Скачать 461.01 Kb.
|
Рассмотрено на заседании методического совета МОУ «Центр диагностики и консультирования» Программа психологической диагностики кандидатов к созданию замещающей семьи Составитель программы: педагог - психолог Тамбовцева В.А. г. Губкин 2011 Слезинка на щеке, в глазах - испуг: Ребёнок столько в жизни повидал! Но вот прикосновенье чьих-то рук И кто-то с дрожью в голосе сказал: "Сынок! Не бойся! Будь мужчиной, брат! Всё будет хорошо - ты мне поверь. Всё горе позади! Я очень рад, что будешь с нами рядом ты теперь! И руку подал добрый человек, По коридору светлому повёл. Его запомнишь ты теперь навек: В нём друга верного ты с радостью нашел, Он снова научил тебя любить И верить в счастье, словно в чудеса, Помог о всём, печальном, позабыть, Чтоб детских душ не трогала гроза! Пояснительная записка В последние годы в нашей стране произошли существенные изменения в представлениях общества о том, где должны расти и кем воспитываться дети, лишенные попечительства родителей. Если ранее господствовало убеждение, что такие дети должны находиться в специальных государственных образовательных учреждениях (дом ребенка, детский дом, школа-интернат), то сегодня представление об оптимальном решении проблемы сиротства - создание системы воспитания детей в так называемых замещающих семьях. Замещающей семьей может быть семья, усыновившая ребенка, опекунская семья и семья патронатная. Тенденция к созданию замещающих семей и работе с ними сближает нашу страну с большинством развитых стран мира, где форма устройства детей в патронатные семьи получила название «фостеровское воспитание» (foster саге). Статистика свидетельствует о том, что с каждым годом в нашей стране количество людей, берущих детей на воспитание, растет. Но та же статистика свидетельствует о большом числе отказов от ребенка, взятого на воспитание в замещающую семью, случаях жестокого обращения в семье, эксплуатации приемных детей и т.п. Одной из главных причин этого является то, что во многих случаях замещающие родители оказываются неподготовленными к тому, чтобы быть ответственными родителями. 18 мая 2009 года вступило в силу постановление правительства «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». На основании этого документа россияне, желающие стать опекунами, усыновителями и приемными родителями, теперь будут в обязательном порядке проходить психологическое обследование и специальную педагогическую подготовку. Перед нами стояла задача разработки системы диагностических психологических методик и процедур, которые позволили бы минимизировать риск ошибочного решения относительно того, можно ли тем или иным людям, изъявляющим желание взять на воспитание ребенка-сироту, предоставить такую возможность. Цель программы: оценка мотивации, родительских способностей и психологической готовности кандидатов в приемные родители/воспитатели к приему детей в семью. Задачи:
Целевая группа, на которую ориентирована программа: лица, направленные отделом по защите прав детей, опеке и попечительства Губкинского городского округа, для получения психологического заключения. Методики:
Сроки и условия проведения: Обследование проводится по предварительной записи и наличии официального запроса отдела по защите прав детей, опеке и попечительства Губкинского городского округа, в течение 5 – 10 дней. По результатам проведенного обследования, педагогом-психологом составляется экспертное заключение. (Приложение №5) Структура диагностической программы:
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Анкета для приемных родителей 1. Занесите, пожалуйста, сведения о себе и своей семье в таблицу:
2. Если у Вас есть собственные дети, как они отнеслись к появлению нового ребенка:
3. Каков ежемесячный доход на одного человека в Вашей семье _______________________________________________________________________ 4. Принимали ли Вы раньше приемных детей в семью? Если да, то укажите их:
5. Что повлияло на выбор именно этого ребенка (этих детей):
6. Назовите причины, побудившие вас к принятию решения взять приемного ребенка:
7. Готовились ли Вы к появлению ребенка в Вашей семье:
8. Кто из специалистов, работающих с детьми, оказывал Вам помощь в подготовке к принятию ребенка:
9. Как Вы считаете, хорошо ли Вы были подготовлены к появлению ребенка?
10. Хотели бы Вы получить дополнительную подготовку:
11. Есть ли у Вас какие-то предложения по поводу того, что еще нужно сделать, чтобы как можно больше детей-сирот приобрели новую семью (напишите их): ____________________________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Опросник АСВ (Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера Опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Диагностируются следующие нарушения семейного воспитания: I. Уровень протекции — сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка: 1) гиперпротекция (чрезмерная) — шкала Г+; 2) гипопротекция (недостаточная) — шкала Г-. II. Степень удовлетворения потребностей — в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных: 1) потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) — шкала У+; 2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению «потребностей ребенка) — шкала У-. III. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний: 1) чрезмерность требований-обязанностей представляет риск психотравматизма — шкала Т+; 2) недостаточность требований-обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу — шкала Т—; 3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации — шкала 3+; 4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера — шкала 3-; 5) чрезмерность санкций — чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения — шкала С+; 6) минимальность санкций — упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний — шкала С—. IV. Неустойчивость стиля воспитания — резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство, — шкала Н. Результаты оформляются в виде таблицы: Диагностика типов семейного воспитания
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Данные по валидизации методики по всем шкалам: г=0,56; ро=0,60; п = 180; р=Ж= =0,01; р<0,01. Примечание: + чрезмерная выраженность соответствующей черты воспитания; - недостаточная выраженность; ± при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или просто выраженность. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания. Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом. Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+ при Т-, 3-, С- ). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков. Доминирующая гиперпротекция (Т+, У±, Т±, 3+, С±). Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты. Эмоциональное отвержение (Г±, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера. Повышенная моральная ответственность (Г-, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера. Гипопротекция (гипоопека) (Г-, У-, Т-, 3-, С±). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов. Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще — низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:
Какие нарушения вызывают подобные отношения родителей? Повышенную (доминирующую или потворствующую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания. Правила пользования опросником Перед тем как мать или отец начнут заполнять опросник, постарайтесь создать атмосферу доверительного психологического контакта. Родители должны быть заинтересованы в искренности собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает бланк регистрации ответов и текст опросника. Зачитайте инструкцию, содержащуюся в начале опросника, и убедитесь, что родители все поняли правильно. После того как началось заполнение бланка регистрации ответов, инструктирование или пояснения нежелательны. Обработка результатов. На бланке регистрации ответов номера, относящиеся к одной шкале, для скорости подсчета расположены в одной строчке. Подсчитайте число обведенных номеров. Обратите внимание на то, что на бланке регистрации ответов за вертикальной чертой указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число обведенных номеров достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя считается установленным указанный тип отклонения в воспитании. Буквы за чертой — это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Причем некоторые названия шкал подчеркнуты; это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка под горизонтальной чертой и обозначена теми же буквами, что и основная. При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к «Диагностике типов семейного воспитания». Это поможет точнее установить тип отклонения воспитания в исследуемой семье. Опросник АСВ для родителей |
Фомичева Н. С. Методы психологической диагностики и тестирования Фомичева Н. С. Методы психологической диагностики и тестирования. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 37 с | Кафедра философии и психологии Современные методы психологической диагностики, консультирования и коррекции детей | ||
Литература по курсу 22 Основная литература 22 Целью освоения дисциплины является всестороннее ознакомление студентов с понятием психологической безопасности, источниками психологических... | Программа дисциплины Основы психологической диагностики и консультирования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методы социально-психологической диагностики руководство и лидерство в малых группах Диагностика лидерских способностей (определение лидерского потенциала) | Практикум по конфликтологии Издательство: Питер, 2009 г.; 384 стр В приложение практикума вошли наиболее популярные методики социально-психологической диагностики, а также авторская учебная программа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школа провозглашается школой развития и саморазвития, в которой большое значение приобретают новые подходы к содержанию личности,... | Рабочая программа дисциплины «Этнические аспекты оказания психологической помощи» Целью освоения дисциплины «Этнические аспекты оказания психологической помощи» является подготовка магистрантов к осуществлению культурно-ориентированной... | ||
Ультразвуковые методы диагностики в невропатологии и нейрохирургии... Эксклюзивные случаи диагностики заболеваний и поражений цнс с помощью ультразвукового метода | История психологической История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное издательство, Типография... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | Учебно-методический комплекс по модулю в3 «Методы психологической коррекции и реабилитации» Цель: формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции... | ||
Центр социально-психологической помощи Н. Н. Ершова – директор ноу «Центр социально – психологической помощи детям, подросткам и молодежи» | Нии кардиологии со рамн департамент здравоохранения томской области ... | ||
Нии кардиологии со рамн департамент здравоохранения томской области ... | Тема Цели, предмет и задачи курса "Психология высшего образования" Психология и педагогика высшей школы. Понятия психологической культуры и психологической компетентности. Основные психологические... |