МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) ШКОЛА ГУМАНИТРАНЫХ НАУК
Согласовано
| «УТВЕРЖДАЮ»
| Школа гуманитарных наук
| Заведующая кафедрой
психологии
| Руководитель ОП «Психология»
|
| _____________ Калита В.В.
(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)
| ______________ Жилина Е.В.
(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
| «30» августа 2012 г.
| «30» августа 2012 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» Направление 030300.68 Психология Форма подготовки очная
Школа гуманитарных наук
Кафедра психологии
курс 1; семестр 2.
лекции
практические занятия 28 час.
лабораторные работы - час.
всего часов аудиторной нагрузки 28 час.
самостоятельная работа 44 час.
контрольные работы (количество)
зачет – 2 семестр
экзамен семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300.68 Психология, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №797 от 22 декабря 2009 г. Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры психологии «27» августа 2012г., протокол №1 Заведующая кафедрой психологии: Жилина Е.В.
Составитель: кандидат психологических наук, профессор Калита В.В.
Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «____» _________________ 201 г. № ______
Заведующая кафедрой _______________________ Е.В. Жилина
(подпись)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующая кафедрой _______________________ Е.В. Жилина
(подпись)
АННОТАЦИЯ Целью изучения дисциплины является развитие у студентов компетенций, позволяющих эффективно изучать, диагностировать, выявлять свойства и характеристики личности.
Задачи дисциплины:
освоить теоретические основы оценки личности в профессиональной сфере;
овладеть методами психологического анализа деятельности и выявления профессиональных требований;
обрести умения оценивать профессиональный потенциал личности.
Изучение дисциплины «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» формирует знания по основным видам деятельности квалификационной характеристики магистрантов.
Дисциплина связана с такими курсами, как: «Методологические проблемы психологии»; «Планирование теоретического эмпирического исследования»; «Качественные и количественные методы в психологии», «Психодиагностика и психометрика».
Изучение дисциплины «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» должно обеспечивать приобретение магистрами совокупность знаний, умений и навыков, способствующих развитию у них различных видов компетенций:
а) общекультурные:
Способность и готовность к:
совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);
самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);
активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);
свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);
использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-5);
принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях (ОК-6);
адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);
позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8);
выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы (ОК-9);
использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК-10);
оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11).
б) профессиональные:
Способность и готовность к:
подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14);
созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18);
супервизии по обучению и руководству бакалавром в процессе его практической деятельности (ПК-33);
мониторингу потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области (ПК-34);
организации работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества (ПК-35);
поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом их валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности (ПК-36);
решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур (ПК-37);
установлению творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами (ПК-38);
подготовке служебных документов и ведению деловой переписки (ПК-39);
использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-40).
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
а) знать:
основные понятия и категории в рамках изучаемой дисциплины;
основные научные и мировоззренческие концепции в области психологии профессиональной деятельности;
современные подходы, принципы и методы к повышению эффективности профессионально-управленческой деятельности личности.
б) уметь:
классифицировать, систематизировать и диагностировать проблемы в области психологии профессиональной деятельности;
применять комплексно и системно современные подходы к совершенствованию профессионально-управленческой деятельности личности;
ставить и эффективно решать задачи в области своей профессионально-управленческой компетенции;
прогнозировать перспективы развития концепций и технологий, направленных на повышение эффективности профессионально-управленческой деятельности личности;
приобретать новые знания, на основе сформированного концептуального мировоззрения.
в) владеть:
методами анализа значимых проблем и процессов в области психологии профессиональной деятельности;
навыками постановки и решения проблем психологии профессиональной деятельности, формирования программы исследования с позиций системного подхода;
методами диагностики проблем психологии профессиональной деятельности;
методами работы с информационными источниками и данными для принятия и прогнозирования последствий своих решений в области психологии профессиональной деятельности;
навыками формулирования и решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний в сфере психологии профессиональной деятельности;
навыками устной и письменной речи на уровне, обеспечивающем высокое качество научно-исследовательской и педагогической деятельности;
методами обработки полученных результатов, анализа и осмысления их с учетом имеющихся литературных данных;
навыками библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;
способами представления итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Дискуссия по проблемным вопросам; уточняющие, наводящие и проблемные вопросы студентам; анализ и разбор реальных профессионально-управленческих ситуаций, подготовка тематических рефератов, подготовка тематических докладов и презентаций; психологическое тестирование; выполнение кейс-стади; оценка преподавателем качества работы каждого студента и уровня деятельности группы в целом.
СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса
Не предусмотрено учебным планом.
СТРУКТУРА И содержание практической части курса
Раздел 1. Психодиагностика личности: история и современное состояние (12 часов).
Тема 1. История психодиагностики (4 часа). Предыстория психодиагностики. Испытания индивидуальных способностей как важная и неотъемлемая часть общественной жизни народов мира от древнейших цивилизаций. Древний Вавилон. Египет. Китай. Интуиция как основа испытаний и проверок на этапе предыстории психодиагностики.
Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины. Исследование индивидуальных различий Ф. Гальтоном, Дж.Кеттелом. Система тестов А.Бине-Симона. Понятие умственного возраста. Коэффициент интеллекта.
Использование тестов в целях отбора и аттестаций кадров в 30-е годы во Франции и США. Сторонники и противники тестов.
Отечественная история психодиагностики. Первые психологические лаборатории в России (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, Н.Н.Ланге). Количественное исследование психических процессов в нормальном и патологическом состоянии Г.И.Россолимо. Методика индивидуального психологического профиля. Развитие психотехники и педологии в 20-е и 30-е годы. Современное состояние психодиагностики. Психологическая служба и психодиагностика. Использование психодиагностики при отборе и аттестации кадров, в медицине, образовании, в армии. Место психодиагностики в профессиональной подготовке практического психолога. Вопросы к практическому занятию:
Диагностика как распознавание актуального состояния объекта психодиагностики.
Каковы задачи психодиагностики как практической деятельности психолога?
Какие задачи психодиагностики решают психологи в образовании?
В чем специфика психодиагностики при подборе, аттестации и обучении кадров?
Тема 2. Психодиагностика как практическая деятельность (4 часа). Диагностика как специфический вид познания. Распознавание и исследование. Диагностика как определенное состояние единичного объекта. Научно-практический характер психодиагностики.
Диагностика как один из видов деятельности практического психолога. Классификация видов деятельности психолога-практика. Норма как желаемое состояние объекта психодиагностики и как логическое основание классификации видов практической деятельности. Диагностика как один из способов применения психологического знания на практике. Вопросы к практическому занятию:
Различные подходы к пониманию предмета психодиагностики.
Структура психодиагностики.
Взаимосвязь психодиагностики и других наук и разделов психологии.
Психодиагностика и психометрия.
Психодиагностика и дифференциальная психология.
Психодиагностика как совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта психодиагностики и его диагностических признаков, разработки психодиагностических методик, взаимодействие диагноза с обследуемым, постановки психологического диагноза (решения психодиагностических задач).
Тема 3. Психодиагностика как научная дисциплина. Преподавание психодиагностики в вузе (4 часа). Место психодиагностики в системе психологического знания. Психодиагностика как искусство. Значение интуиции в постановке психологического диагноза. Психодиагностика как область научной психологии. Фундаментальная, прикладная и практическая психология. Психодиагностика как раздел практической психологии.
Варианты понимания предмета психодиагностики.
Отрицание правомерности ведения психодиагностики в качестве самостоятельной отрасли психологической науки.
Выделение предмета психодиагностики по критерию средство-объект обследования. Психодиагностика и психометрия. Психодиагностика и дифференциальная психология. Структура психодиагностики.
Семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты психодиагностики.
Психодиагностика как совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта психодиагностики и его диагностических признаков, разработки психодиагностических методик, взаимодействие диагноза с обследуемым, постановки психологического диагноза (решения психодиагностических задач).
Функции психодиагностики. Виды психодиагностики по специфике объекта и типу задач практической психологии. Медицинская, возрастная, профессиональная и педагогическая психодиагностика. Деятельностная и конфликтная психодиагностика. Раздел 2. Система понятий психодиагностики. Разработка психодиагностических методик. (16 часа). Тема 4. Надежность, валидность и репрезентативность как основные критерии оценки качества психодиагностической методики (4 часа). Надежность как устойчивость методики к действию помех. Определение надежности способом повторного, параллельного и раздельного тестирования. Валидность как соответствие теста измеряемому психическому свойству. Валидность по содержанию, критерию, конструктная, очевидная, экологическая иллюзорная. Стандартизация и нормы. Репрезентативность как свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Значение репрезентативности для учета ограничений в сфере применения теста. Требования к психометрической подготовке психолога. Нормативные предписания пользователям психодиагностических методик. Вопросы к практическому занятию:
Психометрические требования к разработке психодиагностических методик.
Стандартизация.
Репрезентативность выборки.
Понятие надежности. Способы определения надежности.
Общая характеристика валидности по содержанию.
Валидность по критерию и её виды.
Понятие конструктивной валидности. Способы определения конструктивной валидности.
Нормативные предписания пользователям психодиагностических методик.
|