ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра психологии
«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Учебно-методический комплекс
по специальности 020400 (030301.65) Психология
для курсантов военно-психологического факультета
Москва – 2008 УТВЕРЖДАЮ
Начальник Военного университета
генерал- полковник
В.Марченков ____.____. 2008 г.
«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Учебно-методический комплекс
по специальности «Психология»
«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Учебно-методический комплекс
Допущено Учебно-методическим объединением высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации по гуманитарно-социальным специальностям в качестве учебно-методического пособия для курсантов военных вузов
Составитель:
кандидат психологических наук
Д.Г. Давыдов
© ВУ, 2008
Содержание
Тема № 4. Закономерности общения и взаимодействия людей 8
Тема № 5. Общение как коммуникация 8
Тема № 6. Общение как интеракция 8
Тема № 8. Проблема группы в социальной психологии 8
Тема № 9. Психологические особенности больших социальных общностей 8
Тема № 10. Общественная психология и социальное познание. 9
Тема № 11. Основные подходы к исследованию малых групп 9
1 9
Тема № 12. Структурные и динамические характеристики малой группы 9
Тема № 13. Социальная психология лидерства и руководства 9
Тема № 17. Личность и группа 9
Тема № 4. Закономерности общения и взаимодействия людей 18
Тема № 5. Общение как коммуникация 18
Тема № 6. Общение как интеракция 18
Тема № 8. Проблема группы в социальной психологии 18
Тема № 9. Психологические особенности больших социальных общностей 19
1 19
Тема 9а. Психологическая характеристика больших социальных общностей. 19
Тема № 10. Общественная психология и социальное познание. 19
Тема № 11. Основные подходы к исследованию малых групп 19
Тема № 12. Структурные и динамические характеристики малой группы 19
Тема № 13. Социальная психология лидерства и руководства 19
Тема № 13а. Социальная психология малой группы. 19
Тема № 13б. Анализ социально-психологических явлений и процессов в воинских коллективах. 19
Тема № 17. Личность и группа 19
Тема № 17а. Социальная психология личности. 19
Основная литература: 37
Дополнительная литература: 37
ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Социальная психология относится к числу фундаментальных дисциплин, задающих характер профессионального мышления специалиста и обеспечивающих не только практическую деятельность, но и успешное усвоение других дисциплин профессиональной подготовки. Курс «Социальная психология» является частью федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин.
Преподавание дисциплины «Социальная психология» направлено на формирование у курсантов военно-психологического факультета системы теоретических знаний, практических навыков и умений социально-психологического анализа условий, процессов и результатов жизнедеятельности людей. Важной задачей преподавания дисциплины является расширение кругозора, формирование научного и профессионального мышления, интереса к исследованию социально-психологических явлений, привитие стремления к самостоятельной научно-исследовательской работе. Курс имеет и функцию развития личности курсанта: формирование рефлексии, коммуникативной компетентности, психологической проницательности, социальной ответственности и толерантности.
Преподавание дисциплины «Социальная психология» должно осуществляться c опорой на знания, полученные курсантами в ходе изучения «Общей психологии», «Истории психологии», «Философии», «Логики», «Русского языка и культуры речи». В ходе изучения курса необходимо обеспечить тесную взаимосвязь с преподаванием дисциплины «Социология». Полученные знания и навыки должны служить твердой основой изучения курсантами в дальнейшем дисциплин «Военная конфликтология», «Педагогическая психология», «Военная психология», «Психологическая работа в воинской части в мирное время», «Психологическое обеспечение боевых действий воинской части».
Конечная дидактическая задача предмета заключается в формировании у курсантов фундаментальных основ понимания сущности социально-психологических явлений, проведения самостоятельной исследовательской работы и последующего усвоения методов и средств психологической работы в воинских коллективах.
Достижение курсантами требуемого уровня знаний и умений обеспечивается путём проведения различных видов занятий. Теоретическая часть дисциплины изучается в виде лекций, семинаров и самостоятельной работы курсантов. Практические занятия служат для иллюстрации социально психологических явлений и направлены на формирование отдельных умений и навыков психологической работы. В ходе изучения курса планируется исследование социально-психологических процессов в группах с использованием диагностических методик. Навыки самостоятельного научного поиска, аналитическое мышление и способность к аргументированному изложению своей позиции формируются в ходе вступлений с докладами и дискуссий на семинарах, путем инициативной подготовки рефератов и эссе.
Изучение курса предполагает применение различных дидактических средств: помимо устного изложения материала используются учебная и научная литература, графики, фотографии и схемы, фрагменты видеофильмов, раздаточный материал и диагностические методики. Высокая степень наглядности достигается путем использования технических средств обучения: аудиторной доски, мультимедийных проекторов, графопроекторов, средств видеозаписи и воспроизведения. В ходе самостоятельной работы курсанты могут использовать электронные учебные пособия и компьютерные обучающие программы.
В процессе обучения курсантов осуществляется систематический контроль их успеваемости и качества теоретической и практической подготовки: а) самопроверка курсантами уровня усвоения с использованием тестовых заданий; б) текущий контроль путем проведения тестов, письменных и устный опросов и иных форм, избранных преподавателем; в) итоговый - в процессе экзамена по результатам изучения учебной дисциплины.
Учебная дисциплина изучается один семестр.
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
ОПД.Ф.14 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Первые социально-психологические теории; закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция; психология группы; психологические особенности больших социальных общностей; структурные и динамические характеристики малой группы; проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы; практические приложения социальной психологии.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
В результате изучения дисциплины выпускник Военного университета должен: Иметь представление:
о значимости и возможностях использования социально-психологических знаний для эффективного выполнения задач профессиональной деятельности;
Знать:
предпосылки и причины негативных социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах;
теорию и практику социально-психологической работы в войсках и на флотах;
специфику проявления и механизмы управления социально-психологическими явлениями в условиях воинского коллектива.
Уметь:
анализировать социально-психологические явления и процессы, происходящие в воинских коллективах;
использовать социально-психологические знания для компетентного управления социально-психологическими явлениями и процессами в воинских коллективах;
разрабатывать рекомендации по обеспечению психологической совместимости военнослужащих, снижению конфликтности, формированию оптимальному соотношению формальных и неформальных структур в воинских коллективах, решению проблем руководства и лидерства.
Иметь опыт:
- организации работы по оптимизации межличностных отношений в воинских коллективах.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Номера и наименование
разделов и тем
| Всего часов учебных занятий
| В том числе учебных занятий
по расписанию
| Из них по видам учебных занятий
| Время, отводимое
на самостоятельную работу
| лекции
| семинары
| индивидуальные собеседования
| практические занятия
| курсовые работы
(проекты, задачи)
| самостоятельные занятия
под руководством преподавателя
| контрольная работа
| экзамен
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 3 семестр
| РАЗДЕЛ № 1. Социальная психология как наука
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема № 1. Место социальной психологии в системе научного знания
| 3
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема № 2. История формирования социально-психологических идей
| 3
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема № 3. Методологические проблемы современной социальной психологии
| 9
| 6
| 2
| 4
|
|
|
|
|
|
| 3
| РАЗДЕЛ № 2. Психология общения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема № 4. Закономерности общения и взаимодействия людей | 3
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема № 5. Общение как коммуникация | 3
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема № 6. Общение как интеракция | 3
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема № 7. Общение как социальная перцепция
| 14
| 10
| 2
| 4
|
| 4
|
|
|
|
| 4
| РАЗДЕЛ № 3. Психология группы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема № 8. Проблема группы в социальной психологии | 3
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема № 9. Психологические особенности больших социальных общностей | 9
| 6
| 2
| 4
|
|
|
|
|
|
| 3
| Тема № 10. Общественная психология и социальное познание. | 3
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема № 11. Основные подходы к исследованию малых групп | 3
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| 1 | 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| Тема № 12. Структурные и динамические характеристики малой группы | 4
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 2
| Тема № 13. Социальная психология лидерства и руководства | 14
| 10
| 2
| 4
|
| 4
|
|
|
|
| 4
| РАЗДЕЛ № 4. Социальная психология личности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема № 14. Проблема личности в социальной психологии
| 3
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема № 15. Социализация и адаптация личности
| 3
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема № 16. Регуляция социального поведения и социальная установка
| 3
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема № 17. Личность и группа | 9
| 6
| 2
| 4
|
|
|
|
|
|
| 3
| РАЗДЕЛ № 5. Практические приложения социальной психологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема № 18. Теория и практика социально-психологической работы в войсках и на флотах
| 3
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема № 19. Психология межличностных отношений военнослужащих
| 3
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема № 20. Психологические основы сплочения воинского коллектива
| 14
| 10
| 2
| 4
|
| 4
|
|
|
|
| 4
| ИТОГО за 3 семестр
| 112
| 76
| 40
| 24
|
| 12
|
|
|
|
| 36
| Всего по дисциплине
| 112
| 76
| 40
| 24
|
| 12
|
|
|
|
| 36
| Экзамен по дисциплине
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |