Скачать 160.22 Kb.
|
ФИЛИАЛ НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В Г. БРЯНСКЕ ___________________________________________________________ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ Федина Н.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Ринолалия. Нарушения голоса» Для студентов, обучающихся по специальности №050715.65 "Логопедия" Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала НОУ ВПО «МПСУ» в г. Брянске Протокол №_____от_______________20 г. Заведующий кафедрой Социальной психологии и коррекционной педагогики Артамошина Ю.В. Брянск 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные пути его преодоления, выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать какие компоненты речевой системы страдают – задачи, для решения которых будущим логопедам точные знания и умения в области логопедической науки и практики. Ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями общего, речевого и психического развития детей с ринолалией и нарушениями голоса с вопросами раннего выявления и коррекции данного нарушения, извлечениями из работ известных авторов, касающихся методологических подходов и организации логопедической помощи при ринолалии и голосовых нарушениях, является целью данного курса. Предложенные материалы ориентируют студентов на самостоятельное углубленное изучение и анализ специальной литературы. Программа знакомит с содержанием курса, учебный материал представлен в определённой последовательности, позволяющей получить наиболее полное целостное представление о предложенной дисциплине. В заключении представлен список литературы для активизации самостоятельной исследовательской деятельности студентов. Требования государственного стандарта по дисциплине «Ринолалия, нарушения голоса» Основные задачи данной дисциплины: - ознакомление студентов с этиологией и патогенезом представленных речевых расстройств; - формирование теоретических и практических представлений о комплексном подходе к устранению данной речевой патологии; - ознакомление с приёмами медико-психолого-педагогической диагностики детей с ринолалией и нарушениями голоса; - формирование умения обоснованно выбирать методики коррекционного воздействия при рассматриваемых речевых нарушениях. По результатам изучения дисциплины «Ринолалия, нарушения голоса» студент должен: - иметь представление о структуре речевого дефекта, первичных и вторичных отклонениях развития у детей с ринолалией и нарушениях голоса; - знать - теоретические основы проблемы исследования речи детей с данной речевой патологией; - основные методики коррекционной работы при ринолалии и нарушениях голоса; - уметь - проводить логопедическое обследование детей с ринолалией; - на основе полученных данных определять первичные и вторичные нарушения в структуре речевого дефекта; - планировать и осуществлять основные направления коррекционного воздействия. Ринолалия. Нарушения голоса (ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ) Тематический план дисциплины
Объём дисциплины и виды учебной работы:Всего часов: - 150 Из них: аудиторные занятия - 16 самостоятельная работа студентов - 124 Содержание курса «Нарушения голоса»Тема 1. Основы фонопедии. Фонопедия как раздел логопедии. Анатомические и физиологические основы голосообразования и голосооформления. Акустические параметры голоса (высота, сила, тембр, резонанс). Виды голосовой атаки. История развития фонопедии. Тема 2. Становление детского голоса. Этапы развития детского голоса. Возрастные особенности голосовой функции. Мутация, стадии мутационного периода. Патологическая мутация (поздняя, неполная, преждевременная) Тема 3. Этиология, механизмы и классификации нарушений голоса. Классификация нарушений голоса. Центральные и периферические, органические и функциональные нарушения. Причины и механизмы голосовых нарушений. Фонастения. Гипо- и гипертонусные дисфонии (афонии). Дисфонии (афонии) при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухоли. Ринофония. Тема 4. Исследование голосового аппарата. Методы исследования строения и функций голосового аппарата. Методы исследования голосовой функции. Ларингоскопия, ларингостобоскопия, рентгенография, глоттография. Логопедические методы: беседа, сбор анамнеза, объективное обследование, анализ результатов инструментальных и электронных методов обследования. Тема 5. Логопедическая работа по восстановлению голосовой функции при различных нарушениях голоса. Задачи фонопедической работы. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани. Коррекция голосовой функции при хронических ларингитах. Восстановление голоса при у детей с органическими изменениями гортани. Этапы коррекционной работы после удаления гортани. Восстановление голоса при функциональных нарушениях. Тема 6. Профилактика голосовых нарушений. Требования к голосу педагога. Профилактика голосовых нарушений. Содержание курса «Ринолалия»Тема 1. Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата в норме и патология. Строение и функции мягкого и твёрдого нёба. Механизм нёбно-глоточного смыкания. Врожденная расщелина твердого и/или мягкого неба как основная причина открытой ринолалии. Причины возникновения расщелин. Тема 2. Общие сведения о ринолалии как речевом нарушении. Термин «ринолалия». Отличие ринолалии от дислалии и ринофонии. Формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная. Классификация врожденных расщелин верхней губы и неба. Сроки оперативного вмешательства. Тема 3. Исторический аспект развития проблемы. Первые работы по ринолалии. Немецкий и французский подходы к коррекции ринолалии. Обзор классических методик российских и зарубежных авторов, посвященных проблеме ринолалии. Тема 4. Влияние врожденных расщелин губы и неба на развитие ребенка. Виды сопутствующей патологии: предрасположенность к заболеваниям ЛОР-органов, состояние центральной нервной системы, соматическое состояние. Комплексный осмотр специалистов. Диспансеризация детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Тема 5. Открытая ринолалия. Первичные нарушения в структуре дефекта. Особенности строения и деятельности речевого аппарата. Патологическая поза языка. Нарушения артикуляционной моторики. Гипофункция мягкого неба. Нарушение физиологического и фонационного дыхания. Расстройство голосовой функции. Понятие «гиперназализация» голоса. Особенности произношения гласных и согласных звуков. Тема 6. Характеристика вторичных нарушений в структуре дефекта при ринолалии. Отклонения в фонематическом восприятии. Нарушения лексико-грамматического строя речи. Причины возможной дисграфии у детей с ринолалией. Вторичная задержка речевого развития. Состояние психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. Тема 7. Закрытая и смешанная ринолалия. Органическая закрытая ринолалия. Причины возникновения передней и задней форм органической закрытой ринолалии. Функциональная закрытая ринолалия. Методы коррекционного воздействия. Смешанная ринолалия. Тема 8. Система обследования при ринолалии. Объективные методы исследования при ринолалии. Анамнестические данные: тип расщелины, протекание беременности, родов, раннее физическое и речевое развитие. Строение и функция артикуляционного аппарата. Дыхательная и голосовая функции. Состояние звукопроизношения. Фонематическое восприятие. Лексико-грамматический строй. Состояние психических функций. Общая и мелкая моторика. Заключения специалистов. Тема 9. Методики коррекционной работы. Принципы и направления коррекционной работы. Система А. Г. Ипполитовой как основа при коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией. Методы и приёмы, предложенные Л. И. Вансовской, Т. Н. Воронцовой. Поэтапная методика коррекции звукопроизношения и голоса И. И. Ермаковой. Методика для взрослых ринолаликов С. Л. Таптаповой. Тема 10. Дооперационная работа с детьми с ринолалией. Коррекция физиологического и фонационного дыхания. Формирование артикуляционных укладов и движений. Подготовка мягкого неба к небно-глоточному смыканию после операции. Голосовая терапия. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие предметно-игровой деятельности. Тема 11. Система коррекционной работы в послеоперационный период. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания. Вырабатывание длительного направленного ротового выдоха. Устранение назального оттенка голоса. Коррекция звукопроизношения. Автоматизация сформированных навыков. Дифференциация звуков с целью предупреждения нарушений фонематического восприятия. Тема 12. Логопедическая работа с детьми раннего возраста с врожденными расщелинами губы и неба. Создание предпосылок к овладению речевыми навыками и умениями. Развитие ведущей деятельности возраста. Формирование психологической базы речи. Развитие мелкой моторики. Требование к выполнению контрольной работы
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТИВНЫЕ РАБОТЫ)
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ)
Утверждаю___________________ зав.кафедрой социальной психологии и коррекционной педагогики Артамошина Ю.В. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «РИНОЛАЛИЯ И НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА»
Основная литература
Дополнительная литература
Библиотека МПСИ:
|
Контрольная работа по учебной дисциплине Основы коррекционной педагогики... ... | «академия социального образования» факультет педагогики и психологии... Контрольные работы являются одним из обязательных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения | ||
Рабочая программа По курсу «Антропология» Для студентов, обучающихся по специальности Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала... | Рабочая программа По курсу «Психогенетика» Для студентов, обучающихся по специальности Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала... | ||
Темы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата... Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные... | Примерная (комплексная) программа «Основы военной службы» для учреждений... Кафедра педагогики, психологии, организации социальной работы и здоровьесберегающих технологий | ||
2013 кафедра психологии и педагогики филологического факультета рудн... Преподаватель: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики филологического факультета рудн бабаев Тосиф... | Название учреждения, в котором работает автор заявки Кафедра психологии образования и педагогики факультета психологии мгу им. М. В. Ломоносова | ||
Факультет педагогики и психологии Кафедра педагогики Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным... | Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050711. 65 «Социальная педагогика» Умкд составлена старшим преподавателем кафедры социальной педагогики и социальной работы Черкасовой Ю. А., к и н., доцентом кафедры... | ||
Кафедра дошкольной и коррекционной педагогики Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования умения сравнивать у дошкольников | Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа составлена ст преподавателем кафедры психологии развития и коррекционной педагогики | Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается... Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе... | ||
Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы... Система медико-социальных наук. Физиологическое, психологическое и социальное здоровье человека. Неврологические науки и неврологические... | Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной... Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования |