Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности»





Скачать 145.85 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «Профессиональная психология личности»
Дата публикации24.03.2015
Размер145.85 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
Федеральное Агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет психологии

Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности
«УТВЕРЖДАЮ» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав.кафедрой психологического обеспечения Декан факультета психологии,

профессиональной деятельности, кандидат психологических наук,

доктор психологических наук, доцент_________Цветкова Л.А.

профессор

________________ Г.С.Никифоров
Протокол заседания

кафедры №

от« » 200 г.

Программа учебной дисциплины

«Профессиональная психология личности»

вузовского компонента цикла ДС

Автор; кандидат психологических наук, доцент_______________Автустова ЛИ.
«____»___________________ г.

Рецензент: кандидат психологических наук, доцент__________Верещагина Л.А.
«____»___________________ г.

Санкт-Петербург 2006 г.

Программа дисциплины « Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла ДС составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 020400 « Психология», по специализации 020405 « Психология менеджмента».
I. Организационно-методический раздел.
Курс «Профессиональная психология личности» читается студентам специализации «Психология менеджмента» в 6 семестре.

  1. Цель курса; формирование основных представлений о психологических закономерностях становления-личности профессионала.

  2. Задачи курса:




  • ознакомление с концепцией психологического обеспечения профессиональной деятельности;

  • ознакомление с основными направлениями исследования личности в профессиональной психологии;

  • ознакомление с возрастными аспектами профессиональной психологии личности;

  • ознакомление с вопросами влияния профессиональной деятельности на личность человека;

  • ознакомление с проблемой мотивации в профессиональной деятельности.




  1. Курс « Профессиональная психология личности» дает возможность сформировать основные представления о психологических закономерностях становления личности профессионала и освоить основные способы психологического сопровождения человека на различных этапах профессиональной деятельности.

  2. В результате изучения материала курса студенты должны:




  • знать основные направления исследований личности в профессиональной психологии;

  • знать этапы становления личности профессионала и основные способы психологического сопровождения человека на этих этапах;

  • знать основные проблемы в области профессиональной психологии;

  • знать отдельные диагностические методики,. используемые в профессиональной психологии.



II. Содержание курса.

I. Разделы курса.

  1. Профессиональная психология личности как научная дисциплина.

  2. Исследование личности в профессиональной деятельности.

  3. Возрастные аспекты профессиональной психологии личности.

  4. Роль профессиональной деятельности в формировании личности.

  5. Мотивация в профессиональной деятельности.

  6. Надежность профессиональной деятельности.

  7. Профессиональная деятельность в экстремальных условиях.


2. Темы и краткое содержание.


  1. Определение понятий. Понятие профессии, профессиональной деятельности, личности. Основные характеристики, определяющие профессиональную деятельность (по Д. Марковичу).

  2. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Основные этапы профессионального становления личности: этап профессионального самоопределения, этап профессионального отбора, этап профессиональной подготовки, этап профессиональной адаптации, этап регулярной профессиональной деятельности, этап адаптации к новым условиям жизнедеятельности (выход на пенсию). Особенности прохождения каждого из этапов, их психологическое сопровождение.

  1. Основные направления исследований личности в профессиональной психологии.

Аналитический подход- - исследование отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в профессиональной деятельности. Синтетический подход - изучение путей становления целостной личности профессионала. Причины смещения интереса исследователей с изучения особенностей психических процессов на исследование свойств личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности К.К.Платонова.
2.1. Профессионально важные качества.

Профессионально важные качества и многообразие их комплексов в зависимости от конкретных видов профессий. Динамика профессионально важных качеств на различных этапах профессионального пути человека. Диагностика профессионально важных качеств на примере опросника «Лист Липмана».

  1. Проявление нейродиндмических свойств в профессиональной деятельности.

Особенности проявления нейродинамических свойств в профессиональной деятельности: основные результаты и выводы экспериментальных исследований. Изучение свойств нервной системы как критериев профотбора и профессиональной подготовки, их влияние на успешность и надежность деятельности. Изучение способов приспособления человека к деятельности - проблема индивидуального стиля деятельности. Психодиагностика основных типологических характеристик личности (на примере опросника Д. Кейрси).

  1. Профессиональная самооценка и самоконтроль.

Профессиональная самооценка: ее виды, основные компоненты и характеристики. Динамика самооценки на различных этапах профессионального становления личности. Самоконтроль в процессе профессиональной деятельности. Роль профессиональной самооценки и самоконтроля в обеспечении надежности деятельности.

2.3.Значение личностных свойств в процессе саморегуляции деятельности. Основные этапы процесса деятельности. Особенности саморегуляции деятельности в зависимости от индивидуально-психологических особенностей.
3.1. Периодизации профессионального путы человека.

Влияние семейного воспитания на последующую профессиональную жизнь детей (негативные родительские планы). Нормативные жизненные кризисы и их взаимосвязь с профессиональной деятельностью. Основные пути разрешения нормативных кризисов. Поиск своего жизненного и профессионального пути. Индикаторы для индивидуальной самодиагностики факта следования по жизни «не своим путем».

3.2. Психология профессионального долголетия.

Психологические аспекты профессионального долголетия. Особенности психологической адаптации к пенсионному статусу. Профессиональное долголетие менеджеров.
4.1. Профессиональный тип личности.

Разработка схематических описаний психологических типов профессионала в зависимости от видов деятельности. Различные типы карьер. Взаимосвязь профессионального пути человека и его личностных особенностей. Типы идентификации, самовыражения личности в профессии. Закономерности профессионального поведения лиц с различными типами .акцентуаций характера.

4.2. Профессиональные деформации личности.

Причины возникновения, основные признаки профессиональных деформаций личности. Наиболее известные профессиональные деформации, их проявление в различных профессиях. Профилактика профессиональных деформаций личности.

4.3. Профессиональное выгорание.

Понятие профессионального выгорания, основные проявления, конкретные симптомы. Профилактика профессионального выгорания.
5. Мотивация в профессиональной деятельности.

Диагностика скрытой мотивации в практике управления и консультирования (методика цветовых метафор).
6. Надежность профессиональной деятельности.

Психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности. Понятие профессиональной надежности как свойства личности. Роль самоконтроля и самооценки в обеспечении надежности деятельности. Механизмы компенсации, избыточности и психологической защиты.
7. Профессиональная деятельность в экстремальных условиях.

Развитие науки о стрессе. Признаки стрессового состояния человека и их регистрация. Экстремальная психология, понятие об экстремальных ситуациях. Классификация психогенных факторов, воздействующих на человека в экстремальных условиях: монотония, измененные пространственная и временная структуры, ограничение личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция, угроза для жизни. Меры защиты от психогенных факторов. Этапы психической адаптации и дезадаптации-в экстремальных условиях.
4.Тематика рефератов, курсовых работ.

  • Основные направления исследований личности в профессиональной психологии.

  • Проявление нейродинамических характеристик человека и профессиональной деятельности

  • Значение самооценки и самоконтроля в обеспечении успешности и надежности профессиональной деятельности.

  • Профессионально важные качества менеджеров.

  • Профессиональное и личностное самоопределение.

  • Нормативные жизненные и профессиональные кризисы.

  • Психологические аспекты профессиональных деформаций личности.

  • Самовыражение личности в профессии.

  • Особенности профессионального поведения лиц с различными типами акцентуаций характера.

  • Психологические аспекты формирования личности профессионала,

  • Психологические особенности адаптации к пенсионному возрасту.

  • Оптимальный образ жизни как основа профессионального долголетия.

  • Мотивация профессиональной деятельности.

  • Механизмы психологической защиты и их роль в обеспечении надежности
    профессиональной деятельности.


5. Перечень вопросов к зачету по всему курсу.

  1. Определение понятий : «профессия», « профессиональная деятельность», «личность».

  2. Основные характеристики, определяющие профессиональную деятельность (по Д.Марковичу).

  3. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности.

  4. Основные направления исследований личности в профессиональной психологии. Причины смещения акцентов с изучения психических процессов на исследование свойств личности.

  5. Динамическая функциональная психологическая структура личности К.К.Платонова.

  6. Профессионально важные качества: определение, комплексы ПВК в зависимости от конкретных видов профессий.

  7. Динамика профессионально важных качеств на различных этапах профессионального пути человека.

  8. Особенности проявления нейродинамических свойств в профессиональной деятельности.

  9. Влияние свойств нервной системы на успешность и надежность профессиональной деятельности.

  10. Профессиональная самооценка: виды, основные компоненты, характеристики.

  11. Самоконтроль в процессе профессиональной деятельности.

  12. Динамика самооценки на различных этапах профессионального становления личности.

  13. Саморегуляция деятельности в зависимости от выраженности индивидуально-психологических особенностей.

  14. Типичные родительские-планы, негативно влияющие на последующее профессиональное становление человека.

  15. Нормативные жизненные и профессиональные кризисы.

  16. Пути разрешения нормативных кризисов (на примере кризиса 30-летия, 45-летия).

  17. Профессиональное и личностное самоопределение, поиск своего жизненного
    и профессионального пути.

  18. Психологические аспекты профессионального долголетия.

  19. Психологическая адаптация к пенсионному статусу.

  20. Профессиональное долголетие менеджеров.

  21. Профессиональный тип личности {на примере различных групп профессий).

  22. Особенности профессионального поведения лиц с различными типами акцентуаций характера.

  23. Типы самовыражения (идентификации) личности в профессии (по К.А.Абульхановой-Славской).

  24. Причины возникновения, основные признаки профессиональных деформаций личности.

  25. Наиболее известные профессиональные деформации, их проявление и профилактика в различных профессиях.

  26. Понятие профессионального выгорания, основные проявления, конкретные симптомы.

  27. Основные механизмы психологической защиты.

  28. Психологическое обеспечение надежности деятельности

  29. Классификация психогенных факторов, воздействующих на человека в экстремальных условиях.

  30. Этапы психической адаптации и дезадаптации в экстремальных условиях.



III. Распределение часов курса по темам и видам работ.


№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

В том числе

лекции

Семина-

ры,практ ические занятия

Раздел 1. Профессиональная психология личности как научная дисциплина.

1.

Тема 1.1. Определений понятий.

2

2

-

-

2.

Тема 1.2. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности.

2

2







3.

Тема 1.3. Основные направления исследований личности в профессиональной психологии.

2

2







Раздел 2. Исследование личности в профессиональной деятельности.

4.

Тема 2.1. Профессионально важные качества.

2




2



5.

Тема 2.2. Проявление нейродина-мических свойств в профессиональной деятельности.






2



6.

Тема 2.3. Значение личностных свойств в процессе саморегуляции деятельности.

2

2







Раздел 3. Возрастные аспекты профессиональной психологии личности.

7.

Тема 3.1. Периодизация профессионального пути человека.

2

2

-

-

8.

Тема 3.2. Психология профессионального долголетия.

2

2

-

-

Раздел 4. Роль профессиональной деятельности в формировании личности.

9.

Тема 4.1. Профессиональный тип личности.

2

2

-

-

10.

Тема 4.2. Профессиональные деформации личносхи..

1

1

-

-

11.

Тема 4.3. Профессиональное выгорание.

1

1

-

-

12.

Раздел 5. Мотивация в профессиональной деятельности.

4

-

4

-

13.

Раздел б. Надежность профессиональной деятельности.

4

2

2

-

14.

Раздел 7. Профессиональная деятельность в экстремальных условиях.

4

4










ИТОГО:

32

22

10

-


IV. Форма итогового и промежуточного контроля.

  1. Промежуточный контроль: проверочные работы по каждому разделу курса; выполнение практических заданий.

  2. Итоговый контроль: зачет.


V. Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература (основная).

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб., 2000.

  2. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.

  3. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.

  4. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.

  5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. СПб., 2003.

  6. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред.Г.С.Никифорова. СПб., 1991.

  1. Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. проф.Г.С.Никифороин. СПб., 2006.

  1. Психология менеджмента. Учебник. / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб., 2000.

  2. Реан А.А. Психология изучения личности. Учебное пособие. СПб., 2003.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997.

Рекомендуемая литература (дополнительная).

  1. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

  2. Безносов СП. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.

  3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.

  4. Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда. Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М., 1983.

  5. Каверин СБ. Мотивация труда. М., 1998.

  6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

  7. Машков В.Н. Введение в психологию человека. Учебное пособие. СПб., 2003.

  8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

  9. Практикум по инженерной психологии и психологии труда. Л., 1983.

  1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. - Воронеж. 1996.

  2. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред.А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. СПб., 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconПрограмма дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология»
Целью изучения дисциплины является формирование и развитие у студентов систематизированного академического знания о личности
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconРабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:...
В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:...
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconУчебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология
Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности»
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор-составитель...
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconМетодические указания по изучению дисциплины Целью учебной дисциплины...
...
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика...
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconРабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика»
Цель дисциплины – формирование у студентов представления о предмете, методах и задачах психологии, о взаимосвязи психологии и педагогики...
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная...
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» iconРабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника...
Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск