Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология»





Скачать 210.15 Kb.
НазваниеПояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология»
Дата публикации05.04.2015
Размер210.15 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Кафедра философии и культурологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.

Психолого-педагогическая антропология

Программа учебной дисциплины для специальности

050706.65 Педагогика и психология

(заочная форма обучения)


Составитель: Соловьев А.В., кандидат биологических наук

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «___» ___________ 2012 г. № __ )

Ульяновск, 2012

Пояснительная записка
Документы, на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050706.65 – «Педагогика и психология», утверждённым Министерством образования Российской Федерации от 31.01.2005 г., номер государственной регистрации № 671 пед/сп (новый).
Государственным образовательным стандартом предусмотрено, что по дисциплине «Психолого-педагогическая антропология» ОПД.Ф.5 изучаются следующие темы и вопросы.

Педагогическая антропология как междисциплинарная отрасль человековедения. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом. Человек как предмет педагогической антропологии. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия. Развитие человека в системе понятий педагогической антропологии. Взаимодействие человека и культуры. Воспитание как антропологический феномен.
Актуальность курса. Курс «Психолого-педагогическая антропология» интегрирует в себе данные педагогики, психологии, а также естествознания, философии, истории, культурологии, социологии и некоторых других наук, связанных с изучением человека. Благодаря этому дается целостное представление о человеке, помогающее в познании и выборе структуры и содержания процессов обучения и воспитания.
Краткая характеристика дисциплины. Проблемы воспитания и обучения с неизбежностью замыкаются на фундаментальные вопросы о природе растущего человека, его сущности, смысле жизни, перспективах исторического существования и т.д. Данные вопросы составляют стержень и смысл всей педагогической деятельности. Это обуславливает появление такой отрасли педагогической науки как «психолого-педагогическая антропология», т.е. человековедение, служащее воспитанию детей, в которой рассматриваются проблемы сущности человека как воспитуемого и воспитателя и даются ответы на различные вопросы о природе развивающейся личности.
Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов по данному направлению специальности. Основное содержание программы взаимосвязано с теорией общей психологии и педагогики, с педагогической психологией, возрастной психологией, историей психологии и педагогики, психологией творчества.
Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Цель изучения дисциплины: развитие у студентов гуманистического педагогического мышления, формирование у них системы знаний о человеке как воспитателе и воспитуемом и путях его самосовершенствования.
Основные задачи дисциплины:

  • Систематизация и интеграция современных теоретических знаний о человеке, ребенке, его развитии и воспитании.

  • расширение общепедагогического и общекультурного кругозора студентов;

  • выработка собственных профессионально-оценочных суждений на различные теории о человеке как природном, духовном и социокультурном существе и законы его развития;

  • ознакомление и субъективное осмысление различных подходов и направлений в педагогической антропологии;

  • осуществление научных разработок по проблемам эволюции человека на сущностно-родовом, личностно-типологическом и индивидуально-субъектном уровнях, пространственно-временных характеристик человеческого бытия, закономерностей социокультурного процесса, условий развития человеческой креативности.

  • определение на основе наличной антропологической информации законов, путей, форм и методов организации переменного гуманистического образовательного процесса, направления и содержания в данной области.


Требования к уровню усвоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» обучающийся должен:

знать

  • знать основные базовые понятия курса (антропология, педагогическая антропология, человек, ребенок, организм, психика, развитие человека как вида, пространство и время развития, культура, человек в культуре, воспитание, ребенок как субъект воспитания и культуры, сотрудничество, содействие, идеалы в воспитании и др.);

  • знать закономерности развития человека;

  • закономерности, пути и методы целенаправленной деятельности по формированию и воспитанию человека в соответствии с достигнутыми научными и философскими представлениями о его природе, эволюции.

  • основные категории психолого-педагогической антропологии;

  • особенности развития детей;

  • основные требования к современному педагогу-психологу;

уметь

  • систематизировать и интегрировать современные теоретические знания о человеке и ребенке, его развитии и воспитании;

  • определять законы, пути, формы и методы организации современного гуманистического образовательного процесса, направления и содержания инноваций в данной области;

  • прогнозировать развитие психолого-педагогической ситуации на научной основе;

  • интегрировать знания педагогической антропологии с другими психолого-педагогическими предметными областями знаний;


владеть

  • системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторов развития.

  • владеть методами формирования гуманистического мировоззрения школьников;


Общая трудоёмкость дисциплины. Курс «Психолого-педагогическая антропология» преподается на шестом курсе и предусматривает 72 ч., в том числе 16 ч. аудиторных занятий – 10 ч. лекций и 6 ч. семинаров.



Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

72

Аудиторные занятия

16

Лекции

20

Практические занятия (семинары)

6

Лабораторные работы (ЛР)

0

Самостоятельная работа

56

Вид итогового контроля

зачёт – 6 курс


Форма контроля усвоения содержания курса. Контроль усвоения основного содержания теоретического курса и самостоятельной работы студентов проводится в различных формах и видах в процессе семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. Формами контроля могут быть как проверка посещения лекций, семинаров и других занятий, так и различные виды опросов, коллоквиумов, тестирования, приема зачетов по отдельным модулям и дидактическим единицам курса. Итоговой формой контроля является зачет.
Примерный тематический план дисциплины




п/п

Наименование тем

Количество часов по формам организации обучения

Лекционные занятия

Семинарские, практические занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

Введение в психолого-педагогическую антропологию

2

1

-

8

2

Концепция человека в гуманистической антропологии и педагогике

1

1

-

8

3

Особенности развития человека

2

1

-

8

4

Человек как индивид и личность

1

1

-

8

5

Возрастные особенности человека

2

1

-

8

6

Использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии

1

0

-

8

7

Воспитание как специально организованная деятельность

1

1

-

8

Всего:

10

6

-

56


Содержание разделов и тем
Тема 1. Введение в психолого-педагогическую антропологию

Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение. Место психолого-педагогической антропологии в системе наук о человеке. Основные модули психолого-педагогической антропологии. Основные идеи и достижения психолого-педагогической антропологии.

История развития педагогической антропологии в России и за рубежом. Генезис субъективно-антропологической традиции в философской и педагогической мысли от периода античности до XIX века. Постановка и разработка «антропологического вопроса» в философии XIX века. Зарождение педагогической антропологии в России. Антропологические основания педагогических течений в педагогике конца XIX начала XX вв. Понятие «Антропология» у И. Канта. Антропология Ч. Дарвина. Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский о педагогической антропологии. Человек как сверхсложный объект изучения многочисленных наук.
Тема 2. Концепция человека в гуманистической антропологии и педагогике

Человек как сверхсложный объект изучения многочисленных наук. Человек как одно из основных понятий психолого-педагогической антропологии. Природа человека. Основные характеристики человека.

Психолого-педагогическая точка зрения на человека. Человек как индивид, единство «материального, чувственного духовного, рационально-действенного бытия» (Л.Фейербах). Особенности человеческого организма, его «голографическая» целостность, зависимость от второй сигнальной системы, культуры и системы воспитания: синергетичность, активность, пластичность, динамичность. Человек как разумное существо. Сознание и самосознание человека.

Пространство и время бытия человека. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия. Культурно-образовательное пространство с позиций психолого-педагогической антропологии. Оптимизация взаимодействия ребенка с пространством и временем своего развития.

Психолого-педагогическая антропология в контексте современной образовательной парадигмы. Гуманистические и культурные приоритеты развития современного образования. Гуманистическая направленность психолого-педагогической антропологии: взгляд на ребенка как на природное, духовное и социокультурное существо. Антропологические интерпретации педагогики: герменевтический и интегративно-антропологический подходы. Воспитание растущего человека в системе основных принципов и категорий психолого-педагогической антропологии.
Тема 3. Особенности развития человека

Филогенез и онтогенез человека, их взаимосвязь и различия. Развитие как характеристика человека. Различные трактовки процесса развития человека. Биоэнергетическая, социогенетическая, персоналистическая ориентации трактовки процесса развития человека. Основные характеристики процесса развития ребенка. Пространство и время человеческого бытия как антропологические понятия.

История овладения человеком пространством и временем своего бытия. Связь этого процесса с развитием ребенка. Оптимизация взаимодействия ребенка с пространством и временем.

Человек как представитель животного мира. Человек как социальное существо. Роль социума в развитии человека.

Нейрофизиологические особенности поведения человека. Роль условных рефлексов в поведенческом акте. Типы высшей нервной деятельности у детей. Роль нейрогуморальных адаптационных процессов в формировании пластичности и динамичности высшей нервной деятельности у человека.

Наиболее значимые факторы, отделяющие человека от высших животных. Психологические закономерности, присущие только человеку. Врожденные и приобретенные особенности человека.
Тема 4. Человек как индивид и личность

Характеристика человека как индивида и личности. Человек как субъект и объект общественных отношений. Происхождение понятие «личность». Становление человеческой личности. Биогенетический, психогенетический и социогенетический подходы к развитию личности. Социальная деятельность и общение как основные условия формирования личности. Институты социализации. Социальная адаптация индивида.

Понимание личности как функциональной и сущностной характеристики человека. Типология личности. Социально значимые качества человека и возможность их реализации в различных социальных условиях. Механизмы формирования внутреннего мира человека.

Сущность человека как феномена культуры. Особенности биологической и культурной эволюции человека. Культура в жизни человека, его творческая сущность. Поведение человека. Этнические аспекты социализации. Система норм и запретов. Процессы инкультурации. Проблемы девиантности. Духовный мир человека: основные потребности, интересы, ценности, индивидуальность, свобода, ответственность, гуманизм и другие особенности формирования менталитета. Понятие ментальности.

Влияние психики на развитие личности. Роль характера, темперамента и человеческих потребностей в формировании личностных качеств человека.

Память, культура и деятельность как важнейшие компоненты структуры личности. Индивидуальные свойства личности. Задатки, способности, одарённость, талант и гениальность личности. Природа интеллекта. Способы установления уровня интеллекта.
Тема 5. Возрастные особенности человека

Понятие о возрасте. Типы возраста. Абсолютный (хронологический) возраст. Индивидуальный возраст: биологический, паспортный, социальный и психический возраст.

Особенности онтогенеза человека. Этапы онтогенеза: эволюционный, стабильный и инволюционный. Основные закономерности роста и развития: необратимость, постепенность, цикличность, гетерохрония. Пренатальный (антенатальный) и постнатальный онтогенез. Периодизация пренатального онтогенеза: эмбриональный и фетальный этапы. Периодизация постнатального онтогенеза. Исторические типы периодизаций: периодизация Пифагора, Гиппократа и А.П. Рославского-Петровского.

Периодизация, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москва (1965); характеристика периодов: новорожденные, грудной возраст, раннее детство, первое детство, второе детство, подростковый возраст, юношеский возраст, зрелый возраст, пожилой возраст, старческий возраст, долгожители. Пубертатный скачок. Периодизация периода 0 – 18 лет в педагогике.

Здоровье детей и адаптация детей к обучению. Основные показатели школьной зрелости и адаптации к обучению. Тесты Карна-Ирасека. Оценка морфологической зрелости: индексы ПШЗ (показатели школьной зрелости) и филиппинский тест.

Понятие акселерации. Гипотезы феномена акселерации.
Тема 6. Использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии

Понятие геронтологии. Модели старения. Процесс старения. Старение – это универсальный биопсихологический процесс, затрагивающий все уровни биологической организации организма, происходящий по завершении активного роста и снижающий адаптивные возможности человека. Теории старения: гипотеза ошибок (М. Сциллард, 1954), гипотеза свободных радикалов (Д. Харман, 1956 и Н.М. Эммануэль, 1958), гипотеза нарушения регуляторной функции центральной нервной системы (В.М. Дильмани и В.В. Фролькис), теория соматических мутаций, теломерная гипотеза, теория апоптоза (В.П. Скулачев). Старение: естественное и патологическое (преждевременное). Прогерия.
Тема 7. Воспитание как специально организованная деятельность

Целостность и противоречия воспитательной деятельности. Человек как объект и субъект воспитания. Воспитание как человеческий способ бытия и профессиональный вид деятельности. Противоречия воспитания как объекта явления. Воспитание и культура. Человек как объект и субъект воспитания. Динамика потребности и способности человека к воспитанию и самовоспитанию. Ребенок в воспитании. Современные цели и задачи воспитания. Гуманистические концепции воспитания. Целостность и противоречия воспитательной деятельности. Духовность, комплексность, динамичность воспитания. Дифференцированный характер организации воспитательной деятельности. Основные факторы, влияющие на воспитание. Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания. Индивидуальные и групповые методы сотрудничества взрослых и детей как условия повышения эффективности воспитания. Современные требования к профессиональному воспитателю.

Требования К.Д. Ушинского к современному воспитателю. Взгляды К.Д. Ушинского на воспитание, счастье и возможности ребенка.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Методические рекомендации преподавателю

По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний, самостоятельный поиск литературных источников.

Лекционный материал должен постоянно актуализироваться и пополняться новыми сведениями о мировых научных достижениях, открытиями, фактами и теориями. Для более глубокого усвоения лекционного материала студентами важно использовать наглядные примеры, а также постоянно поддерживать обратную связь с аудиторией. Для последнего рекомендуется постановка проблемных ситуаций, а также совместное обсуждение наиболее важных моментов в каждой теме. Для обеспечения наглядности необходимым является использование презентаций, снабжённых иллюстрациями, схемами, таблицами и основными выкладками по теме; презентации должны содержать минимум текста и быть максимально информативными.

Могут быть сформулированы следующие рекомендации по изучению дисциплины:

1) последовательность в изучении материалов;

2) практическое закрепление материала по каждому разделу (решение задач и упражнений по принципу "от простого к сложному", тестирование);

3) неоднократное повторение пройденного материала.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение тестов, выполнение контрольных работ и практических заданий, и другие.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.

Самостоятельная работа студентов – это один из основных видов их деятельности наряду с лекциями, практическими и другими видами учебных занятий и предполагает:

1) изучение материалов лекций;

2) подготовку к лекциям, практическим, семинарским занятиям;

3) подготовку к текущему, рубежному или/и промежуточному контролю;

4) работу с традиционными источниками информации: книгами, учебниками, учебно-методическими пособиями;

5) работу с электронными источниками информации, средствами массовой информации;

6) подготовку докладов, обзоров, рефератов по выбранной теме.
Методические рекомендации студенту

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Семинарское занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий и положений антропологического знания.

Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными.
Примерные вопросы и задания

для промежуточного и рубежного контроля
Примерные вопросы к зачёту


  1. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии.

  2. Место психолого-педагогической антропологии в системе наук.

  3. Антропологический принцип познания.

  4. Зарождение антропологического подхода в педагогике.

  5. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского.

  6. Русская психолого-педагогическая антропология второй половины 19 – начала 20 веков.

  7. Природа человека.

  8. Факторы, отделяющие человека от высших животных.

  9. Психологические закономерности, присущие человеку.

  10. Врожденные и приобретенные особенности человека.

  11. Основные подходы в исследовании культуры.

  12. Понятие культуры, ее морфология.

  13. Понятие «антикультуры».

  14. Психологические аспекты творческого процесса.

  15. Педагогика креативности.

  16. Критерии творческого процесса.

  17. Подходы к понятию «креативность».

  18. Фазы развития креативности.

  19. Периодизация Э. Эриксона.

  20. Ребенок как предмет антропологии.

  21. Предмет геронтологии. Модели и типы старения.

  22. Воспитание как антропологический процесс и способ бытия.

  23. Привычки и навыки как усвоенные рефлексы.

  24. Связь физиологии и психологии.

  25. Процесс внимания человека, его разновидности.

  26. Память. Свойства и значение памяти.

  27. Воля как власть души над телом. Воля как желание.

  28. Процесс перехода желаний в убеждения и решения.

  29. Образование характера. Темперамент.

  30. Требования к современному воспитателю.


Примерная тематика курсовых работ


  1. Субъективно-антропологическая традиция в античной философии и педагогике.

  2. Квинтилиан как теоретик и практик гуманистической педагогики.

  3. Развитие гуманистических идеалов педагогами эпохи Возрождения.

  4. Разработка «антропологического вопроса» в немецкой классической философии (на примере одного или нескольких философов).

  5. Зарождение педагогической антропологии в России.

  6. Философско-педагогические взгляды Н.И. Пирогова.

  7. Философско-антропологические взгляды Н.Г. Чернышевского.

  8. Значение научного наследия К.Д. Ушинского для формирования педагогической антропологии.

  9. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии В.В. Зеньковского.

  10. Педагогические взгляды П.Ф. Лесгафта.

  11. Проблема человека и его воспитания в философских учениях начала XX века: философия жизни, философская антропология, экзистенционализм (на примере одного из них).

  12. Гуманистические образовательные модели прошлого и настоящего (представить одну или несколько моделей).

  13. Педагогическое человековедение Г. Ноля.

  14. А.Н. Радищев о сущности человека и его воспитании.

  15. Антропологическая педагогика О.Ф. Больнова.

  16. Интегративно-антропологический подход к воспитанию (Й. Дерболав, Г. Рот).

  17. Педология и ее влияние на отечественное образование.

  18. Биогенетическое и социогенетическое направления в педологии.

  19. Специфика развития человека и личности.

  20. Творчество как характеристика человека.

  21. Природа творчества человека.

  22. Возраст как категория психолого-педагогической антропологии.

  23. Взаимодействие человека и культуры.

  24. Значение субкультуры для развития человека.


Примерная тематика рефератов


  1. Педагогическая антропология П.Ф. Лесгафта.

  2. Возрождение педагогической антропологии в современной России.

  3. Концепция социального пространства-времени в философии О. Шпенглера.

  4. Психологическое пространство-время в трудах К. Левина.

  5. Современная наука о возникновении сознания.

  6. Основные этапы антропосоциогенеза.

  7. Проблема биологического в человеке.

  8. Социальное кодирование.

  9. Гегелевское учение о сущности.

  10. Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

  11. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

  12. О. Шпенглер о соотношении культуры и цивилизации.

  13. Современное состояние теории формации.

  14. Цивилизационная концепция А. Тойнби.

  15. Связь формационных и цивилизационных циклов в историческом развитии.

  16. Особенности диагностики творческого процесса.

  17. Возможности обучения творчеству.

  18. Личность учителя как фактор развития креативности учащихся.

  19. Модуль для одаренных: особенности разработки.

  20. Стратегии действий воспитателя на этапах становления личности.

  21. Человек в поисках смысла (на примере этапа старения).

  22. Основные понятия «Физиологической части» работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

  23. Произвольные и непроизвольные процессы развития психических явлений.

  24. Значимость игры для развития ребенка.

  25. Особенности и механизмы развития сознания.

  26. Способы овладения ребенком пространством и временем.

  27. Специфика антропологического подхода к понятиям «личность», «индивидуальность» ребенка.

  28. Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания.

  29. Современные инновации в сфере воспитания.


Критерии оценивания знаний при сдаче зачёта
"Зачёт" выставляется при достаточно полном, системном знании вопроса и обязательном умении применять свои знания на практике и при обнаружении отдельных неточностей в ответе студента. Желательно к зачету подготовить реферат по отдельным темам курса.

"Незачёт" выставляется при обнаружении отрывочных, фрагментарных знаний либо при их полном отсутствии.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература


  1. Барболин М.П. Методология инновационного развития образования. – СПб.: Петрополис, 2008. – 506 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/42497)

  2. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учебное пособие. – М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 164 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/148726)

  3. Рыбалов Л.Б., Россолимо Т.Е., Москвина-Тарханова И.А. Антропология. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов. –5-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2007. – 448 с. (Библиотека УлГПУ)

  4. Тегако Л.И., Кметинский Е. Антропология: учеб. пособие. – М: Новое знание, 2008. – 400 с. (Библиотека УлГПУ)

  5. Хасанова Г.Б. Антропология. Учебное пособие / Г.Б. Хасанова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 231 с. (Библиотека УлГПУ)



Дополнительная литература


  1. Добреньков В.И. Социальная антропология: учеб. для вузов. – М.: Инфра-М, 2008. – 687 с.(Библиотека УлГПУ).

  2. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: учеб. пособие для вузов. – М.: Акад. проект: Альма Матер, 2005. – 622 с.(Библиотека УлГПУ).

  3. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М.: Академия, 2004. – 205 с. (Библиотека УлГПУ).

  4. Москатова А.К. Жизнедеятельность человека: антропологические и физиологические аспекты. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 244 с. (Библиотека УлГПУ).

  5. Моторина Л.Е. Философская антропология: учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа,, 2003. – 255 с. (Библиотека УлГПУ).

  6. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – 479 с. (Библиотека УлГПУ).

  7. Рабинович В.Л. Человек в культуре. Введение в метафорическую антропологию: учеб. пособие. – М.: Форум, 2008. – 335 с. (Библиотека УлГПУ).

  8. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М.: Школа-пресс, 1995. – 383 с.(Библиотека УлГПУ).

  9. Соловьев А.В. Психолого-педагогическая антропология: Программа учебной дисциплины для специальности 050706.65 Педагогика и психология (заочная форма обучения). – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 11 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.ulspu.ru)

  10. Хомякова И.А. Антропология: Учебное пособие для студентов специальностей «Психология», «Социология», Часть 1. Эволюция человека. – М.: МИИТ, 2004. – 71 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/15036)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconПояснительная записка документы на основании которых разработана...
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconПояснительная записка Документы, на основании которых разработана...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconПояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,...
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconПояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,...
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconРабочая программа по химии пояснительная записка цели и задачи
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология»
...
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconПояснительная записка нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconПояснительная записка цели и задачи: освоение знаний о человеке как...
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconУтверждена
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconРабочая программа по физике (профильный уровень)
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск