Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет» Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра общей и практической психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ АНТРОПОЛОГИЯ
для студентов психологического факультета Специальность 030301 - Психология, квалификация специалиста Курс 1 заочной формы обучения (полный срок обучения, 1 семестр)
Москва
2009 г.
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на
заседании кафедры общей и практической психологии
(Протокол № 1, от 25.08. 2009 г.),
на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений
(Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати
Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ
Автор-составитель:
Доцент Волосков И.В..
Заведующий кафедрой:
Доктор психологических наук, профессор Е.С.Романова
Часть 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Пояснительная записка
Программа курса «Антропология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология». Курс рассчитан на 150 часов.
Программа дисциплины «Антропология» предназначена для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Психология». Дисциплина изучается в первом семестре. Данный курс является одним из основных в цикле общеобразовательных курсов, посвященных проблемам происхождения и биологической природы человека. С одной стороны, курс опирается на уже полученные студентами знания по биологии, зоологии, анатомии и физиологии, психологии, анатомии и физиологии высшей нервной деятельности, с другой – он является принципиально новым, поскольку расширяет представления студентов о биологической природе человека.
Цель курса: формирование у студентов представления о человеке как био-психо-социо-эколого- космическом существе.
Задачи курса:- обобщение теоретических знаний студентов, полученных на основе гуманитарных (психология, культурология, философия) и естественных наук (биология, зоология);
- расширить представление о биологической природе человека, ее становлении и развитии;
- сформировать теоретические знания о механизмах и природе биологической, физиологической, генетической адаптации человека к окружающей среде;
- дать представление о закономерностях возникновения и развития человека;
- сформировать знания о закономерностях и этапах биологического развития человека;
- обобщить и расширить знания студентов о системе взаимосвязей между человеком и экосистемой.
По окончании курса студент должен:
- знать основные современные концепции возникновения человека;
- основные этапы эволюции современного человека;
-современные теории возникновения и развития рас;
- современные подходы к определению и классификации конституций;
- основные особенности и закономерности индивидуального развития человека;
- основные современные проблемы взаимодействия человека с экосистемой и пути их решения.
В программе для каждой теме имеется ее краткое содержание, рекомендованная литература, вопросы для самоконтроля, тестовые задания. В конце программы даны примерные вопросы для экзамена и тематика докладов и курсовых работ. 1.2 Содержание учебной дисциплины Раздел 1. Введение. Тема 1. Место общей антропологии в системе гуманитарных наук.
Объект и предмет общей антропологии. Связи общей антропологии с культурной, социальной, политической, культурной, педагогической, психологической, экологической антропологией. Связи общей антропологии с биологическими, историческими, социальными науками. Структура общей антропологии. Методы общей антропологии.
Литература:
1.Бунак В.В. Антропометрия. Практический курс. М., 1941
2.Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1978
3.Хомутов А.Н., Кульба С.Н. Антропология Ростов-на-Дону., 2007
4. Хрисантова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология М., 1991
Тема 2. История развития антропологических учений
Роль античных философов Анаксагора, Сократа, Платона, Аристотеля в становлении антропологического учения. Роль древней египетской цивилизации в становлении естественнонаучного знания о человеке. Роль Возрождения в процессе формирования естественно-научной картины мира и биологических представлений о человеке. Роль географических открытий и колонизации в становлении учения о расах. Роль дарвинизма в становлении эволюционной антропологии.
Литература:
1.Бунак В.В. Антропометрия. Практический курс. М., 1941
2.Волосков И.В. Антропология. Электронный ресурс. www. mgpu.ru
3.Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1978
4.Хомутов А.Н., Кульба С.Н. Антропология Ростов-на-Дону., 2007
5.Хрисантова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология М., 1991 Раздел 2. Эволюционная антропология. Тема 1. Положение человека в животном мире.
Появление высших приматов и человека как закономерного процесса развития животного мира. Физиологическая, генетическая, психическая общность человека и высших приматов. Различия человека и высших животных. Рациональность и целеполагание, способность изготовлять орудия труда, способность к мышлению и рефлексии, речевая деятельность как отличительные черты психической организации человека.
1.Антропология. Хрестоматия. Москва-Воронеж, 2007
2.Баландин Р.К. Каменная летопись Земли. М., 1983
3.Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта М., 1949
4.Матюшин Г.Н. У истоков человечества Л., 1982
5.Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках, выразительных движениях М., 1935
6.Ламберт Д. Доисторический человек М., 1991
7.Фоули Р. Еще один неповторимый вид М., 1990
8.Фосси Д. Гориллы в тумане М., 1990
9.Фридман З.П. Занимательная приматология. М., 1983 Тема 2. Этапы биологической эволюции человека. Современные антропологические представления о возникновении высших приматов. Дриопитеки, биологические характеристики, особенности ареола существования. Роль саваннизации в процессе биологической эволюции человека. Биологическое развитие рамапитеков и расширение ореола обитания. Адаптация к саванне и ее роль в процессе биологического развития: Прямохождение, развитие зубочелюстного аппарата, коллективная охота, социальная организация, становление материальной культуры и развитие орудий труда. Направления биологической эволюции австралопитеков. Хабилисы, их биологические характеристики, развитие материальной культуры. Архантропы (эректусы), биологические характеристики, ореолы распространения, развитие материальной культуры. Неандертальцы, биологические признаки, развитие материальной культуры, становление духовной культуры. Кроманьонцы. Роль неолитической революции в процессе социобиологического развития кроманьонцев.
1.Антропология. Хрестоматия. Москва- Воронеж, 2007
2.Алексеева В.П. Очерки экологии человека М., 1993
3.Кларк Дж. Доисторическая Африка Л., 1977
4.Ламберт Д. Доисторический человек. М., 1991
5.Матюшин Г.Н. У истоков человечества М., 1982
6.Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология М., 1978
7.Фоули Р. Еще один неповторимый вид М., 1990
8.Хрисантова Е.Н., Мажуга П.М. Очерки эволюции человека. Л., 1985 Тема 3. Теории антропогенеза. Роль дарвинизма в становлении эволюционной антропологии. Истоки семиальной теории Дарвина. Роль адаптации и естественного отбора в процессе развития биологических видов. Неодарвинизм, взаимосвязь адаптации и мутации. Природа мутации. Дискуссии об истоках мутации, ее особенностях в неодарвинизме. Антропологическая теория академика Алексеева. Альтернативные концепции антропогенеза: теория палеовизита, цивилизационная концепция Э. Мулдашева, религиозная концепция происхождения человека.
1. Алексеев В.П. Очерки экологии человека Л., 1993
2. Линдблад Я. Человек-ты, я и первозданный. М., 1991
3. Матюшин Г.Н. У истоков человечества Л., 1982
4. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. М., 1990
Хрисантов Е.Н., Мажуга П.М. Очерки эволюции человека. М., 1985
Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение Л., 1989
Тема 4. Роль общества в становлении человека. Истоки становления социальной организации, ее адаптационная природа. Первобытное стадо и биологическая семья высших приматов: особенности социальной организации, семейно-брачных отношений, кровнородственные отношения (эндогамия). Развитое стадо неандертальцев. Формирование родовой организации (экзогамия), матриархата, социальные регуляторы семейно-брачных отношений. Родовая община кроманьонцев, принципы социальной организации: коллективная собственность, разделение труда и специализация функций, парного брака, становление патриархата, развитие материальной и духовной культуры. Племя, особенности социальной организации: общественное разделение труда, развитие земледелия, ремесел, становление социального неравенства.
1. Антропология. Хрестоматия. Москва-Воронеж, 2007
2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека Л., 1993
3. Матюшин Г.Н. У истоков человечества Л., 1982
4. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. М., 1990
5. Хрисантов Е.Н., Мажуга П.М. Очерки эволюции человека. М., 1985 Раздел 2. Этническая антропология. Тема 1. Раса и расовые признаки.
Понятие расы, истоки устойчивости расовых признаков. Методы исследования расовых признаков. Антропометрический, физиологический, генетический уровень проявления расовых признаков. Система расовых признаков. Правило К. Аллена и К. Глогера, зависимость пигментации и конституции от географической широты.
1. Алексеев В.П. Новые споры о старых проблемах М., 1991
2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека М., 1993
3. Антропология. Хрестоматия. Москва- Воронеж, 2007
4. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология М., 1978
5. Хрисантова Е.Н., Перевозчикова И.В. Антропология Л., 1991 Тема 2. Происхождение рас.
Источники возникновения рас. Факторы расовой изоляции и ее роль в концентрации и накоплении расовых признаков. Роль географических преград, оседлого образа жизни, эндогамии, отсутствия контакта между группами в становлении расовых признаков. Миграция и ее в распространении расовых признаков. Демографические характеристики группы, показатели естественного прироста населения и формирование ореолов распространения крупных рас. Источники расовой изоляции и миграции в современном мире. Метисизация и образование смешанных расовых групп как результат миграции.
Полигенизм и моногенизм о процессе возникновения рас. Расизм и его доказательства теории полигенизма. Доказательства моногенизма. Подвиды человека и животных, единство и различия.
1. Алексеев В.П. Новые споры о старых проблемах М., 1991
2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека М., 1993
3. Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1974
4. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез М., 1989
5. Антропология. Хрестоматия. Москва- Воронеж, 2007
6. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология М., 1978
7. Хрисантова Е.Н., Перевозчикова И.В. Антропология Киев., 1991 Тема 3. Природные адаптации человека к окружающей среде
Природа, особенности, цели, виды биологической адаптации. Особенности адаптации человека к окружающей среде. Параметры и уровни адаптации, взаимосвязь антропологических, генетических, физиологических аспектов адаптации. Понятие адаптационного типа. Механизмы и особенности приспособления человека к окружающей среде в условиях тропического, арктического, аридного, высокогорного, умеренного климата.
1. Алексеев В.П. Новые споры о старых проблемах М., 1991
2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека М., 1993
3. Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1974
4. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез М., 1989
5. Антропология. Хрестоматия. Москва- Воронеж, 2007
6. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология М., 1978
7. Хомутов А.Е., Кульба С.Н. Антропология. Ростов-на-Дону, 2007
8. Хрисантова Е.Н., Перевозчикова И.В. Антропология Киев., 1991 Тема 4. Классификация рас.
Теория классификации рас в Древнем Египте. Роль Ф. Бернье, К. Линнея в становлении естественно-научной классификации рас. Роль Ф. Бюффона в выделении промежуточных рас. Недостатки расовых классификаций 19 века. Значение И.Е. Деникера в становлении антропологической классификации рас. Теория расового дерева и куста, расовых стволов и ветвей, первичных и вторичных очагов расообразования В.В. Бунака и Г.Ф. Дебеца. Антропологическая классификация рас Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина. Расы и расовые группы, их антропологические признаки, ореолы расселения. Раса и этнос. Расовый состав населения РФ: европоидные, монголоидные, смешанные расовые группы. Этнические семьи на территории РФ.
1. Алексеев В.П. Новые споры о старых проблемах М., 1991
2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека М., 1993
3. Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1974
4. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез М., 1989
5. Антропология. Хрестоматия. Москва- Воронеж, 2007
6. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология М., 1978
7. Хомутов А.Е., Кульба С.Н. Антропология. Ростов-на-Дону, 2007
8. Хрисантова Е.Н., Перевозчикова И.В. Антропология Киев., 1991 Раздел 3. Морфология человека
Тема 1. Понятие и критерии классификации конституций человека.
Понятие конституции, конституционные и расовые признаки, их различия. Проблема генетической обусловленности конституции человека. Конституция и образ жизни, рацион питания. Расовый антропометрический подход к выделению конституций. Правило К. Аллена как проявление зависимости конституции от географической широты. Костномышечный подход к классификации конституции. Теория Шелдона и Кречмера о взаимосвязи конституции с темпераментом и психической организации. Типология мужских и женских конституций, разработанная В.В. Бунаком и И.Б. Галантом. Биохимические аспекты конституции.
1.Антропология. Хрестоматия. Москва-Воронеж, 2007
2. Никитюк Б.А., Чтецов В.А. Морфология человека М., 1990
3. Харрисон Д. Биология человека М., 1979
4. Хрисантов Е.Н., Перевозчикова Н.В. Антропология Киев, 1991
5.Хомутов А.Е., Кульба С.Н. Антропология Ростов-на-Дону, 2007 Тема 2. Возрастная антропология Закономерности индивидуального развития человека. Классификация и признаки возрастов. Понятие кривой роста, ростовые скачки. Особенности и физиологическая природа младенческого и первого ростового скачка. Физиологическая природа пубертатного скачка, проблема гендерных различий. Влияние климата и социальной среды на темпы и результаты пубертатного скачка роста. Понятие биологического возраста, критерии его определения. Биологический и календарный возраст. Акселерация, ее биологические и социальные причины. Акселерация и продолжительность жизни. Старение, его антропологические, физиологические признаки. Биологические теории старения.
1.Антропология. Хрестоматия. Москва-Воронеж, 2007
2. Никитюк Б.А., Чтецов В.А. Морфология человека М., 1990
3. Харрисон Д. Биология человека М., 1979
4. Хрисантов Е.Н., Перевозчикова Н.В. Антропология Киев, 1991
5.Хомутов А.Е., Кульба С.Н. Антропология Ростов-на-Дону, 2007 1.3. Список литературы
Основная:
Бахолдина В.Ю., Дерягина М.А. Антропология. Хрестоматия. М., 1997.
Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980
Гагарин А.В. Антропология. М., 2006
Дерягина М.А. Антропология. Эволюция и биология человека. М., 1994
Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1978
Рыбалов Л.Б., Россолимо Т.Е., Москвина- Тарханова И.А. Антропология. Хрестоматия для студентов. Москва-Воронеж, 2007
Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. Антропология- системная наука о человеке. Ростов-на Дону, 2004
Хомутов А.Е., Кульба С.Н. Антропология. Ростов-на-Дону, 2004
Хрисантова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1991.
Дополнительная:
Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1974
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984
Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1993
Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. М., 1988
Алексеева Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека. М., 1986
Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. М., 1962
Волосков И.В. Социальная экология. М., 2006
Панов В.И. Введение в психологию экологического сознания. М., 2001
Прохоров Б.Б. Экология человека. Понятийно- терминологический словарь. М., 1999
Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М., 1990
Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1977.
Экологический энциклопедический словарь. М., 2002
Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000
Раздел 5. Тема 1. Экологическая проблема и пути ее решения.
Понятие экосистемы, ее структура, законы функционирования и развития экосистемы. Методы наблюдения над состоянием окружающей среды. Деятельность человека и экологический кризис (парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение гидросферы и почвы). Пути решения экологической проблемы, роль права, общественных организаций, человека в преодолении экологического кризиса.
1.Алексеев В.П. Очерки экологии человека М., 1998
2. Будыко М.И. Глобальная экология. М., 1997
3. Волосков И.В. Социальная экология М., 2006.
4. Кочергин А.Н. Экология и техносфера. М., 1995
5. Моисеев Н.Н. Человек, общество, среда М., 1982
6. Прохоров Б.Б. Экология человека: понятийно-терминологический словарь. М., 1999
7. Прохоров Б.Б. Экология человека М., 2003
8. Прохоров Б.Б. Экология человека М., 2003
Экологический энциклопедический словарь М., 2002
Часть.2 Методические рекомендации и план освоения дисциплины
Форма обучения – заочная (полный срок обучения)
Лекции – 14 часов
Самостоятельная работа – 136 часов
Экзамен – 1 курс, 1 семестр
Всего – 150 часов
2.1. Учебно-методический план курса «Антропология»
| НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
| ВСЕГО
ЧАСОВ
| ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
|
|
|
| Лекции
| Самост.
работа
| 1.
| Раздел 1. Введение
Тема 1. Место общей антропологии в системе гуманитарных и педагогических наук
| 11
| 1
| 10
| 2.
| Раздел 2.
|
|
|
| 3.
| Раздел 2. Эволюционная антропология
Тема 1. Положение человека в животном мире
|
15
|
1
| 14
| 4.
| Тема 2. Этапы биологической эволюции человека
| 19
| 1
| 18
| 5.
| Тема 3. Теории антропогенеза
| 15
| 1
| 14
| 6.
| Тема 4. Роль общества в становлении человека
| 11
| 1
| 10
| 7.
| Раздел 3. Этническая антропология
Тема 1. Раса и расовые признаки
| 15
| 1
| 14
| 8.
| Тема 2. Происхождение рас
| 13
| 1
| 12
| 9.
| Тема 3. Природная адаптация человека к окружающей среде
| 12
| 2
| 10
| 10.
| Тема 4. Классификация рас
| 11
| 1
| 10
| 12.
| Раздел 3. Морфология человека
Тема 1. Понятие и критерии классификации конституций человека
|
13
|
1
| 12
| 13.
| Возрастная антропология
| 12
| 2
| 12
| 14.
| Раздел 5. Экологическая проблема и пути ее решения
| 11
| 1
| 10
|
| Итого
| 150
| 14
| 136
| |