Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Проректор (декан факультета)







Скачать 204.35 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Проректор (декан факультета)
Дата публикации18.04.2015
Размер204.35 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________20___г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Ф.16 Основы психоконсультирования и психокоррекции

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1.Цели и задачи курса
Целью учебной дисциплины является формирование у студентов основ профессиональной компетентности по проблемам психоконсультирования и психокоррекции в контексте их практической деятельности в качестве социальных педагогов.

Задачи курса:

  1. Рассмотреть основные понятия курса, роль и его место в формировании умений и навыков социального педагога;

  2. Изучение моделей психокоррекции в рамках различных психологических направлений;

  3. Сформировать у студентов основные приемы психоконсультирования и психокоррекции;

  4. Освоить практические навыки психоконсультирования и психокоррекции в профессиональной деятельности социального педагога с различными категориями клиентов.


2.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Освоение студентами содержания курса должно обеспечивать реализацию следующих требований:

  1. знать теоретические основы психоконсультирования и психокоррекции, структурные компоненты психологического консультирования, этапы и фазы консультирования, основные направления в современной психокоррекционной работе, этику педагога-психолога, писхопрофилактику и ее основные принципы;

  2. понимать цели и задачи психоконсультирования и психокоррекции, сущность писхокоррекционного процесса;

  3. уметь использовать основные техники и методы психоконсультирования в деятельности социального педагога, групповые и индивидуальные формы работы;

  4. Освоить основные психокоррекционные подходы и технологии, диагностику с помощью различных методик, включая наблюдение, опросные и проективные методики и на основании полученных данных использовать соответствующие психокоррекционные подходы;

  5. Освоить различные техники и приемы психологической коррекции, включая терапию, психодраму, арттерапию, музыкотерапию и куклотерапию и т.п., направленные на работу с тревожными и агрессивными расстройствами, нарушениями в познавательной сфере и психического развития;


3.Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр 9

Семестр 10

Общая трудоемкость дисциплины

242

116

126

Аудиторные занятия

120

48

72

Лекции

48

24

24

Практические занятия

72

24

48

Семинары










Лабораторные работы










И(или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

122

68

54

Курсовая работа










Расчетно-графические работы










Рефераты










И(или)другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля

Зачет – 9 сем.

Экзамен – 10 сем.

Зачет

Экзамен


4. Содержание дисциплины

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная работа

1

Теоретические основы психокон-сультирования и психокоррекции.

4

-

8

2

Структурные компоненты психоло-гического консультирования. Этапы и фазы консультирования.

4

4

10

3

Техники и методы консультирования.

6

16

20

4

Сущность психокоррекционного процесса. Основные технологии и подходы.

8

12

20

5

Основные направления в современной психокоррекционной работе.

8

16

20

6

Этика педагога-психолога.

4

4

16

7

Групповые и индивидуальные формы работы.

10

16

16

8

Психопрофилактика в работе социального педагога.

4

4

12




Всего часов

48

72

122


4.2.Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы психоконсультирования и психокоррекции (4 часа).


Тема 1. Психологическая помощь.

Понятие психологической помощи. Виды психологической помощи. Современные тенденции. Методологические основы трех видов оказания помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия. Цели и задачи психоконсультирования и психокоррекции, учет возрастных и индивидуальных особенностей клиента, остроты и глубины проблемы.

Раздел 2. Структурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования.


Тема 2. Психоконсультирование: структура, связь с теоретическими основаниями. (2 часов)

Структурные компоненты психоконсультирования: зависимость структурирования психоконсультирования от теоретических установок и направленности консультанта. Построение персональной теории консультирования.

Тема 3. Процесс консультирования. (6 часов)

Этапы и фазы консультирования: начальный, средний, завершающий этапы психоконсультирования с точки зрения теоретических психологических моделей.
Раздел 3. Техники и методы консультирования

Тема 4 Основные психологические теории и их применение в практике психосоциальной работы. (12 часов)

Психоанализ З.Фрейда и развитие психодинамической теории в трудах К. Юнга, А.Адлера, К.Хорни, Э. Фромма. Психодинамическая модель и ее использование в практике психосоциальной работы.

Основные поведенческие психологические теории – И.П.Павлов, Д.Уотсон, Б.Скиннер, А.Лазарус, А.Бандура. Поведенческая практика работы с клиентом.

Психологические гуманистические теории – А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Р.Мей. Особенности использования гуманистической психологии в практической деятельности социального педагога.

Тема 5. Техники и методы консультирования. (10 часов)

Интервью как базовый метод психологического консультирования. Использование тестов в психоконсультировании. Контракт с клиентом.

Консультативный контакт. Вербальные и невербальные средства. Навыки поддержания контакта. Физические компоненты психологического климата. Эмоциональные компоненты психологического климата.
Раздел 4. Сущность психокоррекционного процесса. Основные технологии и подходы.

Тема 6. Психокоррекция как процесс. (8 часов)

Виды психокоррекции, основные принципы психокоррекционной работы, критерии эффективности психокоррекционного воздействия, разработка и реализация психокоррекционных программ. Требования к специалисту.

Тема 7. Основные технологии психокоррекции. (12 часов)

Личностно-ориентированная коррекция. Телесно-ориентированная коррекция. Суггестология и ее использование в психокоррекции. Методы заместительной саморегуляции. Поведенческие подходы к психокоррекции.
Раздел 5. Основные направления в современной психокоррекционной работе.

Тема 8. Психокоррекция личности и межличностных взаимоотношений. (6 часа)

Психокоррекция познавательной, эмоционально-волевой сфер личности, межличностных взаимоотношений. Развитие рефлексии подростка. Коррекция страхов, виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития. Изменение социальной ситуации развития ребенка как один из методов психологической коррекции.

Тема 9. Психокоррекция при работе с семьей. (6 часа)

Знакомство с методами психологической коррекции при наличии семейных проблем. Изучение техник психологической помощи семье в различных психологических школах. Эффективность различных методов психологической коррекции семьи. Коррекция нарушенных детско-родительских отношений с помощью игровой и сказко- коррекции, рисуночных методов. Использование методов психодрамы при семейной психологической коррекции.

Тема 10. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте. (6 часов)

Методы психологической коррекции личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте. Основные принципы и направления работы. Нарушения личностного развития ребенка. Замкнутость и ее коррекция. Работа с родителями замкнутого ребенка. Страхи, связанные с нарушениями личностных отношений. Агрессивность, работа с родителями агрессивного ребенка. Социальная адаптация ребенка.

Тема 11. Психокоррекция познавательной и эмоциональной сфер личности дошкольника и школьника. (6 часов)

Приемы коррекции внимания, развития памяти, развития мыслительных процессов, коррекционная программа по результатам тестирования; развитие воображения. Коррекция тревожности и застенчивости. Методы регуляции психического состояния.
Раздел 6. Этика педагога-психолога.

Тема 12. Этические аспекты деятельности педагога-психолога. (8 часов)

Требования к личности педагога-психолога. Ограничения в деятельности. Проблемы взаимодействия социального педагога с клиентом в контексте профессиональной этики. Нормы и правила взаимодействия. Этические требования к групповому руководителю
Раздел 7. Групповые и индивидуальные формы работы.

Тема 13. Специфика индивидуальной работы. (8 часов)

Особенности индивидуального контакта с клиентом. Перспективы личностного развития при индивидуальном консультировании и коррекции.

Тема 14. Специфика групповой работы. (18 часов)

Сущность групповой работы. Разнообразие психотерапевтических групп. Стадии развития группы. Роли группового руководителя. Механизмы групповой работы. Создание и организация психотерапевтической группы.
Раздел 8. Психопрофилактика в работе социального педагога.

Тема 15. Специфика психопрофилактической работы. (8 часов)

Психопрофилактика и ее основные принципы: роль и значение психопрофилактической работы социального педагога. Связь психопрофилактики, психоконсультирования и психокоррекции. Психопрофилактика в работе с младшими школьниками. Психопрофилактика в работе с подростками. Психопрофилактика в работе с семьей. Психопрофилактика в работе со специфической категорией клиентов. Специфика современных психопрофилактических программ.
5.Лабораторный практикум

Не предусмотрен.
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература
а) основная литература:

  1. Сапогова, Е. Е. Консультативная психология : уч. пос. для вузов / Е. Е. Сапогова. - М. : Академия, 2008. - 348 с.

  2. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : уч. пос. для вузов / О. В. Хухлаева. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 202 с.

  3. Пахомов, В. П. Психологическое консультирование : проблема построения профессиональной деятельности : учебное пособие / В. П. Пахомов, И. Л. Шелехов ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск:издательство ТГПУ, 2009. - 274, с.


б) дополнительная литература:

  1. Акимова, М. К.,. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. – М. : «Академия», 2000.

  2. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники : практическое пособие / О. Н. Истратова. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2008. – 349 с.

  3. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Кочюнас. - М. : Академический проспект ; Трикста, 2004. – 464 с.

  4. Лаут, Г. В. Коррекция поведения детей и подростков : практическое руководство: в 2 т. / Г. В. Лаут. - М. : Академия, 2005.

  5. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие для вузов / А. А. Осипова. – М. : Сфера, 2002. – 508 с

  6. Основы возрастно-психологического консультирования : Учебно-методическое пособие / Под ред. А. Г. Лидерса. – М. : Изд-во МГУ, 1991.

  7. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия / К. Роджерс. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 478 с.

  8. Шелехов, И. Л. Психологическая коррекция девиантных форм материнского поведения : монография / И. Л. Шелехов, А. М. Уразаев ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск : издательство ТГПУ, 2009. - 127 с.

  9. Шмелева, И. А. Введение в профессию : учебное пособие для вузов / И. А. Шмелева. – СПб. : Питер, 2007. – 255 с

  10. Ялом, Ирвин Д. Групповая психотерапия / Режим доступа : http://www.psychol-ok.ru/lib/yalom/gp/dp_01htm (Дата обращения 25.08.2011).


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины


  • Рабочая программа по курсу «Основы психоконсультирования и психокоррекции», составленная на кафедре социальной педагогики ПФ ТГПУ.

  • Библиотечные фонды ТГПУ.


7.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийное оборудование, помещение для групповых психологических занятий.
8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1 Методические рекомендации преподавателю
Содержание учебной программы дисциплины «Основы психоконсультирования и психокоррекции» реализуется посредством лекционных занятий, семинарских / практических занятий и самостоятельной работы студентов.

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция.

Особенностью практических занятий по дисциплине «Основы психоконсультирования и психокоррекции» является нацеленность на конкретные социально-психологические феномены и связанные с ними задачи, решаемые в процессе социально-психолого-педагогической работы социального педагога.

Рекомендуемые методы обучения: кейс-метод (анализ конкретных-ситуаций), синема-метод (анализ фильмов, кинофрагментов), дискуссия, имитационные упражнения, деловая игра.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, реферирование, анализ ситуаций.

Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), контрольная работа, итоговое тестирование, собеседование (зачет), экзамен.
8.2 Методические указания для студентов
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Гуманистическая психология в теории и практике социальной работы.

  2. Поведенческая модель психоконсультирования.

  3. Проблемы консультирования в работе социального педагога.

  4. Использование клинической модели в работе социального педагога.

  5. Эффективность использования арт-подхода в работе социального педагога.

  6. Использование потенциала группы для решения индивидуальных проблем клиента.

  7. Учет возрастных особенностей в индивидуальном консультировании в работе социального педагога

  8. Возможности социального педагога в работе с одаренными детьми.

  9. Актуальные проблемы работы социального педагога в образовательных учреждениях.

  10. Практические возможности психологической коррекции свойств темперамента.

  11. Роль и место социального педагога в междисциплинарной команде.


Примерные темы рефератов


  1. Коммуникативный тренинг как способ предупреждения межличностных конфликтов подростков.

  2. Коррекция эмоциональных состояний подростков методом арт-терапии.

  3. Использование психогимнастики для предупреждения эмоциональных расстройств у детей младшего школьного возраста.

  4. Коррекция нарушений в познавательной сфере младших подростков в процессе учебной деятельности.

  5. Коррекция эмоционально-волевой сферы у подростков.

  6. Игротерапия как метод коррекции детско-родительских отношений.

  7. Индивидуальные и групповые формы консультирования профессионального самоопределения подростков.

  8. Коррекция агрессивного поведения подростков в условиях обучения в средней школе.

  9. Использование тестов в практике психологического консультирования.

  10. Учет возрастных особенностей в психоконсультационной и психокоррекционной работе.

  11. Психокоррекция умственного развития детей младшего школьного возраста.

  12. Основные виды коррекционной помощи детям и подросткам при нарушении психического развития.

  13. Приемы коррекционного воздействия при нарушениях памяти.

  14. Основные методы индивидуального психологического воздействия.

  15. Психологические особенности индивидуальной психолого-педагогической коррекции.

  16. Основные механизмы коррекционного воздействия по И. Ялом.

  17. Основные приемы психолого-педагогической коррекции.

  18. Психологическая коррекция личностных нарушений в школьном возрасте.

  19. Основные подходы работы с фобическими расстройствами в детском возрасте.

  20. Основные психокоррекционные подходы в работе со страхами.

  21. Основные методы коррекционной работы с агрессивными детьми.

  22. Отличия психокоррекционной работы от психотерапевтической.

  23. Особенности индивидуальной психологической коррекции.

  24. Коррекционная работа с педагогически-запущенными детьми.

  25. Коррекция эмоциональной сферы детей школы интерната.

  26. Особенности коррекции отношений родителей с детьми.

  27. Особенности коррекции познавательной сферы дошкольников.

  28. Основные различия коррекционной работы с детьми из классов компенсации и классов с задержкой психического развития.

  29. Коррекционная работа с позиции гуманистической психологии.

  30. Коррекционная работа с позиции психоанализа.


Вопросы к зачету (9 семестр)


  1. Психологическое консультирование как вид деятельности социального педагога.

  2. Психодинамический подход в психоконсультировании

  3. Основные поведенческие психологические теории и их использование в психоконсультировании

  4. Экзистенционально-гуманистические подходы в психоконсультировании.

  5. Цели и задачи психоконсультационной работы.

  6. Цели и задачи психокоррекционной работы.

  7. Различия между консультированием и психотерапией.

  8. Виды психологического консультирования.

  9. Этапы и фазы консультирования.

  10. Условия результативности психоконсультирования.

  11. Тестирование в практике психоконсультирования.

  12. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психоконсультирования.

  13. Характеристика тестов, используемых в практике персонального психоконсультирования.

  14. Тесты, используемые в практике коммуникативного психоконсультирования

  15. Особенности составления психокоррекционных программ.

  16. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий.

  17. Использование гештальт-подхода в психоконсультировании.

  18. Использование арт-подхода в психоконсультационой и психокоррекционной работы.

  19. Интегративный подход.

  20. Построение персональной теории психоконсультирования.

  21. Личностные характеристики эффективного консультанта.

  22. Процесс подготовки и становления психоконсультанта.

  23. Современные методы психологической коррекции.

  24. Цели психолого-педагогической коррекции.

  25. Предмет и задачи психокоррекции.

  26. Теоретико-методологические отличия психокоррекционной работы от психотерапевтической.

  27. Индивидуальная психологическая коррекция.

  28. Групповая психологическая коррекция.

  29. Методы и приемы, используемые в психологической коррекции.

  30. Основные позиции в практике проведения психокоррекционной работы.

  31. Цели и задачи бифокальной коррекции.

  32. Основные виды коррекционной помощи детям и подросткам при нарушениях психического развития.

  33. Приемы коррекционного воздействия при нарушениях памяти.

  34. Основные показания и противопоказания психологической коррекции.

  35. Основные условия, необходимые для проведения психологической коррекции.

  36. Основные методы индивидуального психологического воздействия.

  37. Психологические особенности индивидуальной психолого-педагогической коррекции.

  38. Основные стадии психологической коррекции.

  39. Критерии эффективности коррекционной работы.


Вопросы к экзамену (10 семестр)


  1. Формирование коррекционной программы.

  2. Оценка эффективности проведенной коррекционной работы.

  3. Основные показания и противопоказания для проведения групповой коррекционной работы.

  4. Групповая психокоррекция, понятие «психокоррекционной группы».

  5. Основные задачи групповой психолого-педагогической коррекционной работы.

  6. Основные механизмы коррекционного воздействия (по И. Ялому).

  7. Факторы, влияющие на эффективность психокоррекционной работы.

  8. Особенности комплектования группы.

  9. Групповая динамика.

  10. Структура группы, групповые роли.

  11. Фазы развития групп.

  12. Руководство психокоррекционной группы, стили руководства.

  13. Этические принципы руководителя коррекционной группы.

  14. Основные приемы психолого-педагогической коррекции.

  15. Психологическая коррекция личностных нарушений в школьном возрасте.

  16. Основные принципы и направления работы психолога в коррекционных группах.

  17. Основные приемы работы с замкнутым ребенком.

  18. Коррекционная работа с замкнутым ребенком.

  19. Работа с родителями замкнутого ребенка.

  20. Основные психокоррекционные подходы с фобическими расстройствами в детском возрасте.

  21. Страхи, связанные с нарушениями личностных отношений, основные психокоррекционные подходы.

  22. Коррекционная работа с агрессивным ребенком.

  23. Приемы развития внимания в школьном возрасте.

  24. Приемы развития памяти в школьном возрасте.

  25. Приемы развития мыслительной деятельности в школьном возрасте.

  26. Принципы и нормы создания коррекционных программ.

  27. Особенности психокоррекционной работы с подростками.

  28. Особенности психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста.

  29. Сущность содержания понятия «психологический тренинг».

  30. Приемы развития воображения.

  31. Корррекция тревожности и застенчивости.

  32. Методы регуляции психического состояния.

  33. Саморегуляция психического состояния педагога.

  34. Использование цвета в работе психолога.

  35. Музыкотерапия. Основные показания и противопоказания.

  36. Тренинги, преодолевающие дисгармоническое развитие личности.

  37. Тренинги, повышающие адаптивность к различной микросоциальной среде.

  38. Ранняя профессиональная ориентация как поиск сферы самоутверждения подростка.

  39. Вербальные и невербальные средства общения, стратегии общения.

  40. Психологическая поддержка подростков (психоконсультирование и психокоррекция).

  41. Взрослые в ситуации кризиса. Психоконсультирование.

  42. Роль и значение психопрофилактической работы.

  43. Основные принципы психопрофилактической работы.

  44. Взаимосвязь психопрофилактики, психоконсультирования и психокоррекции.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 – «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью.
Программу составили:

Ст. преподаватель кафедры социальной педагогики ___________Купершлаг И.Г.
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №____от____________20___г.
Зав. кафедрой социальной педагогики ___________ Яковлева А.Г.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ
Председатель

методической комиссии Педагогического факультета __________ Яркина Т.Н.
Согласовано:

Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Проректор (декан факультета) iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования">