Скачать 234.27 Kb.
|
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА Ларионова Е.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2014 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Психология». Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и управление персоналом» (протокол №1 от 31.08.13) и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол №1 от 31.08.13) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины. Составитель: Ларионова Е.А. (НОУ ВПО ИУБиП) Рецензенты: к.псх.н. Корсун И.В. ( ЮФУ ) К.псх.н. Молохина Г.А. (ФГБОУ ВПО РГУПС) содержание
1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Введение в дисциплину «Основы патопсихологии». Методы патопсихологии. Цель лекции:
Задачи лекции:
План:
5.Функциональные пробы. Тесты. Личностные опросники. Проективные методы. Организация патопсихологического эксперимента. Выводы
- изучение психологических механизмов становления сложных психопатологических синдромов (бред, галлюцинации и др.); - влияние индившйуального опыта больного и его личности на содержание и динамику этих синдромов; - изучение структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при разных психических заболеваниях; возможность психологической корррекции этих нарушений; - изучение изменений личности больных с разными психическими заболеваниями; роль личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в ее психологической коррекции - выделение и описание структуры патопсихологических синдромов нарушения отдельных видов психической деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.п.), а также патопсихологических синдромов, типичных для разных заболеваний; соотношение первичных и вторичных расстройств в структуре синдрома;- проблема соотношения распада и развития психики.
Литература 1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие. – Пер Се, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru 2. В.М.Блейхер, И.В.Крук, С.Н.Боков. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов-н / Д.: “Феникс”, 2009 Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru 3. Белопольская Н.Л. Патопсихология. – Когито-центр, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru 4. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности – С.-Пб.: Медицинская пресса, 2002 Тема 2. Патопсихологическая характеристика основных нозологических групп «большой психиатрии» и «малой психиатрии». Цель лекции: - ознакомить с патопсихологической характеристикой основных нозологических групп «большой психиатрии» и «малой психиатрии». . Задачи лекции:
План: 1.Основные патопсихологические симптомы. Нарушения познавательной деятельности и личностные расстройства при шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивном психозе. . 2. Нарушения психической деятельности и личностные расстройства при неврозах, психопатиях и психосоматических заболеваниях. Выводы: 1. Основные патопсихологические симптомы, наблюдаемые при шизофрении заключаются в следующих проявлениях. Наблюдаются нарушения познавательной деятельности. Искажение процесса обобщения. Разноплановость мышления. Соскальзывание. «Разрыхленность» ассоциаций. Использование несущественных (латентных) признаков. Аутизм. Шизофреническое резонерство. Нарушение критичности мышления. 2. К факторам, определяющим основные формы неврозов с точки зрения специфики характерных для них внутренних конфликтов и переживаний субъекта, относят следующие. Различаются типологии невротических форм реагирования (по материалам отечественных и зарубежных подходов). Также выделяют биологические и социальные факторы, влияющие на формирование невротической личности. Психопатии. Клиническая и патопсихологическая классификация симптомов и синдромов определяется МКБ -10. Литература: 1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие. – Пер Се, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru 2. В.М.Блейхер, И.В.Крук, С.Н.Боков. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов-н / Д.: “Феникс”, 2009 Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru 3. Белопольская Н.Л. Патопсихология. – Когито-центр, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru 4. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности – С.-Пб.: Медицинская пресса, 2002 Задание 1. Предмет и задачи патопсихологии. Подготовьте доклад по одной из представленных тем.
Задание 2. Органический психосиндром как предмет патопсихологического исследования. Подготовьте доклад по одной из представленных тем. 1.Закономерности психических изменений на различных стадиях развития церебрального атеросклероза. 2.Истощаемость психической деятельности как ведущий патопсихологический симптом при ЦАС. 2. Изменения познавательной деятельности, невротизация и психопатизация личности на фоне последствий черепно-мозговых травм. 3. Динамика изменений познавательной сферы и смысловых образований на различных стадиях алкоголизации. 4. Обоснование выбора методик для обследования больных различных нозологических групп в пределах органического психо-синдрома. 5. Сравнительный анализ результатов патопсихологического обследования больных данной категории по ряду методик (определение уровня работоспособности, исследование внимания, различных видов памяти, мышления, самооценки, личностной тревожности). Задание 3. Патопсихологическая характеристика основных нозологических групп «большой психиатрии». Подготовьте доклад по одной из представленных тем.
Задание 4. Патопсихологическая характеристика заболеваний в рамках «малой психиатрии». Подготовьте доклад по одной из представленных тем.
Терия А.Александера о природе психосоматики. 3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:
Компетенция: реализация базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13). Задание 1.Проанализировать историю болезни и сформировать алгоритм проведения патопсихологического исследования Задание 2. Проведение беседы и включенного наблюдения на заданную тему патопсихологического исследования. Компетенция: использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18). Задание 3. Психодиагностика нарушений мышления. Анализ результатов. Задание 4. Определение особенностей заболевания по предложенным симптомам. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольных (КУРСОВЫХ) РАБОТ4.1 Варианты контрольных (курсовых) работ 1. Категория патопсихологического синдрома. 2. Сравнительная характеристика клинического и патопсихологического подходов к изучению патологии психики. 3. История развития патопсихологии. 4. Проблема соотношения распада и развития психики. 5. Наследственные и средовые факторы в развитии психических заболеваний. 6. Принципы организации патопсихологического эксперимента. 7. Сравнительная характеристика клинического и психологического подходов к нарушениям мышления, методов их анализа и используемых категорий. 8. Нарушения мышления при психических заболеваниях, их психологическая характеристика. 9. Нарушения мотивации при шизофрении. 10. Психопатии и акцентуации характера в подростковом возрасте. 11. Проблема психических изменений при соматических заболеваниях. 12. Патология познавательной деятельности при шизофрении. 13. Тест Роршаха, его диагностические возможности в психиатрической клинике. 14. Характеристика методик типа «функциональные пробы», специфики их проведения и интерпретации полученных результатов. 15. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. 16. Психологический анализ нарушений работоспособности. 17. Самооценка при различных психических отклонениях. 18. Характерологические и интеллектуальные изменения при эпилепсии. 19. Уровень притязаний (сравнительный анализ здоровых и психически больных). 20.Методика «Пиктограмма», ее диагностическая валидность. 21. Возможности использования методики ТАТ в клинике. 22. Проективные методы изучения личности в клинике. 23. Ранний детский аутизм и его психологическая характеристика. 24. Неврозы и их психологическая характеристика. 4.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ Студентам заочной формы обучения необходимо выбрать одну тему работы из списка согласно порядковому номеру в журнале. Студентами заочной формы обучения в сокращенные сроки выбираются три темы по последнему номеру зачетки (например, номер в зачетке 5 – выбираются темы 5,15,25). Контрольная работа должна содержать:
У студентов заочной формы обучения в сокращенные сроки структура работы такая же – все три вопроса раскрываются в рамках одной контрольной работы. Обязательным требованием к работе является использование современной литературы. Работа должна быть напечатана, полуторный интервал, шрифт Times New Roman 14, скреплена. Сноски, литература, таблицы, рисунки должны быть оформлены в соответствие со стандартами. Объем работы 10-20 стр. Защита работы происходит в форме краткого доклада по результатам работы на занятии и ответов на вопросы по данной работе. Критериями оценки работы является оформление, содержание (концептуальность, логичность и конструктивность работы) и форма подачи. Работа не должна быть простым повторением учебного материала, готовые работы, взятые из сети Интернет, к защите не допускаются.5. самостоятельная работа студентовЗапланированные часы учебной программы по самостоятельной работе предусмотрены для приобретения студентами навыков работы со специальной литературой, развития творческого мышления, исследования реального сектора экономики, применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, а так же закрепления знаний, полученных в процессе изучения дисциплины на аудиторных занятиях. Это достигается за счет выполнения студентами контрольных работ и подготовки к итоговой аттестации. Содержание итоговой аттестации приведено в 6 разделе учебно-методического комплекса, контрольных работ – в 4 разделе, материалов для подготовки – 1 разделе. Табл. 5.1 – Содержание самостоятельной работы студента
Табл. 5.2 – Вопросы для самостоятельного изучения
6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (ЗАЧЕТНЫЕ) вопросыпо дисциплине
Контактная информация преподавателя
Приложение А Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой) работыНОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА Контрольная работа
Ростов-на-Дону 2014 |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» «Детская патопсихология» является направлением клинической психологии, изучающим задачи и методологические основы детской патопсихологии;... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г) | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного производства и основы проектирования оборудования» составлен в... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название) Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методического комплекса дисциплины «Основы культуры речи»... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Информатика»... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... |