Скачать 210.15 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра философии и культурологии УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. Психолого-педагогическая антропология Программа учебной дисциплины для специальности 050706.65 Педагогика и психология (заочная форма обучения) Составитель: Соловьев А.В., кандидат биологических наук Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «___» ___________ 2012 г. № __ ) Ульяновск, 2012 Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050706.65 – «Педагогика и психология», утверждённым Министерством образования Российской Федерации от 31.01.2005 г., номер государственной регистрации № 671 пед/сп (новый). Государственным образовательным стандартом предусмотрено, что по дисциплине «Психолого-педагогическая антропология» ОПД.Ф.5 изучаются следующие темы и вопросы. Педагогическая антропология как междисциплинарная отрасль человековедения. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом. Человек как предмет педагогической антропологии. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия. Развитие человека в системе понятий педагогической антропологии. Взаимодействие человека и культуры. Воспитание как антропологический феномен. Актуальность курса. Курс «Психолого-педагогическая антропология» интегрирует в себе данные педагогики, психологии, а также естествознания, философии, истории, культурологии, социологии и некоторых других наук, связанных с изучением человека. Благодаря этому дается целостное представление о человеке, помогающее в познании и выборе структуры и содержания процессов обучения и воспитания. Краткая характеристика дисциплины. Проблемы воспитания и обучения с неизбежностью замыкаются на фундаментальные вопросы о природе растущего человека, его сущности, смысле жизни, перспективах исторического существования и т.д. Данные вопросы составляют стержень и смысл всей педагогической деятельности. Это обуславливает появление такой отрасли педагогической науки как «психолого-педагогическая антропология», т.е. человековедение, служащее воспитанию детей, в которой рассматриваются проблемы сущности человека как воспитуемого и воспитателя и даются ответы на различные вопросы о природе развивающейся личности. Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов по данному направлению специальности. Основное содержание программы взаимосвязано с теорией общей психологии и педагогики, с педагогической психологией, возрастной психологией, историей психологии и педагогики, психологией творчества. Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины. Цель изучения дисциплины: развитие у студентов гуманистического педагогического мышления, формирование у них системы знаний о человеке как воспитателе и воспитуемом и путях его самосовершенствования. Основные задачи дисциплины:
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины: В результате изучения дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» обучающийся должен: знать
уметь
владеть
Общая трудоёмкость дисциплины. Курс «Психолого-педагогическая антропология» преподается на шестом курсе и предусматривает 72 ч., в том числе 16 ч. аудиторных занятий – 10 ч. лекций и 6 ч. семинаров.
Форма контроля усвоения содержания курса. Контроль усвоения основного содержания теоретического курса и самостоятельной работы студентов проводится в различных формах и видах в процессе семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. Формами контроля могут быть как проверка посещения лекций, семинаров и других занятий, так и различные виды опросов, коллоквиумов, тестирования, приема зачетов по отдельным модулям и дидактическим единицам курса. Итоговой формой контроля является зачет. Примерный тематический план дисциплины Содержание разделов и тем Тема 1. Введение в психолого-педагогическую антропологию Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение. Место психолого-педагогической антропологии в системе наук о человеке. Основные модули психолого-педагогической антропологии. Основные идеи и достижения психолого-педагогической антропологии. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом. Генезис субъективно-антропологической традиции в философской и педагогической мысли от периода античности до XIX века. Постановка и разработка «антропологического вопроса» в философии XIX века. Зарождение педагогической антропологии в России. Антропологические основания педагогических течений в педагогике конца XIX начала XX вв. Понятие «Антропология» у И. Канта. Антропология Ч. Дарвина. Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский о педагогической антропологии. Человек как сверхсложный объект изучения многочисленных наук. Тема 2. Концепция человека в гуманистической антропологии и педагогике Человек как сверхсложный объект изучения многочисленных наук. Человек как одно из основных понятий психолого-педагогической антропологии. Природа человека. Основные характеристики человека. Психолого-педагогическая точка зрения на человека. Человек как индивид, единство «материального, чувственного духовного, рационально-действенного бытия» (Л.Фейербах). Особенности человеческого организма, его «голографическая» целостность, зависимость от второй сигнальной системы, культуры и системы воспитания: синергетичность, активность, пластичность, динамичность. Человек как разумное существо. Сознание и самосознание человека. Пространство и время бытия человека. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия. Культурно-образовательное пространство с позиций психолого-педагогической антропологии. Оптимизация взаимодействия ребенка с пространством и временем своего развития. Психолого-педагогическая антропология в контексте современной образовательной парадигмы. Гуманистические и культурные приоритеты развития современного образования. Гуманистическая направленность психолого-педагогической антропологии: взгляд на ребенка как на природное, духовное и социокультурное существо. Антропологические интерпретации педагогики: герменевтический и интегративно-антропологический подходы. Воспитание растущего человека в системе основных принципов и категорий психолого-педагогической антропологии. Тема 3. Особенности развития человека Филогенез и онтогенез человека, их взаимосвязь и различия. Развитие как характеристика человека. Различные трактовки процесса развития человека. Биоэнергетическая, социогенетическая, персоналистическая ориентации трактовки процесса развития человека. Основные характеристики процесса развития ребенка. Пространство и время человеческого бытия как антропологические понятия. История овладения человеком пространством и временем своего бытия. Связь этого процесса с развитием ребенка. Оптимизация взаимодействия ребенка с пространством и временем. Человек как представитель животного мира. Человек как социальное существо. Роль социума в развитии человека. Нейрофизиологические особенности поведения человека. Роль условных рефлексов в поведенческом акте. Типы высшей нервной деятельности у детей. Роль нейрогуморальных адаптационных процессов в формировании пластичности и динамичности высшей нервной деятельности у человека. Наиболее значимые факторы, отделяющие человека от высших животных. Психологические закономерности, присущие только человеку. Врожденные и приобретенные особенности человека. Тема 4. Человек как индивид и личность Характеристика человека как индивида и личности. Человек как субъект и объект общественных отношений. Происхождение понятие «личность». Становление человеческой личности. Биогенетический, психогенетический и социогенетический подходы к развитию личности. Социальная деятельность и общение как основные условия формирования личности. Институты социализации. Социальная адаптация индивида. Понимание личности как функциональной и сущностной характеристики человека. Типология личности. Социально значимые качества человека и возможность их реализации в различных социальных условиях. Механизмы формирования внутреннего мира человека. Сущность человека как феномена культуры. Особенности биологической и культурной эволюции человека. Культура в жизни человека, его творческая сущность. Поведение человека. Этнические аспекты социализации. Система норм и запретов. Процессы инкультурации. Проблемы девиантности. Духовный мир человека: основные потребности, интересы, ценности, индивидуальность, свобода, ответственность, гуманизм и другие особенности формирования менталитета. Понятие ментальности. Влияние психики на развитие личности. Роль характера, темперамента и человеческих потребностей в формировании личностных качеств человека. Память, культура и деятельность как важнейшие компоненты структуры личности. Индивидуальные свойства личности. Задатки, способности, одарённость, талант и гениальность личности. Природа интеллекта. Способы установления уровня интеллекта. Тема 5. Возрастные особенности человека Понятие о возрасте. Типы возраста. Абсолютный (хронологический) возраст. Индивидуальный возраст: биологический, паспортный, социальный и психический возраст. Особенности онтогенеза человека. Этапы онтогенеза: эволюционный, стабильный и инволюционный. Основные закономерности роста и развития: необратимость, постепенность, цикличность, гетерохрония. Пренатальный (антенатальный) и постнатальный онтогенез. Периодизация пренатального онтогенеза: эмбриональный и фетальный этапы. Периодизация постнатального онтогенеза. Исторические типы периодизаций: периодизация Пифагора, Гиппократа и А.П. Рославского-Петровского. Периодизация, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москва (1965); характеристика периодов: новорожденные, грудной возраст, раннее детство, первое детство, второе детство, подростковый возраст, юношеский возраст, зрелый возраст, пожилой возраст, старческий возраст, долгожители. Пубертатный скачок. Периодизация периода 0 – 18 лет в педагогике. Здоровье детей и адаптация детей к обучению. Основные показатели школьной зрелости и адаптации к обучению. Тесты Карна-Ирасека. Оценка морфологической зрелости: индексы ПШЗ (показатели школьной зрелости) и филиппинский тест. Понятие акселерации. Гипотезы феномена акселерации. Тема 6. Использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии Понятие геронтологии. Модели старения. Процесс старения. Старение – это универсальный биопсихологический процесс, затрагивающий все уровни биологической организации организма, происходящий по завершении активного роста и снижающий адаптивные возможности человека. Теории старения: гипотеза ошибок (М. Сциллард, 1954), гипотеза свободных радикалов (Д. Харман, 1956 и Н.М. Эммануэль, 1958), гипотеза нарушения регуляторной функции центральной нервной системы (В.М. Дильмани и В.В. Фролькис), теория соматических мутаций, теломерная гипотеза, теория апоптоза (В.П. Скулачев). Старение: естественное и патологическое (преждевременное). Прогерия. Тема 7. Воспитание как специально организованная деятельность Целостность и противоречия воспитательной деятельности. Человек как объект и субъект воспитания. Воспитание как человеческий способ бытия и профессиональный вид деятельности. Противоречия воспитания как объекта явления. Воспитание и культура. Человек как объект и субъект воспитания. Динамика потребности и способности человека к воспитанию и самовоспитанию. Ребенок в воспитании. Современные цели и задачи воспитания. Гуманистические концепции воспитания. Целостность и противоречия воспитательной деятельности. Духовность, комплексность, динамичность воспитания. Дифференцированный характер организации воспитательной деятельности. Основные факторы, влияющие на воспитание. Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания. Индивидуальные и групповые методы сотрудничества взрослых и детей как условия повышения эффективности воспитания. Современные требования к профессиональному воспитателю. Требования К.Д. Ушинского к современному воспитателю. Взгляды К.Д. Ушинского на воспитание, счастье и возможности ребенка. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫМетодические рекомендации преподавателю По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний, самостоятельный поиск литературных источников. Лекционный материал должен постоянно актуализироваться и пополняться новыми сведениями о мировых научных достижениях, открытиями, фактами и теориями. Для более глубокого усвоения лекционного материала студентами важно использовать наглядные примеры, а также постоянно поддерживать обратную связь с аудиторией. Для последнего рекомендуется постановка проблемных ситуаций, а также совместное обсуждение наиболее важных моментов в каждой теме. Для обеспечения наглядности необходимым является использование презентаций, снабжённых иллюстрациями, схемами, таблицами и основными выкладками по теме; презентации должны содержать минимум текста и быть максимально информативными. Могут быть сформулированы следующие рекомендации по изучению дисциплины: 1) последовательность в изучении материалов; 2) практическое закрепление материала по каждому разделу (решение задач и упражнений по принципу "от простого к сложному", тестирование); 3) неоднократное повторение пройденного материала. Для подготовки студентов к семинарскому занятию преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения. Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение тестов, выполнение контрольных работ и практических заданий, и другие. Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. Самостоятельная работа студентов – это один из основных видов их деятельности наряду с лекциями, практическими и другими видами учебных занятий и предполагает: 1) изучение материалов лекций; 2) подготовку к лекциям, практическим, семинарским занятиям; 3) подготовку к текущему, рубежному или/и промежуточному контролю; 4) работу с традиционными источниками информации: книгами, учебниками, учебно-методическими пособиями; 5) работу с электронными источниками информации, средствами массовой информации; 6) подготовку докладов, обзоров, рефератов по выбранной теме. Методические рекомендации студенту Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой. Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой. Семинарское занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий и положений антропологического знания. Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия. Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными. Примерные вопросы и задания для промежуточного и рубежного контроля Примерные вопросы к зачёту
Примерная тематика курсовых работ
Примерная тематика рефератов
Критерии оценивания знаний при сдаче зачёта "Зачёт" выставляется при достаточно полном, системном знании вопроса и обязательном умении применять свои знания на практике и при обнаружении отдельных неточностей в ответе студента. Желательно к зачету подготовить реферат по отдельным темам курса. "Незачёт" выставляется при обнаружении отрывочных, фрагментарных знаний либо при их полном отсутствии. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
|
Пояснительная записка документы на основании которых разработана... Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины | Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Пояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании... Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | Пояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | ||
Пояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | Пояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,... Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа | ||
Пояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,... Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа | Рабочая программа по химии пояснительная записка цели и задачи Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология» ... | Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004 | ||
Пояснительная записка цели и задачи: освоение знаний о человеке как... Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | Утверждена Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | ||
Рабочая программа по физике (профильный уровень) Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | Рабочая программа учебного предмета «Литература» Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа | ||
Рабочая программа учебного предмета «Литература» Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа | Рабочая программа учебного предмета «Литература» Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа |