Скачать 293.07 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет психологии Седых Н.С. Учебно-методический комплекс дисциплины «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Ростов-на-Дону 2010 Седых Н. С. Эконономическая психология: Учебно –методический комплекс. – Ростов –на- Дону.- Издательство ЮФУ. - 28 с. Учебно – методический комплекс разработан ст. преподавателем кафедры психологии развития и акмеологии факультета психологии ЮФУ, к. философ. н. Седых Н. С. Печатается в соответствии с решением кафедры психологии развития и акмеологии факультета психологии ЮФУ, протокол №8 от 1.02.10. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной целью курса является получение студентами углубленных знаний, умений и навыков в области экономической психологии в соответствии с современными научными представлениями. Приобретение таких знаний составляет важное условие для квалифицированного решения специалистом-психологом широкого спектра задач, связанных с оценкой, анализом и прогнозированием экономического поведения личности и социальных групп. 2. Задачи курса
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Дисциплина является логическим продолжением курса «Организационная психология», читаемого на уровне подготовки бакалавров. Она также тесно связана с рядом дисциплин, таких как психология труда, акмеология, социальная психология, психология управления. Знания и навыки, получаемые по дисциплине «Экономическая психология», позволяют развивать системное мышление специалиста – психолога. 4. Требования к уровню освоения содержания курса а) Студенты должны знать:
б) Студенты должны уметь:
II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА I. Учебно-тематический план курса
МОДУЛЬ I. «Введение в экономическую психологию» 1.1. Комплексная цель модуля: сформировать у магистров систематизированное представление о теоретических подходах и концептуальных системах, принятых в экономической психологии. 1.2. Изложение программного материала:Тема 1. Экономическая психология: предмет, объект, методы исследований Экономическая психология как наука: объект и предмет, направления исследований Экономическая психология в системе гуманитарных наук. Соотношение между экономической и общей психологией. Соотношение между экономической психологией и социологией. Соотношение между экономической психологией и экономической теорией. Методы исследования в экономической психологии: организационные, экспериментальные, психодиагностические. Тема 2. Этапы развития экономической психологии как науки Эволюция представлений о психических особенностях «экономического человека». Классический этап (А. Смит, Д. Риккардо, Д. Миль, К. Маркс). Неоклассический этап (И. Бентам, Г. Госсен, Л. Вальрас, К. Менгер, А. Маршал, В. Парето). Этап профессиональной зрелости (Д. Кейнс, Ф. Хайек, Б. Беккер и другие). Этап кризиса и экспансии(М. Фридмен, Д. Стиглер, Д. Бьюкенен и другие). Этапы развития собственно экономической психологии (начало xx). Первый этап - начало XX в. – изучение психологических основ микроэкономики. (Тард Г., Мюнстерберн Х.). Второй этап – 50 – 70г. XX в. (Дж. Катон, Ренольд, Шмельдерс, Штромпель ) изучение психологических основ макроэкономики. Третий этап – 80 – 90 г. г. XX в. - становление комплексного подхода. Волна исследовательских работ учёных США, Англии, Голландии, ФРГ. Появление первых работ в СССР и России. Появление первых учебников и журналов. Тема 3. Общие закономерности экономического поведения Понятие экономического поведения. Базовая экономико – психологическая парадигма Дж. Катона, демонстрирующая в обобщённом виде факторы, влияющие на экономическое поведение. Структурная парадигма экономического поведения Х. Антонидес. Структура экономического поведения в объективном и субъективном плане (Х. Антонидес, 1991г.). Компоненты экономического поведения: когнитивные (познавательные); аффективные (эмоциональные); конативные (действенно - динамические). Тема 4. Психология предпринимательства как раздел экономической психологии Объективные психологические предпосылки развития предпринимательства. Концепция предпринимательства Й. Шумпетера. Психологические предпосылки предпринимательства. Основные категории условий развития предпринимательства: политика государства в отношении частного бизнеса; культура, или система ценностей общества, которая психологически поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы; склонности и способности людей к предпринимательству. Основные психологические проблемы предпринимательства: политико-психологическая проблема взаимоотношений предпринимательства с государством, проблема образа предпринимателя в массовом сознании, проблема изучения психологического портрета предпринимателя. 1.3. Проектное задание:
1.4. Стандартизированные дидактические тесты рубежного контроля: 1.Экономическая психология изучает: а) социоэкономические парадигмы развития; б) психологические основы экономического поведения *; в) психологические характеристики финансовых операций; г) управление социальными системами. 2. Одним направлений исследований экономической психологии является: а) психология предпринимательства*; б) психология экономической активности; в) психология политической активности; г) психология деловой активности. 3. Особая категория мотивов, имеющих экономическую направленность, а именно относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонностью к риску: а) экономическое сознание; б) экономичекие риски; в) экономические интересы *; г) экономические отношения. 4. Система теоретических и практических знаний, оценок, настроений, чувств, посредством которых происходит осознание сферы экономики социальными субъектами (индивидами, группами, классами): а) экономичекие риски; б) экономические отношения; в) экономическое сознание *; г) экономическое поведение. 5. Первых учебников и журналов по экономической психологии в России появились в: а) 80 – 90 г. г. XX в.*; б) 40-50 г. г. XX в; в) 90 г. г. XX в; г) 60 – 90 г. г. XX в. МОДУЛЬ II. «Проблема экономического благополучия в ракурсе социально-психологических исследований»2.1. Комплексная цель: рассмотреть особенности социально-психологического восприятия экономического благополучия у индивидов и социальных групп.2.2. Изложение программного материала:Тема 5. Основания экономического благополучияУдовлетворение трудом и доходом, удовлетворение потреблением и гражданское удовлетворение ( системой экономической политики) как основание экономического благополучия (Т. Пойез и В. Грумков). Социально-психологические последствия экономической депривации. Проблема богатства и бедности в психологии. Тема 6. Психология денег как раздел экономической психологииВарианты рассмотрения денежного инструментария в психологии. Интерпретация денег с точки зрения восприятия на различных этапах жизни человека. Интерпретация денег с точки зрения восприятия на различных этапах жизни человека. Рассмотрение денег в качестве символического средства обмена. Характеристика денежного феномена одного из принятых в психологии подходов, связанных с обучающим эффектом. Факторы, влияющие на социальное восприятие денег: состояние жизненного уровня; развитие взглядов на ценность окружающих человека благ; графическое оформление денежных знаков. Сберегающее и долговое поведение. Факторы, влияющие на отношение к оттоку денег: влияние ситуации (праздничная распродажа товаров; инфляция); особенности личности; форма денег; степень доступности, лёгкости получения денег. Влияние социальных установок (аттитюдов) на сберегающее и долговое поведение. Тема 7. Влияние психологических факторов на финансы и деятельность бирж Управление финансовыми рисками на макроэкономическом уровне. Возможности регуляции риска при стабильной экономики с помощью создания эффективных "портфелей риска", т.е. набора взаимоподстраховывающих решений, которые выступают психологически как гарант безболезненного выхода из конфликтных и кризисных ситуаций. Использование механизма "раннего оповещения" при нестабильной экономической ситуации. Риск -менеджмент как механизм управления рисками на мезоуровне (уровень фирмы, предприятия, учреждения). Формы контроля риска на микроэкономическом уровне (на уровне домашнего хозяйства). Тема 8. Общие закономерности потребительского поведения Классификация факторов, влияющих на принятие решения о покупке. Ж. Ф. Кролару предлагает опираться на совокупность потребностей, сокращенно обозначенную как SABONE (Securite— безопасность, Affection— привязанность, Bien etre — комфорт, Orgueil — гордость, Economic — экономия). Типичные эффекты потребительского поведения: эффект «бэндвэгон»; эффект «сноба»; эффект «Веблена»; эффект «цена - качество» ; эффект «верность качеству». 2.3. Проектное задание:1). Проанализировать социально - психологические факторы, влияющие на манитарное поведение представителей различных социальных групп. 2). Проиллюстрировать примерами типичные эффекты потребительского поведения. 3). Охарактеризовать основания экономического благополучия и особенности социально- психологического самочувствия представителей различных социальных групп в период кризисных явлений в экономике. 2.4. Стандартизированные дидактические тесты рубежного контроля: 1. Набора взаимоподстраховывающих решений, которые выступают психологически как гарант безболезненного выхода из конфликтных и кризисных ситуаций: а) "раннее оповещение"; б) "портфели рисков и гарантий"; в) "портфели риска"*; г) "портфели гарантий";. 2. Ориентация потребителя на определённую социальную норму: а) эффект «бэндвэгон»*; б эффект «цена - качество»; в) эффект «сноба»; г) эффект «Веблена». 3. Устойчивая предрасположенность к определённой торговой марке, фирме: а) эффект «верность качеству»*; б) эффект «цена - качество»; в) эффект «сноба»; г) эффект «Веблена». 4. Вынужденное неполное потребление или вынужденный отказ от потребления материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей личности: а) бедность; б) экономическая пассивность; в) экономический альтруизм; г) экономическая депривация*. 5. Субъективно – оценочное, осознанно - избирательное представление о деньгах, проявляющееся в экономическом поведении.: а) долговое поведение; б) восприятие ценности денег; в) отношение к деньгам*; г) экономическая активность. МОДУЛЬ III. «Прикладные аспекты экономической психологии»3.1. Комплексная цель: формирование компетенций в области консультирования по ведению переговорного процесса; а также повышению лояльности сотрудников организации3.2. Изложение программного материала:Тема 9. Исследование делового поведенияВозможности исследования закономерностей, проявляющихся в ходе экономического взаимодействия людей. Ситуация сделки как взаимодействие, в котором стороны, имеющие определённые интересы ведут переговоры и обмениваются мнениями относительно возможного решения до тех пор, пока не будет достигнут консенсус. Факторы, влияющие на поведение человека при заключении сделки. Личностные качества и субъективное восприятие ситуации как факторы, влияющие на поведение человека при заключении сделки. Влияние социальных и ситуационных факторов на поведение человека при заключении сделки. Тема 10. Ведение деловых и коммерческих переговоровСоотношение понятий деловая беседа, деловые и коммерческие переговоры. Закономерности и этапы переговорного процесса. Особенности переговоров в конфликтных ситуациях. Медиация как технология урегулирования конфликтов посредством переговоров. Коммерческие переговоры как переговоры по поводу любых ресурсов (деньги, материальные ценности, временные и людские ресурсы и т.д.). Тема 11. Проблемы стимулирования и лояльности сотрудников организацииСоотношение понятий мотивация: стимулирование, лояльность персонала. Стимулирование труда как способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологии. Причины неэффективности системы стимулирования персонала. Факторы, определяющие удовлетворённость трудом. Лояльность как приверженность делу фирмы, появляющаяся благодаря эффективной подготовке кадров, идентификации личных интересов с успехом компании. Три аксиомы справедливости, способствующие повышению лояльности персонала. 3.3. Проектное задание:1). Предложите варианты организации и проведения анкетного и экспертного опроса для сотрудников отдела по работе с клиентами банка, нацеленного на выявление демотиваторов. 2). Разработайте программу тренинга, нацеленного на развития навыков ведения деловых и коммерческих переговоров. 3). Сформулируйте базовые положения программы стимулирования сотрудников какой-либо организации. 4). Предложите мероприятия по повышению лояльности сотрудников какой-либо организации. 3.4. Стандартизированные дидактические тесты рубежного контроля: 1. Приверженность делу фирмы, появляющаяся благодаря эффективной подготовке кадров, идентификации личных интересов с успехом компании: а) стимулирование; б) трудовая мотивация; в) лояльность*; г) мотивирование. 2. Процесс поиска соглашения между людьми, имеющими, на первый взгляд, различные интересы: а) переговоры *; б) деловая беседа; в) коммерческие переговоры; г) деловые переговоры. 3. Переговоры по поводу любых ресурсов (деньги, материальные ценности, временные и людские ресурсы и т.д.): а) коммерческие переговоры *; б) деловая беседа; в) сделка; г) экономическое поведение. 4. Внешняя побудительная причина, побуждение к какому – либо действию: а) мотив; б) реакция; в) стимулирование; г) стимул*. 5. Разумное, сознательное, но не всегда соответствующее действительности объяснение и понимание самим человеком мотивов собственного поведения и поведения других людей: а) стимул; б) мотив; в) мотивировка*; г) экономический интерес. II. Перечень рекомендованной литературы Основная литература:
Дополнительная литература:
III. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе 1. Учебно-тематический план семинарских, практических занятий МОДУЛЬ I. Модуль «Введение в экономическую психологию» Тема 1. Экономическая психология: предмет, объект, методы исследований
Литература:
Тема 3. Общие закономерности экономического поведения
Литература:
Тема 4. Психология предпринимательства как раздел экономической психологии
Литература:
МОДУЛЬ II. «Проблема экономического благополучия в ракурсе социально-психологических исследований» |
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная... Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономическая география» Экономическая география: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических... Учебно-методический комплекс разработан кандидатом юридических наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права Н. А.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания... ... | Учебно-методический комплекс по направлению: «Менеджмент» (магистр) Ростов-на-Дону, 2011 Государственный контроль и аудит: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д., 2011. 54 с | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «оценка имущества организаций» Ростов-на-Дону Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения, содержит учебную программу, учебно-тематический... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационная безопасность» г. Ростов-на-Дону «Прикладная информатика». Рекомендован к изданию кафедрой «Информационные технологии» Института Управления, Бизнеса и Права | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Н. П. Мелешко, В. В. Полянский проблемы защиты прав потерпевших учебно–методический... Учебно–методический комплекс по курсу «Проблемы защита прав потерпевших» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Финансы корпораций» Ростов-на-Дону «Мировая экономика», 061100 «Менеджмент организации» специализации «Финансовый менеджмент», 080105 "«Финансы и кредит"» и рекомендован... | Учебно-методический комплекс. По дисциплине "Гражданское право. Часть... Учебно-методический комплекс по дисциплине “Гражданское право РФ часть 2” разработан старшим преподавателем кафедры “Гражданско правовых... |