Ведение в работы мелани кля





НазваниеВедение в работы мелани кля
страница1/11
Дата публикации01.05.2015
Размер1.69 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ВВЕДЕНИЕ В РАБОТЫ МЕЛАНИ КЛЯЙН.
Анна Сегал.

Признательности

Книга является выражением признательности ныне покойной Мелани Кляйн, перед которой я в долгу.

Я благодарна моим пациентам за их сотрудничество в аналитической работе, особенно тем, кто дал мне разрешение использовать их материал в качестве иллюстраций в тексте.

Я обязана поколениям студентов в Институте Психоанализа в Лондоне тем стимулом, который они дали мне своими вопросами, критикой и предложениями.

Первое издание этой книги появилось под покровительством «Мелани Кляйн Траст», и я получила ценную помощь от опекунов, особенно от Мисс Бетти Джозеф и доктора Эллиотт Джаквес.

Госпожа Джеан Макгиббон составила алфавитный указатель первого издания и помогала мне с заключительной версией рукописи. Я благодарна моему мужу за помощь и поддержку.

Анна Сегал.
СОДЕРЖАНИЕ:

Признательности

Введение

1. Ранние работы Мелани Кляйн

2. Фантазии

3. Параноидно-шизоидная позиция

4. Зависть

5. Психопатология параноидно-шизоидной позиции

6. Депрессивная позиция

7. Маниакальные защиты

8. Компенсация (репарация)

9. Ранние стадии эдипова комплекса

10. Постскриптум о технике

Глоссарий

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга основана на ряде лекций, которые читаются большое количество лет

в Институте Психоанализа в Лондоне. Поскольку студенты неоднократно просили у меня копии лекционных записей, я решила, что будет полезно отредактировать их и предоставить в виде книги.

Курс был разработан для того, чтобы познакомить студентов с вкладом Мелани Кляйн в психоаналитическую теорию и практику. Поскольку он давался студентам на их третьем году психоаналитического обучения, полное знание Фрейда считается само собой разумеющимся. Только в ограниченном числе лекций стало возможным предоставление довольно упрощенного и схематического описания теоретических вкладов Мелани Кляйн, но поскольку психоаналитические теории получены из клинического опыта и, как подразумевается, проливают свет на клинический материал, я полагаюсь на мои клинические иллюстрации, чтобы передать их более полно.

Лекции предназначаются для получения представления, а не как замена изучения самих статей Мелани Кляйн. Они могут использоваться как путеводитель для чтения. В тексте нет никаких ссылок, поскольку их Должно было бы быть слишком много; вместо этого в конце каждой главы добавлен список соответствующей литературы1, единственное исключение было сделано в главе "Психопатология параноидно-шизоидной позиции", поскольку вклад Биона занимает здесь уникальное положение, и я использовала его собственную терминологию. Полная хронологическая библиография работ госпожи Кляйн, написанных по-английски, приведена в конце, также как и отобранная библиография критических статей о ее работе. Порядок глав - тот же что и в лекциях. Вообще развитие психоаналитической теории является процессом, обратным индивидуальному развитию. Изучение взрослых невротиков привело Фрейда сначала к открытиям, связанным с детством, а затем и с грудным возрастом, каждое открытие о более ранних стадиях развития обогащало и освещало знания о более поздних. Точно так же Мелани Кляйн в своей работе с детьми подошла к открытию того, что и Эдипов комплекс и Супер-Эго очевидно появляются в гораздо более раннем возрасте, чем было принято считать; при дальнейшем исследовании она подошла к ранним корням Эдипова комплекса, затем к своим формулировкам депрессивной позиции и, наконец, параноидно-шизоидной позиции. Если последовать за хронологическим порядком вкладов Мелани Кляйн,

4 связь ее работы с работой Фрейда становится намного яснее, и можно проследить за развитием ее теорий на каждой стадии. С другой стороны имеются большие преимущества в отправной точке, лежащей в самом раннем младенчестве и попытке описать индивидуальное психологическое развитие, как теперь мы это видим в свете теории Мелани Кляйн. Однако приступая к изучению таким способом каждый должен начать с тех стадий развития, в которых психологические феномены являются наиболее отдаленными от взрослого опыта, наиболее трудными для изучения, и поэтому, что не удивительно, наиболее спорными. Я решила попробовать объединить оба подхода: в первой главе я даю схему ранних трудов Мелани Кляйн в попытке показать развитие ее работы, особенно в "Психоанализе детей". Я продолжаю излагать значение ее работы для концепции бессознательной фантазии. Кроме того я отказываюсь от исторического подхода, чтобы предоставить ее окончательный взгляд относительно психологического роста. Мы накопили достаточно знаний, и наша теория достаточно всесторонняя, чтобы дать право на попытку представить это в целом.

Большинство глав посвящено значению феноменов в параноидно-шизоидной и депрессивной позициях, и я думаю, что было бы полезно в начале попытаться объяснить термин "позиция". В некотором смысле, параноидно-шизоидная позиция и депрессивная позиция - стадии развития. Они могли бы быть рассмотрены как подразделы оральной стадии, формально начинающиеся в первые три-четыре месяца и заканчивающиеся ближе к концу второй половины первого года. Параноидно-шизоидная позиция характеризуется младенческим непониманием "людей", его отношениями с частичными объектами и преобладанием процессов расщепления и параноидной тревоги. Начало депрессивной позиции Отмечается узнаванием матери как целостного человека и характеризуется отношениями с целостными объектами и преобладанием интеграции, амбивалентности, депрессивной тревоги и вины. Но Мелани Кляйн выбрала термин "позиция", чтобы подчеркнуть тот факт, что явление, которое она описывала, не было просто проходящей "стадией" или "стадией" типа, например, оральной стадии; ее термин подразумевает определенную конфигурацию объектных отношений, тревоги и защит, которая сохраняется на всю жизнь. Депрессивная позиция никогда полностью не заменяет параноидно-шизоидную позицию; достигнутая интеграция никогда не бывает полной, и защита от

В список будут внесены только статьи, связанные с работами Мелани Кляйн, так как классическая аналитическая литература была в учебном плане студентов на предыдущих годах их обучения.

5

депрессивного конфликта вызывает регресс к параноидно-шизоидным явлениям, так что человек всегда может колебаться между двумя состояниями. Проблемами, встреченными на более поздних стадиях, как, например, Эдипов комплекс, можно заниматься в пределах параноидно-шизоидной или депрессивной модели отношений, тревоги и защит, и невротические защиты могут быть развиты у параноидно-шизоидной или маниакально-депрессивной личности. Способ, которым объектные отношения интегрируются на депрессивной позиции, остается базовым в структуре личности. В более позднем развитии происходит то, что депрессивная тревога модифицируется и постепенно становится менее выраженной.

Некоторые параноидные и депрессивные тревоги всегда остаются активными в пределах личности, но когда Эго достаточно интегрировано и установило относительно безопасные отношения с действительностью во время проработки депрессивной позиции, невротические механизмы постепенно замещают психотические. Таким образом, в представлении Мелани Кляйн инфантильный невроз - защита от лежащих в основе параноидных и депрессивных тревог и способ их сдерживания и проработки. Когда интегративные процессы, начатые в депрессивной позиции, продолжаются, тревога уменьшается и компенсация (reparation), сублимация и творчество имеют тенденцию заменять как психотические так и невротические механизмы защиты.

ГЛАВА ОДИН

РАННИЕ РАБОТЫ МЕЛАНИ КЛЯЙН

Каждый мог бы разделить вклады Мелани Кляйн в психоаналитическую теорию и технику приблизительно на три отчетливых периода.

Первая стадия начинается с ее статьи "О развитии ребенка" и достигает высшей точки с публикацией "Психоанализа детей" в 1932. В течение этого периода она заложила основы детского анализа и проследила ранние эволюционные корни Эдипова комплекса и Супер-Эго.

Второй период привел к формулировке концепции депрессивной позиции и маниакальных механизмов защиты, описанных главным образом в ее статье "Вклад в психогенез маниакально-депрессивных состояний" (1934) и "Горевание и его отношение к маниакально-депрессивным состояниям" (1940).

Третий период касался самой ранней стадии, которую она назвала параноидно-шизоидной позицией, которой, в основном, было дано определение в ее статье "Заметки о некоторых шизоидных механизмах" (1946) и в ее книге "Зависть и благодарность" (1957).

Имеется существенное изменение в ее теоретической перспективе со времени формулировки ею концепции позиций в 1934. До этого времени она следовала Фрейду и Абрахаму, описывая полученные ею данные в терминах либидинальных стадий и структурной теории Эго, Супер-Эго и Ид. Однако начиная с 1934 года и далее она сформулировала свои наблюдения прежде всего в терминах своей собственной структурной концепции позиций. Концепция "позиции" не находится в противоречии с концепцией Эго, Супер-Эго и Ид, но она подразумевает под собой определение фактической структуру Супер-Эго, Эго и характера их отношений в терминах параноидно-шизоидной и депрессивной позиций.

Я хочу посвятить эту главу работе Мелани Кляйн до 1934 года, чтобы показать, как она эволюционировала из классической фрейдистской теории, в каких пунктах она начала отличаться от нее, и как ранние идеи предвещали более поздние формулировки.

Когда Мелани Кляйн начала анализировать детей в 20-х годах, она по новому пролила свет на раннее развитие ребенка. Как это часто имеет место в научном развитии, новые открытия следуют за использованием нового инструмента, пока они, в свою очередь, могут вести к совершенствованию инструмента. В случае детского анализа новым инструментом была игровая техника. Позаимствовав свою идею из

7 наблюдений Фрейда (1920) за игрой ребенка с катушкой, Мелани Кляйн увидела, что игра ребенка могла бы представлять символически его тревоги и фантазии. Так как маленьких детей невозможно спрашивать о свободных ассоциациях, она относилась к их игре в игровой комнате таким же образом как она относилась к их вербальному выражению, то есть как к символическому выражению их бессознательных конфликтов.

Этот подход дал ей путь в бессознательное ребенка: внимательно следуя переносу и тревогам, как в анализе взрослых, она смогла обнаружить богатый мир бессознательной фантазии ребенка и объектных отношений.

Ее наблюдения в игровой комнате, исходящие из детского материала, дали прямое подтверждение теорий Фрейда о детской сексуальности. Однако наблюдался также феномен, который не предвидели.

Как считалось, Эдипов комплекс начинался приблизительно в три или четыре года, но она наблюдала детей двух с половиной лет, обнаруживающих Эдиповы фантазии и тревоги, которые уже имели недвусмысленную историю. Кроме того, прегенитальные также как и генитальные тенденции, казалось, были вовлечены в эти фантазии и играли важную роль в Эдиповых тревогах. В Эдиповом комплексе старших детей эти прегенитальные тенденции также, казалось, играли важную роль и вносили значительный вклад в Эдиповы тревоги. Супер-Эго появилось намного раньше чем предполагалось в классической теории, и оно, казалось, имело очень жестокие черты -оральные, уретральные и анальные. Таким образом например, материнское Супер-Эго Эрны2, "Женщины-рыболова" и "Резиновой женщины" показало те же самые анальные и оральные черты, которые характеризовали собственные сексуальные фантазии Эрны. Рита3 в возрасте 2 лет 9 месяцев в своем страхе ночной сцены чувствовала угрозу со стороны матери и отца, которые откусят ее гениталии и уничтожат ее младенцев. Страх этих родительских образов парализовал ее игру и активность. Подобные этому жестокие Супер-Эго были продемонстрированы другими пациентами.

Следование в переносе символизации ребенка и его повторениям более ранних объектных отношений и тревог подвело ее к тому, что объектные отношения ребенка простираются далеко в прошлое, назад к отношениям с частичными объектами типа груди и пениса, предшествуя отношению к родителям как к целым людям. Она также

2 Случай представлен в "Психоанализе детей" (1932).

3 Случай представлен в "Психоанализе детей" (1932).

8 нашла, что тревога, возбуждаемая этими самыми ранними объектными отношениями, может оказывать длительное влияние на более поздние отношения и форму Эдипова комплекса. В тех ранних объектных отношениях важное место занимали фантазии. Не удивительно, что чем младше ребенок, тем больше он под властью фантазий о всемогуществе, и она смогла следовать сложному взаимодействию между бессознательными фантазиями ребенка и его реальным опытом и последовательным путем, которым ребенок развивал более реалистическое отношение к своим внешним объектам. Доказано, что конфликт между агрессией и либидо, хорошо известный по анализу взрослых, наиболее интенсивен на ранних стадиях развития, и она заметила, что тревога (в соответствии с более поздней теорией Фрейда о тревоге) больше связана с воздействием агрессии чем либидо, и что защита устанавливается прежде всего против агрессии и тревоги. До образования вытеснения такие защиты как отрицание, расщепление, проекция и интроекция выступали на первый план. Мелани Кляйн видела, что маленькие дети под влиянием тревоги постоянно пытались расщеплять свои объекты и свои чувства и сохранять хорошие чувства и интроекты хороших объектов одновременно удаляя плохие объекты и проецируя плохие чувства. Следование исходу объектных отношений ребенка и постоянному взаимодействию между действительностью и фантазией, расщеплением, проекцией и интроекцией, привело ее к тому, что она увидела как ребенок строит внутри себя сложный внутренний мир. Конечно Супер-Эго было известно как внутренний фантазийный объект; но наблюдая за тем, как оно постепенно выстраивается во внутреннем мире ребенка, Мелани Кляйн увидела что то, что было известно о Супер-Эго на генитальной стадии, являлось всего лишь последней стадией комплексного развития. Также можно было заметить, что не только Эго имеет различные отношения с внутренними объектами, но что и непосредственно внутренние объекты воспринимаются ребенком как имеющие отношения друг с другом. Таким образом, например, фантазии ребенка относительно сексуальности родителей, когда интроецируется родительская пара, стали важной частью структуры внутреннего мира.

Ее работа с детьми и взрослыми, представленная во множестве статей также как и в "Психоанализе детей", привела ее к формулировке самых ранних стадий Эдипова комплекса и Супер-Эго в терминах ранних объектных отношений с акцентом на тревогах, защитах и отношениях с частичными объектами также как и целыми.

На орально-садистической стадии ребенок нападает на грудь своей матери и инкорпорирует ее и как разрушенную и как деструктивную — "плохая преследующая

внутренняя грудь". По мнению Мелани Кляйн, это - самый ранний источник преследующей и садистической части Супер-Эго. Параллельно с этой интроекцией в ситуациях любви и вознаграждения младенец интроецирует идеальную любимую и любящую грудь, которая становится источником Эго-идеала, являющегося частью Супер-Эго.

Вскоре, и частично под воздействием фрустрации и тревоги в отношениях с грудью желания и фантазии ребенка простираются на все тело его матери. Тело матери фантазируется как содержащее все богатства, включая новых младенцев и пенис отца. Так как это обращение к телу матери происходит во время, когда преобладают ранние чувства и фантазии, первое зачаточное восприятие младенцем

родительского полового акта имеет оральную природу, и мать зачинает путем инкорпорации пениса отца в половом акте. Таким образом, одно из сокровищ тела матери - этот присоединенный пенис.

Ребенок обращает все свои либидинальные желания к телу своей матери, но также и всю свою деструктивность из-за фрустрации, зависти и ненависти. Эти

желания также включают в себя фантазийные объекты внутри материнского тела, и

по отношению к ним младенец также имеет жадные (greedy) либидинальные

желания и фантазии о вычерпывают (scooping out) и пожирании их или, из-за своей ненависти и зависти, агрессивные фантазии о кусании, разрывании и разрушении — как в фантазии Эрны о создании "салата из глаз" в качестве содержимого тела ее матери.

Вскоре к оральному садизму добавляется уретральный садизм с фантазиями о потоплении, рассечении и сжигании, и анальный садизм, который в ранней анальной стадии в основном предстает во взрывчатом виде, и на поздней анальной стадии становится более секретным и ядовитым. Эти нападения на тело матери ведут к фантазиям о нем как об ужасающем месте, наполненном разрушенными и мстительными объектами, среди которых пенис отца приобретает специфическую важность.

Именно в связи со своим пониманием отношения ребенка к телу матери Мелани Кляйн пролила свет на важность фантазии и бессознательной тревоги в отношении

ребенка к внешнему миру и на роль формирования символа в развитии ребенка. Когда с высоты оральной амбивалентности ребенок пенетрирует в своей фантазии и нападает на тело матери и его содержимое, ее тело становится объектом тревоги, которая вынуждает ребенка смещать свой интерес с ее тела на окружающий его мир.

10 Таким образом через символизацию его заинтересованность в теле матери начинает простираться на весь окружающий его мир. Некоторое количество тревоги необходимо для побуждения к этому развитию. Однако если тревога чрезмерна, весь процесс формирования останавливается. В своей статье "Важность формирования символа в развитии Эго" (1930) Мелани Кляйн описывает психотического ребенка Дика, у которого была выраженная задержка символообразования, в результате которого он не сумел одарить окружающий мир каким бы то ни было интересом. В его случае анализ показал, что его нападение на тело своей матери привело к такой серьезной тревоге, что он отрицал любую заинтересованность в ней и поэтому не мог символизировать этот интерес в других объектах или отношениях. Описание Мелани Кляйн фантазии Дика о проникновении в тело своей матери, сопровождаемой проецированием и идентификацией, предвещает ее более поздние формулировки механизма проективной идентификации. Она также была первой, кто заметил, что в психотическом процессе сам характер формирования символа аффективен. Этот аспект ее работы имел существенное влияние на более позднее исследование природы психотических состояний.

Поскольку ребенок все больше осознает отельные личности своих родителей и видит их все более и более скорее как пару, совершающую половой акт, чем как мать,

инкорпорировавшую (incorporating) отца, желания ребенка и, когда он в гневе и

ревнует, его нападения распространяются на родительскую пару. Эти нападения двух видов: младенец может непосредственно фантазировать себя нападающим на

родителей, или он проецирует свою агрессию и в своей фантазии заставляет родителей нападать друг на друга, давая толчок переживанию основной сцены как садистического и ужасающего события. Таким образом родительская пара, подобно телу матери, становится объектом страха.

Страх ребенка на высоте его фантазий может быть удвоен: это и страх своих внешних родителей, и страх внутренних родителей, с тех пор сначала мать, а затем и оба родителя интроецируются, вызывая ужасающие карающие внутренние образы. Это было связано с теми фантазиями, в которых Мелани Кляйн впервые обратила внимание на важность как расщепления, так и взаимодействия между интроекцией и проекцией, которые она наблюдала в качестве очень активных психических механизмов у маленьких детей. Сталкиваясь с тревогой, вызванной ужасными внутренними фигурами, ребенок старается отщепить свой образ хороших родителей и

11 свои собственные хорошие и любовные чувства от образа плохих родителей и своей собственной деструктивности.

Более садистическими являются его фантазии по отношению к родителям, и поэтому чем более ужасающи их образы, тем больше он чувствует себя вынужденным хранить эти чувства в недоступности для своих хороших родителей, и тем больше он пытается снова интроецировать тех хороших внешних родителей. Однако интроекции плохих фигур нельзя избежать. Таким образом на ранних стадиях развития младенец будет интроецировать и хорошие и плохие грудь, пенис, тело матери и родительскую пару. Он пробует иметь дело с плохими интроектами, которые приравниваются анальными механизмами контроля и изгнания к испражнениям.

В представлении Мелани Кляйн Супер-Эго не только предшествует Эдипову комплексу, но и продвигает его развитие. Тревога, вызванная интернализацией плохих фигур, заставляет ребенка все с большим отчаянием искать либидинальных контактов со своими родителями как с внешними объектами. Желание обладать телом матери возникает не только из-за либидинальных и агрессивных целей, но также чтобы выйти из тревоги с помощью поиска утешения в ее реальной личности от ужасающей внутренней фигуры. Также существует желание восстановления и компенсации вреда, причиненного в фантазии, путем реального полового акта с реальной матерью. Точно так же с отцом, реальный отец и его пенис - утешение от ужасающего внутреннего интроецированного пениса и отца. Стремление к его хорошему пенису как к либидинальному объекту, становится утешением от плохого внутреннего пениса, и как конкурент, реальный отец гораздо менее пугает, чем внутренний в искаженном представлении. Таким образом давление тревоги, вызванной внутренними объектами, подводит ребенка к Эдиповым отношениям с реальными родителями. В то же самое время тревоги оральной и ранней анальной садистической стадии побуждают ребенка к отказу от этой позиции в пользу генитальной, которая является менее садистической.

Исследования Мелани Кляйн ранних стадий Эдипова комплекса подвели ее к расхождению по некоторым важным пунктам с формулировками Фрейда относительно женской сексуальности и, в частности, важности фаллической стадии. В ее представлении маленькая девочка, отворачивающаяся от груди к телу своей матери, точно так же как маленький мальчик, имеет фантазии о вычерпывании и собственном обладании всем содержимым, особенно отцовским пенисом внутри матери и ее младенцами. Подобно маленькому мальчику, начиная с ее амбивалентных фантазий, содержание тела матери, включая пенис, может чувствоваться как очень хорошее или

12 очень плохое, но под воздействием ранней фрустрации и зависти она все более обращается к пенису своего отца, прежде всего как к находящемуся внутри тела матери, затем как к внешнему признаку отца оральным инкорпоративным способом. Мелани Кляйн наблюдала, что у маленькой девочки существует раннее знание о своем влагалище, и пассивная оральная установка передается от рта к влагалищу, прокладывая путь к генитальной Эдиповой позиции. В этом раннем отношении к своей матери имеются элементы и гетеросексуального и гомосексуального развития. Раннее материнское Супер-Эго может быть слишком пугающим для маленькой девочки, чтобы устоять перед конкуренцией с матерью, и таким образом это способствует гомосексуализму. Точно так же, если пенис ее отца становится слишком плохим объектом, это может вести к страху сексуальных отношений. При воздействии вины и страха восстанавливающие фантазии относительно тела своей матери могут также стать сильным обуславливающим гомосексуализм фактором. С другой стороны, раннее желание занять место матери и обладать ее богатством, обращение к пенису отца как к желаемому объекту, восстановление и компенсация внутренней матери и желание обеспечить эту внутреннюю мать хорошим пенисом и младенцами - все это способствует гетеросексуальному развитию.

Относительно Эдипова комплекса у мальчика также имелось некоторое изменение акцента. Ранние отношения с материнской грудью и фантазии относительно ее тела в представлении Мелани Кляйн играют существенную роль в развитии Эдипова комплекса у мальчика также, как и у девочки. Раннее отворачивание от груди и поворачивание к пенису происходит как у маленькой девочки, что закладывает основу для женской позиции мальчика; и очень рано у маленького мальчика, как и у маленькой девочки, происходит борьба между этой женской позицией, в которой он отворачивается от матери к хорошему пенису отца, и его мужской позицией, в которой он хочет идентифицироваться с отцом и желает свою мать. Тревоги, вызываемые его внутренними объектами, все больше ведут его к тому, чтобы направить свои сексуальные желания к реальной внешней матери.

Не легко оценить то, что стало главным вкладом Мелани Кляйн в психоаналитическую теорию и практику на этой стадии. Конечно ее выводы относительно ранних объектных отношений пролили новый свет на сексуальность, как мужскую так и женскую, обнаруживающую в обоих полах раннее знание о влагалище и важность фантазий относительно тела матери и его содержания. Женская сексуальность появилось скорее как что-то с собственными правами, чем как

13 кастрированная версия мужской сексуальности, и женская позиция мальчика приобрела большую важность. Она исследовала историю Эдипова комплекса и обнаружила важность прегенитальных стадий и отношений с частичными объектами для развития и Эдипова комплекса и Супер-Эго. Роль агрессии подверглась некоторой переоценке: она подробно описала ранний конфликт между жизнью и инстинктом смерти и тревогой и защитами, которым она дает толчок. Изучение интроецированных объектов гораздо детальнее, чем было возможно прежде осветило внутреннюю структуру Супер-Эго и Эго.

В своей ранней работе она, не давая определения, проводит отличие между тревогой и виной (за исключением своей статьи "Раннее Развитие Совести в Ребенке" (1933)), но рассматривает и то, и другое как элементы, способствующие росту Эго, также как в патологических случаях - и его сдерживанию. Изучение взаимодействия между агрессией и либидо ведет к исследованию роли компенсации в психической жизни. В своей статье "Важность формирования символа в развитии Эго" (1930) Мелани Кляйн описала роль тревоги и вины в связи с нападениями на тело матери и побуждение произвести компенсацию как важный фактор в творческом импульсе — тема, которая должна была быть разработана полно и основательно, когда она подошла к формулировке характеристик депрессивной позиции.

Мелани Кляйн получила доступ к пониманию внутренней структуры ребенка через возникающий перенос и символику игры ребенка. Это понимание игры ребенка как символизации его фантазий привело ее к пониманию, что не только игра, но и вся активность ребенка — даже наиболее реалистически ориентируемая — одновременно с ее функцией в реальности служат для выражения, контейнирования и

канализирования бессознательных фантазий ребенка посредством символизации.

Фундаментальная роль, сыгранная в развитии ребенка бессознательной фантазией, и ее символическим выражением привела ее к расширению и переформулировке концепции

бессознательной фантазии.

14

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ведение в работы мелани кля iconМелани Кляйн Детский психоанализ Мелани Кляйн Детский психоанализ удк 615. 8 Ббк 53. 57 К 32
Кляйн М. Детский психоанализ /Пер. Ольги Бессоновой. – Институт Общегуманитарных Исследований, 2010 160 с
Ведение в работы мелани кля iconДоклад 2012-2013 уч год
Совета Министров СССР от 14 сентября 1953 г №274, в 1992 году был передан в ведение Российского союза предприятий и организаций бытового...
Ведение в работы мелани кля iconСемухина Анна Дмитриевна
Выдача заработной платы, ведение иных расходов офиса в целом. Оценка деятельности сотрудников. Работа с документами. Выполнение личных...
Ведение в работы мелани кля iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Электронный журнал является государственным документом, и ведение его обязательно для каждого учителя, классного руководителя. Классный...
Ведение в работы мелани кля iconПрограмма курса «Ведение международных переговоров: тренинг»
Курс «Ведение международных переговоров: тренинг» предназначен для студентов старших курсов балакавриата его можно также использовать...
Ведение в работы мелани кля iconБаскетбол. Ведение мяча на месте
«Применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе (из опыта работы педагогов оу нюксеснкского муниципального...
Ведение в работы мелани кля iconПланирование работы шмо учителей гуманитарного цикла мбоу степная...
Музыки, изобразительного искусства через совершенствование педагогического мастерства; ведение целенаправленной работы по повышению...
Ведение в работы мелани кля iconПояркова Ирина Николаевна Семейное положение: замужем Образование:...
Ведение переговоров (с целью привлечения клиентов, для дальнейшего совместного сотрудничества)
Ведение в работы мелани кля iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Старонадымская средняя общеобразовательная школа»
Целью, которого, является подготовка детей к школе через ведение кружковой работы. Эта цель решается через следующие задачи
Ведение в работы мелани кля iconПлан работы Школы начинающего преподавателя на 2012-2013 учебный год
«Нормативно-правовая база образовательного процесса в 2012-2013 учебном году. Ведение учебно-планирующей документации»
Ведение в работы мелани кля iconПлан работы с молодыми учителями мбоу кызыл-Сылдысской средней общеобразовательной...
Инструктаж о ведении школьной документации (заполнение, ведение и проверка классных журналов, тетрадей, дневников учащихся)
Ведение в работы мелани кля iconПубличный доклад моаудод цртдю «Радость» г. Орска за 2011-2012 учебный год
Целью, которого, является подготовка детей к школе через ведение кружковой работы. Эта цель решается через следующие задачи
Ведение в работы мелани кля iconПрограмма элективного курса по биологии «Юный энтомолог»
Летние задания наблюдений за определенными видами насекомых и ведение дневников наблюдений формируют у учащихся навыки самостоятельной...
Ведение в работы мелани кля iconАвторы работы: Шадрин Роман
Многие виды мусора становятся серьезной проблемой для окружающей среды. Попадая в природную среду, они начинают выделять ядовитые...
Ведение в работы мелани кля icon659333, Алтайский край, г. Бийск, пер. Муромцевский, д. 8, 659325,...
Целью, которого, является подготовка детей к школе через ведение кружковой работы. Эта цель решается через следующие задачи
Ведение в работы мелани кля iconПлан программа кружка ручного труда «весёлые петельки» Составила...
Целью, которого, является подготовка детей к школе через ведение кружковой работы. Эта цель решается через следующие задачи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск