Скачать 0.68 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Направление подготовки 050700 - СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки Логопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Горина Наталья Вячеславовна, старший преподаватель, кафедра логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к экзамену. Рецензент: Антипова Ж.В., кандидат педагогических наук, доцент, декан кафедры логопедии НОУ ВПО МПСУ. 1. Цели освоения дисциплины Курс «Темпо - ритмические нарушения речи» относится к циклу дисциплин предметной подготовки. Он направлен на дальнейшее совершенствование профессиональных практических умений и навыков по коррекции заикания и нарушений темпа речи, по организации логопедической работы в группе специального дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Темпо - ритмические нарушения речи» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла и входит в модуль «Логопедия». Теоретической базой курса являются знания и умения, теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Логопедия», «Невропатология», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи». Курс «Логопедия. Заикание и нарушения темпа речи» является основой для дальнейшего изучения следующих дисциплин: логопедические технологии», «Методика развития речи», «Организация логопедической работы в детских учреждениях», дисциплины специализации. Курс «Темпо - ритмические нарушения речи» предполагает написание курсовой и выпускной квалификационной работ в случае выбора студентом данной дисциплины из модуля «Логопедия». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Темпо - ритмические нарушения речи». В результате освоения дисциплины «Темпо - ритмические нарушения речи» у студентов формируются следующие компетенции: - способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); - способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); - готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторнои работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); - способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3); - готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4); - способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); - способностью к анализу результатов медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); - готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); - готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); - способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); - готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11); - способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12); - готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13); - способность осуществлять работу по популяризации дефектологисеских знаний среди населения (ПК-14). По результатам изучения дисциплины «Темпо - ритмические нарушения речи» студенты должны: - иметь представление о соотношении клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации нарушений речи; об определении содержания терминов «заикание», «тахилалия», «брадилалия»; об анализе и определении первичных речевых и вторичных неречевых проявлений в структуре дефекта при заикании, тахилалии, брадилалии; о дифференциальной диагностике невротического и неврозоподобного заикания; заикания и тахилалии; заикания и итераций. - знать определение понятия заикания, тахилалии, брадилалии; аспекты изучения, причины и механизмы возникновения заикания, тахилалии, брадилалии с позиций клинической физиологии, психологии, психолингвистики; формы заикания; авторские методики и программы коррекционно-педагогической работы по преодолению заикания, тахилалии, брадилалии (Н.А.Власова, Е.Ф.Рау, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова, В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский и др.); - уметь проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, подростков и взрослых с заиканием, тахилалией, брадилалией; отличать заикание от сходных состояний; определять специфику и направления коррекционно-логопедической работы при различных формах заикания, тахилалии, брадилалии; планировать и проводить коррекционно-воспитательную и логопедическую работы в условиях дошкольного учреждения. Курс рассчитан на лекционные и практические занятия; отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы.
4. Структура и содержание дисциплины «Темпо - ритмические нарушения речи». Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов. Очная форма обучения (срок обучения - 4 года)
Заочная форма обучения (срок обучения - 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года)
Заочная форма обучения (срок обучения – 3 года)
Очно-заочная форма обучения (срок обучения – 3.5 года)
|
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | «московский психолого-социальный университет» факультет логопедии... Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии... Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность... |