Скачать 202.34 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Южно – Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по УВР ________________ Разоренов Ю.И. «_____»_________2009г ПРОГРАММА Повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Современные технологии в образовании» Направление: «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы» ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.
………………………………..Новочеркасск 2009
Цель и задачи оснастить слушателей современным педагогическим инструментарием актуализировать базовые знания по современной педагогике и психологии высшей школы в контексте новой образовательной парадигмы и инновационных педагогических технологий, проанализировать ведущие тенденции развития современного образования в России и за рубежом. Педагогика и психология для ВШ является обучающим, развивающим и воспитывающим инструментом преподавателей- предметников. Применение закономерностей развития учебного процесса, педагогического проектирования дисциплины и педагогических технологий и умение выбрать оптимальный набор педагогических приёмов и методов, учитывающих специфику дисциплины и психологические характеристики студентов, педагогическое общение, основанное на принципах личностно-ориентированного обучения, является той фундаментальной основой, на которой строится преподавание любой учебной дисциплины и самой педагогики. Для каждого преподавателя - предметника педагогика и психология являются рабочим инструментом, с помощью которого он может организовать свою профессиональную деятельность на высоком научно-методическом уровне, установить тесный контакт со студентами, стимулировать их креативное развитие и социализацию. Будучи педагогическим инструментарием каждого квалифицированного педагога, педагогика и психология интегрируется с каждым предметом учебного плана, пронизывая весь образовательный процесс, обеспечивая оптимальные содержательные и процессуальные характеристики любой дисциплины. Педагогическое знание и мастерство играет основополагающую роль в воспитании и развитии обучаемых.
(НАИМЕНОВАНИЯ ТЕМ) 2.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 2.1.1. Современное развитие образования Приоритетные направления развития образования сегодня. Новая образовательная парадигма. Тенденции развития высшего образования в России и за рубежом. Модернизация отечественной системы высшего образования и Болонский процесс. Фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация в ВШ. Модель современного специалиста. 2.1.2. Педагогика высшей школы. Дидактика высшей школы. Структура обучения в вузе. Принципы, методы обучения в высшей школе. Общее понятие о методике. Педагогический акт как организационная, обучающая и воспитательная деятельность. Структура педагогической деятельности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы. 2.1.3. Интенсификация обучения в высшей школе. Оптимизация содержания учебных дисциплин. Совершенствование методов обучения. Сущность интенсификации. Модульно-рейтинговая система. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения. Работа малыми группами, её преимущества Активизация учебной деятельности, психолого - педагогические условия . 2.1.4. Педагогическое общение в системе высшей школы Этапы и структура педагогического общения. Особенности педагогического общения в вузе. Диалог и монолог в педагогическом общении. Стиль педагогического общения. Проблемы педагогической коммуникации. 2.2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ И КОНТРОЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. 2.2.1. Лекции в вузовском обучении: традиционные и инновационные формы Роль и место лекций в вузе. Структура лекции, требования к лекции. Оценка качества лекции. Классификация традиционных типов лекций. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. Особенности проблемной лекции, лекции- визуализации, лекция вдвоем, лекции – мультимедиа, лекции - пресс-конференции. 2.2.2. Семинарские и практические занятия в высшей школе. Структура практических занятий. Структура и типы семинарских занятий: традиционные и нетрадиционные формы. Семинары как взаимодействие и общение участников. Семинары- дискуссии. Критерии оценки качества семинарских занятий. Лабораторные работы в вузе. 2.2.3. Педагогический контроль и самостоятельная работа студентов. Виды и самостоятельной работы студентов (СРС). Репродуктивный, реконструктивный и творческий уровни самостоятельной работы студентов. Психолого-педагогические аспекты успешности СРС. Индивидуализация СРС. Организационные формы СРС. Методическое руководство самостоятельной работой студентов. Функции педагогического контроля в вузе. Традиционные и нетрадиционные формы педагогического контроля. Тестирование. Этапы разработки тестовых заданий. Рейтинговый контроль 2.3. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 2.3.1. Педагогическое проектирование Этапы и формы педагогического проектирования в высшей школе. Принципы педагогического проектирования. Дидактическое, технологическое и организаторское творчество педагога. 2.3.2 Педагогические технологии. Основные характеристики современных педагогических технологий. Научные основы педагогических технологий. Классификация педагогических технологий высшей школы. Достоинства и недостатки традиционных педагогических технологий. 2.3.3. Проблемные и эвристические технологии Педагогическая эвристика: понятие, история развития. Современный этап развития эвристики. Основные элементы эвристической деятельности, их основные характеристики Методы эвристического обучения, история становления и развития. Классификация эвристических методов. Концептуальные положения технологии проблемного обучения. Понятие «проблемное обучение». Особенности содержания обучения в технологии проблемного обучения. Специфика конструирования методики в технологии проблемного обучения. Проблемная ситуация: классификация. Технологическая схема проблемного обучения 2.3.4. Технология знаково- контекстного обучения. Формирование структуры профессиональной деятельности. Принципы, этапы знаково - контекстного обучения. Логика подготовки специалиста в технологии знаково-контекстного обучения. Формы и методы активного обучения контекстного типа: развитие лекции в системе контекстного обучения, семинарские занятия, игровые формы занятий. Учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная деятельность, учебно - профессиональная деятельность. Научно- исследовательская деятельность студентов. 2.3.5. Технологии активного обучения Неимитационные методы активного обучения. Проблемные лекции, семинары, тематические дискуссии, мозговой штурм, круглый стол. Имитационные методы активного обучения: анализ конкретных ситуаций, методы игрового производственного проектирования, ролевые игры, деловые игры, учебные игры, производственные игры, исследовательские игры, оргдеятельностные игры, оргмыслительные игры. Метод проектов: история становления и развития. Краткая характеристика метода проектов. Технологическая схема использования метода проектов в процессе преподавания учебной дисциплины. Проблема развития активности личности в технологии интерактивного обучения. Проблема развития активности личности в технологии интерактивного обучения. Сущностные характеристики «интерактивного обучения». Теоретические основы технологии интерактивного обучения. Активное и интерактивное обучение: общие и отличительные характеристики. Основные методы интерактивного обучения, краткая характеристика. 2.3.6. Инновационные педагогические технологии. Технологии развивающего обучения. Модульно - кредитно-рейтинговая технология. Дальтон - технология. Технология «открытых форм». Технологии личностно- ориентированного образования. Этнопедагогические технологии и витагенное обучение. Информационные технологии обучения. Электронные учебники. Технологии дистанционного обучения. 2.4. ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 2.4.1. Психология профессионального самоопределения. Психологические основы профессионального самоопределения. Классификация профессий, профессиограмма и психограмма профессии. Психологические требования профессий разных типов к человеку. Профессионально важные качества и компетенции специалиста. Формирование профессиональных предпочтений. Теории профессионального самоопределения (Э.Берн, Д.Сьюпер, Холланд, Гинзберг) . 2.4.2. Психология формирования профессионала и профессионального развития Профессиональные способности, профессиональная пригодность. Профессиональная ориентация, консультирование и профотбор. Профконсультирование абитуриентов. Выбор профессии. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии. Профпригодность как критерий конкурентоспособности специалиста. 2.4.3. Психология профессионального образования. Психология профессионального становления личности. Этапы профессионального пути. (Сьюпер, Хэйвигхерст, Е.А.Климов). Психологические особенности обучения студентов. Структура учебной деятельности. Стратегии формирования знаний, умений: интериоризации, экстериоризации, проблематизации. Психологические основы формирования профессионального системного мышления. Системный способ организации познавательной деятельности. Конкурентоспособность специалиста. 2.4.4. Психология студентов Особенности развития личности студентов. Типология личности студентов и преподавателей. Психолого- педагогическое изучение личности студента. Индивидуально- психологические особенности. Индивидуальные типы и стили мышления студентов. Учебная мотивация: типы. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. Психологические теории формирования личности. 2.4.5. Социальная и педагогическая психология. Психология воспитания в вузе. Психологические особенности студенческих групп. Психологические особенности воспитания студентов в вузе и роль студенческих групп. Социальные феномены и формирование студенческого коллектива. Роль личности педагога. Педагогические коммуникации. Теория синтонического общения. Педагогическая мотивация. Преодоление педагогических конфликтов. Стрессоустойчивость и проблема «эмоционального выгорания» преподавателей вуза. Педагогическое творчество. .2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ.
2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
2.4 ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Консультирование слушателей по тематике итоговых работ (рефератов) Темы для индивидуального обсуждения:
2.5. Тематика итоговых работ.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. 3.1. Основная литература. 1.Педагогика и психология высшей школы: Учеб: пособие. /Под ред. М.В.Булановой-Топорковой. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2006. 2.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно – ориентированного образования.- Ростов - н/Д: Издательство РГПУ, 2000.- 352с. 3.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. пособие для вузов / Н.В.Бордовская, А.А. Реан. -СПб.: Питер, 2006.- 304с. 4.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб.пособие. -Москва: Гардарики, 2005. - 480 с. 5.Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов-н/Д., 2005, 350с. 6.Педагогика: Учебник для педагог. вузов и педагог. колледжей по педагог.спец./ Кол. авт. Краевский В.В. и др.; Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.:Педагог, 2005.- 604с. 7.Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушина. -Ростов н/Д.: Изд.Центр «Март», 2006. -336 с. 8.Селевко Г.К. Современные педагогические технологии,- М., 1998.,- 250с. 9.Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов обуч. по спец.педагогика; Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Академия, 2006.- 5б7с. 10.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов\Д, « Феникс»2007 – 690с. 11.Столяренко Л.Д. Психология. Спб, « Питер», 2007- 590с. 3.2. Дополнительная литература. 1.Алашкевич М.Ю., Гиглавый А.В. Основные положения стратегии развития единой образовательной информационной среды (2006-2010гг.) //Вопросы образования.- 2005.- №3.- С.54. 2.Аленичева Е.; Мамугина В. О проблеме системного конструирования учебного процесса // Высшее образование в России.- 2005.- №9.- С.60-63. 3.Алиева С.В. Креативное образование управленческих кадров в высшей школе. -Ростон - н/Д - Пятигорск: Издательство СКАГС, 2004. -388 с. Ардовская Р.В, Лекции и дистанционное обучение // Высшее образование сегодня.- 2006.- №2.- С.56. 5.Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск : Наука, 1991. – 224 с. 6.Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. – Киев: Вища школа, 1978. – 176 с. 7.Де Боно Э. Латеральное мышление – СПб: Питер Паблишинг, 1997. – 320 с. 8.Бобылева А.К., Вишневская Л.А. Особенности взаимодействия рынка образовательных услуг высшей школы и рынка труда на современном этапе.\\ Образование и молодежная политика в современной России \\ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26-28сент. 2002г.- СПб 2002, С.62-64 9.Белая книга Российского образования. М., 2000. Ч. 1,2. 10. Бойцова Е. Модульно - рейтинговая система на базе тестовых технологий//Высшее образование в России.- 2005.- №4,- С.83-85. 11.Болотов В.А., Шмелев А.Г. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста // «Альма Матер» («Вестник высшей школы»).- 2005.-№4.-С.16. 12.Бурняшева Л. Пути и методы студенческого воспитания // Высшее образование в России.- 2004.- №7.- С.80-85. 13.Вербицкий А. Контекстное обучение в компетентностном подходе //Высшее образование в России.- 2006.- №11.- С.39-46. 14.Ветров Ю., Глухов И. Информационные технологии в образовательном пространстве технического вуза // Высшее образование в России,- 2004.-№3. 15. Ветрова А.А., Музыченко Р.В. Рейтинговая методика оценки в основе мониторинга и управления качеством образования // «Альма Матер» («Вестник высшей школы»).- 2005.- №7.- С.8. 16. Галицких Е. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России.- 2004.- №6.- С.160-163. 17. Ефремова Н.Ф., Звонников В.И. Педагогические измерения в системе образования // Педагогика.- 2006.- №2.- С. 14-22. 18. Жураковский В.М. Введение системы зачетных единиц – комплексная научно-методическая и организационная задача // Вопросы образования,-2005.-№1.-С.1б1. 19. 3агвязинский В.И. Личностно - социальный подход в воспитании //Педагогика.- 2006.- №3.- С. 106-108. 20. Ищенко В., Сазонова 3. Системно - ориентированная технология. (компетентностный подход) // Высшее образование в России.- 2005,- №4.- С.40-44. 21.Корнеева Л. Интерактивные методы обучения // Высшее образование в России.- 2004.- №12.- С.105-108. 22.Кривцова С.В., Мухаматулина Г.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1992. С. 207. 23.Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. Методические рекомендации. М.: 1990. 24.Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128 с. 25.Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? – М.: Академический Проект, 2006. – 224 с. 26.Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 432 с. 27. Кипнис М. Тренинг креативности. – М.: Ось – 89, 2005. – 128 с. 28. Организация дистанционного обучения в условиях интеграции вузов // «Альма Матер» («Вестник высшей школы»).- 2005,- №3,- С.24. 29. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект,.предмет и основные понятия // Педагогика.- 2004.- №4.- С,11-19. 30. Ларионов В. Проблемно - ориентированное обучение: «управление» и.«психология» // Высшее образование в России.- 2005,- №7.- С.156-159. 31.Ларионова О. Компетентность - основа контекстного обучения // Высшее образование в России.- 2005.- №10.- С. 118-122 32. Лебедев В.Н. Модульное обучение в системе профессионального. дополнительного образования // Педагогика,- 2005.- №4.- С.60-66. 33. Мартыненко О.О. Инновационное проектирование учебного> процесса // Высшее образование сегодня.- 2006.- №2.- С.12. 34. Панфилов М.А. Знаково-символическое моделирование учебной информации в вузе // Педагогика.- 2005.- №9.- С.51-56. 35. Паутова Л.Е. Становление инновационной деятельности педагога \\ Образование и молодежная политика в современной России \\ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26-28сент. 2002г.- СПб 2002, С. 435-437. 36.Ушаков К.В. Организация финансово-экономических отношений в системе современного образования: социологический аспект \\ Образование и молодежная политика в современной России \\ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26-28сент. 2002г.- СПб 2002, С. 143-144. 37.Хоменко Ю.А. Социокультурная обусловленность формирования системы многоуровневого непрерывного образования. Автореф.дисс. ..соц.н. , Р\Д, 2002 38. Петров А. Профессиональная компетентность: понятийно терминологические проблемы // «Альма Матер» («Вестник высшей школы»).-2004.-№10,. 39.Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – т304 с. 40. Романцев Г.М. Проблемы профессионального образования в современной педагогической науке // Педагогика.- 2006.- №3.- С113-116. 41.Савельев А.Я., Зуев В.М., Галаган А.И., Джалалов С. Прогнозировапние развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования (теория, методология, практика ) - М 1999. 42. Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России,- 2006.- №7.-С.103-109. 43.Сеногноева Н.А. Тестирование учебной деятельности студента при реализации «мягкой» модели обучения // Высшее образование сегодня.-2006.-№11.-С.62 44. Сидельникова Т.Т Компьютерный контроль знаний при изучении социально - политических дисциплин // Педагогика.- 2005.- №4,- С.53-60. 45. Яковлева Е.Л Психология развития творческого потенциала личности. М, 1997. 3. 3. Пособия и методические указания.
Программу составил: д.филос.н., профессор Столяренко Л.Д. «……»……………………2009г. |
Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского... Знакомит слушателей с современными способами повышения эффективности учебного процесса и обеспечения качества образования | ||
Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского... «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники, критическим технологиям, сервиса и других сфер, относящихся... | График проведения курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского... Современные технологии кормления сельскохозяйственных животных: библиографический указатель за 2008 – 2012 г г./ Библиотека Курской... | ||
Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского... Большая часть пользователей не успевают за этим развитием технологий. Новые технологии – новые правила обработки и соответственно... | Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского... Энергообеспечение сельскохозяйственных потребителей с использованием возобновляемых источников энергии | ||
Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по программе «Реализация и оценка качества освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями фгос с использованием информационных... | Программа повышения квалификации педагогических работников по приоритетному... «Программа повышения квалификации по приоритетному направлению «Педагогика и психология» по программе «Профессиональная этика» | ||
Положение о расчете штатного расписания профессорско-преподавательского... Методика расчета штатного расписания профессорско-преподавательского состава кафедр университета | Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный... Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального... | ||
Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный... Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального... | Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный... Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руководство предназначено для заведующих и профессорско-преподавательского состава профилирующих кафедр Академии, руководителей выпускных... | Виктор Медиков Тайны правителей мира Издание четвёртое Москва 2007 Книга предназначена для профессорско-преподавательского состава, студентов и слушателей повышения квалификации магму, других академий... | ||
Штат профессорско-преподавательского состава кафедры | Кафедра отечественной истории Результаты интеллектуальной деятельности профессорско-преподавательского состава |