Скачать 186.88 Kb.
|
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА М.Л. Кузнецов Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2014 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология». Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психологии и управления персоналом» (протокол № 1 от 30.08.13г.) и утвержден Учебно-методическим советом _________ (протокол №_ от ________) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины. Составитель: Ст. преподаватель М.Л. Кузнецов Рецензенты: А.К. Белоусова, д. пс. н., профессор Л.И. Габдулина, к. пс. н., доцент содержание
1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Ведение в психологию стресса Предметное поле психологии стресса. Причины и последствия стресса. «Профессиональный стресс» и его особенности. Тема 2. Факторы стресса Внешние и внутренние факторы стресса. Виды стрессоров. Закономерности формирования стресса. Психосоматические проявления при стрессе. Тема 3. Личность и стресс Роль личностных особенностей в возникновении и развитии стресса и стрессо- вых состояний. Гендерные особенности реагирования на стресс. Тема 4. Диагностика стрессовых состояний Диагностика симптомов стресса (физиологических, эмоциональных, когнитив- ных, поведенческих). Диагностика стрессовых состояний. 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Задание 1. Стрессогенные факторы в организации Объективные и субъективные стрессогенные факторы в организации. Задание 2. Профилактика «эмоционального выгорания» Психологическое сопровождение, психологическая реабилитация и психологи- ческая разгрузка. Задание 3. Стрессоустойчивость как профессионально-важное качество представителей «коммуникативных» профессий Стресс и стрессоустойчивость: соотношение понятий. Факторы риска возник- новения синдрома эмоционального выгорания у менеджеров. Методы развития стрессоустойчвости. Методы профилактики эмоционального выгорания. 3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИПеречень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО: Выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его при- надлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социаль- ным группам (ПК-5); Перечень практических заданий для контроля овладения компетенциями: - Составить программу тренинга, направленного на формирование толеран- тности и стрессоустойчивости. - Изучить уровень тревоги и стрессоустойчивости у сотрудников с разным опытом работы (по 2-3 чел. с разным опытом работы). - Разработать программу комплексного изучения стресс-факторов в услови- ях профессиональной деятельности. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольных (КУРСОВЫХ) РАБОТ 4.1 Варианты контрольных (курсовых) работ 1.Стресс и его механизмы 2. Методы совладания со стрессовыми ситуациями 3. Стрессогенные факторы 4. Современные представления о природе стресса 5. Эмоциональный стресс и его признаки 6. Внешние/ внутренние факторы стресса. 7. Виды стрессоров. 8. Закономерности формирования стресса. 9. Психосоматические проявления при стрессе. 10 . Психологические технологии формирования стрессоустойчивости. 11. Влияние субъективного опыта человека на восприятие стрессовых ситуаций в повседневной жизни. 12. Форс-мажорные обстоятельства как вид стрессора. 13. Психопатологические аспекты последствий стресса для индивида. 14. Коммулятивный эффект как результат пролонгированного стрессового воздействия. 15. Возможности формирования стрессоустойчивости человека в современном мире. 16 Интернет как один из стрессоров в жизни современного человека. 17. Воспитание способности к саморегуляции человека. 4.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ Контрольная работа – это форма работы студентов, которая предусматри- вает выполнение работы по пройденному материалу курса за определенный период времени. Проектная деятельность носит комплексный характер, совме- стный характер деятельности студентов и преподавателя. Необходимым усло- вием выполнения контрольной работы является наличие представлений о цели и задачах работы, способах и методах их достижения, создание плана реализа- ции работы, осмысление поставленных вопросов (проблем) в ходе выполнения учебного задания. Контрольная работа должена быть представлена в виде слайдов. Слайды должны включать: цель проекта; задачи проекта; используемые методы; источ- ники получения информации (список литературы, Интернет-ссылки и т.д.). Слайды должны быть краткими, при этом необходимо, чтобы они отражали сущность рассматриваемой проблемы, вопросов. Слайды должны быть нагляд- ными и привлекательными. 5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1.Эмоциональное выгорание как приобретённый стереотип профессиональ- ного поведения. Типичные организационные стрессоры. Виды профессиональ- ной деятельности и риск формирования синдрома эмоционального выгорания. 2. Организационные стратегии, способствующие предотвращению развития стресса и формированию эмоционального выгорания. 3. Классификация стрессоров в психологической науке, юриспруденции, биологии и медицине. 4. Программы обучения борьбы со стрессом. Саморегуляция человека при стрессе: понятие и виды. Курсы помощи при стрессе. Тренинги стресс-менедж-мент. Особенности развития навыков помощи при стрессе. 5. Составить словарь терминов по дисциплине. 6. Сделать реферат на статью по проблеме психологии стресса Подготовка к семинарам или выполнение контрольных (курсовых) работ необходимо рассматривать, как особый вид учебной деятельности, который проводится в вузе под руководством преподавателя, по заранее определённому плану. Подготовкой и выполнением этих работ студенты занимаются самостоя- тельно. По дисциплине, в силу специфики её предмета семинарские занятия могут проводиться как чисто теоретические, так практикоориентированные. Что, однако, не исключает их проведения как дискуссий, конкурса рефератов и т.д. это обычно происходит в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это не ответ домашнего задания, аналогичное школьному уроку. Семинар – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем. Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям проводятся в пределах учебных планов. Семинарские занятия требуют серьёзной предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме - изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следующего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы В планах СЗ дается довольно внушительный перечень такой литературы. Но это вовсе не означает, что студент обязан прочитать ее всю (хотя к этому надо стремиться, что и отличает хорошего студента!). Студент выбирает из перечня источники, которые ему доступнее или больше импонируют. Но если тот или иной источник указан как обязательный к прочтению, то с ним надо детально ознакомиться. Семинарское занятие может проходить в виде коллоквиума. В вузе коллоквиум является одной из разновидностей учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Под коллоквиумом принято понимать: 1) беседу преподавателя с учащимися с целью выяснения их знаний; 2) научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему. В переводе с латинского коллоквиум означает собеседование. Исходя из данного определения коллоквиум является эффективной формой контроля за самостоятельным изучением монографий. Преподаватель может заранее объявить вопросы, выносимые на обсуждение, по изучаемой работе. Другим видом коллоквиума является итоговое занятие по какому-либо разделу изучаемого курса (например, по курсу «История психологии» по разделу «Развитие психологических знаний в античной философии»). Вопросы, выносимые на коллоквиум, объявляются преподавателем не позднее, чем за неделю до проведения подобного итогового занятия. На коллоквиумах такого рода могут быть заслушаны доклады на базе лучших, по мнению преподавателя, рефератов, относящихся к данному разделу изучаемого курса. Такой коллоквиум может быть также проведен в форме конкурса рефератов, где лучший реферат выбирается самими студентами в ходе обсуждения. Подобный ход занятия, помимо всего прочего, формирует у студента навыки защиты курсовых и дипломных работ, выступлений на научных конференциях и т.п. Необходимо отметить, что коллоквиумы не является формой проверки исключительно самостоятельной работы, а предполагает комплексный подход к контролю за качеством усвоенного учебного материала, полученного как в ходе аудиторных занятий, так и выполненных самостоятельно. Можно сказать, что коллоквиумы, кроме контроля за выполнением самостоятельных заданий, служат прекрасным тренингом для подготовки выступления студентов на различных олимпиадах, научных конференциях, защитах курсовых и дипломных работ. Коллоквиумы могут проводиться по темам, по которым не запланированы в планах семинарских занятий и вне сетки расписания по согласованию с деканатом и со студентами. Для подготовки к подобного рода занятиям, студенты заблаговременно получают у преподавателя задание к коллоквиуму. Важнейшей работой, которую студент проводит при подготовке к семинарским занятиям, коллоквиумам является изучение монографий. Необходимо отметить, что изучение монографий может выступать и в качестве одного из видов самостоятельной работы студентов. В последнем случае, данный вид работы имеет своей целью целостное, а не фрагментарное, знакомство студента с важнейшими для курса «История психологии», первоисточниками, как это происходит при подготовке к семинарским занятиям. Эта особенность изучения монографий приводит к требованию: в качестве изучаемых источников не могут быть использованы учебники, учебные пособия, рецензии на данную работу и т.п. Работа с монографиями и первоисточниками – важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточника студенту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы. Конспект – обзор, очерк,- одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление студента, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала. Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала. Для выполнения вышеуказанных требований студент должен найти ответы на следующие вопросы: «На чьи работы опирался автор изучаемого первоисточника?», «В какой парадигме работал автор, на какие методологические принципы он опирался», «Каким образом сформулирована основная авторская гипотеза?», «Какие экспериментальные и/или теоретические доказательства приведены автором в тексте?» и т. д. В ходе изучения литературы необходимо вести записи, состоящие из наиболее принципиальных цитат и собственных предварительных соображений по отдельным составным частям исследуемой проблемы. По основополагающим источникам целесообразно составлять сжатый либо развернутый план-конспект (особенно если этой книги нет в постоянном обращении или она достаточно объемна). Знакомясь с книгой или статьей, целесообразно заполнить на нее библиографическую карточку такого содержания: а) выходные данные работы; б) о чем говорится в книге (с позиции вашего к ней отношения, ваших требований); в) оценка книги с точки зрения возможности ее использования в курсовой работе. Такие библиографические карточки удобно сортировать в соответствии с пунктами рабочего плана. Далее - накопление выписок. Делать выписки – это, прежде всего, уметь найти и выбрать нужное теоретическое положение, статистические данные, интересные философские высказывания. Выписывать можно дословно (цитатами) или в свободном переложении, либо чередовать. Но в любом случае необходимо делать ссылку на источник. Выписки лучше всего делать на отдельных листах-карточках. Такие листы удобно хранить в конвертах, пометив каждый номером пункта плана или в электронном виде как отдельные документы. В тексте выписок следует выделять заголовки, а важные понятия, определения, отдельные фрагменты записей подчеркивать. Кроме того, на полях листа-карточки по ходу выписки полезно делать пометки, которые помогут сориентироваться при повторном обращении к этому тексту. Если создана электронная папка, то так же целесообразно выделить в ней документ с пометками, которые помогают при обращении к основному текст. Общепринятыми пометками являются такие: ! - полное согласие с тем, о чем идет речь в тексте; ? - несогласие с автором, сомнение; ?! - недоумение, удивление; NB - весьма важно; V - важно, стоит заметить; ~~ - интересно, может пригодиться. Такого рода исследовательский материал следует постепенно накапливать и систематизировать в соответствии с задуманным. Подобного рода материал может оказать неоценимую помощь не только для подготовки к семинарским занятиям, но и в написании курсовых и дипломных работ, т.к. в любой научной работе имеется раздел, посвящённый истории изучения той или иной проблемы. 6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (ЗАЧЕТНЫЕ) вопросыпо дисциплине1. Концепции стресса. 2. Физиологические проявления стресса. 3. Особенности проявления стресса. 4. Формы проявления стресса. 5. Изменение поведенческих реакций при стрессе. 6. Изменение интеллектуальных процессов при стрессе. 7. Изменение физиологических процессов при стрессов. 8. Эмоциональные проявления при стрессе. 9. Объективные методы оценки уровня стресса. 10. Субъективные методы оценки уровня стресса. 11. Общие закономерности развития стресса. 12. Влияние характера стрессора на уровень стресса. 13. Факторы, влияющие на развитие стресса. 14. Негативные последствия длительного стресса. 15. Причины возникновения психологического стресса. 16. Объективные причины возникновения психологического стресса. 17. Субъективные причины возникновения психологического стресса. 18. Каузальная классификация стрессоров. 19. Общие закономерности профессиональных стрессов. 20. Феномен профессионального выгорания. 21. Общие подходы к нейтрализации стресса. 22. Стресс руководителя. 23. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса. 24. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени наступления. 25. Устранение причин стресса путем совершениствования поведенческих навыков.
7.2 Дополнительная литература
8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Контактная информация преподавателя
Приложение А Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой) работыНОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА Контрольная работа
Ростов-на-Дону 2014 |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организационная психология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Пояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине... Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология».... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология продаж» Учебно-методический комплекс предназначен для бакалавров очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности» | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: эмоции и воля» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс Для специальностей: 032401 реклама,... Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |