Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения





Скачать 424.83 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
страница1/3
Дата публикации17.01.2015
Размер424.83 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.Е. Бояринцева
ПСИХИАТРИЯ
Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 030300.62 Психология

Тюмень

Тюменский государственный университет

2011
Малярчук Н. Н. Психиатрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.62 Психология. Тюмень, 2011. 26 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Учебно-методический комплекс содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психиатрия [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011.
1.Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины: освоение умений первичной диагностики психических расстройств и расстройств поведения для их своевременного обнаружения, направления больного к специалисту, психотерапевтической коррекции мягких психических нарушений.
Задачи дисциплины:

  1. способствовать формированию у будущих психологов профессионального мировоззрения на природу и сущность психических отклонений и заболеваний;

  2. способствовать умению выявлять и объяснять общие и специфические закономерности функционирования психики у детей с психическими расстройствами;

  3. привитие навыков научного психологического исследования для познания разнообразных явлений психической жизни детей с психическими нарушениями, заболеваниями;

  4. формирование умения использовать психологические знания в дифференциальной диагностике, а также в целях совершенствования практической работы по реабилитации, обучению, воспитанию, социальной адаптации лиц с психическими расстройствами.




  1. 2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Психиатрия» относится к циклу Б3 (Профессиональный цикл, дисциплины по выбору).

Для освоения дисциплины используются знания, умения и виды деятельности, сформированные на предыдущем уровне образования в процессе изучения таких дисциплин, как «Нейрофизиология», «Физиология ВНД и сенсорных систем», «Психодиагностика», «Психология личности», «Основы психогенетики», «психология развития и возрастная психология». В результате изучения этой дисциплины студенты получают знания о психической патологии позволяющие проводить своевременное выявление, первичную диагностику психических и поведенческих расстройств, направление больного к специалисту, оказание психотерапевтической коррекции мягких психических расстройств, студент учится проводить патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы детей; знакомится с методами выявления и анализа типичных патопсихологических синдромов у больных различными формами психических заболеваний; психосоматикой, психологией аномального развития.
По окончании курса обучающийся должен:

-знать основные понятия, методы исследования, место среди других наук дисциплины «Психиатрия», юридический порядок психиатрического освидетельствования и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар; принципы организации психиатрической службы в Российской Федерации; основные симптомы и синдромы психических расстройств, их диагностическое значение; данные о распространенности, проявлениях, прогнозе наиболее распространенных психических заболеваний, об их влиянии на адаптацию пациентов и возможности их трудовой и социальной реабилитации; основные типы патологии характера и то влияние, которое они могут оказывать на течение психических и соматических заболеваний;
-уметь применять на практике методики исследования сенсорных и гностических нарушений работы отдельных мозговых систем, основных психических функций и поведения человека; распознавать психические расстройства, проявляющиеся соматическими симптомами для своевременного направления пациента к врачу-психиатру;
- Структура и трудоемкость дисциплины
Курс изучается в 5 семестре и рассчитан на 36 часов лекционных и 18 часов практических занятий. На самостоятельную работу отводится 46 часа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 100 часов. Промежуточный контроль – экзамен.


  1. Тематический план

п/п



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа,

в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль 1

1

Предмет и задачи психиатрии. Методы исследования. Правовые вопросы психиатрии.

1-2

4

2

9

15

4

0-6

2

Нарушения ощущения, восприятия, мышления, памяти, интеллекта. Эмоциональные расстройства. Патология внимания и сознания.

3-6

8

4

7

19

6

0-24




Всего:




12

6

16

34

10

0-30

Модуль 2

3

Эндогенные психические расстройства (шизофрения, аффективные расстройства). Экзогенно-органические расстройства. Психогении.

7-10

8

4

10

22

6

0-30

4

Психические расстройства при соматических заболеваниях.

11-12

6

2

10

18

4

0-10




Всего




14

6

20

40

10

0-40

Модуль 3

5

Расстройства позднего возраста. Психопатии.

13-14

6

2

4

12

2

0-10

6

Эпилепсия. Алкоголизм. Наркомания.

15-18

4

4

6

14

6

0-20




Всего




10

6

10

26

8

0-30




Итого (часов, баллов):




36

18

46

100




0-100




Из них в интерактивной форме:




6

22







28




Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Нед.

семестра

Объем часов

Кол-во баллов

аудиторная

внеаудиторная

Модуль 1

1

Предмет и задачи психиатрии. Методы исследования. Правовые вопросы психиатрии.

1.Лабораторная работа по методическим указаниям

2.Работа в малых группах.

1.Подготовка к

тестированию


1-2

6

0-10

2

Нарушения ощущения, восприятия, мышления, памяти, интеллекта. Эмоциональные расстройства. Патология внимания и сознания.

1.Лабораторная работа по методическим указаниям.

2.Работа в малых группах.

1.Подготовка к семинару.

2.Выполнение комплексных ситуационных задач

3.Поиск методической литературы по теме

3-6

16

0-20




Всего по модулю 1:




0-30

Модуль 2

3

Эндогенные психические расстройства (шизофрения, аффективные расстройства). Экзогенно-органические расстройства. Психогении.

1.Лабораторная работа по методическим указаниям.

2.Работа в малых группах.

1. Подготовка к семинару.

2. Анализ научной литературы по теме

3.Подготовка к контрольной работе

4. Подготовка к тестированию по теме


7-10

18

0-30

4

Психические расстройства при соматических заболеваниях.

1.Лабораторная работа по методическим указаниям.

2.Работа в малых группах.

1. Подготовка реферата с презентацией.

2.Подготовка к компьютерному тестированию

11-12

8

0-10




Всего по модулю 2:




0-40

Модуль 3

5

Расстройства позднего возраста. Психопатии.

1.Лабораторная работа по методическим указаниям.

2.Работа в малых группах.

1.Подготовка к семинару.

2. Подготовка к контрольной работе

3.Подготовка к тестированию


13-14

8

0-12

6

Эпилепсия. Алкоголизм. Наркомания.

1.Лабораторная работа по методическим указаниям.

2.Работа в малых группах.

1.Подготовка к семинару.

2.Подготовка к тестированию

3.Выполнение комплексных ситуационных задач

15-18

16

0-18




Всего по модулю 3: 72

0-30




ИТОГО:

0-100



  1. Содержание дисциплины

Тема №1. Предмет и задачи психиатрии. Методы исследования. Правовые вопросы психиатрии

Предмет и задачи психиатрии, ее связь с другими науками. Важнейшие этапы развития отечественной и зарубежной психиатрии. Психиатрия древних веков, средневековья, VIII, XIX и начала XX веков. Первые организационные формы психиатрической помощи. В ыдающаяся роль в развитии отечественной психиатрии И.М. Балинского, С.С. Корсакова, учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Важнейшие организационные принципы овременной психиатрии. Единство психических и соматических нарушений при психических заболеваниях. Соматические и неврологические проявления, нарушения эндокринновегетативной системы и обмена веществ при психических заболеваниях. Лабораторные, нейрофизиологические и генетические исследования при психических заболеваниях. Этиология и патогенез психических заболеваний. Соотношение эндогенных и экзогенных, социальных и биологических факторов в формировании психозов, неврозов, психопатий. Роль защитных механизмов организма и компенсации нарушений психической деятельности.
Тема №2. Нарушения ощущения, восприятия, мышления, памяти, интеллекта. Эмоциональные расстройства. Патология внимания и сознания

Ощущения и восприятие как процесс отражения (чувственного познания) реального мира. Ощущения и их расстройства: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия.

Восприятие и их расстройства: агнозии, иллюзии, истинные и ложные галлюцинации. Элементарные, простые и сложные галлюцинации. Гипногогические, императивные, функциональные галлюцинации. Объективные признаки галлюцинаций. Психогенные параноические галлюцинации. Расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства). Дереализация, деперсонализация (аутопсихическая и соматопсихическая). Нарушения схемы тела. Особенности нарушении восприятия при различных психических заболеваниях. Сравнительно-возрастной анализ различных форм расстройств восприятия.

Память и ее расстройства Память как отражение прошлого опыта; ее связь с другими психическими функциями. Кратковременная и долговременная память. Современные представления о физиологических и биохимических основах памяти. Нарушения запоминания и воспроизведения. Гипермнезия, гипомнезия, амнезия, (ретроградная, антероградная, антероретроградная). Парамнезии: псевдореминисценции, конфабуляци, криптомнезии. Корсаковский синдром. Особенности расстройства памяти при различных заболеваниях. Сравнительно-возрастном анализ расстройств памяти.

Внимание и его расстройства. Активное и пассивное внимание. Объем внимания. Истощаемость внимания. Способность переключения внимания, отвлекаемость, прикованность, (фиксация) внимания. Патофизиологические основы расстройства внимания. Особенности расстройства внимания при различных заболеваниях и в различные возрастные периоды.

Мышление и его расстройства. Мышление как высший этап отражения (логическое познание) реального мира. Онтогенез представлений, формирование понятий, суждений, умозаключений, абстрактного мышления. Развитие воображения и патология фантазий.

Формирование процесса творчества в играх у детей; наиболее характерные нарушения этой деятельности в различные возрастные периоды. Ассоциативный процесс и его расстройства. Ускорение и замедление темпа мышления. Обстоятельное (детализированное) мышление. Персеверации. Аутистическое, разорванное, резонерское, символическое, формальное мышление. Ментизм, обрывы мышления. Инкогерентное мышление. Особенности расстройства ассоциативного процесса при различных заболеваниях. Бредовые идеи. Определение понятия. Бред чувственный (образный, вторичный) и бред толкования (первичный, интерпретативный). Бредовые идеи величия, самоуничижения и преследования, их клинические разновидности. Бредовые синдромы: паранойяльный, параноидный, парафренный. Синдром психического автоматизма - Кандинского-Клерамбо: идеаторный, сенсорный, моторный (кинестетический) автоматизмы. Сверхценные идеи. Навязчивые состояния (обсессии). Навязчивые страхи (фобии), навязчивые мысли, навязчивые действия. Сравнительно-возрастные особенности бреда, сверхценных идей и навязчивостей.

Интеллект и его расстройства. Врожденное слабоумие (олигофрения). Идиотия, имбецильность, дебильность, их критерии. Приобретенноеслабоумие (деменция). Понятие о парциальном (лакунарном) и тотальном (глобальном) слабоумии. Особенности нарушения интеллекта при различных формах заболеваний.

Эмоции и их расстройства. Особенности формирования эмоциональных реакций. Виды эмоций. Физиологический и патологический аффекты. Гипертимия, эйфория, гипотимия, дисфория, эмоциональная лабильность, эксплозивность, слабодушие, апатия, эмоциональная тупость, эмоциональная неадекватность, амбивалентность. Маниакальный синдром. Атипичные формы маний: гневливая мания, заторможенная и непродуктивная мания. Депрессивный синдром.

Тема №3. Эндогенные психические расстройства (шизофрения, аффективные расстройства). Экзогенно-органические расстройства. Психогении

Определение понятия и современное состояние вопроса о сущности шизофрении. Понятие об основных и факультативных симптомах шизофрении. Основные клинические формы шизофрении: кататоническая, параноидная, гебефреническая, простая. Понятие о шизофреническом дефекте и исходе. Типы течения шизофрении: непрерывно-прогредиентный, приступообразно-прогредиентный (шубообразный) и ремитирующий (периодический). Медленно текущие формы: неврозоподобная и психопатоподобная. Особенности шизофрении в детском и позднем возрастах. Данные биохимических и иммунобиологических исследований. Методы генетического изучения шизофрении (генеалогический и близнецовый). Ближайший и отдаленный прогноз при различных типах течения и клинических формах шизофрении. Современные достижения в лечении шизофрении. Комбинированная и поддерживающая терапия. Основные принципы реабилитации при шизофрении. Трудовая, военная и судебно-психиатрическая экспертиза.

Психогении (неврозы и реактивные состояния) неврозы Понятие о неврозах, их клиника и динамика. Неврастения, истерический невроз, невроз навязчивых состоянии. Особенности проявления неврозов у детей и подростков. Моносимптомные неврозы етского возраста. Реакции протеста у детей и особенности такого рода реакций в пубертатном возрасте. Понятие о невротическом развитии личности. Значение учения И. П. Павлова в выяснении патофизиологических основ неврозов. Современные представления о роли различных церебральных структур в формировании неврозов.

Нейрофизиологический и нейробиохимический аспекты неврозов. Виды лечения.

Фармакологические, психотерапевтические пути реадаптации. Значение саинтарно-просветительных мероприятий в профилактике неврозов.

Реактивные психозы Определение понятия и клинические критерии (общие признаки) реактивных психозов (триада Ясперса). Реактивная депрессия, психогенный период. Острые - шоковые - психогенные реакции - реактивный ступор, психомоторное

возбуждение, реактивная спутанность, ганзеровский синдром. Динамика клинической картины острых, подострых и затяжных форм реактивных психозов. Современное представление о патогенезе. Лечение. Исход. Вопросы трудовой, военной и судебной экспертизы.
Тема №4. Психические расстройства при соматических заболеваниях

Психические нарушения при соматических заболеваниях различной этиологии Психические нарушения при заболеваниях: сердца, желудочно-кишечного тракта, почек, коллагенозах, авитаминозах, эндокринных и аллергических заболеваниях. Частота, причины, ранние симптомы соматогенных психозов. Клиника развернутых форм психозов, закономерности их течения. Ипохондрическое развитие личности. Возрастные особенности психических нарушений при соматических заболеваниях. Лечение. Организация ухода и надзора за соматическими больными с психическими нарушениями.

Профилактика.
Тема №5. Расстройства позднего возраста. Психопатии
Определение психопатий (критерии П.Б. Ганнушкина), непроцессуальный характер расстройств. Систематика психопатий: ядерные и краевые (О.В. Кербиков), возбудимые (эксплозивные, паранойяльные, экспансивные шизоиды), тормозимые (астенические, психастеники, сензитивные шизоиды, дистимические), эмоционально-неустойчивые (истерические, циклотимические), нейстойчивые (асоциальные). Понятие компенсации и декомпенсации.

Распространенность психопатий. Динамика психопатий и особенности формирования психопатических личностей в сравнительно-возрастном плане. Роль наследственности, условий воспитания, интеркуррентных заболеваний в формировании патологии личности. Отличия от акцентуации характера. Психологические методы изучения особенностей личности. Фармакологическая и психотерапевтическая коррекция нарушений поведения. Роль групповых методов психотерапии. Лечение в период декомпенсаций. Реабилитация и реадаптация. Экспертиза.
Тема №6. Эпилепсия. Алкоголизм. Наркомания.

Понятие о генуинной и симптоматической эпилепсии. Генерализованная и фокальная эпилепсия. Судорожные и бессудорожные пароксизмальные проявления эпилепсии. Ночные и дневные припадки. Серии припадков. Эпилептический статус. Психические эквиваленты при эпилепсии (сумеречные расстройства сознания, дисфории и др.).

Постепенно прогрессирующие изменения личности и слабоумие при эпилепсии. Особенности течения эпилепсии у детей. Современные представления об этиопатогенезе эпилепсии. Генетические исследования при эпилепсии. Патофизиологические и биохимические основы эпилептического припадка. Вопросы трудоустройства, трудовой, военной и судебно-психиатрической экспертизы. Значение медико-генетических консультации. Психозы возраста.

Алкоголизм, определение, критерии отделения от бытового пьянства. Распространенность. Клинические проявления алкоголизма на разных стадиях течения. Алкогольный абстинентный (похмельный) синдром. Изменения личности при алкоголизме. Ремиссии и рецидивы. Лечение алкоголизма: купирование абстинентного синдрома, дезинтоксикация, условно-рефлекторная терапия, сенсибилизирующие средства. Роль психотерапии в преодолении психической зависимости от алкоголя, добровольность и анонимность как важные условия успешности терапии. Профилактика алкоголизма. Алкогольные (металкогольные) психозы, условия возникновения, распространенность. Белая горячка (алкогольный делирий): предвестники делирия, начальные симптомы, клиника развернутой фазы, неврологические и соматические расстройства, течение, выход из психоза. Корсаковский психоз. Лечение и профилактика алкогольных психозов, тактика в случае социально опасного поведения, методы купирования возбуждения.

Определение понятия наркомании как заболеваний, связанных с немедицинским применением веществ или лекарственных средств, отнесенных законом к наркотикам. Признаки наркомании: психическая и физическая зависимость от наркотика, повышение и изменение толерантности, изменения личности. Употребление препаратов опийной группы: признаки острой и хронической интоксикации опиатами, клиника абстинентного синдрома. Употребление препаратов конопли, клиника острой и хронической гашишной интоксикации. Употребление кокаина и других стимуляторов (фенамина, эфедрона, первитина), психические нарушения при их однократном приеме и при хронической интоксикации. Барбитураты, отнесенные к наркотикам, психические и соматические нарушения при хронической интоксикации, симптомы абстиненции.

Злоупотребление психоактивными веществами, не отнесенными к наркотикам (токсикомании). Общая характеристика и распространенность. Основные группы веществ, вызывающих зависимость: седативные средства (транквилизаторы, барбитураты, оксибутират натрия, анти-гистаминные), психостимуляторы (кофеин), летучие растворители, М-холинолитические препараты центрального действия (атропин, циклодол), никотин.

Патологическое опьянение, диагностика и судебно-психиатрическая оценка. Особенности алкоголизма у женщин и подростков. Неврологические и соматические расстройства, обусловленные алкоголизмом. Острый и хронический алкогольный галлюциноз. Алкогольный параноид (бред преследования и ревности). Алкогольный псевдопаралич. Алкогольная эпилепсия. Острая алкогольная энцефалопатия Гайе-Вернике. Распространенность наркомании, динамика заболеваемости в последние годы, медицинские и социальные последствия. Налорфин как средство экспресс-диагностики опийной зависимости, налтрексон как средство поддерживающей терапии. ЛСД и галлюциногены. Сравнительно-возрастные особенности наркомании. Роль семьи, общественных и медицинских организаций в профилактике наркомании и реабилитации больных. Сравнительно-возрастные особенности токсикоманий.


  1. Темы лабораторных работ

Работа №1. Предмет, задачи и основные направления развития психиатрии

Цель: изучение истории психиатрии
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Зачатки психиатрии в доисторическую эпоху.

  2. Древний мир (Междуречье, Египет, античный мир).

  3. Положение психически больных в Средние века.

  4. Знания о психике и медицина в эпоху Ренессанса.

  5. Начало научной психиатрии. Эпоха Ф. Пинеля.

  6. Синдромологический этап психиатрии.

  7. Нозологический период психиатрии.

  8. Достижения психиатрии ХХ в.


Работа №2. Организация психиатрической помощи

Цель: изучение «Закона РФ о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании»
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Диагностика и лечение лиц, страдающих психическими расстройствами (ст. 10). Согласие на лечение лиц, страдающих психическими расстройствами (ст. 11). Отказ от лечения лиц, страдающих психическими расстройствами (ст. 12).

  2. Принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами (ст.13). Решение экспертных вопросов: ВПЭ, СПЭ, ТПЭ (ст. 14, 15). Виды психиатрической помощи и социальной защиты, гарантируемые государством (ст. 16).

  3. Право на деятельность по оказанию психиатрической помощи (ст. 19).

  4. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания (ст. 23, 24, 25). Виды амбулаторной помощи (ст. 26). Диспансерное наблюдение (ст. 27).

  5. Основания для госпитализации в психиатрический стационар (ст. 28, 29).

  6. Меры безопасности при оказании психиатрической помощи (ст. 30). Права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (ст. 37). Обязанности администрации и медперсонала психиатрического стационар а (ст. 30).

  7. Выписка пациентов из психиатрического стационара (ст. 40).


Работа №3. Расстройства ощущений и восприятия

Цель: формирование понятия о типичных проявлениях психопатологии восприятия
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Расстройства восприятия (иллюзии, психосенсорные расстройства, истинные и псевдогаллюцинации).

  2. Объективные признаки наличия расстройств восприятия.

  3. Заболевания, при которых чаще всего встречаются нарушения восприятия.


Работа №4. Расстройства памяти, внимания, интеллекта.

Цель: формирование понятия о типичных проявлениях психопатологии внимания, памяти и интеллекта
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Расстройства памяти. Их основные виды. Заболевания, при которых наблюдаются расстройства памяти.

  2. Корсаковский синдром (определение, психопатологическое содержание, диагностическое значение).

  3. Понятие интеллекта. Способы оценки интеллекта и степени его снижения.

  4. Малоумие (умственная отсталость, олигофрения) - определение, причины возникновения, степени.

  5. Слабоумие (определение, клинические варианты). Виды приобретенного слабоумия, заболевания, с которыми они связаны.


Работа №5.Аффективные расстройства

Цель: формирование понятия о типичных проявлениях аффективных расстройств
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Эмоциональные расстройства в клинике психических заболеваний.

  2. Основные симптомы и синдромы, их диагностическое значение.

  3. Патологический аффект.

  4. Депрессивный синдром. Определение, структура.

  5. Маниакальный синдром. Определение, структура.


Работа №6. Двигательные и волевые расстройства

Цель: формирование понятия о типичных проявлениях патологии волевых функций
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Расстройства воли и влечений, их диагностическое значение.

  2. Социально-опасное поведение лиц с расстройствами влечений.

  3. Апатико-абулический синдром.

  4. Кататонический синдром, его основные симптомы. Заболевания, при которых он встречается. Отличия кататонического возбуждения от маниакального и кататонического ступора от депрессивного.

  5. Формы двигательного возбуждения. Заболевания, при которых они встречаются.



Работа №7. Синдромы расстроенного сознания

Цель: формирование понятия о сознании и его патологии
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Клинические признаки расстроенного сознания (К. Ясперс).

  2. Синдромы снижения уровня сознания (оглушение, сопор, кома), их связь с различными психическими и соматическими расстройствами.

  3. Синдромы помрачения сознания (делирий, аменция, онейроид), их структура, динамика, диагностическое значение.

  4. Социально-опасное поведение лиц с помрачением сознания.


Работа №8. Нарушения физиологических функций и соматические расстройства как проявление психической патологии

Цель: получить представление об основных психосоматических проявлениях в клинике психических болезней
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Сомато-вегетативные расстройства при депрессии. Понстие маскированной депрессии.

  2. Соматические расстройства, как симптомы психических заболеваний.

  3. Нарушения физиологических функций (аппетита, сна, сексуальных функций) при психических заболеваниях.

  4. Понятие истерической конверсии, примеры истерических, соматических и неврологических расстройств.

  5. Невротическая тревога и панические атаки.


Работа №9. Понятие гармоничной и акцентированной личности и виды нарушений личности

Цель: формирование понятия о роли личности в психопатологии
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Акцентуации характера, типы акцентуаций.

  2. Патологическое развитие личности (невротическое, психопатическое, ипохондрическое).

  3. Изменение личности при прогредиентных психических заболеваниях (шизофренический и эпилептический дефект, психоорганический синдром, деградация личности при алкоголизме и наркомания).


Работа №10. Психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ (1 час)

Цель: формирование понятия об основах наркологии
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Клиника острой алкогольной интоксикации. Степени алкогольного опьянения. Диагностика алкогольного опьянения. Патологическое опьянение, диагностика, судебно-психиагрическая оценка, купирование.

  2. Хронический алкоголизм (определение, стадии развития, отличия от бытового пьянства). Течение и прогноз. Основные принципы терапии алкоголизма. Задачи лечения на различных этапах. Конкретные терапевтические методы.

  3. Абстинентный синдром. Условия и причины его возникновения. Типичные проявления при различных заболеваниях.

  4. Наркомании (определение, основные критерии диагноза, вещества, относимые к наркотикам). Вопросы профилактики и терапии.

  5. Опийная наркомания. Клиника острой и хронической интоксикации препаратами группы опия. Опийный абстинентный синдром, терапия.

  6. Токсикомании. Химические вещества и лекарственные средства, вызывающие зависимость. Методы профилактики и терапии.

  7. Алкогольные психозы. Систематика. Условия возникновения. Прогноз.

  8. Белая горячка. Продромальный и развернутый период психоза. Психопатологические и соматические проявления. Прогноз.

  9. Лечение алкогольного делирия. Уход и надзор.

  10. Алкогольный галлюцвноз. Клиника, течение, исход, терапия.

  11. Корсаковский психоз. Основные проявления. Условия возникновения. Терапия. Прогноз.


Работа №11. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

Цель: формирование понятия о шизофрении, ее основных проявлениях, типах течения, диагностике и терапии
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Шизофрения (определение, критерии диагностики, симптоматика, характерная для всех форм шизофрении, основные закономерности течения).

  2. Симптоматика начального периода.

  3. Шизофрения. Основные типы течения.

  4. Признаки, свидетельствующие о благоприятном и неблагоприятном прогнозе при шизофрении.

  5. Исход шизофрении. Понятие шизофренического дефекта. Юношеская злокачественная шизофрения (основные варианты. Типичная симптоматика, прогноз).

  6. Методы терапии шизофрении, тактика врача при острых приступах шизофрении и при хроническом непрерывном течении.

  7. Методы и принципы реадаптации и реабилитации больных.


Работа №12. Расстройства настроения (аффективные расстройства)

Цель: формирование понятия об аффективных расстройствах, их основных проявлениях, типах течения, диагностике и терапии
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Маниакально-депрессивный психоз (определение, основные закономерности течения, клинические варианты, прогноз).

  2. Маниакально-депрессивный психоз. Типичные клинические проявления, на различных этапах течения. Заболевания, с которыми приходиться проводить дифференциальную диагностику.

  3. Терапия и профилактика при маниакально-депрессивном психозе, Трудоспособность больных, принципы реабилитации.

  4. Представление о маниакально-депрессивном психозе в МКБ-10


Работа №13. Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства

Цель: формирование понятия о психогенных расстройствах, их основных проявлениях, типах течения, диагностике и терапии
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Психогенные заболевания (общие критерии диагностики, систематика, течение, прогноз). Группы факторов, являющиеся психотравмирующими для человека.

  2. Реактивные психозы (причины возникновения, систематика, клиника, течение, прогноз). Методы терапии. Дифференциальный диагноз с экзогенными и эндогенными заболеваниями.

  3. Неврозы (определение, условия возникновения, общие критерии выделения, систематика, закономерности течения, прогноз).

  4. Неврастения (условия возникновения, клинические проявления, лечение, прогноз).

  5. Невроз навязчивых состояний: этиология, патогинез, клинические проявления, лечение, прогноз. Заболевания, с которыми приходиться их дифференцировать.

  6. Истерический невроз. Условия возникновения, клинические проявления, их характеристика. Соматические и неврологические расстройства при истерии. Тактика врача.

  7. Общие принципы и методы лечения неврозов. Трудоспособность больных, методы реабилитации и реадаптации.

  8. Представление о неврозах в МКБ-10.


Работа №14. Психотерапия

Цель: формирование общего представления о психотерапии, позволяющего понимать ее место и роль в лечении и реабилитации
Вопросы для самостоятельной работы.


  1. Психотерапия: определение, уровни, модели. Основные направления. Подготовка специалистов.

  2. Психотерапия. Классификация методов. Основные требования при проведении психотерапии. Показания, противопоказания.

  3. Методы суггестивной психотерапии (внушение в бодрствующем состоянии, гипноз, наркогипноз). Самовнушение. Показания, основные требования к проведению.

  4. Методы бихевиориальной (поведенческой) психотерапии: условно-рефлекторная терапия, биообратная связь, аутотренинг. Групповые методы психотерапии, преимущества и недостатки.

  5. Рациональная психотерапия и психология лечебного процесса.

  6. Внутренняя картина болезни и ятрогенные расстройства.

  7. Сочетанное применение психотерапии и фармакотерапии в медицине. Эффекты плацебо, опосредованная психотерапия.

  8. Индивидуальная и групповая психотерапия. Гипноз. Внушение и самовнушение.



7.Самостоятельная работа студентов
Реализуемый в настоящее время в педагогике высшего образования компетентностный подход к подготовке специалистов предполагает способность, готовность и осознание необходимости использовать полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях профессиональной деятельности. В связи с этим возрастает роль самостоятельной работы студентов. В процессе изучения курса «Психотерапия» студенту предлагается большое количество и разнообразие видов самостоятельной работы по каждой теме курса.

Самостоятельная работа студента включает:

  • индивидуальные консультации с преподавателем в течение семестра, собеседование по текущим практическим заданиям;
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
Рыбка А. Г., Кириченко А. Н., Гавронина А. В. Социальная ответственность организации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
Шармин Д. В. История и методология математики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
Шармин Д. В. История развития математической науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения
Н. Г. Осипова. Базы пространственных геоданных. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Н. А. Балюк. Индустриальная база гостиничных предприятий: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
О. П. Маркова. Индустриальная база гостиничных предприятий: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной, заочной формы обучения
Воронцова А. В., Кириченко А. Н семова Н. Г. Качество жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Л. Е. Куприна. Технология разработки туристских маршрутов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине цикла дс. 12 Для студентов...
Финансовый учет и отчетность : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент Н....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 03 Для студентов...
История отечественного государства и права: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост к и н. С. В. Серебренников;...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Л. Е. Куприна. Туристское ресурсоведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направление 080100. 62 «Экономика»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Семейное право: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский институт...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной...
Шармин Д. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Право социального обеспечения : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Р. Ю. Сабитов. Основы санитарии и гигиены на предприятиях сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск