Реферат Психология лени





Скачать 382.34 Kb.
НазваниеРеферат Психология лени
страница1/2
Дата публикации13.02.2015
Размер382.34 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2
ГБОУ города Москвы Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат
Психология лени


Автор: ученица 9 класса «А»

Кодина Мария

Руководитель: Смирнова О.М.
Москва

2014
Оглавление

Введение

Глава I. Лень, как психологическое понятие

    1. Определение понятия «лень» и её причин. Типология лени

    2. Способы борьбы с ленью



Введение
Актуальность проблемы исследования. В наше время многие люди употребляют понятие лени в разговорах, каких-то фразах, случайно брошенных соседу по парте, но многие так и не понимают что же за смысл скрыт за этим понятием.

Настоящее исследование посвящено изучению особенностей переработки социальной информации старшими подростками с разным уровнем интеллектуальных способностей. В центр внимания поставлен вопрос: какова специфика процесса аргументирования и принятия решения в социальных задачах-дилеммах в зависимости от развития общего интеллекта старших подростков? Представляется, что актуальность темы данного исследования можно рассматривать в двух планах: прикладном, связанном с практическими задачами, стоящими перед системой общего образования, и фундаментально научном, рассматривающим структуру общих и социальных способностей и их отношение к социальному познанию.

Постановка проблемы. В термин «лень» вкладывают разнообразные и часто связанные с другими психологическими реалиями смыслы. В понятие лени выделяют 2 ее типа: психологическую лень (лень, которая основывается на чисто психологических проблемах человека) и физическую (этот тип показывает неспособность человека к каким-либо действиям). Основные причины психологической лени это: отсутствие мотивации, целей, слабое представление о способах выполнения деятельности. Но, конечно же, есть способы борьбы с ленью. Чтобы бороться с ленью, нужно определиться с тем, что мы подразумеваем, говоря, что нам лень …

Разработанность темы (что авторы написали на эту тему?) На тему лени деле написано немного научной литературы. Человечество еще до конца не осознало, что за истина скрывается за этим понятием.

Объект исследования: понятие лени.

Предмет исследования: психологические смыслы, которые вкладываются при использовании понятия «лень».

Цель: определить психологические смыслы, вкладываемые в понятие «лень».

Задачи:

  1. определить понятие лени;

  2. выявить типологию лени;

  3. подробно описать психологические типы лени;

  4. описать способы борьбы с каждым из типов лени.

Теоретическая новизна и практическая значимость.

Структура реферата. Реферат состоит из введения, главы с теоретическим обзором, заключения и списка литературы. Список литературы содержит …. научных и научно-популярных источников.


Глава I. Лень как психологическое понятие



    1. Определение понятия «лень» и её причин. Типология лени


Что-то про разнообразие подходов к определению лени.

Лень (от лат. Lenus — спокойный, медлительный, вялый) - это когда что-то надо сделать, а очень не хочется А это откуда?

«Лень - отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству» (ссылку на Даля).

Лень — это стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. И при этом терзаться мыслью: как победить лень? (журнал» Сделай себя сам!)

Петров Б.С. считает, что чаще всего лень является следствием перегрузки, то есть, сигналом, что надо отдохнуть. Могут быть также и причины медицинского характера - пониженное кровяное давление, низкий уровень сахара в крови, проблемы с сердцем и сосудами, и т.д. Внезапная лень - это тревожный симптом, повод задуматься и определить, что же с Вами происходит. И если не хочется что-то делать, это означает, что существует внутреннее сопротивление, опасение ненужного, бесполезного или даже вредного, в каком-то смысле, действия. Очень часто за ленью скрывается какой-то негатив - страх, беспокойство, чувство вины, и т.д. (Петров Б.С., 2013).
1.«Все ругают лень, борются с ней, осуждают ее, она неистребима как сама человеческая цивилизация. Почему люди стараются победить лень? Потому что она мешает им достигать поставленных целей. А почему люди не могут победить лень? Потому что это один из генетически заложенных в нас природных предохранительных клапанов, сдерживающих неуемное людское честолюбие и амбициозность.

Первоначальное предназначение лени - экономия энергетических ресурсов, которых так не хватало первобытному человеку. Бессознательная часть психики ненавязчиво, но твердо ограничивала избыточную активность сознания, придумывая всякие причины и отговорки, экономя силы и оставляя скудные ресурсы только для самого необходимого: борьбы, добывания пищи, секса и ряда других функций, непосредственно связанных с реализацией основных потребностей человека. Таким образом, Щербатых Ю. считает, что лень никогда не проявляется в связи с реализацией основных потребностей человека.

В основе лени лежат запрограммированные на уровне ДНК инстинкты, поэтому осуждать ее или бороться с ней так же бессмысленно, как осуждать нашу привычку ежедневно питаться или стремиться к продлению рода. Беда состоит в том, что этот инстинкт расположен в бессознательной части нашей психики, а правильно обращаться с подсознанием, нужно еще научиться. Я глубоко убежден, что только в гармонии сознания и бессознательного человек может, с одной стороны, достичь успеха в жизни, а с другой - не разрушить свое здоровье и психику. Посмотрите на статистику сердечно-сосудистых заболеваний - инфаркты, инсульты и артериальная гипертензия поражает самых трудолюбивых, успешных и амбициозных - лишенных природной лени. Это одна крайность, а на другом полюсе - тысячи "обломовых", которые только хотят, но ничего не делают, потому что они не научились сопротивляться той же самой лени. Истина, как это часто бывает, располагается посредине. С одной стороны, нужно уметь мотивировать себя на большие дела и героическую работу, находя в ней интерес, игру, соревнование и удовольствие, а с другой стороны, нужно уметь слушать голос своего бессознательного, и в определенные моменты "поддаваться" лени, которая, как и мифический "Тефаль", заботится о нас, только по- своему.» Юрий Щербатых
2. «Ради интереса я провела в сети небольшой опрос. Хотела выяснить, насколько представления о лени соответствуют психологическому взгляду на данный вопрос.

Получилось, что не соответствуют нисколько! (Понятно, что отвечали те, кто опросом заинтересовался, а не все подряд, но такое принципиальное расхождение меня удивило).

Люди считают, что лень - это либо временная, либо постоянная для кого-то напасть, непреодолимая вещь, которую все-таки надо как-то преодолевать. И что она чуть ли не мистическим образом овладевает человеком безо всякой причины. Как бы причина - это лень. Точка. Замкнутый круг.

Если же смотреть на лень с аналитической точки зрения, то это некая сила, вектор, который противодействует выполнению каких-то действий (от физических - заняться спортом, например, до ментальных - «лень думать о будущем»).

И тут уже можно почти совсем без мистики обойтись. У любого сопротивления есть причина, а чаще несколько. Вот, говорит, к примеру, человек, что лень спортом заняться. Вес лишний набирается, чем дальше - тем меньше хочется двигаться. Но если представить себе, что «предохранитель» в виде лени механически убрать, что будет? Человек похудеет, станет выглядеть симпатичнее, начнет привлекать внимание - может быть, зависть, может быть, сексуальный интерес. И вот тут уже может быть проблема. Ведь если привлек внимание и начались отношения, их надо строить, осваивать новые роли (а, возможно, этого человек и не умеет). Вполне может случиться, что завязавшиеся отношения окажутся недолговечны, и надо иметь силы и устойчивость, чтобы пережить потерю, расставание. А ведь многим настолько страшно терять, они так тяжело переживают подобные ситуации, что не заводить отношений - намного более безопасное и комфортное состояние. А вы тут со своим спортом! Страх - очень сильный тормозящий фактор. Ну, а если так в сути проблемы не разбираться, не смотреть вглубь, то на поверхности видна только картинка, которую объясняют ленью.

Или вот еще зарисовка, довольно часто встречающаяся. Когда я со студентами провожу занятия, всплывает не раз. Студент(ка), учится в некоем институте, чтобы получить диплом. Сессия уже скоро, а учеба не движется, курсовая «не пишется», книжки открыть «лень». Состояние как в том старом отечественном мультике, где Лень, помещенная в мешочек, попадала к разным животным. А все почему? Потому что мотивация «получить корочку» очень формальна, не наполнена интересом, смыслом, жизнью. И страх того, что без «корочки» не найдешь хорошей работы пока абстрактен и тоже не сильно мотивирует. И желание порадовать родителей своими успехами не всех двигает вперед (а часто имеет обратное действие - по типу подростковой протестной реакции - вам надо - ну так я наоборот сделаю!). Вот и выходит, что слабая, формальная мотивация проигрывает на фоне других, более актуальных и сильных желаний и потребностей.

Несколько слов о мистике. При психотерапевтической работе с генеалогическим древом выявляются семейные сценарии, которые повторяются из поколения в поколение. И если не выяснить, что это за сценарий, откуда и почему он сформировался, он может исподволь, подсознательно действовать на человека и ему кажется, что это рок, судьба, карма, или... непроходимая лень.

Так что, ленивые, ищите настоящую причину своей лени!» Наталья Карягина

3. С легкой руки Сержа Гингера (известный гештальт-терапевт из Франции) в психологию вошло понятие «бархатная терапия». Мои учитель - Валентин Криндач и Елена Соловьева, и я вслед за ними, развивают это направление уже много лет.

С точки зрения бархатной терапии любой т.н. «недостаток» несет какую-то важную и полезную функцию.

Итак, Лень-матушка. Предлагаю каждому читателю (вряд ли найдется хоть один человек, со своей собственной ленью не знакомый) поисследовать прямо сейчас - что же такое лень для него лично. Попробуем откровенно ответить себе на несколько вопросов.

Хорошо, если рядом найдется собеседник, который вас внимательно выслушает.

  1. Расскажите (или запишите) хотя бы одну ситуацию, когда лень вас сильно подвела. Какие чувства вы испытывали тогда, какие чувства у вас прямо сейчас?

  2. А теперь вспомните хоть одну ситуацию, когда лень вам очень-очень помогла, и если бы не она...и какие чувства в связи с этим?

  3. Творческая задача - какую функцию берет на себя Ваша лень? Что на самом деле она делает для вас полезного, как в связи с ее функцией ее можно переименовать?

Я не знаю, что получилось именно у вас в результате.

Внутренний сберегатель энергии, сигнализатор о необходимости отдыха, предохранитель от эмоционального выгорания, настройщик творческого начала, может что-то совсем иное?

Что бы ни получилось, я сильно сомневаюсь, что с этим надо в себе бороться. Очевидно, лень несет в себе какую-то полезную функцию, а мешает как раз то, что это функция либо проявляется чрезмерно, либо не к месту, либо не ко времени.

Предлагаю вместо борьбы - познакомиться и договориться. Тот же гештальт, арт или психодрама предлагают великолепные инструменты для этого.

Если прямо сейчас лень разыскивать психолога, который сможет вам в этом помочь, можно просто взять ручку и лист бумаги, и сотворить волшебство: пусть правая рука пишет, задает вопросы и отвечает от вас, а как только вы перекладываете ручку в левую руку, слово предоставляется лени, и уже она пишет, задет вопросы и отвечает ...

Уверяю вас, вы узнаете о себе много нового, интересного и полезного.

Убеждена, можно «приручить» любого «Дракона» внутри себя. ИНВИКА (Музалева Инна)

4. Однажды, было это достаточно давно, я стала задумываться над тем, почему родители, а потом и окружающие говорят мне иногда: «Ну что ты ленишься, это нужно делать и сделать!» Стала задумываться потому, что я не чувствовала себя при этом ленивой. Я готова была свернуть горы, «напоить» своей силой, энергией, весельем многих людей, но при этом не готова была доделывать именно то, о чем мне говорили. Точнее то, что меня пытались заставить сделать...

Поэтому достаточно рано стала исследовать лень. Что это? «Двигатель прогресса», как утверждает поговорка, активное желание «вставлять палки в колеса» требованиям окружающих или что-то малопонятное, о чем «шепчет» нам организм?

И первое, к чему я пришла: лень - это не порок, недостаток или попытка отомстить родителям, коллегам, начальству, а то и человечеству в целом. Лень - это защитная реакция организма, которая проявляется, когда мы не замотивированы, когда устали, когда идем за интуицией вопреки здравому смыслу. Например, ленимся делать, руководствуясь исключительно ощущениями, что сейчас это делать не стоит, потому что не принесет ожидаемого эффекта. И все это ЛЕНЬ.

С тех пор я подружилась со своей леньюlaughing и стала воспринимать ее как помощника, который подкидывает мне подсказки, что, когда и с кем делать. А для своих читателей и клиентов однажды написала развернутую статью «Вся правда о лени», которую вы можете увидеть внизу этой страницы. Екатерина Мануковская, психолог, журналист, on-line психолог, гештальт-терапевт, автор on-line психологических курсов, тренингов, статей, книг, г. Воронеж.
5.Лень - качество характера, оправдывающее бездействие человека в отношении чего-либо. Звучит со слегка негативным социальным оттенком и в то же время человек, употребляющий это понятие, как будто заявляет: да, я такой, вот с недостатками - открыто признаю это. А тот, кому он это говорит, начинает чувствовать себя как будто даже выше, значимей. Ведь ему-то не лень. Ну а если обоим лень - это значит овчинка не стоит выделки в их представлении. То действие, которое нужно совершить не является столь уж важным.

Мыслители по разному относились к такому качеству как лень. Паскаль считал лень и самомнение источником всех пороков. Франклин писал, что «лень - это ржавчина ума и тела». А О. Уальд отмечал, что «это ужасно тяжелая работа - ничего не делать».

Но так ли плоха лень как ее представляют?

Если бы у нас не было этой причины в запасе, то мы могли бы без устали заниматься теми делами, которые на самом деле для нас не важны и не интересны. Почему-то когда нас ожидает сделать действительно что-то интересное и значимое, нам и в голову не придет сказать: «мне лень».

Говорят, что лень - двигатель прогресса. Если бы было не лень, мы бы так и могли продолжить передвигаться только на своих двух ногах и выживать за счет физической силы....

Представьте ситуацию: человек узнает, что он смертельно болен и ему осталось жить совсем мало времени. Интересно, в этой ситуации может ли человек сказать по отношению к какому-либо событию в своей жизни: мне лень это делать, оставлю-ка я это на потом... Или что-то оставить без внимания... Отмахнуться, закрыть на что-то глаза, оправдывая это ленью.

Вряд ли. Только, когда мы забываем о том, что времени на эту жизнь отведено не столь уж много, мы можем по-настоящему говорить о лени и верить в неё.

Когда мы вспоминаем о том, что каждое мгновение важно, мы можем находить и другие причины для себя, чтобы не тратить его впустую и заниматься тем, что действительно значимо для нас. Екатерина Анкина, психолог, консультант, тренер, г. Екатеринбург.
6.На мой взгляд, лень представляет собой одну из оболочек тревоги: когда нечто должно быть сделано, но по каким-то причинам постоянно откладывается, очевидно, вызывает неспокойствие. Как несовпадение должного и реального всегда провоцирует невротическую навязчивость, за которой стоит тревога.

Лень наиболее ясно демонстрирует качество любого симптома как компромиссного образования, сопрягающего удовольствие и неудовольствие. Нет сомнения в том, что леность доставляет определённые блага и оправдывает бездействие, однако, вместе с тем, лентяй получает и тревогу как прибавочный продукт работы своего симптома. Именно в лени неподвижность, скованность, характерная для любого симптома, выступает на первый план.

Таким образом, лень является симпотом-указателем на объект тревоги, тот объект, который удерживает значительную часть психической энергии и сковывает активность человека, тот привилегированный объект, который вплетён в историю становления субъекта и судьбу его влечений. Поэтому лень может явиться хорошим отправным пунктом для психического анализа тревоги и объектов влечений. Дмитрий Ольшанский, частный психоаналитик, г. Санкт-Петербург.

7.Лень является выученным поведением ребенка в семье происхождения. В основе любого выученного поведения лежат аутентичные (истинные) чувства, аутентичные способы поведения. И когда мы говорим про аутентичные чувства: радость, печаль и боль, страх, гнев, то имеется в виду, что все остальные чувства и поведение настраиваются в процессе воспитания. Аутентичные чувства, отличаются от рэкетных (неаутентичных) тем, что позволяют нам решать проблемы, связанные с выживанием, ростом и отделением ребенка от семьи происхождения. Лень закрывает мощные витальные потребности человека. И вместо того, чтоб испытывать гнев, страх, естественные потребности в отделении и личностном росте, человек уходит в пассивность. И здесь я думаю, что лень, как особая поведенческая форма, часто закрывает собой очень много чувств. Возможно, гнев и страх, т.к. испытывать лень и пассивность ребенку гораздо безопаснее, чем испытывать гнев на родителя, отделяться и достигать целей. Поэтому с ленью следует скорее не бороться, а бережно, в процессе терапии, проходить к истинным чувствам, которые закрыты ленью и пассивностью.

И, конечно же, в каждом отдельном случае, под ленью будут спрятаны какие-то свои, присущие только этому человеку чувства. Все же, основа лени это уход человека в пассивность, для того чтобы не испытывать тревогу отделения от родителей, или гнев, связанный с запретом родителей жить и действовать самостоятельно в мире. Ольга Кривова

 

8.Под словом «Лень» обычно подразумевается отсутствие энергии для того, чтобы заняться какими-то делами. Причины этого явления могут быть самые разные.

Во-первых, слабое желание, недостаточное, чтобы заставить человека потратить на дело какое-то количество энергии. С этим часто сталкиваются родители, обвиняющие своих детей в лени. Но в действительности, дети просто не хотят выполнять чужие желания - родителей, педагогов, а на реализацию собственных желаний энергии у них всегда хватает!

Во-вторых, реализации проекта может мешать неуверенность, что получится что-то стоящее. Логика примерно такова: «Я потрачу время и силы, но того, что хочется, все равно не получу! Так зачем вообще что-то начинать?» Такая лень свойственна людям с «комплексом отличника», которые привыкли все делать «на пятерку с плюсом», либо не делать совсем.

В-третьих, количество энергии определяется общим состоянием здоровья и особенностями нервной системы человека. Есть люди, у которых в руках «все горит», они могут делать 7 дел одновременно, а есть такие, для которых сделать что-то одно - уже подвиг! В этом случае не стоит грызть себя за бездеятельность - на это тоже расходуется энергия! Лучше проконсультироваться со специалистами по поводу корректировки состояния здоровья, что можно сделать, чтобы энергии стало больше.

В-четвертых, энергию могут «оттягивать» на себя незавершенные дела. Это могут быть резко оборванные отношения, порождающие множество мыслей и эмоций к себе и партнеру или различные проекты (на работе или дома) в разной степени разработанности. Если точка не поставлена, результат не готов - на поддержание этих дел уходит много энергии. И это также может восприниматься как леность.

Есть и другие причины, лежащие в основе «Лени», что является причиной в каждом конкретном случае лучше всего определить в личной консультации с психологом. Галина Колпакова

Типы лени (ссылка):

Списком дать типы лени.

Ниже подробно описаны все выделенные типы лени (ссылка).

1. Лень как "двигатель прогресса". Кстати, данное выражение употребляется как бы с иронией - мол, оправдание для лодырей. Да, безусловно, человек, которому лень вставать и переключать те же каналы на ТВ, так или иначе явился "потребителем и заказчиком" того же пульта дистанционного управления. И для этого "ленивого заказчика" тысячи инженеров изучали (и изучают) физику инфракрасных волн, электронику, кибернетику, химию кристаллов – чтобы изобрести и все время совершенствовать этот пульт; десятки тысяч рабочих паяли и паяют эти кристаллы и делают сами пульты, чтобы "ленивый заказчик" мог переключать ТВ-каналы, лежа на диване.

А если серьезно – то капитализм в его примитивно-рыночной вариации постепенно приходит к противоречию с прогрессом. Потому, что прогресс продвигают люди умные и как раз не ленивые (прежде всего не ленивые интеллектуально): рассчитывая при этом заработать на людях "более ленивых", продавая им плоды своего труда для облегчения их жизни. Но со временем объем товара достигает таких значений, что ленивые уже не в состоянии компенсировать вложенный в эти товары труд деньгами: они просто такого количества денег не заработали. Поэтому прогресс наиболее активно развивается в тех странах, где лениться в основной своей массе не принято.
Безусловно, по жизненным и потребительским мотивациям люди все разные: среди потребителей и производителей есть те, кто ориентирован только на сегодняшние потребности (по принципу "день прошел – и слава богу"), ничего не делая "для завтра"; а есть те, кто хочет завтра жить лучше – и сегодня готов для этого вкалывать, улучшая как свою жизнь, так и жизнь других. Соотношение этих групп в разных социумах разное: мы сейчас находимся, можно сказать, на переломе, и честно говоря, я даже не возьмусь прогнозировать, куда нас качнет в ближайшее время.

А если уж говорить о двигателе прогресса – то любой конструктивный подход к решению проблемы правильнее называть не ленью, а желанием решить конкретную проблему оптимальным способом, без лишних трудозатрат. Точно так же бессмысленно называть лентяем человека, который, получив какое-то задание (на работе, в школе, в семье), не спешит его выполнять - но не потому, что ленится; просто вначале ему хочется избрать наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступить к непосредственным действиям.

2. Лень как защитная реакция организма. Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. У физиологов есть такой термин: "охранительное торможение". Суть его в следующем: тот, кто долго работает на износ, однажды не найдет в себе элементарных сил - организм просто откажется ему подчиняться. Вдруг захочется поваляться на диване с книгой, поболтать с друзьями по телефону или в Сети, да в крайнем случае просто поспать в незапланированное дневное время. Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками" - по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик говорит себе: "Что-то я нынче разленился, это нехорошо". И постепенно зарабатывает как минимум чувство вины в том, что он "лентяй". А некоторые особо волевые личности "борются с собой", заставляя себя в такие периоды встать с кровати и работать. При этом продуктивность и качество работы резко падают (неудивительно), недовольство собой растет, что опять приводит к падению продуктивности и так далее.
То же самое происходит. когда организм пытается восстановиться хотя бы частично - то есть рабочий процесс идет, но со сниженной интенсивностью. И человек опять начинает себя корить, засиживается сверхурочно, чтобы наверстать свой медленный темп, от усталости делает все еще медленнее, допускает больше ошибок и т.п. Вроде работает, а результатов нет. Получается одна "имитация бурной деятельности", причем откровенно вредная для здоровья.
Кстати, иногда такой защитной реакцией на сегодняшний день является… болезнь. Поначалу недуг может оказаться пустяковым, а то и вовсе надуманным, но впоследствии недомогание может обретать все более реальные признаки, а затем примет затяжной характер и начнет переходить в соматизированную депрессию . И вы получите глубоко больного человека, у которого никогда не бывает хорошего самочувствия и поэтому очень сложно что-то с него потребовать.

Лень как признак несоответствия характера деятельности и структуры личности. Например, если демонстративного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с разными людьми - у них вскоре пропадет желание делать такую работу. Им будет отчетливо некомфортно работать в условиях, не соответствующих их структуре личности.

Лень (точнее, апатия) как признак так называемой циклоидности (периодической смены активности и депрессии), наступающая именно в депрессивной фазе. Циклоид в фазе активности может делать несколько дел подряд, а в фазе депрессии не выполняет даже то, что обязан делать по договорам (которых нахватал в активной фазе). Кстати, циклоидность часто характерна для людейДеятельного типа личности.

Лень (апатия) как признак собственно депрессии, а точнее – ощущения "что бы я ни делал для решения своих проблем, все равно ничего не изменится". Такая апатия часто характерна для состоянияличностных и финансовых кризисов. Ибо чтобы для выхода из кризиса, согласно известной притче, "сбить из молока масло, чтобы не утонуть" –  нужно прежде всего знать, куда именно "колотить ногами": потому что можно последний остаток сил растратить впустую. Особенно если ваша кризисная ситуация всяко сложнее горшка с молоком. Посему для преодоления такой "лени" тоже необходима помощь в диагностике – как минимум в ответе на вопрос "как быть и что делать, чтобы получить желаемый результат". Потому что сделать что-то для изменения ситуации можно практически всегда, важно знать – что именно делать и в каком направлении двигаться. Такую работу мне тоже часто приходится проводить с клиентами на консультациях.

Лень как условная приятность: не хочется изменять то, что вам так или иначе хоть бессознательно, но выгодно. Например, можно страдать по поводу избыточного веса, но избавляться от него лень: если похудеть, на что же тогда жаловаться, и чем же объяснять свои неудачи в личной жизни? Можно переживать, что у вас апатия, но в глубине души полагать, что как только апатия пройдет – вам придется идти на работу, которую вы терпеть не можете, - а вам не хочется. И так далее, и тому подобное. Это самый психотерапевтически неподатливый вид лени: потому, что сам "ленивец", как правило, не очень-то заинтересован от нее избавляться.

Лень как отсутствие мотивации. Как правило, это следствие бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идет и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется. Скажем, родители жалуются на ленивого ребенка, который им не помогает, не хочет учиться и т.п; муж обвиняет жену, что она запустила дом; жена ругает мужа, который целыми днями на диване валяется и ей ни в чем не поможет… А уж про начальника, который гневается на подчиненных за недостаточное рвение на рабочем месте, и говорить нечего.
Но в таком случае следует разобраться: а самому человеку нужна та работа, которую его принуждают делать? Скажут ли ребенку за помощь хотя бы простое спасибо? Понимает ли подросток, зачем ЛИЧНО ЕМУ надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей? Хочется ли жене наводить порядок в доме, в котором она не хозяйка? Приятно ли мужу быть у жены "на посылках"?
Что касается лени на рабочем месте, так нередко подчиненным распоряжения начальника кажутся откровенно бесполезными, или сотрудники не имеют никакой заинтересованности в выполняемой работе (мол, все равно пойдет в корзину, или за это явно не заплатят соответственно вложенному труду).
Строго говоря, ведя речь об "отсутствии мотивации", следует различать мотив и стимул. Это вещи разные.
Стимул в его изначальном значении – это острая палочка, которой древнеримский погонщик тыкал волов, когда они недостаточно быстро тащились с поклажей по древнеримским улочкам. сейчас этот термин употребляют в самых разных значениях, но как правило, "стимулирование" на поверку означает как раз именно это: когда вас, простите, "тыкают острой палочкой" в какое-нибудь мягкое место, чтобы заставить вас сделать то, чего вы не хотите. И основной принцип стимулирования – "Если ты не сделаешь это, тебе будет хуже".
А мотив – это положительная заинтересованность в процессе и результате, это уверенность в том, что совершив какую-то работу, человек сможет к своему удовольствию воспользоваться плодами своего труда. Основной принцип мотивации – "Если ты сделаешь это, тебе будет лучше".
И здесь очень важно, ставя перед собой задачу "преодолеть лень работника или члена семьи", понимать, что для конкретного человека эффективнее: мотивирование или стимулирование? Важна поначалу диагностика (хотя бы с помощью той же классификации по жизненным мотивациям), а потом уже непосредственное приложение сил. Причем перепутать эти два способа и применять не по назначению как один, так и другой – одинаково чревато всякими неприятными последствиями и порой может вызвать обратную реакцию. Поэтому мне часто приходится в кабинете помогать клиентам в такой диагностике.

Но пожалуй, самая страшная разновидность - это леность ума, или интеллектуальная лень. Когда просто лень подумать - что, как и зачем будешь делать. В этом случае человек катится по жизни по инерции, даже если ему его модус жизни уже стал неприятен. Но чтобы его изменить, нужно этим озаботиться - а думать ему лень. Можно сменить работу на лучшую - но это ж надо вести массу переговоров, размышлять, куда и когда позвонить, как о себе рассказать - а думать об этом лень. К тому же для высокооплачиваемой работы нужны новые навыки, а осваивать их - лень. Или ребенок, делая те же уроки, тупо вызубривает "от сих и до сих", а что именно он выучил и как это можно в жизни применить - подумать лень. И так далее, и тому подобное, увы. Вот именно такая лень опаснее всего. Но, как правило, страдающие ею вовсе не считают себя лентяями, от наличия у них такой лени не мучаются и обвиняют одних только окружающих в том, что у них самих в жизни все не так, как они бы хотели. Кстати, одна из самых известных поговорок - "Лень, отвори дверь, сгоришь; хоть сгорю, да не отворю!" - именно к данной разновидности лени подходит больше всего: человек будет мучить других и мучиться сам, но поразмыслить, ПОЧЕМУ у него в жизни все так плохо, и хоть как-то озаботиться самому, чтобы ему было лучше - опять-таки лень! А если при лености ума присутствует тяга к активной деятельности (по принципу "что тут думать - трясти надо"), мы получаем то самое, что грубо обычно называют "дурак с инициативой".(http://www.naritsyn.ru/laziness.htm)
Можно назвать следующие причины лени и, соответственно, пути ее преодоления:

1. Низкий уровень мотивации (не уверен, что надо это делать; делаю для кого-то, а нужно ли?; думаю, что это мог бы сделать и кто-нибудь другой; и т.д.). В этом случае необходимо повысить мотивацию: обдумать, зачем это нужно; дорог ли или нужен ли Вам человек, для которого Вы это делаете?

2. Нехватка силы воли: знаете, что сделать все равно придется, а заставить себя не можете. В этом случае главное - начать, например, с чего-то попроще, и дело пойдет. В этом - 50 % успеха.

3. У человека стиль деятельности, похожий внешне на лень. Долго думает, как лучше сделать, а потом начинает и быстро делает. У меня, например, если работа в голове не сложилась, ничего не выходит. Зато, если все придумал, - делаю быстро и хорошо. Известно, что 80 % любого задания, любой работы можно сделать за 20 % отведенного для этого времени.

4. Интуитивная лень, когда, в конце концов, выясняется, что и делать не надо было. В одном старом советском фантастическом романе секретарь академика применял правило трех гвоздиков. На первый гвоздик он вешал записку с заданием, но не выполнял его. Если начальник напомнил - перевешивал на второй гвоздик, но не делал. А вот когда получал нагоняй - перевешивал на третий гвоздик и выполнял. А что - хороший метод.

5. Лень как источник удовольствия: работаете - ловите кайф от работы, ленитесь - ловите кайф от лени. Тут уж выбирайте, какой кайф круче!

6. Лень как боязнь ответственности - а вдруг не так сделаю, позору-то сколько! Это закладывается еще в детстве, когда папа с мамой ограждают дитя от всяких ответственных дел и решений. Придется учиться брать ответственность на себя, уговорить себя, типа - не боги горшки обжигают, и т.д.

7. Лень как следствие усталости. Отдохните - все пройдет.

8. Лень от понимания отсталости, ненужности, замшелости своего дела. В этом случае лень - двигатель прогресса. Не хотите ходить пешком или трястись в повозке - изобретите автомобиль. Иногда лень возникает, если нужно сделать что-то очень важное, но трудное (Петров Б.С., 2013). Разделить материал на 1 и 2 параграфы
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Психология лени iconРеферат Психология лени
Актуальность проблемы исследования. В наше время многие люди употребляют понятие лени, но так до конца и не понимают, что же за смысл...
Реферат Психология лени iconРеферат. Примерная тематика вопросов для зачета и тем рефератов по курсу «Психология»
Все аспиранты гуу в процессе обучения прослушивают курс «Психология», сдают по нему зачет и пишут (защищают) реферат
Реферат Психология лени iconКлассный час «О лени и лентях» Цель классного часа: обсудить с ребятами...
Цель классного часа: обсудить с ребятами проблему человеческой лени и сделать собственные выводы о том, как можно преодолевать собственную...
Реферат Психология лени iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Реферат Психология лени iconПрограмма интегрированного курса по формированию здорового образа...
«В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда...
Реферат Психология лени iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Реферат Психология лени iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Реферат Психология лени iconУчебный курс «Социальная психология»
Специализации: организационная психология, психология менеджмента, психологическое консультирование, клиническая психология, юридическая...
Реферат Психология лени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика...
Реферат Психология лени iconРеферат по психологии личности на тему: «Джон Келли психология личности»...
...
Реферат Психология лени iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Реферат Психология лени iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Реферат Психология лени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами «Анатомия и физиология...
Реферат Психология лени iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Реферат Психология лени iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная...
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...
Реферат Психология лени iconПрограмма «Психология труда, инженерная психология и эргономика»...
Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск