Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности»





Скачать 360.52 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности»
страница1/3
Дата публикации09.01.2015
Размер360.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3
лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ГУМАНИТРАНЫХ НАУК 030300


Согласовано


«УТВЕРЖДАЮ»

Школа гуманитарных наук

Заведующая кафедрой

психологии


Руководитель ОП «Психология»




_____________ Калита В.В.

(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)

______________ Жилина Е.В.

(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)

«30» августа 2012 г.

«30» августа 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

«Научно-методический семинар:
Методология исследования личности»
Направление 030300.68 Психология
Форма подготовки очная


Школа гуманитарных наук

Кафедра психологии

курс 1; семестр 2.

лекции

практические занятия 28 час.

лабораторные работы - час.

всего часов аудиторной нагрузки 28 час.

самостоятельная работа 44 час.

контрольные работы (количество)

зачет – 2 семестр

экзамен семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300.68 Психология, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №797 от 22 декабря 2009 г.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры психологии «27» августа 2012г., протокол №1
Заведующая кафедрой психологии: Жилина Е.В.

Составитель: кандидат психологических наук, профессор Калита В.В.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «____» _________________ 201 г. № ______

Заведующая кафедрой _______________________ Е.В. Жилина

(подпись)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующая кафедрой _______________________ Е.В. Жилина

(подпись)

АННОТАЦИЯ
Целью изучения дисциплины является развитие у студентов компетенций, позволяющих эффективно изучать, диагностировать, выявлять свойства и характеристики личности.

Задачи дисциплины:

  • освоить теоретические основы оценки личности в профессиональной сфере;

  • овладеть методами психологического анализа деятельности и выявления профессиональных требований;

  • обрести умения оценивать профессиональный потенциал личности.

Изучение дисциплины «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» формирует знания по основным видам деятельности квалификационной характеристики магистрантов.

Дисциплина связана с такими курсами, как: «Методологические проблемы психологии»; «Планирование теоретического эмпирического исследования»; «Качественные и количественные методы в психологии», «Психодиагностика и психометрика».

Изучение дисциплины «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» должно обеспечивать приобретение магистрами совокупность знаний, умений и навыков, способствующих развитию у них различных видов компетенций:

а) общекультурные:

Способность и готовность к:

  • совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);

  • самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);

  • активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

  • свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);

  • использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-5);

  • принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях (ОК-6);

  • адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);

  • позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8);

  • выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы (ОК-9);

  • использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК-10);

  • оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11).

б) профессиональные:

Способность и готовность к:

  • подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14);

  • созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18);

  • супервизии по обучению и руководству бакалавром в процессе его практической деятельности (ПК-33);

  • мониторингу потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области (ПК-34);

  • организации работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества (ПК-35);

  • поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом их валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности (ПК-36);

  • решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур (ПК-37);

  • установлению творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами (ПК-38);

  • подготовке служебных документов и ведению деловой переписки (ПК-39);

  • использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-40).

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

а) знать:

  • основные понятия и категории в рамках изучаемой дисциплины;

  • основные научные и мировоззренческие концепции в области психологии профессиональной деятельности;

  • современные подходы, принципы и методы к повышению эффективности профессионально-управленческой деятельности личности.

б) уметь:

  • классифицировать, систематизировать и диагностировать проблемы в области психологии профессиональной деятельности;

  • применять комплексно и системно современные подходы к совершенствованию профессионально-управленческой деятельности личности;

  • ставить и эффективно решать задачи в области своей профессионально-управленческой компетенции;

  • прогнозировать перспективы развития концепций и технологий, направленных на повышение эффективности профессионально-управленческой деятельности личности;

  • приобретать новые знания, на основе сформированного концептуального мировоззрения.

в) владеть:

  • методами анализа значимых проблем и процессов в области психологии профессиональной деятельности;

  • навыками постановки и решения проблем психологии профессиональной деятельности, формирования программы исследования с позиций системного подхода;

  • методами диагностики проблем психологии профессиональной деятельности;

  • методами работы с информационными источниками и данными для принятия и прогнозирования последствий своих решений в области психологии профессиональной деятельности;

  • навыками формулирования и решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний в сфере психологии профессиональной деятельности;

  • навыками устной и письменной речи на уровне, обеспечивающем высокое качество научно-исследовательской и педагогической деятельности;

  • методами обработки полученных результатов, анализа и осмысления их с учетом имеющихся литературных данных;

  • навыками библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;

  • способами представления итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Дискуссия по проблемным вопросам; уточняющие, наводящие и проблемные вопросы студентам; анализ и разбор реальных профессионально-управленческих ситуаций, подготовка тематических рефератов, подготовка тематических докладов и презентаций; психологическое тестирование; выполнение кейс-стади; оценка преподавателем качества работы каждого студента и уровня деятельности группы в целом.


  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса


Не предусмотрено учебным планом.


  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Раздел 1. Психодиагностика личности: история и современное состояние (12 часов).

Тема 1. История психодиагностики (4 часа).
Предыстория психодиагностики. Испытания индивидуальных способностей как важная и неотъемлемая часть общественной жизни народов мира от древнейших цивилизаций. Древний Вавилон. Египет. Китай. Интуиция как основа испытаний и проверок на этапе предыстории психодиагностики.

Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины. Исследование индивидуальных различий Ф. Гальтоном, Дж.Кеттелом. Система тестов А.Бине-Симона. Понятие умственного возраста. Коэффициент интеллекта.

Использование тестов в целях отбора и аттестаций кадров в 30-е годы во Франции и США. Сторонники и противники тестов.

Отечественная история психодиагностики. Первые психологические лаборатории в России (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, Н.Н.Ланге). Количественное исследование психических процессов в нормальном и патологическом состоянии Г.И.Россолимо. Методика индивидуального психологического профиля. Развитие психотехники и педологии в 20-е и 30-е годы. Современное состояние психодиагностики. Психологическая служба и психодиагностика. Использование психодиагностики при отборе и аттестации кадров, в медицине, образовании, в армии. Место психодиагностики в профессиональной подготовке практического психолога.
Вопросы к практическому занятию:


  1. Диагностика как распознавание актуального состояния объекта психодиагностики.

  2. Каковы задачи психодиагностики как практической деятельности психолога?

  3. Какие задачи психодиагностики решают психологи в образовании?

  4. В чем специфика психодиагностики при подборе, аттестации и обучении кадров?


Тема 2. Психодиагностика как практическая деятельность (4 часа).
Диагностика как специфический вид познания. Распознавание и исследование. Диагностика как определенное состояние единичного объекта. Научно-практический характер психодиагностики.

Диагностика как один из видов деятельности практического психолога. Классификация видов деятельности психолога-практика. Норма как желаемое состояние объекта психодиагностики и как логическое основание классификации видов практической деятельности. Диагностика как один из способов применения психологического знания на практике.
Вопросы к практическому занятию:


  1. Различные подходы к пониманию предмета психодиагностики.

  2. Структура психодиагностики.

  3. Взаимосвязь психодиагностики и других наук и разделов психологии.

  4. Психодиагностика и психометрия.

  5. Психодиагностика и дифференциальная психология.

  6. Психодиагностика как совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта психодиагностики и его диагностических признаков, разработки психодиагностических методик, взаимодействие диагноза с обследуемым, постановки психологического диагноза (решения психодиагностических задач).


Тема 3. Психодиагностика как научная дисциплина. Преподавание психодиагностики в вузе (4 часа).
Место психодиагностики в системе психологического знания. Психодиагностика как искусство. Значение интуиции в постановке психологического диагноза. Психодиагностика как область научной психологии. Фундаментальная, прикладная и практическая психология. Психодиагностика как раздел практической психологии.

Варианты понимания предмета психодиагностики.

Отрицание правомерности ведения психодиагностики в качестве самостоятельной отрасли психологической науки.

Выделение предмета психодиагностики по критерию средство-объект обследования. Психодиагностика и психометрия. Психодиагностика и дифференциальная психология. Структура психодиагностики.

Семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты психодиагностики.

Психодиагностика как совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта психодиагностики и его диагностических признаков, разработки психодиагностических методик, взаимодействие диагноза с обследуемым, постановки психологического диагноза (решения психодиагностических задач).

Функции психодиагностики. Виды психодиагностики по специфике объекта и типу задач практической психологии. Медицинская, возрастная, профессиональная и педагогическая психодиагностика. Деятельностная и конфликтная психодиагностика.
Раздел 2. Система понятий психодиагностики. Разработка психодиагностических методик. (16 часа).
Тема 4. Надежность, валидность и репрезентативность как основные критерии оценки качества психодиагностической методики (4 часа).
Надежность как устойчивость методики к действию помех. Определение надежности способом повторного, параллельного и раздельного тестирования. Валидность как соответствие теста измеряемому психическому свойству. Валидность по содержанию, критерию, конструктная, очевидная, экологическая иллюзорная. Стандартизация и нормы. Репрезентативность как свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Значение репрезентативности для учета ограничений в сфере применения теста. Требования к психометрической подготовке психолога. Нормативные предписания пользователям психодиагностических методик.
Вопросы к практическому занятию:


  1. Психометрические требования к разработке психодиагностических методик.

  2. Стандартизация.

  3. Репрезентативность выборки.

  4. Понятие надежности. Способы определения надежности.

  5. Общая характеристика валидности по содержанию.

  6. Валидность по критерию и её виды.

  7. Понятие конструктивной валидности. Способы определения конструктивной валидности.

  8. Нормативные предписания пользователям психодиагностических методик.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования
Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) научно-исследовательский...
Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-исследовательский...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconРабочая программа учебной дисциплины маркетинг
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconКонкурс научно-исследовательских проектов на английском языке Апрель...
Научно-методический семинар «К разработке полифункционального сопровождения студентов»
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 10 I. Аннотация курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Продовольственный комплекс стран атр» разработан для студентов 2 курса по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconРабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» iconРабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология»
Умкд научно-исследовательского семинара Направление: магистратура 032700. 68 Филология (романо-германская)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск