра» знаний. Некоторые темы практических занятий имеют расширенный объём работ, что позволяет изменять набор выполняемых студентами заданий. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
3. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.Содержание программы ТЕМА 1. Вводная Физиология ВНД как часть нейробиологических наук. История развития учения о ВНД от воззрений древних до современности. Предмет и задачи , основные понятия и принципы ВНД. ТЕМА 2. Интегративная деятельность мозгаКонцепция рефлекса как базовая концепция интегративной деятельности мозга: механическая Р. Декарта, биологическая (Прохазка), анатомическая, психофизиологическая концепция И.М.Сеченова, условно-рефлекторная И.П. Павлова. Нейробиологические принципы ВНД: детерминизм, структурность, единство анализа и синтеза, рефлекторность, обратная связь, системность (стереотипы), интегративность, системогенез (гетерохронность). ТЕМА 3. Функциональная деятельность мозгаСовременные представления о динамической локализации функций и минимизации структур, принимающих в них участие. Основные блоки функционирования: сенсорные системы, модулирующие системы, блок программирования, запуска и контроля поведенческих актов. Анализатор как многоуровневая иерархическая система. Кора – высший уровень организации детекторов. Первичные проекционные зоны коры, вторичные и третичные (ассоциативные) зоны. Командные (гностические) нейроны. Модулирующие системы: РФ и лимбика. Восходящие и нисходящие влияния. Источники активации РФ. Концептуальная модель организации рефлекторного акта (по Е.Н. Соколову, 1986). ТЕМА 4. Рефлекторная теорияКлассификация врождённых форм поведения: таксисы, безусловные рефлексы (б/у), инстинктивные формы поведения. Свойства б/у рефлексов и их классификация (по И.П. Павлову, Ю. Конорскому, П.В. Симонову). Циркадные ритмы. Ориентировочный рефлекс, его связь с адаптационным и оборонительным рефлексами. Избирательность угашения ориентировочного рефлекса, его биологическая роль. Этологи об инстинктах и индивидуальном опыте. Инстинкт: потребность (эндогенное возбуждение) – релизер – комплекс стереотипа – «завершающий акт». Концепция драйва. Подготовительные (побуждающие, драйвовые, мотивационные) и исполнительские (консуматорные, завершающие, подкрепляющие) рефлексы. Антидрайв. Локализация б/у рефлексов в ЦНС. Методики самораздражения. Иерархия врожденных реакций, их нейрональные механизмы. ТЕМА 5. Условно-рефлекторная деятельностьУсловные рефлексы (УР): их особенности, значение и классификация. Условия образования УР. Структура и механизм образования условного рефлекса (временной связи): по Павлову, по Асратяну, по Анохину. Взаимоотношение возбуждения и торможения в коре при становлении УР. Современная классификация видов торможения: внешнее (б/у) и внутреннее (условное), их классификации и биологическая роль. ТЕМА 6. Потребности и мотивации. Поведение как адаптация. Классификация форм поведения. Потребности как детерминанты поведения. Информационно-потребностная концепция человека (П.В. Симонов). Классификация потребностей: биологические, социальные и идеальные. Конкуренция «квазипотребностей» и биологическая мотивация. Общие свойства мотиваций. Мотивации и доминанта. Структура потребностей как характеристика личностной индивидуальности. Классификация форм поведения. Понятие функциональных систем. Типы функциональных систем. Стадии поведенческого акта (по П.К. Анохину, 1970). Реализация поведенческого акта (по П.В. Симонову, 1987). Программа поведенческого акта (по А.С. Батуеву 1991). ТЕМА 7. ЭмоцииВиды эмоций. Функции эмоций: отражательная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная. Теории эмоций. Нейробиология эмоций. Семантическое эмоциональное пространство. Экспрессия эмоций в мимике, голосе, жестах. Эмоциональный стресс. Эмоциональный интеллект. ТЕМА 8. ПамятьКлассификации памяти: современные аспекты. Биологическая память. Генетическая память. Иммунологическая память. Нейрологическая (нервная) память. Индивидуальность нейрологической памяти, аспекты её классификации в зависимости от выбранных принципов: виды памяти, типы памяти, формы памяти, процессы памяти, стороны памяти. Синаптические механизмы памяти. Молекулярные основы памяти. Поведение как адаптация и научение (обучение). Оценка умтвенного развития. Уровни становления умственных способностей. Критические периоды развития. Чувствительные периоды обучения. Формы индивидуального обучения. Неассоциативное, облигатное, стимул – зависимое: простые (габитуация, сенситизация) и сложные (импринтинг, латентное обучение, имитация) формы. Ассоциативное, факультативное, эффект –зависимое обучение: классическое (пассивное), оперантное (инструментальное), одномоментное (аверсивное). Когнитивное обучение: психонервные образы, элементарная рассудочная деятельность (инсайт, интуиция), вероятностное прогнозирование. ТЕМА 9. Функциональные состоянияФункциональные состояния в структуре поведения. Физиологические индикаторы функциональных состояний. Гетерогенность модулирующей системы мозга. Сон и его биологическое значение. Фазы сна: их классификации. Цикл «сон –бодрствование» и электрическая активность мозга. Гипотезы о механизмах сна. Виды сна, их характеристики. Сновидения, их природа. Гипноз и его механизмы. Стресс: биологическая функция, механизмы. Г. Селье и его учение об общем адаптационном синдроме. Стадии стресса. Виды стрессоров и разновидности стресса. Специфические и неспецифические адаптационные реакции: современные аспекты. ТЕМА 10. Особенности ВНД человека. Индивидуальные различия ВНД человека.Речь, её виды и функции. Слово как сигнал сигналов. Свойства УР второй сигнальной системы. Речевой анализатор. Латерализация речи. Центры речи. Модель речи Вернике – Гешвинда. Развитие речи в онтогенезе. Мозг и сознание. Проблема сознательного и бессознательного (подсознательного). Сверхсознание. Теории индивидуальности. Теория И.П. Павлова о типах ВНД. Роль наследственности и среды в становлении ВНД человека. Темперамент в структуре индивидуальности. Биоритмы и профиль асимметрии мозга как базисные детерминанты становления индивидуального пространства и времени личности. ТЕМА 11 Вместо заключения: ВНД и другие науки Многомерность системных механизмов мозга. ВНД и психология. Проблемы и перспективы физиологии ВНД. Взгляды биологов и философов: традиционные и нетрадиционные подходы. Примечание: все лекции обзорные. По каждой теме предполагается самостоятельная работа. 3.2. Планы проведения семинарских занятий ЗАНЯТИЕ 1. Врождённая деятельность организма Работа 1. Три уровня человеческой природы Провести самоанализ первого уровня инстинктов. Рассчитать соотношения инстинктов для этого уровня. Для первого уровня инстинктов построить звезду. Отметить, какие доминируют, что привносят они в наше поведение. Сделайте выводы, обозначьте задачи. ЗАНЯТИЕ 2. Оценка функционального состояния по показателям деятельности вегетативной нервной системы Работа 1. Методика «Баланс» (CD «Театр души»).
Работа 2. Методика «Темп». Исследование внимания по трём показателям: уровень, темп сенсомоторных реакций, работоспособность НС, интегральное внимание. Работа 3. Методика «Тонус». Провести обследование. Результаты и выводы занести в тетрадь. ЗАНЯТИЕ 3. Сон. Стресс Работа 1. Цвет сна (по Фрейду). Выполнить все задания, ознакомиться с рекомендациями. 1. Обсудить теории и физиологические механизмы сна и сновидений. 2. Гипноз: механизмы и его виды. Работа 2. Диагностика уровня стресса (CD «Театр души») Провести самотестирование. Результаты и выводы занести в тетрадь. Обсудить теорию и практические аспекты темы «Стресс и антистресс». Посмотреть фрагмент учебного фильма о стрессе и к/ф «Антистесс». ЗАНЯТИЕ 4. От потребностей к поведению Обсудить нейробиологические. процессы, лежащие в основе последовательных этапов становления поведенческого акта на базе первичной потребности или «квазипотребности». Провести тестирование в работах 1-3. Результаты обсудить, сделать выводы и дать рекомендации. Работа 1. Оценка потребности в достижении. Работа 2. Метод незаконченных предложений. Работа 3. Тест юмористических фраз ЗАНЯТИЕ 5. Индивидуальные различия ВНД человека 1. Обсудить нейробиологические процессы, лежащие в основе индивидуальных различий. 2. Выполните тесты в компьютерном классе с обсуждением методики и специфики тестов и результатов тестирования. 3. Определите профили асимметрии мозга Работа 1. Исключение понятий. Работа 2. Простые и сложные аналогии. Работа 3. Числовые ряды. Работа 4. Узнавание фигур. 3.3. Самостоятельная работа студента Задание № 1 1. Изучить методы развития памяти и предложить свои. 2. Разобрать основные принципы запоминания новой информации. Работа 1. Изучение динамики эффективности запоминания. 1. Изучение динамики эффективности запоминания (зрительная и слуховая память) в течение суток: в первый час после пробуждения, днём и в вечерние часы. 2. В течение недели проверьте эффективность памяти по выбранным методикам (ежедневно, желательно, в определённые часы). 3. По результатам составьте графики динамики значений эффективности памяти для разных её видов (используя разные цвета) в течение недели. 4. Сделайте выводы. Задание № 2. Исследование динамики психоэмоционального состояния членов семьи в течение дня и в течение недели. 1. Используя тест Люшера или любую его модификацию проследите особенности психоэмоционального состояния в зависимости от времени суток, а также в течение недели. 2. Все данные фиксировать в протоколах опытов. 3. Построить графики на основании полученных результатов для каждого из членов семьи. Сделать соответствующие выводы и рекомендации. 4. Сравните результаты. Выявите общие тенденции, характерные для членов вашей семьи. Реферат (для студентов ОЗО и ВО, см. раздел 4). 4. ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЗО И ВО 4.1.Контрольные работы В межсессионный период студентами ОЗО и ВО выполняется контрольная работа. Тематика контрольных работ соответствует содержанию учебной программы курса. Структура контрольных работ предусматривает изложение теоретического материала (тематический реферат – презентация 15-20 слайдов), выполнение практической задачи и конспектирование первоисточников. Выполняя теоретическую работу можно изменять план и структуру работы. Можно пользоваться дополнительной литературой. Объём работы предполагает затраты времени, выделяемые для самостоятельной работы студентов. Для допуска к экзамену необходимо предоставить контрольную работу для проверки за 2 недели до начала сессии. На экзамене проводятся выступления-презентации, выполняется итоговый словарный тест, оцениваются конспекты и практические работы, выполненные самостоятельно. Удачи Вам! I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОСВ межсессионный период студентами ОЗО и ВО выполняется контрольная работа. Тематика контрольных работ соответствует содержанию учебной программы курса. Структура контрольных работ предусматривает изложение теоретического материала (тематический реферат – презентация: 15-20 слайдов), выполнение практической задачи и конспектирование первоисточников. Выполняя теоретическую работу можно изменять план и структуру работы. Можно пользоваться дополнительной литературой. Объём работы предполагает затраты времени, выделяемые для самостоятельной работы студентов. Задание по этому разделу контрольной работы выдаётся согласно темам, вынесенным на самостоятельную доработку, или относящимся к дополнительному материалу по лекционным разделам (см. выше), или же по темам рефератов, приведенных ниже. II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ВОПРОСПредполагает самостоятельное выполнение работ, приведенных в разделе 3.3. Работы должны быть оформлены в тетради. По каждому заданию сделаны выводы или даны рекомендации. Выполняется каждым студентом по всем позициям индивидуально. Кроме того необходимо самостоятельное освоение понятий, привеленных в ГЛОССАРИИ III. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЛитература для конспектирования предлагается в электронном виде. Объём конспекта одной работы: 0,5-1 страница. Конспектирование выполняется в отдельной тонкой тетрадке. Рекомендуемый план конспектирования: 1. автор(ы) и полное название работы, 2. чему посвящена работа, 3. основные идеи, концепции, взгляды автора(ов), 4. Выводы или итоговые модели и т.д. 5. И самое главное: Ваше неформальное мнение о прочитанном, которое должно быть Вами аргументировано (понравилось или нет и чем или почему), какое Ваше суждение или мнение по данному вопросу. Удачи Вам! 4.2. Темы презентации - реферата для студентов ОЗО и ВО
4.3. Вопросы к экзамену по курсу «Высшая нервная деятельность»
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Основная литература
5.2. Дополнительная литература
5.3. Информационно-методическое обеспечение дисциплины
Примечание: дополнительный материал к этой работе в файле по адресу F: /Psychology / Teacher /дополнительная литература. CD «Театр души», «Психолог – 2000». Фрагменты видеофильмов: «Поведение», «Сенсорные системы», «Биоритмы» и др. Таблицы, иллюстрации и рисунки. |
Рабочая программа дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом... | Физиология высшей нервной деятельности методические указания к самостоятельной работе Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология высшей нервной... Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо «Института психоанализа» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону, 2001. (библиотека нф мгэи) | ||
К рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной... Цнс человека в формировании поведения, памяти, компоненты функциональной системы поведенческого акта | Психология Плотникова М. В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | ||
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей... Изучение взаимодействия регуляторных систем для понимания механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды и адекватную реакцию... | Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» Основные законы деятельности нервной системы. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражении внешней и внутренней... | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел Заболевания: шизофрения, эпилепсия, неврозы, травмы, интоксикации, энцефалиты и их последствия. Динамика психических расстройств.... | Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных... Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | ||
М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... | Курс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» | ||
Ответы на вопросы к экзамену "Физиология высшей нервной деятельности" Высшая нервная деятельность- условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных- больших полушарий... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной... Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная |