Данильченко Ольга Васильевна





Скачать 109.13 Kb.
НазваниеДанильченко Ольга Васильевна
Дата публикации26.07.2013
Размер109.13 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Данильченко Ольга Васильевна,

аспирантка кафедры общей психологии

Сургутского государственного педагогического университета

моб. 8-9222-65-95-56
Влияние форм поощрения на инновационную активность учителей

Постановка проблемы и определение влияния форм поощрения на развитие мотивации учителя в условиях инновационной деятельности представляет большой научный и практический интерес.

Инновационную деятельность школы можно определить, как целенаправленное преобразование педагогическим коллективом педагогической системы школы с целью улучшения ее способности достигать качественно более высоких результатов образования.

Человек включается в инновационный процесс с позиции субъективной оценки той пользы, которую он получит в результате приложения требуемых для освоения новшества усилий. То есть, он становится активным участником освоения нового, если уверен:

  • в достижимости результата;

  • в получении ожидаемых последствий при достижении этого результата;

  • в полезности (привлекательности) этих последствий.

Так, инновационная деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у работника не будет заинтересованности в ее реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность.

Формирование деятельности начинается с принятия ее личностью. Возникает желание выполнить эту деятельность, которое стимулирует активность личности в соответствующем направлении. Любая деятельность начинается с возникновения потребности. Потребность зависит от личного опыта человека и от сложившейся ситуации. Одно ощущение потребности не приводит к возникновению деятельности. Деятельность начинается с обнаружения объекта, способного удовлетворить возникающую потребность. Через потребности осуществляется регуляция поведения человека. Потребности могут отражать материальную, духовную или социальную зависимость.

Исследования в области мотивации определяют:

• содержательные теории мотивации, отвечающие на вопрос о том, какие основные мотивы определяют выбор человеком стратегии своего поведения в организации (А. Маслоу, Ф. Герцберг и др.);

• процессуальные теории, стремящиеся учесть поведенческие аспекты, объясняющие, как то или иное поведение активизируется, направляется, поддерживается и сменяется другим (В. Врум, С. Адомс, Л. Портер, Э. Лоулер и др.);

• системы материального и морального стимулирования (Р. Крайтнер, ФН.Ф. Наумова, М.А.Слюсарянский, В.Е. Семенов, Р.Л. Кричевский, и др.).

Специфика мотивации продуктивной деятельности учителей исследовалась в работах отечественных ученых (Т.П.Афанасьева, Н.В. Журин, Ю.М. Забродин, B.C. Лазарев, А.К. Маркова, М. Митина и др.).

Однако, несмотря на высокую степень разработанности вопросов мотивации, работ по изучению связи мотивации с отношением к поощрениям недостаточно.

Обращаясь к теориям мотивации, в рамках рассматриваемой проблемы, для нас особый интерес представляет теория мотивации А. Маслоу. Согласно А. Маслоу, человек работает для того, чтобы удовлетворить свои потребности - состояния, создаваемые нуждой в объектах, необходимых для его существования и выступающих источником его активности. Эти потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию или порядок актуализации. А. Маслоу выделил пять качественно разных уровней, групп человеческих потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности, потребности самоутверждения и потребности самореализации.

При этом надо помнить, что одни и те же мотивы имеют разную ценность для разных людей, и эффективность мотивации возможно только тогда, когда руководитель знает, какие мотивы играют в мотивационной структуре того или иного работника ведущую роль. То есть, даже если школа может что-то предложить в качестве поощрения своему конкретному сотруднику, надо быть уверенным, что ему это нужно, что для него это актуально и значимо.

Для того чтобы возникала и поддерживалась мотивация на освоение новшеств, в школе должна быть создана определенная мотивационная среда, подкрепляющая поведение, ориентированное на инновационную деятельность и саморазвитие.

Совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых работниками для достижения целей организации, называют ее мотивационной средой.

Мотивационная среда должна обеспечивать положительную оценку работником ожидаемых последствий за результаты своего труда, если эти результаты соответствуют общим целям. Чтобы иметь возможность адекватно оценить эти последствия, каждый работник должен видеть связь между результатом и ожидаемыми значимыми для себя вознаграждениями.

Возможность реализации потребностей становится целью, на достижение которой направляется деятельность учителя. Если объект, способный удовлетворить возникающую потребность предоставляется администрацией школы за достижения в инновационной деятельности, то он называется стимулом. На одну и ту же потребность работника можно воздействовать разными стимулами, формами поощрения.

Основные формы, прошедшие испытание временем, включают:

  • денежное поощрение;

  • материальное (куда входят различные натуральные выплаты, льготы, подарки и т.д.);

  • общественное признание достижений отдельного работника;

  • общественное признание достижений группы;

  • личное признание начальства.

Выбор формы поощрения тесно связан с мотивами, на которые оно направлено.

Однако руководители часто игнорируют выполнение условия заинтересованности участия учителей в инновационной деятельности. Во-первых, в подавляющем большинстве случаев в образовательных учреждениях нет материальной заинтересованности учителей в освоении новшеств. Во-вторых, пока еще слабо разработаны методы включения иных мотивов побуждения активности учителя (успеха, признания, самореализации). При этом, учителя - это, как правило, люди с обостренной потребностью в уважении и самоуважении, следовательно, ни какие методы признания их заслуг не окажутся лишними. Это могут быть и престижные курсы переподготовки и повышения квалификации, семинары или конференции, творческий отпуск в каникулярное время, и благодарность в приказе и т.д.

В то же время, часто используемое административное принуждение не приводит к желаемым результатам. Один из главных факторов, негативно влияющих на мотивацию участия в инновационной деятельности, неуверенность учителей в успехе и боязни неудачи.

В нашем исследовании мы выделили перечень форм поощрения учителей, которые могут способствовать формированию позитивного отношения учителей к участию в инновационной деятельности:

  1. Предоставление дополнительного времени на исследовательскую и методическую работу.

  2. Представление к званию «Заслуженный учитель».

  3. Благодарность в приказе.

  4. Ценный подарок.

  5. Публичная похвала на собрании, представительном совещании, методическом совете.

  6. Помещение фотографии на стенд (лучшие учителя, учителя-новаторы школы)

  7. Предоставление оплачиваемого творческого отпуска в каникулярное время.

  8. Направление на различные проблемные конференции и семинары.

  9. Направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации

  10. Работа в «продвинутых» классах.

  11. Получение бесплатных туристических путевок, путевок в санатории, дома отдыха в зависимости от успехов в инновационной деятельности.

  12. Персональная выставка творческих достижений.

  13. Перевод на самоконтроль.

  14. Проведение курсовой подготовки, открытых уроков и семинаров различного уровня

  15. Увеличение трудности решаемых задач или нагрузки.

  16. Приоритетный учет пожеланий при составлении расписаний занятий.

  17. Снижение преподавательской нагрузки.

  18. Предоставление часов на методическую работу.

  19. Разовая премия в пределах оклада

  20. Отгул

  21. Включение в деятельность по подготовке и проведению предметных декад, месячников

  22. Дополнительные дни к отпуску

  23. Доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы

  24. Похвала, высказанная после посещения урока

  25. Повышение самостоятельности (расширение полномочий)

Только имея хорошо продуманную систему поощрений продуктивной инновационной деятельности учителей и их саморазвития, руководитель может рассчитывать на активное участие своих подчиненных в достижении целей школы. Система разнообразных форм и их жизненность обеспечивает сильный мотивирующий эффект. Для побуждения подчиненных к продуктивному труду руководителю необходимо выделить рациональные начала в мотивации работников и создать систему поощрений, учитывающих их реальнее потребности. В свою очередь, нематериальное стимулирование, обеспечивает получение следующих эффектов:

1) Повышение производительности труда;

2) Повышение удовлетворенности трудом;

3) Создание благоприятного психологического климата в коллективе;

4) Снижение текучести кадров и повышение приверженности;

5) Предотвращение или ограничение нежелательных для предприятия действий работников (саботаж, обман, воровство и др.).

В этой связи возникает проблема разработки различных форм поощрения участия учителей в инновационной деятельности. Необходимость решения этой проблемы и предопределила выбор темы исследования, ее цель, задачи.

Цель исследования: выявить зависимости активности учителя в инновационной деятельности от ценности для него применяемых в школе форм поощрения.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

  1. Определить степень активности участия учителей в инновационной деятельности.

  2. Выявить значимость и вероятность форм поощрения участия учителей в инновационной деятельности.

  3. Провести экспериментальное исследование зависимость активности участия учителей в инновационной деятельности от используемых в школе форм поощрения.

Для этого нами использовались следующие методики:

    • Тест «Активность участия учителей в инновационной деятельности»

    • Тест «Значимость форм поощрения за достижения в инновационной деятельности»

    • Тест «Вероятность получения поощрения за достижения в инновационной деятельности»

В исследовании приняли участие 18 школ г.Сургута (539 учителей).

При решении первой задачи, было выделено 3 группы учителей по степени активности в инновационной деятельности. Активность в инновационной деятельности определяется тем, насколько активно педагоги принимают участие в развитии инновационных процессов школы.

Результаты показывают, что учителя проявляют разную степень активности. При этом 25 % - проявляют высокий уровень активности участия в инновационной деятельности, 28 % - низкую инновационную активность и 47 % - среднюю инновационную активность. Учителя с высоким уровнем инновационной активности регулярно принимали участие в работе каких-либо конференций, семинаров, дискуссиях, встречах с учеными и других формах обмена информацией о новых разработках и передовом педагогическом опыте, а также вводили новшества в свою работу. Учителя с низким уровнем инновационной активности не выдвигают перед руководством школы предложения о том, как можно улучшить ее работу; почти не разрабатывают и не принимают участие в разработке программ внедрения новшеств и программ опытно-экспериментальной работы.

Мы попытались проследить зависимость степени (высокая, низкая) участия учителей в инновационной деятельности от используемых в школе форм поощрения. Анализ результатов показал, что при высокой инновационной активности 37 % учителей оценивают формы поощрения их инновационной деятельности как совсем не значимые или значимые в небольшой степени, а учителя с низкой инновационной активностью дают такую оценку форм поощрения в 23 % случаях. Это связано с тем, что при высокой инновационной активности у учителей доминируют внутренние мотивы (саморазвитие, самореализация и т.д.) над внешним стимулированием или в школе нет форм поощрения, имеющих высокую степень ценности для данной группы учителей.

Однако, при изучении вероятности получения форм поощрения было выявлено, что учителя с высоким уровнем инновационной активности склонны давать высокую субъективную оценку вероятности получения поощрения за достижения в инновационной деятельности – 40 % учителей, а с низкой инновационной активностью склонны в ответах к низкой степени оценивания вероятности или не возможности вероятности получения поощрения (41 %). Поэтому для учителей с высоким уровнем инновационной активности мотивационная среда более благоприятна, так как, принимая участие в освоении нового, они уверены в достижимости результатов и в полезности (привлекательности) последствий.

Исследование помогло проанализировать разнообразие форм поощрения на степень их значимости для учителей школ. Для учителей высока степень значимости следующих форм поощрения: направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации (62 %), предоставление дополнительного времени на исследовательскую и методическую работу (59 %), предоставление оплачиваемого творческого отпуска в каникулярное время (58 %), дополнительные дни к отпуску (55 %), похвала, высказанная после посещения урока (55 %). При этом только одна значимая форма поощрения (похвала, высказанная после посещения урока) имеет достаточно высокую вероятность получения в случае успешного участия в инновационной деятельности (55 %).

Совсем не значимы или значимы в небольшой степени такие формы поощрения, как: ценный подарок (60 %), помещение фотографии на стенд (лучшие учителя, учителя-новаторы школы) (44 %), увеличение трудности решаемых задач или нагрузки (36 %). При этом и вероятность их получения оценивается как возможная, но вероятность этого не очень высока.

Разброс вероятности получения предложенных для оценивания учителям форм поощрения (смотрите выше в тексте) представлен на гистограмме 1.

Гистограмма 1

С учетом предложенных форм поощрения все учителя распределились на 3 группы:

1 группа – учителя, для которых очень значимы моральные мотивы (13 %);

2 группа – учителя, для которых очень значимы как моральные, так и материальные мотивы (82 %);

3 группа – учителя, для которых умерено значимы как материальные, так и моральные мотивы (5 %).

Анализ выделенных групп показал, что в 1 группе доминируют учителя с высоким уровнем инновационной активности (44 %); во 2 группе доминируют учителя с средним уровнем инновационной активности (49 %); в 3 группе одинаково представлены учителя с низким и средним уровнем инновационной активности (по 50 %).

Итак, результаты исследования свидетельствуют о том, что в настоящий момент в школах учителя проявляют средний уровень активности участия в инновационной деятельности, что проявляется в эпизодичности, не системности включения в различные формы инновационной активности. Мы можем предположить, что это обусловлено с отсутствием связи между целью организации и удовлетворением потребностей учителей. Решить эту задачу руководитель может с помощью различных приемов стимулирования - как материального, так и нематериального. Директора школ должны хорошо представлять себе, что могут и хотят получить учителя в качестве вознаграждения за свои усилия. Учителя с высоким и средним уровнем активности участия в инновационной деятельности преимущественно оценивают «суммарный показатель» значимость и вероятность получения поощрения за свои успехи на среднем уровне. Учителя с низкой инновационной активностью субъективно оценивают значимость и вероятность получения поощрения как низкую, что снижает их восприятие благоприятность мотивационной среды школы для внедрения новшеств.

В настоящее время, мы продолжаем исследование по изучению существующих различий в значимости различных форм поощрения для учителей в зависимости он индивидуальной мотивационной структуры и направленности личности учителя.
Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического характера. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.

  2. Бурмистров А. Н., Олехнович М. О. Разработка системы нематериального стимулирования. Учебное пособие. - СПб.: Решение: учебное видео, 2003. - 45 с.

  3. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности "Организационная психология",— М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с.

  4. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика. – М, 2007. – 223 с.

  5. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 1993. - 54 с

  6. Лазарев В.С. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. 304с.

  7. Сластенин В.А., Подымова Л.С.. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.

  8. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. В.С. Лазарева. - М: Центр социальных и экономических исследований, 1997. – 336 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Данильченко Ольга Васильевна iconМатушкина ольга Васильевна оптимизация процессов регенерации при...
Рецензент(ы) доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц
Данильченко Ольга Васильевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перми, учителя г. Перми и Пермского края: Алёшкина Татьяна Васильевна, Белова Вера Михайловна, Борцова Вера Владимировна, Караваева...
Данильченко Ольга Васильевна iconЗаглавная буква Х
Составитель: Красова Ольга Васильевна, мбоу «Катромская основная общеобразовательная школа» Харовского района
Данильченко Ольга Васильевна iconТема: Векторная графика (программа OpenOffice. Draw)
Корелова Ольга Васильевна, руководитель бму «Ресурсный центр в сфере образования»
Данильченко Ольга Васильевна iconУрока по теме «Атомное ядро»
Автор: Ромась Ольга Васильевна, учитель физики сош №1 им. А. Н. Ёлгина с. Теренколь Качирского района Павлодарской области
Данильченко Ольга Васильевна iconДолгих Ольга Васильевна мбоу «Кваркенская сош» с. Кваркено, Оренбургская...
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Данильченко Ольга Васильевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стрельцова Ольга Васильевна-учитель экономики моу гимназия №166 Железнодорожного района г. Екатеринбурга
Данильченко Ольга Васильевна iconКравченко Ольга Васильевна, учитель биологии мбоу сош №1 ст. Каневской Общие сведения о животных
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Данильченко Ольга Васильевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анисимова Ольга Васильевна, учитель начальных классов, моу "Палкинская средняя общеобразовательная школа" Палкинского района
Данильченко Ольга Васильевна iconДолгих Ольга Васильевна умк «Гармония» Предмет: Русский язык. Класс: 2 Тип урока : онз
Учить детей применять свои умения в свободной письменной речи: писать простейшие кулинарные рецепты
Данильченко Ольга Васильевна iconСтатья” Метод проектов на уроках французского языка“
Глотова Ольга Васильевна, учитель французского языка гбоу сош №494 г. Санкт-Петербург
Данильченко Ольга Васильевна iconОтчет о работе методического объединения преподавателей общеобразовательного цикла
Куракина Ольга Васильевна – учитель высшей категории (14 разряд), председатель мо учителей общеобразовательного цикла пл.№2
Данильченко Ольга Васильевна iconКонспект урока длина окружности и площадь круга (Тема урока) фио...
Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /[Н. Я. Виленкин и др.] – 23-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008....
Данильченко Ольга Васильевна iconКонспект урока по математике с применением эор «число и цифра классификация.»...
Умк «Гармония», математика: учебник для 1 класса Н. Б. Истомина. Смоленск:-Ассоциация 21 век, 2011г
Данильченко Ольга Васильевна iconСтрельцова Ольга Васильевна-учитель экономики моу гимназия №166 Железнодорожного...
Цель урока: Формирование экономической грамотности и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся путем знакомства...
Данильченко Ольга Васильевна iconКонспект урока алфавит (Тема урока) фио (полностью) Шакина Ольга...
Цель урока: закрепить первоначальные знания детей об алфавите; дать представление о практическом применении знания алфавита


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск