Дипломная работа





НазваниеДипломная работа
страница1/6
Дата публикации22.02.2015
Размер0.69 Mb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Психология > Диплом
  1   2   3   4   5   6
ГБОУ города Москвы Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Дипломная работа

Дивергентное мышление у подростков



Автор: ученица 10 класса «А»

Константиниди Лариса

Руководитель: Савина О.О

Москва

2013-2014

Оглавление…………………………………………………………………………………….2

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретический анализ понятия дивергентное мышление…………………………6

    1. Определение понятия «дивергентное мышление»…………………………...6

1.2. Изучение дивергентного мышления в отечественной и зарубежной психологии и его сущность……………………………………………………………..7

    1. Разница между конвергентным (вертикальным) и дивергентным (нестандартным) мышлением…………………………………………………..9

1.4 Фундаментальные свойства дивергентного мышления, его диагностика и развитие………………………………………………………………………………………..13

1.4.1. Свойства дивергентного мышления……………………………………...13

1.4.2. Диагностика дивергентного мышления. Разработки различных психологов………………………………………………………………………...14

1.4.3. Развитие дивергентного мышления и условия для его развития ………19

    1. Характеристика личности, обладающей дивергентным мышлением……….24

    2. Особенности мышления у подростков………………………………………...26

    3. Особенности мышления подростков в плане дивергентности………………27

    4. Теоретические выводы…………………………………………………………28

Глава II. Эмпирическое исследование дивергетного мышления  у младших и средних подростков……………………………………………………………………………………..29

2.1. Постановка проблемы……………………………………………………………..29

2.2. Методы и методика исследования………………………………………………..30

2.3. Результаты и обсуждение результатов…………………………………………...32

2.4. Выводы……………………………………………………………………………...40

Заключение…………………………………………………………………………………….41

Список литературы……………………………………………………………………………43

Приложения……………………………………………………………………………………47


Введение

Актуальность. В связи с определением Федеральным стандартом личностного типа образовательных результатов важно уделять особое внимание развитию творческих способностей детей и подростков. Актуальность работы обусловлена тем, что, с одной стороны, система школьного образования подчинена глобальной задаче – интеллектуальному развитию личности. Однако, с другой – сложившаяся система в большей мере ориентирована на развитие формальной логики, а не гибкого, продуктивного мышления. Именно такое мышление нужно для того, чтобы решать сложнейшие задачи, выдвигаемые жизнью. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Поэтому такой избирательный тип мышления необходимо сочетать с созидательными качествами творческого мышления.

Кроме того, современная форма итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ предполагает обязательное развитие дивергентного мышления, дающего возможность видеть варианты решения одной и той же задачи, проверять правильность каждого. Без сформированности дивергентного мышления выпускнику практически невозможно выполнить ряд заданий повышенного и высокого уровня сложности. Учитывая это, педагогам необходимо выбирать и разрабатывать адекватные средства формирования творческого мышления, т.к прежние не отвечают образовательной парадигме нового времени.

Однако, в некоторых школах подошли к пониманию этого и сделали уклон в обучении на творческое мышление, но дело ограничилось расплывчатыми и абстрактными идеями.

Теоретическая разработанность. Поворотным пунктом в современных исследованиях дивергентности принято считать 1950 г. [10, с.35-39] Это связано со вступительной речью нового президента Американской психологической ассоциации Дж. Гилфорда. Хотя его доклад назывался "Креативность", с течением времени многие психологи стали понимать креативность и дивергентное мышление как синонимы, поскольку, по мнению Дж. Гилфорда. креативность локализуется прежде всего именно в факторах дивергентного мышления. Являясь центральным понятием концепции Дж. Гилфорда, дивергентность( необходимость ее концептуального наполнения, обоснования при введении в систему) выступает в качестве эпицентра его теории.[5, c.7]

Практическая значимость. Показана возможность развития дивергентного мышления подростков; описаны условия для его развития.
Постановка проблемы. Проблема заключается в преимущественном развитии логического (конвергентного) мышления в ущерб творческому (дивергентному). Внедрение практического творческого мышления в школьное образование не повсеместное явление.

Гипотезы исследования:

1) у девушек уровень дивергентного мышления выше, чем у юношей;

2)существуют различия в уровне дивергентного у младших и средних подростков. У ребят 8 класса уровень дивергентного мышления выше, чем у учащихся 6 класса.

Объект. Креативная деятельность у подростков

Предмет. Невербальные компоненты дивергентного мышления

Цель: Выявить особенности развития дивергентного мышления у учеников 6,8 класса ГБОУ гимназии 1505

Задачи:

1. Определить понятие дивергентного мышления. Описать различия дивергентного и конвергентного мышлений. Осуществить теоретический анализ диагностики дивергентного мышления подростков. Проанализировать представления ученых, психологов об условиях развития дивергентного мышления.

2. Описать методики развития дивергентного мышления и апробировать одну из них.

3. Подобрать адекватные методики для выявления дивергентного мышления у подростков.

4. Сравнить дивергентное мышление учеников 6-8 классов. Описать результаты.

I. Дивергентное мышление как психологическое понятие

1.1. Определение понятия "дивергентное мышление"

Дивергентное мышление – это мышление, которое стремится решить проблемы очевидно нелогичными средствами; процесс и готовность смотреть на вещи по-другому. Образ мыслей, который ищет решение трудной проблемы через неординарные методы или элементы, которые обычно игнорируются логическим мышлением.

Эдвард де Боно, автор знаменитой концепции латерального мышления, различает два метода мышления. Он определяет конвергентное (вертикальное) мышление, которое работает на основе логики и последовательности. Но также он выделяет латеральное (дивергентное, нестандартное) мышление. Это метод креативного мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач.[24] Он заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Латеральное мышление подразумевает разрушение очевидной последовательности, и нахождение решения от «другого угла».

Когда человек сталкивается с быстро развивающимися, изменяющимися тенденциями, жестокой конкуренцией и потребностью творить чудеса, несмотря на ограниченные средства, он нуждается в нестандартном мышлении.

В таком контексте, «дивергентное мышление» является синонимом понятий: «латеральное мышление», «творческое мышление», «креативное мышление» и «нестандартное мышление». И потому последующие не рассматриваются в качестве особых, самостоятельных видов мышления, они не обладают отдельным статусом.

Основoй дивeргентнoгo мышления является инсaйт1. Его рaзвитие нe дoлжно быть рeзультатом удачи или титанического труда. Доказанные методы Эдварда де Боно обеспечивают преднамеренный, систематический процесс, приводящий к активизации творческого мышления, которое будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Креативное мышление не всегда является талантом, данным от рождения, это умение, которое может быть изучено.

Сегодня, человечеству как никогда требуется оптимальный результат любой работы, выполненной в кратчайшие сроки. Это, безусловно, важно, но этого недостаточно. Творческий потенциал и инновации - единственные двигатели, которые будут стимулировать длительность и глобальный успех.

Нестандартное мышление также помогает человеку в стратегическом планировании и помогает думать вне логики повседневных проблем.

Поэтому люди нуждаются в дивергентном мышлении.
1.2.Изучение дивергентного мышления в отечественной и зарубежной психологии, и его сущность

Многие психологи (как отечественные, так и зарубежные) говорят о прямой зависимости интеллекта и творческого мышления. В настоящее время существует три основных взгляда на соотнесение творческого мышления с интеллектом. Согласно первому мнению, мнению таких психологов, как Д.Б. Богоявленская [4, 36-50, c.77], А.Маслоу [11, часть IV], как таковых творческих способностей нет, а интеллектуальная одаренность – необходимое, но недостаточное условие творческой активности личности. Условиями для возникновения творческого поведения, в основном, являются мотивация, и некоторые личностные черты (например, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях).

Те, кто поддерживает вторую точку зрения, считают, что уровень креативного мышления не зависит от интеллекта, а является самостоятельным фактором. Это значит, что даже, если между уровнем развития интеллекта и уровнем креативности есть взаимосвязь, то она незначительная. Данное мнение разделяют Дж. Гилфорд, Г. Грубер [10].

Наконец, третье мнение о взаимосвязи творческого мышления и интеллекта основано на том, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.

Когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен и независим. Так полагают Р. Уайсберг, Г. Айзенк [1, c. 111 — 131].

Также, для исследования дивергентного мышления существенное значение имеют теоретические положения отечественного академика А.М. Матюшкина. По его мнению, полная структура продуктивного мыслительного акта подразумевает под собой порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи, а также поиск решения и его обоснование. Причем звено порождения проблемы рассматривается как наиболее специфическая характеристика творческого процесса мышления. [12, c. 128-141]

В психологических исследованиях Е .Рензули, Л. Волланс дивергентное мышление рассматривается как основополагающая черта личности. Интересна позиция Ж. Пиаже, рассматривающего дивергентное мышление во всеобщей форме как опосредованную воспитанием и личным опытом самостоятельность мышления и действия.

Самостоятельность дивергентного мышления выражается в умении оперировать представлениями с постоянным добавлением своих фактов к суждениям и умозаключениям. Самостоятельность проявляется во всех отношениях — в поступках, в логике интеллектуальных действий, осуществляемых людьми. Мысли человека являются источником его собственной свободной умственной деятельности. В развитии самостоятельности первостепенное значение играют вопросы дивергентного типа, предполагающие, что ученик не имеет на них готовых ответов и мысль его работает над заведомо новыми вопросами в их определенной независимости от знаний и опыта обучения. [36]
Поворотным пунктом в современных исследованиях креативности принято считать 1950г. Это связано со вступительной речью нового Президента Американской психологической ассоциации Дж.Гилфорда. Хотя доклад Гилфорда назывался "Креативность", с течением времени многие психологи стали понимать креативность и дивергентное мышление как синонимы, поскольку, по мнению Гилфорда, креативность локализуется, прежде всего, именно в факторах дивергентного мышления. Являясь центральным понятием концепции Гилфорда, дивергентность выступает в качестве эпицентра его теории.[5,№2–c.7] В исследованиях Е. Торренса, Д. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Груббера подчеркивается, что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности. Кроме этого, дивергентность активизирует способность оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать полученный материал. [37]
Таким образом, дивергентное (многовариантное, альтернативное) мышление является противоположностью линейному мышлению. Для него характерно отсутствие жёсткой связи между явлениями, причинами и их следствиями


1.3.Сравнительная характеристика конвергентного и дивергентного мышления

Дивергентное мышление используется человеком тогда, когда нужно выдать множество решений на основе одних и тех же данных, в то время как конвергентное– это фокусировка на главном решении.

Сравнительная характеристика конвергентного и дивергентного мышления представлена в таблице №1.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломная работа iconДипломная работа
Мамзеров Д. В., навигация и интерфейс в средах виртуальной реальности, дипломная работа
Дипломная работа iconДипломная работа по теме: “ Интерактивная база данных по дендроклиматологии” Работу
Моя дипломная работа очень актуальна, потому что дендроклиматология – малоизученная и малоизвестная область биологии. Дендроклиматология...
Дипломная работа iconДипломная работа содержит 104 листа, 6 таблиц, 35 рисунков. Тема:...
Данная дипломная работа посвящена проблемам разработки и внедрения устройств связи высокочастотного и сверхвысокочастотного диапазона....
Дипломная работа iconНазвание организации
Заголовок «Дипломная работа» или «Курсовая работа»: Times New Roman, 14 (вопреки П. 113), по центру. Затем – 2 пустые строки
Дипломная работа iconРеферат. Содержание
Дипломная работа (далее просто работа) выполняется на листах формата А4 с размерами полей: сверху – 20 мм, снизу – 20мм, справа –...
Дипломная работа icon2 требования к содержанию работы
Дипломная работа (далее просто работа) выполняется на листах формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: правое – 10 мм, верхнее...
Дипломная работа iconДипломная работа

Дипломная работа iconРеферат. Содержание
Дипломная работа (далее просто работа) выполняется на листах формата А4 с размерами полей: сверху – 20 мм, снизу –20мм, справа- 15мм,...
Дипломная работа iconДипломная работа пгу 030501

Дипломная работа iconКнига 1
Объем работы – реферат от 12 до 25 печатных листов, курсовая работа – от 20 до 30 страниц, дипломная работа 60-70 страниц компьютерного...
Дипломная работа iconТребования к дипломной работе учащихся 10 11-х классов
Дипломная работа заключительная работа учебно-исследовательского характера, выполняемая оканчивающими университеты, экономические,...
Дипломная работа iconЛатинские заимствования в современном русском литературном языке (дипломная работа)

Дипломная работа iconДипломная работа Создание программы помогающей изучать английский язык

Дипломная работа iconДипломная работа на тему: «Совершенствование организации поддержки...
Дипломная работа «Совершенствование организации поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальном районе на примере...
Дипломная работа iconДипломная работа
Соответствие современной интернет-рекламы психологическим особенностям подростков
Дипломная работа iconДипломная работа не менее 65 страниц без приложения
Курсовая работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 Х 297 мм). Иллюстрированный материал (таблицы, схемы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск