Скачать 222.73 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич «_____» _____________________________20___ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОПД.В.04 Психолого-педагогическая антропология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1. Цель и задачи дисциплины Цель курса: Ознакомление студентов с современным состоянием антропологии; формирование общих представлений о концептуальных научно-теоретических и прикладных основах физической и психологической антропологии, классификации антропологических типов, сопряженности антропологических признаков и поведенческих реакций. Задачи курса:
2. Требования к уровню освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины
4.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Теоретические проблемы антропологии. Человек как уникальный биологический вид. Современное состояние проблемы антропогенеза. Эволюционизм как методологическая основа решения проблемы антропогенеза. Факторы и движущие силы эволюции. Микро-, макро- и мегаэволюция. Элементарные формы эволюции. Направленность эволюции и ее причины. Основные пути эволюции, ее закономерности. Критерии и формы прогресса. Соотношение индивидуального и исторического развития. Основные формы преобразования структур и функций. Тема 2. Эволюция антропоидов и филогения гоминид. Методы познания антропогенеза. Основные результаты сравнительного изучения человекообразных обезьян и человека. молекулярно-генетические связи. Виды-двойники или независимое возникновение. Примитивные приматы. Эволюция антропоидов. Человекообразные обезьяны и человек. Человекообезьяны и ранние люди. Человек прямоходящий, неандерталец и кроманьонец. Социобиология и общественный образ жизни у приматов. Эволюция общественных форм жизни у животных. Некоторые генетические и этологические факторы эволюции гоминид. Эволюционная генетика взаимного альтруизма. Эволюционная генетика этики, эстетики. Гоминиды и эволюция сообщества. Гипотезы происхождения и основные пути расселения гоминид. Человек как политипический вид. Дивергенция и единство современных рас. Адаптивное значение расовых признаков. Тема 3. учение о конституции человека. иерархические уровни соматопсихической целостности человека. антропология и проблема конституции человека антропология и проблема половой принадлежности. Онтогенетические аспекты антропологии. Гормональные, генетические и средовые факторы, регулирующие рост, телосложение. Классификации типов телосложения. Связь телосложения с физиологией, патологией и поведением. Основные правила клинической антропометрии и антропоморфоскопии. Общие сведения об учении о конституциях для медицины, психологии. Соматоскопическая диагностика типов телосложения и регионарных морфологических дисплазий. Тема 4. Генетика, поведение и культура. Человеческое разнообразие. Гены, среда и организм. Генетическая основа полиморфизма в популяциях человека. Непрерывная и дискретная изменчивость. Умственные способности. Различия между групп. Роль генотипа в детерминации морфологических, физиологических, психоэмоциональных и интеллектуальных особенностей личности. Зоопсихологические, этологические корреляции у животных в познании поведения человека. Генетика поведения и основные методы ее познания (генеалогический, популяционно-генетический, близнецовый). Евгеника. Анализ родословных выдающихся личностей и проблема социальных условий реализации генетических предпосылок интеллекта. Наследственность и талант: гипотезы о генетических и физиологических предпосылках усиления умственной активности. Коэффициент интеллектуальности, сравнительное изучение. Современные методы изучения соотношений между мозгом и сознанием. Различные формы социального наследования. Гипотезы о происхождении морали и этики. Отсутствие диктатуры генов и свобода выбора в поведении человека. Свобода воли у человека: конформисты и лидеры. Генетически обусловленная сложность человека. Тема 5. Антропоэкология и биосфера. Климатические адаптации. Болезни. Стабильность популяции. Демографические сведения. Принцип антропности вселенной. Учение о биосфере. Основные тенденции в эволюции биосферы. Кризисы в истории биосферы. Биосфера и постиндустриальное общество. Эволюционный процесс в современной биосфере. воздействие человека на органический мир. Эволюционный ответ организмов. Перспективы управляемой эволюции. Тема 6. Интегральная антропология. индивидуально-типологическое различие людей по основным характеристикам разных иерархических уровней системной организации. Морфофенотип конституции, как детерминированная основа вариативности функциональных подсистем общей конституции. Сопряженность соматотипа, органной изменчивости и психической составляющей конституции. психобиологическое ядро личности в реактивности на разных уровнях интегративности систем организма. Психодинамическое развитие личности, корреляция с биотипологическим ядром, конституцией человеческой индивидуальности, общим планом строения и функционирования. Гомологические ряды соматотипов, психотипов как стороны выражения телесных и психических свойств человека в эволютивных отношениях, определяющих соматопсихическую целостность человека. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1 Рекомендуемая литература а) основная
б) дополнительная
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины Записанные в CD и DVD формате учебные фильмы по разделам антропологии (антропогенез, расоведение, морфология человека, возрастная антропология, антропогенетика). Компьютеры для демонстрации учебных фильмов и диагностики. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютерный класс. Библиотечный фонд ТГПУ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (для преподавателей) Данная дисциплина предполагает формирование у студентов теоретических знаний по основным разделам антропологии (антропогенез, расоведенье, морфология человека, возрастная антропология) и базовых практических навыков проведения антропологических исследований. Корме того, данная учебная дисциплина тесно примыкает к учебным курсам «Этнология» и «Этнопсихология», которые дополняют знания студентов о разных народах мира. Преподаватель должен иметь навыки проведения антропоскопических и антропометрических исследований, качественного и количественного анализа полученных данных, составления заключения о проведенных антропологических исследованиях. Базовыми вопросами в преподавании дисциплины являются проблемы развития человека, единства его биологической и социальной природы, положения человека в системе общественных связей. В связи с этим, при изучении дисциплины следует исходить из принципов антропо- и социогенеза, а так же культуральных и возрастных особенностей человека, поэтапно раскрывая картину развития человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти, так и детального рассмотрения процесса становления личности, её развития в периоде детства, подростничества, юности, когда он осуществляется особенно динамично, отличаясь наиболее глубинными преобразованиями. В лекционном процессе и при проведении семинарских занятий по вышеизложенным разделам следует объективно вычленять несколько линий: - выявление индивидуальных и видовых свойств человека; - определение характера и особенностей воздействия социальной среды как условия личностного развития; - рассмотрение движущих сил и механизмов развития человека, и, прежде всего, тех противоречий в развитии его жизнедеятельности, решение которых и приводит к появлению новых образований в соматических и психических особенностях человека; - анализ содержания и закономерности процесса развития личности, где ведущее место занимают характеристики индивидуализации и социализации растущего человека. Все эти направления изучения предмета являются необходимыми в познании и осмыслении сущности, условий и характера процесса развития человека. Все практические работы и семинарские занятия должны быть связаны с изучением представителей различных возрастных групп, и направлены не только на выявление определенных закономерностей, и конкретных изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов развития. В то же самое время интересным ходом семинарских занятий может стать теоретическая проработка процессуальных характеристик, структур, и эволюционных форм изменений, психологических механизмов и движущих сил процесса развития как формы проявления генеральной линии прогресса в социальном становлении как личности. В центре внимания при проведении лекций и семинарских занятий должны выступать не только содержательные и результативные моменты развития человека – становление сознания, самосознание растущего человека, его личностного самоопределения, но и важное место должно занимать выделение структур процесса развития личности, обеспечивающих преобразование структур процесса развития личности, обеспечивающих преобразование совокупности элементов психических новообразований, приобретаемых на разных возрастных этапах, в интегрированных свойствах личности. При этом главным в системе психолого-педагогических знаний в процессе преподавания дисциплины должно быть представлено определение смысла связей человека и общества. 8.2. Методические рекомендации для студентов При изучении дисциплины предполагается базовое изучение первоисточников как лучших отечественных и зарубежных ученых (см. список рекомендованной литературы). Рекомендованные источники используются как при самоподготовке, так и при работе на семинарских занятиях, подготовке контрольных работ и рефератов. Существующие теории рассматривают широкий диапазон вопросов и охватывают многочисленные области развития. Поскольку ни одна из этих теорий не предлагает всесторонне разработанного взгляда на развитие в целом, все они вносят вклад в углубление понимания отдельных его аспектов, таких как развитие познания или личности. Изучение процесса роста и развития человека, носит многосоставной характер. Предполагается самостоятельная и реферативная проработка основных аспектов антропологии, психодиагностики, этнологии, медицинской психологии. Одной из актуальных, интересных для самостоятельного изучения и последующего обсуждения является тема формирования у ребенка полоролевой идентичности и представления о приемлемых половых ролях на разных этапах развития общества. В процессе изучения учебного курса важное место отводится самостоятельной подготовки, и в частности составлению реферативных работ, методические рекомендации к подготовки которых приведены ниже. Методические рекомендации к составлению реферата. Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме. Рекомендации по подготовке реферативной работы. Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. Реферат не является простым пересказом (и что совершенно недопустимо – переписыванием) содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы. Поэтому следует стремиться усвоить не только основное содержание той или иной теории, но и способ доказательства, к которому прибегает автор, раскрыть особенности основных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическую и теоретическую значимость результатов реферируемой работы, а также отразить собственное отношение к идеям и выводам ученого, подкрепить его достаточно весомыми аргументами (доводами, высказываниями, доказательствами других авторитетных исследователей). Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной, и наиболее часто встречающийся, является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература. Как показывает многолетняя практика, реферат удобно составлять, подразделяя материал на пункты, параграфы, подзаголовки, либо же выделяя главы реферируемого источника (т. е., сохраняя структуру и логику изложения автора научной работы). Возможна и следующая логика изложения: введение в состояние изучаемой проблемы, выделение основных и наиболее важных вопросов, целей и задач исследования, используемых в нем методов и, конечно, результатов, выводов и предложений. Весьма приветствуется, если студенту в заключение реферата удается выявить те проблемы и вопросы, которые специально не изучались в данном конкретном исследовании, однако их постановка как бы вытекает из всей проделанной автором научной работы и дальнейшее исследование проблематики будет весьма плодотворным и важным для последующей научной деятельности (чем, впрочем, в дальнейшем может заняться сам обучающийся в рамках курсовых и выпускной квалификационной (дипломной) работы). Список использованной литературы, а также все ссылки на литературные источники оформляются таким образом: фамилия и инициалы автора(ов), название работы, место и год издания, общее количество страниц, если работа является самостоятельным изданием. Если же работа входит в структуру коллективной монографии, сборника статей, тезисов, научных трудов и т. д., либо же является статьей из журнала и другой периодики, то после названия работы ставятся две косые линии, после которых указывается название источника, в структуру которого входит реферируемая работа, далее – место и год издания, страницы, на которых напечатана работа, либо год выхода в свет периодического издания, его номер и страницы, которые занимает статья. Требования к оформлению реферативной работы. Текст набирается на компьютере в редакторе Microsoft Word для Windows, гарнитурой Times New Roman, межстрочный интервал 1.5, размер шрифта – 14. Работа оформляется на одной стороне листа белой бумаги размером 210х297 мм (формат А-4). На каждой странице работы строго соблюдаются поля: левое – 30 мм, правое – 10-15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм. Абзационный отступ равняется пяти знакам или 15-17 мм. Порядковый номер страницы ставится в правом нижнем углу страницы. На первой странице номер не ставится. Цитируемая литература оформляется в виде списка в конце работы. Ссылки приводятся в порядке следования по тексту в квадратных скобках. Объём реферата от 10 до 24 страниц. Электронный вариант материалов предоставляется на CD-RW или DVD-RW дисках. В отдельных файлах предоставляются рисунки в форматах JPEG (разрешение 300 пикс/дюйм) или TIFF, и диаграммы в формате MS Excel. 8.2.1. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету
УМК составил: Доцент кафедры психологии развития личности __________ И.Л. Шелехов (подпись) УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г. Зав. кафедрой: д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов (подпись) УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ. Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева (подпись) Согласовано: Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич (подпись) |
Учебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология» ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | ||
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 12. Психолого-педагогическая коррекция Целью курса “Психолого-педагогическая коррекция” является изучение и практическое освоение способов психологической помощи детям,... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | ||
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность Фгос впо по данному направлению подготовки, которые позволяют решать комплексные задачи психолого-педагогической деятельности в учреждениях... | Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая... Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения... | ||
Социальная антропология учебно-методический коплекс С 69 Социальная антропология: учебно-методический комплекс / авт сост. М. А. Петрова. – Спб.: Ивэсэп, 2011. 32 с | Учебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Психолого-педагогический практикум В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая... Б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» | Учебно-методический комплекс по дисциплине б8 «Психолого-педагогическая... Б8 «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» | ||
Психолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический... | Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины визуальная антропология Цикл дс Учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |