Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 337.06 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации30.03.2015
Размер337.06 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение


Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
для студентов психологического факультета
Специальность 030301 - Психология, квалификация специалиста
Курс 1 заочной формы обучения (полный срок обучения,1 семестр)

Москва

2009 г.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

(Протокол № 12 , от 25. 06. 2009 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ


Автор-составитель:
доктор биологических наук, профессор Б.М.Коган
Заведующий кафедрой:

доктор биологических наук, профессор Б.М.Коган

СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

Часть I. Программа учебной дисциплины 4-10



Часть 2. Методические рекомендации и план освоения
учебной дисциплины 11-30








Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«Анатомия ЦНС»

Введение



Дисциплина «Анатомия ЦНС» является одной из основополагающих дисциплин в общем объеме фундаментальных знаний, которыми должен обладать специалист с высшим образованием в области психологии. Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной «Физиология ЦНС», которая изучается на этом же курсе.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Учебная дисциплина «Анатомия центральной нервной системы» является одной из базовых дисциплин, обеспечивающих овладение современными естественнонаучными основами знаний о человеке как биосоциальном существе, формирование общих представлений о регуляции поведения человека, анатомо-физиологических основах психологических методов прогностической и коррекционной деятельности в процессе управления поведением человека.

Цель настоящего курса – дать обучаемым достаточно полное представление об анатомии ЦНС как науке о структуре, фило- и онтогенезе нервной системы.

Основная задача курса – развить у студентов способность соотносить психические феномены с основными анатомическими структурами центральной нервной системы.

В результате изучения данного курса у студентов должно быть сформировано целостное представление о структурно-функциональной организации ЦНС и, таким образом, об объективных морфологических и нейрофизиологических основах психики.

Для этого студент должен:

а) овладеть основной анатомической терминологией и понимать значение производных психологических понятий;

б) получить подробные сведения о строении ЦНС человека и морфофункциональных особенностях нервной ткани;

в) получить специальные сведения о морфологии и функциональных связях структур головного мозга, необходимые для работы практического психолога;

г) усвоить особенности ЦНС человека на основных этапах развития (онтогенеза);

д) уметь идентифицировать отдельные структуры ЦНС и знать их взаиморасположение на рисунках и схемах в научной и учебной литературе.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ЕН.Ф.05) курс «Анатомия центральной нервной системы» для студентов заочной формы обучения (полный срок обучения) предусматривается 110 аудиторных часа (10 часов лекции) и 100 часов самостоятельной работы.

В учебно-методическом комплексе по каждой теме имеются: краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к зачету, задания для самостоятельной работы, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы.


Содержание дисциплины.
Тема1. Общий обзор строения центральной нервной системы

История развития анатомии и морфологии мозга. Основные этапы становления неврологии, значение работ Ниссля, Гольджи, Кахаля и др. для изучения строения мозга. Вклад отечественных ученых в неврологию. Современный этап в развитии науки о строении мозга, нейроанатомические методы и их использование для решения вопросов физиологии высшей нервной деятельности.

Филогенез нервной системы: сетчатый, узловой и трубчатый типы нервной системы. Концентрация и цефализация нервных клеток. Центральная и периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная нервная система. Вес и объем мозга. Билатеральная и метамерная симметрия. Основные структурные компоненты мозга. Передача сигнала, рефлекторная дуга. Развитие вегетативной нервной системы в онтогенезе. Двойная иннервация внутренних органов. Анимальная и вегетативная рефлекторные дуги: основные отличия. Симпатическая и парасимпатическая системы: сходства и отличия. Понятие о вегетативном ганглии и сплетениях. Симпатический ствол. Краниальный и сакральный парасимпатические отделы. Черепно-мозговые нервы, участвующие в вегетативных реакциях. Высшие вегетативные центры в головном мозге.
Тема 2. Гистология и ультраструктура нервной ткани.

Строение основных элементов нервной ткани (нейронов и глиальных клеток). Особенности морфологии и ультраструктуры нервных клеток, их отростков, синапсов. Функциональное значение особенностей морфологической организации дендритов и аксонов в деятельности нейрона. Классификация нейронов по морфологическим и функциональным признакам; связь строения нейронов с выполняемой функцией. Нейроглия, строение глиальных элементов разного типа. Понятие гемато-энцефалического барьера. Оболочки мозга

Типы нейронов: униполярные, мультиполярные клетки. Органоиды, включения и ядро нервной клетки. Нервные волокна. Понятие о синапсе. Химическая передача нервного импульса. Основные нейромедиаторы.
Тема 3. Развитие и созревание мозга.

Эмбриогенез нервной системы: дифференцировка клеток и закладка центральной нервной системы. Развитие основных отделов нервной трубки. Развитие отдельных областей ЦНС (спинной мозг, продолговатый мозг, задний мозг, мозжечок, средний, промежуточный и конечный мозг). Развитие периферической нервной системы.

Формообразовательные процессы: дифференцировка нервной трубки в ростро-каудальном направлении. Мозговые пузыри и части мозга, развивающиеся из них. Изгибы головного мозга.

Принципы организации нервных систем на примере беспозвоночных и позвоночных. Ретикулярные структуры. Понятие о «ядре» (ганглии) как функционально-анатомическом объединении нейронов. Чувствительные, моторные и ассоциативные «ядра», некоторые признаки их цитологической характеристики в связи с особенностями выполняемой функции. «Экранные» (корковые) структуры головного мозга. Рождение, рост и гибель нейронов.


Тема 4. Спинной мозг

Внешнее строение. Макроструктура спинного мозга, сегментарная организация; межпозвоночные ганглии, спинальные и периферические нервы. Задние корешки спинного мозга; их афферентный состав (связь с периферией и определенным видом рецепции). Передние корешки, особенности периферической иннервации различных участков тела.

Микроструктура спинного мозга. Строение серого вещества. Цитологическая характеристика задних, передних и боковых рогов; деление на зоны (пластины по Рекседу). "Ядра" спинного мозга, их функциональная характеристика и топографическая локализация. Сетевидное вещество.

Белое вещество спинного мозга. Восходящие пути, их топография и функциональное значение. Спинно-таламические пути; система задних столбов; спинно-мозжечковые тракты. Нисходящие пути спинного мозга. Сегментарный и надсегментарный аппараты спинного мозга. Пирамидные и экстрапирамидные системы путей. Вестибуло-, ретикуло-, текто- и проприоспинальные пути. Их топография, некоторые патологические синдромы, характеризующие их поражение.
Тема 5. Головной мозг

Общая характеристика анатомического строения головного мозга. Конечный мозг. Полушария большого мозга. Белое вещество полушарий. Проекционные волокна. Ассоциативные волокна. Поверхностная структура конечного мозга. Борозды и извилины верхнебоковой, нижней и медиальной поверхности полушарий. Кора больших полушарий. Древние, старые и межуточные корковые формации. Нейроцитоархитектоника новой коры. Миелоархитектоника и связи отдельных слоев коры. Морфофункциональныке особенности отдельных областей коры. Принцип кортиколизации функций. Концентрация, цефализация и кортикализация.
Тема 6. Промежуточный мозг.

Строение серого и белого вещества промежуточного мозга. Развитие диенцефалона у водных позвоночных. Эволюция переднего мозга как основной фактор прогрессивного развития диенцефалона у высших позвоночных. Древние и новые формирования промежуточного мозга.

Основные отделы промежуточного мозга млекопитающих: таламус, субталамус, метаталамус, эпиталамус, гипоталамус. III желудочек – строение, карманы, сосудистое сплетение, связи с другими желудочками мозга.

Зрительный бугор (таламус) – главный подкорковый центр всех видов чувствительности. Две классификации ядер таламуса: анатомическая и функциональная. Особенности нейронной организации (цитологическая характеристика и топическая локализация проекций тела и органов чувств). Ассоциативные ядра таламуса, особенности их филогенетического развития, характер их связей с корой и функциональное значение. Ядра таламуса, проецирующиеся на сенсомоторную кору; их связь с мозжечком и другими ядрами ствола мозга. Таламические ядра, имеющие связь с лимбическими полями и переходными формациями коры и базальными ядрами.

Субталамическая область промежуточного мозга. Границы и положение в системе восходящих путей. Субталамическое ядро, его участие в экстрапирамидной системе двигательного контроля.

Эпиталамус. Ядра уздечки; их связи с другими образованиями головного мозга. Эволюция и роль пинеального органа в ряду позвоночных. Участие эпифиза в контроле биологических ритмов: особенности цитоархитектоники, связи эпифиза.

Гипоталамус. Морфологические черты прогрессивного развития подбугорья в ряду позвоночных. Связь подбугорья с эндокринными железами, вегетативными центрами и ретикулярной формацией ствола. Классификация гипоталамических ядер. Преоптическая область и передний гипоталамус. Нейросекреторные ядра, особенности их связей с разными отделами гипофиза. Гипоталамо-гипофизарная система. Портальная система гипофиза. Средняя и задняя группы ядер гипоталамуса. Значение некоторых ядер этой группы в регуляции гомеостаза; их связь с ретикулярными и лимбическими структурами мозга.

Медиальный пучок переднего мозга, значение в осуществлении взаимодействия переднемозговых, мезенцефалических и лимбических образований. Перивентрикулярная система волокон.
Тема 7. Средний мозг

Макроструктура среднего мозга млекопитающих. Ножки мозга; основание и покрышка. Четверохолмие млекопитающих – подкорковый центр зрительных и слуховых сигналов и рефлекторный центр старт-рефлекса. Связь со спинным мозгом, стволом головного мозга; выход на ретикулярную формацию.

Микроструктура верхнего и нижнего двухолмия и ножек большого мозга. IV и III пары черепно-мозговых нервов, их двигательные ядра; вегетативная часть III пары.

Роль зрительной рецепции в прогрессивном развитии головного мозга, представительство зрительной функции в среднем мозге.

Первичный зрительный рефлекторный центр низших позвоночных. Основные черты его организации (послойное строение и пространственное взаиморасположение нервных клеток и их отростков). Представительство зрительной, слуховой и общей соматической чувствительности в тектуме; выход на ретикулярную формацию и сегментарные структуры (связь со спинным мозгом и двигательными ядрами ствола).

Моторные ядра: красное ядро и черная субстанция; их цитологическая и функциональная характеристика, связь с другими ядрами ствола мозга.

Проводящие пути среднего мозга. Основание ножек мозга. Топография волокон от разных отделов коры больших полушарий.
Тема 8. Продолговатый мозг. Задний мозг и мозжечок

Макроструктура нижней части ствола мозга, анатомические границы продолговатого и заднего мозга. Отличительные черты в строении и общей организации нижней части ствола головного мозга от спинного мозга. IV желудочек. Образования ромбовидной ямки: ее дно, стенки и крыша. Морфологическая характеристика основных аппаратов головного мозга, расположенных на уровне нижнего ствола: ядра черепно-мозговых нервов, их состав.

Первичные сенсорные ядра задних канатиков, пути от этих ядер к таламусу и мозжечку. Формирование медиальной петли.

Комплекс ядер нижней оливы, характеристика главного ядра оливарного комплекса, его связей, значение в осуществлении двигательной функции.

Анатомическая характеристика ствола головного мозга на уровне варолиевого моста. Общий план строения: основание и покрышка. Микроструктура этих отделов. Ядра черепно-мозговых нервов моста. Топография вестибулярных ядер, их связь с другими образованиями головного и спинного мозга. VIII пара черепно-мозговых нервов, центральные ядра. Топография первичных слуховых ядер. Формирование трапециевидного тела и латеральной петли.

Проводящие пути, возникающие и проходящие на уровне нижней части ствола головного мозга. Формирование и ход медиальной петли, нижних ножек мозжечка, заднего продольного пучка, нисходящих путей к спинному мозгу.

Мозжечок. Эволюция мозжечка у хордовых: основные этапы прогрессивного развития в связи с изменением характера локомоции. Особенности строения мозжечка в разных классах позвоночных. Древний, старый и новый мозжечок; связь отдельных частей мозжечка с другими отделами мозга. Макроанатомия мозжечка человека. Микроструктура мозжечка. Послойная организация коры мозжечка, цитологическая характеристика и пространственное взаимоотношение отростков разных нейронов; роль пространственной организации нейронных элементов мозжечка в обеспечении функции. Ядра мозжечка, их связь с другими отделами головного мозга, со спинным мозгом, соматотопическая организация мозжечка. Состав путей нижних, средних и верхних ножек мозжечка. Ход вестибулярных и спинно-мозжечковых компонентов. Особенности эфферентных входов от разных структур головного мозга в кору мозжечка. Ядра черепных нервов. Тройничный нерв, отводящий нерв, лицевой нерв, предверно-улитковый нерв, языкоглоточный нерв, блуждающий нерв, добавочный нерв, подъязычный нерв. Особенности строения ретикулярных нейронов. Понятие о "ретикулярных ядрах". Гигантские нейроны в ретикулярной формации. Латеральная, медиальная и медианная зоны ретикулярной формации ствола. Развитие ретикулярных ядер в филогенезе. Связи ретикулярных ядер с выше и нижележащими отделами ЦНС.
Тема 9. Передний мозг

Базальные ганглии. Основные черты морфологической и функциональной эволюции переднего мозга позвоночных. Развитие базальных ганглиев и корковых структур. Архи-, палео- и неостриатум – их строение, связи и анатомические основы взаимодействия.

Ограда. Миндалевидный комплекс; афферентные и эфферентные связи миндалины.

Большие полушария головного мозга. Древние, старые и новые корковые формации.

Представительство обонятельного анализатора в переднем мозге. Пути распространения обонятельных импульсов к древней коре. Обонятельная кора млекопитающих, особенности морфологической организации древних корковых формаций, связанных с функцией обоняния.

Гиппокамп, зубчатая извилина. Строение, связи и особенности синаптической организации гиппокампа. Свод. Начало и ход его волокон. Структуры промежуточного и переднего мозга, входящие в лимбический круг. Основное лимбическое кольцо (круг Папеца).

Морфология свода. Пути распространения информации в лимбической системе. Поясная извилина, её роль.

Кортикализация как основная линия эволюции переднего мозга у млекопитающих. Новая кора. Доли, поля и извилины; сравнительная характеристика их развития. Развитие теменных и лобных долей. Общие принципы организации неокортекса, особенности цитоархитектоники основных территорий коры.

Классификация полей по Бродману. Представительство в коре сенсорных и двигательных функций. Модульный принцип строения коры.

Кортикофугальные и кортикопетальные связи. Белое вещество коры. Мозолистое тело.

Представительство в коре больших полушарий мозга человека высших психических функций.
Тема 10. Возрастные особенности и изменчивость мозга человека

Возрастные особенности головного мозга. Возрастные особенности спинного мозга. Возрастные особенности оболочек головного и спинного мозга. Основы половой и этнической изменчивости мозга. Изменчивость головного мозга в пределах одной национальной группы. Изменчивость массы мозга в этнических группах с течением времени. Асимметрия головного мозга. Возрастные изменения головного мозга. Морфологические основы индивидуальной изменчивости мозга. Варианты индивидуальной организации борозд и извилин. Количественная изменчивость коры и подкорковых образований.

Литература


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск