Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология»





НазваниеУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология»
страница1/4
Дата публикации01.03.2015
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2011г.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов очной формы обучения

направления «Психология» 030300.62

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _______________О.И. Дубровина

«7» июня 2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии,

«8» июня 2011 г. протокол № 14

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 23 стр.

Зав. кафедрой ________________ Е.Л. Доценко

«8» июня 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________ А.В. Арефьева

«______»_____________2011 г. Протокол №__

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________ С.А. Фёдорова

«______»_____________2011 г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии



Дубровина О.И.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа


для студентов направления психология, 030300.62,

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

О.И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 23 стр.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология».

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Психология труда, инженерная психология и эргономика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011.

© О.И. Дубровина, 2011.


  1. Пояснительная записка

1.1 Целью данного курса является обеспечение студентов профессиональной позицией в научной и практической работе при решении комплексных задач, связанных с трудовой деятельностью.

Курс очерчивает круг вопросов, связанных с трудовой деятельностью человека, описывает основные стратегии исследования психических явлений, сопровождающих трудовую деятельность. Обзор существующих подходов к рассмотрению актуальных вопросов психологии труда позволяет студенту составить представление о современном уровне развития проблемы. В изучении данного курса студенту потребуются знания дисциплин: «Общая психология», «Социально-психологический тренинг», «Общий психологический практикум». Знания, полученные в рамках курса должны стать основой для дальнейшего усвоения программы бакалавриата, в частности, для таких курсов, как «Политическая психология», «Психология рекламы», «Психология управления» и «Организационная психология».

В результате обучения должна сформироваться система научных понятий и базовых представлений о всех существенных аспектах активности человека как субъекта труда. Студент должен быть способен проводить анализ строения и механизмов психической регуляции трудовой деятельности человека и разрабатывать на основе таких исследований методы рациональной организации труда, профессионального обучения, ориентации подбора специалистов.

Необходимым компонентом подготовки студента является основательное знание основных проблем психологии труда, умение соотносить частные задачи, возникающие в практике психологического обслуживания труда и трудящегося, с контекстом фундаментальных проблем психологии в целом.

Перечислим основные компетенции, формируемые в результате освоения данного курса:

Готовность к:

  1. нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

  2. описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

  3. преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);

  4. самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

  5. анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

Говоря о средствах и условиях подготовки психологов в области трудоведения, необходимо отметить, что курс психологии труда не может быть чисто вербальным, он должен предполагать проведение демонстрационных экспериментов, демонстрацию кинофрагментов о тех профессиях, которые по разным причинам недоступны наблюдению в естественных условиях, рассмотрение фактов, характеризующих тот или иной труд, аварийные ситуации и прочее, включая работу самих психологов труда. Предполагается, что часть занятий должна быть проведена в форме лабораторных работ студентов по наблюдению и анализу простейших моделей трудовых процессов, которые можно представить в условиях учебного заведения (разновидности организации рабочих мест, последовательности рабочих движений, процесс формирования профессиональных навыков, разные типы трудового поведения в стандартных внешних условиях, обусловленные индивидуальными особенностями субъекта, уровнем его подготовленности и т.д.).

Важнейшим средством обучения является решение студентами специально выделенных и структурированных задач, отражающих профессиональные задачи, встающие перед выпускником университета.

По окончании курса студенты должны знать:

предмет психологии труда, ее проблематику; основные методы психологии труда, инженерной психологии и эргономики; методы оптимальной организации труда (в том числе безопасности труда), эргономические требования к организации рабочего месте; стадии работоспособности и способы оптимизации рабочих состояний; классификации профессий; этапы профессионального развития; классические теории трудовой мотивации; основы групповой организации трудовых процессов (коллективный труд, бригадный труд и т.д.) принципы организации и проведения системы профессионального отбора кадров;

студенты должны уметь:

самостоятельно проводить анализ трудовой деятельности, реализующейся в рамках различных типов профессий; вносить предложения по повышению работоспособности; давать оценку условиям труда на примере конкретных случаев;

студенты должны владеть:

методами исследования, обследования и преобразования, используемыми в психологии труда, инженерной психологии и эргономики; методами оптимизации работоспособности; системой методов психопрофилактики профессиональных стрессов; приемами анализа стадий профессионального развития человека; системой навыков по управлению трудовой мотивацией коллектива;

системой категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в области психологии труда;

приемами описания структуры деятельности профессионала в разных видах труда (психологического портрета профессионала);

умениями по выявлению специфики психического функционирования человека с учетом его принадлежности к разным профессиональным группам;

способностью к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах.
Программа включает вопросы для экзамена по курсу. Оценка на экзамене будет складываться из оценки владения теоретическим материалом и оценки умения решать определенные практические задачи.

Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 6. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачетные единицы.

Таблица 1

Тематический план дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика»



Наименование тем


недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество

баллов

Лекции

Практ.

интеракт. в т.ч.

Самостоят.










Модуль 1. Психология труда как научная отрасль






















1

Цели и задачи психологии труда.

1


2







4

6

0-13

2

История зарубежной психологии труда. История отечественной психологии труда.

2-3

2

4




6

12

0-5


3

Методы психологии труда.


4

2

2

2

4

8

0-3





Всего по модулю 1:



















0-21




Модуль 2. Психофизиологическое и системо-техническое направление исследований






















4

Цветовое решение оформление рабочего помещения

4-6

2

6

4

8

16

0-13

5

Понятия «работоспособность», «утомление». Профилактика профессионального стресса

7

2

8

6

8

18

0-20

6

Безопасность труда. Подверженность и предрасположенность к несчастным случаям

8-9

2

2

-

4

8

0-6




Всего по модулю 2:



















0-39




Модуль 3. Эксплуатационное направление исследований






















7

Психологическое изучение профессий. Профессиограмма. Классификации профессий.

10

2

2

-

2

6

0-13


8

Понятие о профессиональном развитии, стадии профессионального развития.

11-13

2

6

-

6

14

0-5


9

Управление трудовой мотивацией персонала.

14-15

2

4

4

6

12

0-15

10

Организация трудовой деятельности коллектива. Понятие о социально-психологическом климате трудового коллектива.

16-17

-

2

2

6

8

0-7






Всего по модулю 3:



















0-40

Итого (часов, баллов)

Семестр _6___

18

36

18 из пр

54

108

0-100


Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

собеседование

ответ на семинаре

тест

реферат

другие формы

Модуль 1

1.

-

0-3







0-10




0-13

2.

-










0-5

0-5

3.




0-3









0-3

Всего




-










0-21

Модуль 2

1.

0-3




0-10







0-13

2.













0-20

0-20

3.




0-6










0-6

Всего
















0-39

Модуль 3

1.




0-3

0-10







0-13

2.













0-5

0-5

3.













0-15

0-15

4.




0-7










0-7

Всего
















0-40

Итого

0-6

0-19

0-20

0-10

0-45

0 – 100


Таблица3

Примерная программа СРС по дисциплине «Психология труда, инженерная психология, эргономика»

для студентов направления 521000 «Психология»



Модули и темы

Виды СРС

неделя семестра

объем часов

кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1. Психология труда как научная отрасль

работа с литературой, источниками




1-4




0-3

1.1

Цели и задачи психологии труда, инженерной психологии.

реферат




2

1

0-10

1.2

История зарубежной психологии труда. История отечественной психологии труда.

конспект;

составление хронологической




3


1


0-5


1.3

Методы психологии труда.


доклад;

составление таблицы




4


2


0-3





Всего по модулю 1:

4

0-21

Модуль 2. Психофизиологическое и Системо-техническое направление исследований психологии труда

работа с литературой, источниками




5-9

2

0-3

2.1

Цветовое решение оформление рабочего помещения

проверочный тест по предыдущему модулю




5

2

0-10

2.2

Понятия «работоспособность», «утомление». Профилактика профессионального стресса

разработка программы профилактики проф. стресса

Составление презентации (по выбору)

6-8

6

0-20

2.3

Безопасность труда. Подверженность и предрасположенность к несчастным случаям

доклад;

составление логической схемы таблицы

самодиагностика (по методикам предложенным преподавателем) и составление заключений

9

2

0-6




Всего по модулю 2:

12

0-39

Модуль 3. Эксплуатационное направление исследований психологии труда

работа с литературой, источниками




10-17

4




3.1

Психологическое изучение профессий. Профессиограмма. Классификации профессий.

проверочный тест по предыдущему модулю

доклад;

составление логической схемы таблицы

Анализ классификаций профессии (по выбору) по выработанным критериям

10

11

2

4

0-10

0-3

3.2

Понятие о профессиональном развитии, стадии профессионального развития.

сравнительный анализ предложенных периодизаций (заполнение таблицы);

подготовка вопросов к пресс-конференции или интервью




12


13

4


2

0-3


0-2

3.3

Управление трудовой мотивацией персонала.

Составление презентации психологического сопровождения процессов в управлении персоналом в организации (по выбору)

Анкетирование одногруппников и составление заключения (работа в малых группах)

14-15

10

0-15

3.4

Организация трудовой деятельности коллектива. Понятие о социально-психологическом климате трудового коллектива.

Анкетирование одногруппников и составление заключения (работа в малых группах)




16-17

6

0-7




Всего по модулю 3:

32

0-40




ИТОГО:

54

0-100



Таблица 4.

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

2

3

4

5

6

8

9

10


1.

Психология жизненного пути
















+







2.

Политическая психология



















+

+

3.

Психология рекламы







+
















4.

Организационная психология

+

+




+

+

+

+

+


5. Содержание дисциплины

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
И. Н. Иванова. Психотерапия детей и подростков: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
И. Н. Иванова. Введение в клиническую психологию: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Рассмотрено на заседании умк института психологии, педагогики, социального управления
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии...
Разработан на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический Комплекс по учебной дисциплине «История вокального...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Педагогика и психология высшей школы: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 035700....
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск