Скачать 145.85 Kb.
|
Федеральное Агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный университет Факультет психологии Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности «УТВЕРЖДАЮ» «УТВЕРЖДАЮ» Зав.кафедрой психологического обеспечения Декан факультета психологии, профессиональной деятельности, кандидат психологических наук, доктор психологических наук, доцент_________Цветкова Л.А. профессор ________________ Г.С.Никифоров Протокол заседания кафедры № от« » 200 г. Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла ДС Автор; кандидат психологических наук, доцент_______________Автустова ЛИ. «____»___________________ г. Рецензент: кандидат психологических наук, доцент__________Верещагина Л.А. «____»___________________ г. Санкт-Петербург 2006 г. Программа дисциплины « Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла ДС составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 020400 « Психология», по специализации 020405 « Психология менеджмента». I. Организационно-методический раздел. Курс «Профессиональная психология личности» читается студентам специализации «Психология менеджмента» в 6 семестре.
II. Содержание курса. I. Разделы курса.
2. Темы и краткое содержание.
Основные этапы профессионального становления личности: этап профессионального самоопределения, этап профессионального отбора, этап профессиональной подготовки, этап профессиональной адаптации, этап регулярной профессиональной деятельности, этап адаптации к новым условиям жизнедеятельности (выход на пенсию). Особенности прохождения каждого из этапов, их психологическое сопровождение.
Аналитический подход- - исследование отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в профессиональной деятельности. Синтетический подход - изучение путей становления целостной личности профессионала. Причины смещения интереса исследователей с изучения особенностей психических процессов на исследование свойств личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности К.К.Платонова. 2.1. Профессионально важные качества. Профессионально важные качества и многообразие их комплексов в зависимости от конкретных видов профессий. Динамика профессионально важных качеств на различных этапах профессионального пути человека. Диагностика профессионально важных качеств на примере опросника «Лист Липмана».
Особенности проявления нейродинамических свойств в профессиональной деятельности: основные результаты и выводы экспериментальных исследований. Изучение свойств нервной системы как критериев профотбора и профессиональной подготовки, их влияние на успешность и надежность деятельности. Изучение способов приспособления человека к деятельности - проблема индивидуального стиля деятельности. Психодиагностика основных типологических характеристик личности (на примере опросника Д. Кейрси).
Профессиональная самооценка: ее виды, основные компоненты и характеристики. Динамика самооценки на различных этапах профессионального становления личности. Самоконтроль в процессе профессиональной деятельности. Роль профессиональной самооценки и самоконтроля в обеспечении надежности деятельности. 2.3.Значение личностных свойств в процессе саморегуляции деятельности. Основные этапы процесса деятельности. Особенности саморегуляции деятельности в зависимости от индивидуально-психологических особенностей. 3.1. Периодизации профессионального путы человека. Влияние семейного воспитания на последующую профессиональную жизнь детей (негативные родительские планы). Нормативные жизненные кризисы и их взаимосвязь с профессиональной деятельностью. Основные пути разрешения нормативных кризисов. Поиск своего жизненного и профессионального пути. Индикаторы для индивидуальной самодиагностики факта следования по жизни «не своим путем». 3.2. Психология профессионального долголетия. Психологические аспекты профессионального долголетия. Особенности психологической адаптации к пенсионному статусу. Профессиональное долголетие менеджеров. 4.1. Профессиональный тип личности. Разработка схематических описаний психологических типов профессионала в зависимости от видов деятельности. Различные типы карьер. Взаимосвязь профессионального пути человека и его личностных особенностей. Типы идентификации, самовыражения личности в профессии. Закономерности профессионального поведения лиц с различными типами .акцентуаций характера. 4.2. Профессиональные деформации личности. Причины возникновения, основные признаки профессиональных деформаций личности. Наиболее известные профессиональные деформации, их проявление в различных профессиях. Профилактика профессиональных деформаций личности. 4.3. Профессиональное выгорание. Понятие профессионального выгорания, основные проявления, конкретные симптомы. Профилактика профессионального выгорания. 5. Мотивация в профессиональной деятельности. Диагностика скрытой мотивации в практике управления и консультирования (методика цветовых метафор). 6. Надежность профессиональной деятельности. Психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности. Понятие профессиональной надежности как свойства личности. Роль самоконтроля и самооценки в обеспечении надежности деятельности. Механизмы компенсации, избыточности и психологической защиты. 7. Профессиональная деятельность в экстремальных условиях. Развитие науки о стрессе. Признаки стрессового состояния человека и их регистрация. Экстремальная психология, понятие об экстремальных ситуациях. Классификация психогенных факторов, воздействующих на человека в экстремальных условиях: монотония, измененные пространственная и временная структуры, ограничение личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция, угроза для жизни. Меры защиты от психогенных факторов. Этапы психической адаптации и дезадаптации-в экстремальных условиях. 4.Тематика рефератов, курсовых работ.
5. Перечень вопросов к зачету по всему курсу.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ.
IV. Форма итогового и промежуточного контроля.
V. Учебно-методическое обеспечение курса Рекомендуемая литература (основная).
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997. Рекомендуемая литература (дополнительная).
|
Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» Целью изучения дисциплины является формирование и развитие у студентов систематизированного академического знания о личности | ||
Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | ||
Рабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:... В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:... | Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | ||
Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | ||
Учебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности» | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор-составитель... Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,... | ||
Методические указания по изучению дисциплины Целью учебной дисциплины... ... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика... | Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» Цель дисциплины – формирование у студентов представления о предмете, методах и задачах психологии, о взаимосвязи психологии и педагогики... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная... Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная... | Рабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника... Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению... |