Российской Федерации Министерство образования и науки





Скачать 340.23 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Министерство образования и науки
страница1/3
Дата публикации25.04.2015
Размер340.23 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет психологии


Программа дисциплины
«Социальная психология»

для направления 030300.68 – «Психология» Подготовка бакалавра

Автор: Е.Р. Агадуллина

Рекомендована секцией УМС


Секция «Психология»

Председатель

___________ Штроо В.А.

«_____» ____________ 200 г.

Одобрена на заседании


кафедры организационной и рефлексивной психологии

Зав. кафедрой

____________ Штроо В.А.

«_____» ____________ 200 г.


Утверждена УС


факультета психологии

Ученый секретарь

__________ Старовойтенко Е.Б.

«___» __________ 200 г.
Москва 2008
Пояснительная записка
Автор программы:

Преподаватель Агадуллина Елена Рафиковна eagadullina@hse.ru
Требования к студентам:

Знания в рамках курса «Общая психология».

Аннотация:

Предметом курса «Социальная психология» выступают закономерности мышления и поведения людей в социальных группах. В рамках курса рассматриваются основные теоретические подходы и методы исследования в социальной психологии, анализируются разные формы мышления и поведения человека в социальной группе. Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки, межличностное общение, малые социальные группы, большие социальные группы, межгрупповые отношения, социализация.

Усвоение базовых положений учебной дисциплины предполагает сочетание как аудиторных (лекционных) и семинарских занятий, так и самостоятельной деятельности студентов по изучению учебной и научной литературы, написанию рефератов.
Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • иметь представление об основных предметных областях социальной психологии;

  • обладать знаниями об основных вехах в развитии социальной психологии, как в России, так и за рубежом;

  • знать основные механизмы мышления и поведения людей в социальных группах;

  • иметь навыки для анализа конкретных социально-психологических ситуаций.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:


  • текущий контроль – оценки посещаемости и активности на лекционных и семинарских занятиях;

  • промежуточный контроль – контрольная работа; реферат

  • итоговый контроль – экзамен;

  • результирующая оценка (см. ниже методику формирования).



Методика формирования результирующей оценки
1. При определении результирующей оценки Орезз учитываются: оценка за активность на занятиях Оакт, оценка за конрт.задание Окз, оценка за Оэкз

2. Коэффициент (оценка относительной важности) имеет следующие значения: Wакт = 0,1; Wкр = 0,3; Wэк = 0,6.

3. Пример расчета:

Если у студента

Оакт

8

Окр

7

Оэкз

7

при коэффициентах

Wакт

0,1

Wкр

0,3

Wэкз

0,6

То в результате

округленно Орез = 6


Орез = ОактWакт + ОкрWкр + ОэкзWэкз = 8*0,1 + 7*0,3 + 7*0,6 = 6,1


4. В ведомость и зачетную книжку студента выставляется двойная оценка, например: «зачет (6)».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары

1

Место социальной психологии в системе научного знания

5

1

2

2

2

История формирования социально-психологических идей

7

1

2

4

3

Коммуникативная сторона общения

10

4

2

4

4

Интерактивная сторона общения

8

2

2

4

5

Перцептивная сторона общения

12

4

4

4

6

Психология больших социальных групп

8

2

2

4

7

Психология малых социальных групп

14

2

4

8

8

Динамические процессы в малой группе

14

4

2

8

9

Психология межгрупповых отношений

10

2

2

6

10

Социализация

10

2

2

6

11

Социальная установка

10

2

2

6

Итого

108

26

26

56


БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК
Андреева Г.М. Социальная психология (любой год издания).

Содержание программы
Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания

Пограничный характер социальной психологии как результат ее «двойного» статуса - одновременного происхождения из психологии и социологии. Специфика границ социальной психологии с «родительскими» дисциплинами. Отсутствие единого понимания предмета социальной психологии. Рабочее определение социальной психологии. Особенности исторического развития социальной психологии в России. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Современные представления о предмете: «две» или «три» социальные психологии. Взаимоотношения социальной психологии с другими разделами психологического знания. Функции социальной психологии в обществе. Соотношение фундаментального и прикладного аспектов социальной психологии на современном этапе развития общества в России.
Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология (глава 1)

  2. Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1997, № 4. стр. 6–17.


Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М., 2001.

  2. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999.



Тема 2. История формирования социально-психологических идей

Развитие социально-психологических идей в философских школах древности и нового времени. Место социально-психологического знания в социологических концепциях XIX века.

Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые попытки создания социально-психологических теорий: «Психология народов» М. Лацаруса и Г. Штейнталя и специфический подход В. Вундта; «Психология масс» (Г. Тард, С. Сигеле и Г. Лебон); «Теория инстинктов социального поведения» В. МакДуголла. Ограниченность этих теорий: спекулятивный характер, отсутствие экспериментальной практики.

Начало экспериментального развития социальной психологии в США в первые годы XX в. «Американизм» подхода: переоценка малой группы как основного объекта исследования и лабораторного эксперимента как основного метода. Роль позитивистской философии в утрате интереса к теоретическому знанию. Возрастание значения прикладных исследований и их специфика в США.

Элементы кризиса в американской социальной психологии в середине XX в. и возврат к разработке теорий. Обозначение основных теоретических ориентации: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм.

Активизация социальной психологии в Европе после второй мировой войны и современная полемика между европейской и американской традициями в социальной психологии. Поиски «новой парадигмы» для социальной психологии XXI в.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология (любое издание – соответствующий раздел).

  2. Грауманн К. Историческое введение в социальную психологию // Введение в социальную психологию: Европейский подход / Под ред. М. Хьюстона, В. Штребе. М., 2004. стр.3-22.


Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия, М., 2001.

  2. Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология. Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М., 2003.

  3. Лебон Г. Душа толпы // Социальная психология. Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М., 2003.

  4. Герген К. Дж. Социальная психология как история // Социальная психология. Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М., 2003.



Тема 3. Коммуникативная сторона общения

Недопустимость механического применения информационного подхода для анализа коммуникативной стороны общения. Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Понятийный аппарат для описания коммуникативной ситуации. Виды коммуникации: аксиальная и ретиальная коммуникация.

Средства коммуникации. Использование различных знаковых систем. Речь как важнейшее средство вербальной коммуникации. Проблема тезауруса. «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге.

Основные средства невербальной коммуникации и ее функции. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима) и ее культурная обусловленность. Попытки построения «словаря» выразительных движений человека и создания методики (FAST) для прочтения мимических проявлений партнеров по коммуникации. Пара- и экстралингвистическая система (интонация и невербальные включения) и ее значение для придания выразительности речи. Пространственно-временная система (организация пространства и времени коммуникативного процесса); хронотопы. Визуальный контакт (контакт глазами) и его роль в коммуникативном процессе.

Проблема кода и декодификации информации партнерами как общая методологическая проблема невербальной коммуникации.

Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Понятие коммуникативной компетентности и возможности ее развития. Проблема толерантности в диалоге.

Связь коммуникативной стороны общения с совместной деятельностью - проблема коммуникативных ситуаций.
Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология (глава 2)

  2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991, стр.8-24, 55-71

  3. Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. М., 1999, стр. 77-133.


Дополнительная литература

  1. Штребе В., Джоунас К. Принципы формирования установок и способы их изменения // Перспективы социальной психологии. М., 2001.

  2. Вердербер Р., Вердербер К. Общение. М., 2003.

  3. Лабунская В.А. Экспрессия человек: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.

  4. Мацумото Д. Психология и культура: современные исследования. М., 2002.

  5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб, 2000.



Тема 4. Интерактивная сторона общения

Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии; неоднозначное решение вопроса о соотношении интеракции и коммуникации. «Обмен действиями» как важнейшее условие совместной деятельности. Психологическое содержание взаимного обмена действиями. Проблема самоподачи и обратной связи.

Различные способы описания структуры взаимодействия (Т. Парсонс, Я. Щепаньский, В.И. Панферов). Основные понятия транзактного анализа: позиция, ситуация, стиль. Их адекватная комбинация как условие эффективного взаимодействия.

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Формы и уровни конкурентного взаимодействия; продуктивная конкуренция.

Проблема конфликта в социальной психологии. Продуктивные и деструктивные конфликты. Структура конфликта. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликта. Психологическое содержание переговорного процесса и достижения компромисса.

Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Схема Р. Бейлса и возможности ее практического использования. Теория «диадического взаимодействия» (Р. Тибо и Г. Келли) и попытки применения математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров («дилемма узника»). Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме (концепция Дж. Мида ).

Принципы исследования взаимодействия в деятельностной парадигме: взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Типы объединения индивидуальных вкладов участников как основание для классификации форм совместной деятельности (Л.И. Уманский). Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками.
Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология (глава 3).

  2. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 2002, стр. 619-640.


Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология 20 столетия. М., 2001.

  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, 2005.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Министерство образования и науки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Российской Федерации Министерство образования и науки iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Российской Федерации Министерство образования и науки iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Российской Федерации Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации
Направление подготовки 208700 – Техносферная безопасность утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Российской Федерации Министерство образования и науки iconВ федеральную антимонопольную службу России Копии: в министерство...
Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Российской Федерации Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 8...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Российской Федерации Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 10...
Воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым
Российской Федерации Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на...
Российской Федерации Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Российской Федерации Министерство образования и науки iconМинистерство образо вания и науки российской федерации федеральное...
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Российской Федерации Министерство образования и науки iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Российской Федерации Министерство образования и науки iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Российской Федерации Министерство образования и науки iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Российской Федерации Министерство образования и науки iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Российской Федерации Министерство образования и науки iconМинистерство образования российской федерации
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Российской Федерации Министерство образования и науки iconМинистерство здравоохранения российской федерации n 1630н министерство...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск