Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид





Скачать 483.85 Kb.
НазваниеПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид
страница1/5
Дата публикации01.07.2015
Размер483.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5








image114




ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика

П с и х о л о г и я: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.

Эмоции и чувства.

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Общение и речь.

Психология личности.

Межличностные отношения.

Психология малых групп.

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.


Аннотация

Настоящая рабочая учебная программа составлена в соответствии с содержанием Государственного образовательного стандарта (ГОС) для специальности ВПО 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) относительно дисциплины «Психология и педагогика».

Психология – одна из самых древних и интересных, сложных и важных для человека наук. Уже на протяжении многих веков человек является предметом изучения нескольких поколений учёных. Человечество познаёт собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Ведь самое удивительное и загадочное явление в окружающем нас мире – мы сами. Лозунг, выдвинутый древнегреческим философом Сократом две тысячи лет назад, «Познай самого себя» наполнен глубоким смыслом и для современного человека.

Педагогика – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Во все времена педагоги искали лучшие пути помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств.

Педагогика и психология взаимопереплетаются и взаимодополняют друг друга, так как используют ряд общих научно-исследовательских методов и методик воздействия на личность.

Ни один руководитель в своей работе не обходится без применения (порой неосознанного) психологических знаний. Поэтому будущим специалистам в сфере управления абсолютно необходимы знания о том, как разрешить конфликт в коллективе и извлечь из него пользу; как противостоять психологическому давлению со стороны партнёров или конкурентов; как преодолеть профессиональный стресс.

Знание психологических закономерностей поможет в будущем разобраться в многочисленных проблемах, возникающих как в процессе профессиональной управленческой деятельности, так и личной жизни.

Психологически грамотный руководитель может верно провести собеседование, подобрать команду и организовать её работу в условиях кризиса. Он компетентен в общении, то есть обладает знаниями, умениями и навыками, полезными при личных контактах с окружающими. И он, конечно, является человеком, знающим и понимающим как себя, так и других людей.

1 Цели дисциплины

Основное назначение дисциплины «Психология и педагогика»:

  • сформировать общее представление о психике и механизмах ее функционирования;

  • раскрыть значимость психолого-педагогических знаний в профессиональной и личной жизни;

  • обеспечить необходимыми знаниями в области познания человеком себя и окружающих людей.

2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Данная рабочая программа по дисциплине «Психология и педагогика» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) для специальности ВПО 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям).

После изучения дисциплины студенты должны

знать условия формирования личности; формы, средства и методы педагогической деятельности;

иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

уметь дать психологическую характеристику личности (её темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния;

понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач; простейшими приёмами психической саморегуляции.

Одним из основных требований, предъявляемых в процессе изучения дисциплины, является овладение терминологией. Найти толкование терминов можно в энциклопедических и психолого-педагогических словарях, глоссариях, приводимых составителями учебников.

3 Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

Распределение по курсам

Общая трудоемкость дисциплины

126/126

3/1

Лекции

Практические занятия (семинары)

Всего самостоятельная работа

в том числе:

контрольная работа

18/10

18/4

90/112
-/1

Вид итогового контроля

зачет/зачет





4 Тематическое планирование изучения содержания дисциплины

Очная форма обучения



зан.

Разделы программы, темы

Вид

занятия

Часы

Контроль

СРС

1

2

3

4

5

6

Раздел 1 Введение в психологию

1

Психология как наука и значение психологических знаний в жизни

Определение психологии как науки; предмет, объект и методы психологии; основные отрасли психологии.

лекция 1

1




6

2

Развитие психологии как самостоятельной науки

Зарождение психологии как науки, история развития психологического знания и основные направления в психологии; место психологии в системе наук; естественнонаучные основы психологии; основные психологические школы.


лекция 2

1




3

Развитие психики человека. Понятие о сознании

Психика и организм. Мозг и психика. Истоки психики живых существ (психика и её отличие от других свойств, которыми обладает материя); развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психика, поведение и деятельность. Психическая регуляция поведения и деятельности. Познавательные процессы. Основные функции психики. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

лекция 3

1




Раздел 2 Психология личности

4

Введение в психологию личности

Психология личности. Общая характеристика представлений о личности; индивид, личность, субъект, индивидуальность; структура личности; биологическое и социальное в развитии личности.

лекция 4

1




6

5

Теории личности

Психоаналитическая теория личности; теория личности Э. Бёрна; теория самоактуализации А. Маслоу.

лекция 5

1




6

Формирование и развитие личности

Факторы, влияющие на формирование и развитие личности (воспитание, обучение, среда, наследственность, социализация); возрастная периодизация развития личности; направленность личности.

лекция 6

1




7

Темперамент

семинар 1

2

термины

6 (вопросы, термины,

дом. зад.)

8

Характер

семинар 2

2

термины, тест

6 (вопросы, термины,

дом. зад.)

9

Способности

семинар 3

2

термины, тест

6 (вопросы, термины,

дом. зад.)

10

Воля

Общее понятие о воле; понятие воли в историческом аспекте; внутренняя основа воли; структура волевого акта; становление волевых качеств личности.

лекция 7

1




4

11

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства. Общее понятие об эмоциях; функции эмоциональной сферы; внешнее проявление чувств; виды эмоциональных состояний.

лекция 8

1




Раздел 3 Познавательная сфера личности

12

Перцептивные процессы

Ощущение. Восприятие.

семинар 4

2

термины, тест

6 (вопросы, термины, дом. зад.)

13

Память и внимание

Общее понятие о памяти. Мнемические процессы и общее понятие о памяти. Виды памяти. Общая характеристика процессов памяти. Мнемотехнические приёмы. Внимание. Общее понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания.

лекция 9

1




4

14

Мышление и воображение

Общее понятие о мышлении. Основные особенности процесса мышления. Виды мышления. Основные формы мышления. Мышление и интеллект. Основные мыслительные операции. Представление. Воображение. Общее понятие о воображении. Виды воображения. Творчество.

лекция 10

1




Раздел 4 Психология человеческих взаимоотношений

15

Феноменология общения

Понятие общения. Цели общения животных и человека. Общение и речь. Особенности общения в современном мире. Средства общения. Виды общения. Уровни общения. Критерии удовлетворённости общением.

лекция 11

1

РКР

4


16

Общение как понимание людьми друг друга

Сущность перцепции и социальной перцепции. Механизмы перцепции. Эффекты восприятия. Имидж личности как передаваемый и воспринимаемый образ.

лекция 12

1




17

Общение как межличностное взаимодействие

Сущность интеракции. Уровни совместимости людей, влияющие на продуктивность совместной деятельности. Психологическая совместимость.

лекция 13

1




4

18

Общение как обмен информацией

Понятие коммуникации. Коммуникатор и реципиент. Коммуникативные барьеры. Вербальные и невербальные средства общения. Аспекты невербального общения.

лекция 14

1




19

Межличностные отношения в группе

Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

семинар 5

2

термины, тест

6 (вопросы, термины,

дом. зад.)

20

Лидерство и руководство

семинар 6

2

термины, тест

6 (вопросы, термины,

дом. зад.)

21

Психология конфликтов


семинар 7

2

термины, тест

6 (вопросы, термины,

дом. зад.)

22

Деловое общение

семинар 8

2

термины, тест

6 (вопросы, термины,

дом. зад.)

Раздел 5 Общие основы педагогики

23

Предмет и задачи педагогики. Методы педагогических исследований

Педагогика – наука о воспитании. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Возникновение и развитие педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Педагогическая действительность и её изучение. Традиционно-педагогические методы. Методы изучения коллективных явлений.

лекция 15

1




4

24

Образование и воспитание

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Общее представление о воспитании. Воспитание в педагогическом процессе. Цели образования и воспитания. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

лекция 16

1




4

25

Учебная ситуация как способ организации эффективного взаимодействия

Структура межличностных отношений в учебной ситуации. Виды ситуационных отношений. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачёт, экзамен, факультативные занятия, консультация. Эмоционально-нравственное развитие личности. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами.

лекция 17

2




26

Семейное воспитание и семейная педагогика

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

семинар 9

2




6 (вопросы, термины, дом. зад.)

Всего




36




90


Заочная форма обучения



п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Контроль

Лц

Пз

СРС

РАЗДЕЛ 1 Введение в психологию

1

Психология как наука и значение психологических знаний в жизни. Определение психологии как науки; предмет, объект и методы психологии; основные отрасли психологии. Житейская и научная психология.

1




4




2

Развитие психологии как самостоятельной науки. Зарождение психологии как науки история развития психологического знания и основные направления в психологии; место психологии в системе наук; естественнонаучные основы психологии; основные психологические школы.

1




4




3

Развитие психики человека. Понятие о сознании. Психика и организм. Мозг и психика. Истоки психики живых существ (психика и её отличие от других свойств, которыми обладает материя); развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психика, поведение и деятельность. Психическая регуляция поведения и деятельности. Познавательные процессы. Основные функции психики. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

1




4




РАЗДЕЛ 2 Психология личности

4

Введение в психологию личности. Психология личности. Общая характеристика представлений о личности; индивид, личность, субъект, индивидуальность; структура личности; биологическое и социальное в развитии личности.

1




4




5

Теории личности. Психоаналитическая теория личности; теория личности Э. Бёрна; теория самоактуализации А. Маслоу.







4




6

Формирование и развитие личности. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности (воспитание, обучение, среда, наследственность, социализация); возрастная периодизация развития личности; направленность личности.

1




4




7

Свойства психики личности.




2

8

(вопросы, термины)

тест

8

Воля. Общее понятие о воле; понятие воли в историческом аспекте; внутренняя основа воли; структура волевого акта; становление волевых качеств личности.







4




9

Эмоции и чувства. Общее понятие об эмоциях; эмоции и чувства; функции эмоциональной сферы; внешнее проявление чувств; виды эмоциональных состояний.







4




РАЗДЕЛ 3 Познавательная сфера личности

10

Перцептивные процессы. Природа перцепции. Ощущение и восприятие. Общее представление об ощущениях и восприятии. Классификация ощущений. Основные свойства восприятия.







4




11

Память и внимание. Общее понятие о памяти. Мнемические процессы Виды памяти. Общая характеристика процессов памяти. Мнемотехнические приёмы. Внимание. Общее понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания.







4




12

Мышление и воображение. Общее понятие о мышлении. Основные особенности процесса мышления. Мышление и интеллект. Виды мышления. Основные формы мышления. Основные мыслительные операции. Представление. Воображение. Общее понятие о воображении. Виды воображения. Творчество.







4




РАЗДЕЛ 3 Психология человеческих взаимоотношений

13

Феноменология общения. Понятие общения. Цели общения животных и человека. Общение и речь. Особенности общения в современном мире. Средства общения. Виды общения. Уровни общения. Критерии удовлетворённости общением.

2




4




14

Общение как понимание людьми друг друга. Сущность перцепции и социальной перцепции. Механизмы перцепции. Эффекты восприятия. Имидж личности как передаваемый и воспринимаемый образ.







4




15

Общение как межличностное взаимодействие. Сущность интеракции. Уровни совместимости людей, влияющие на продуктивность совместной деятельности. Психологическая совместимость.







4




16

Общение как обмен информацией. Понятие коммуникации. Коммуникатор и реципиент. Коммуникативные барьеры. Вербальные и невербальные средства общения. Аспекты невербального общения.

1




4




17

Межличностные отношения в группе. Понятие группы. Классификация групп. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Социально-психологические явления в малых группах (социально-психологический климат; групповая сплочённость; конформизм и групповое давление; процесс принятия группового решения; эффективность групповой деятельности).







4




18

Лидерство и руководство. Понятие лидерства и руководства. Связь и различие. Авторитет. Стили лидерства (руководства). Теории лидерства (теория черт; ситуационная теория; теория роли последователей; реляционная теория).







4




19

Психология конфликтов. Понятие конфликта. Структура конфликта. Виды конфликтов. Типы поведения в конфликте. Кодекс поведения в конфликте.







4




20

Деловое общение. Понятие и виды делового общения. Деловая беседа как основная форма делового общения. Эффективное слушание. Правила телефонного этикета.







4




РАЗДЕЛ 4 Общие основы педагогики

21

Предмет и задачи педагогики. Методы педагогических исследований. Педагогика – наука о воспитании. Педагогика – наука о воспитании. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Возникновение и развитие педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Педагогическая действительность и её изучение. Традиционно-педагогические методы. Методы изучения коллективных явлений.







4




22

Образование и воспитание. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Общее представление о воспитании. Воспитание в педагогическом процессе. Цели образования и воспитания. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

1




4




23

Учебная ситуация как способ организации эффективного взаимодействия. Структура межличностных отношений в учебной ситуации. Виды ситуационных отношений. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачёт, экзамен, факультативные занятия, консультация. Эмоционально-нравственное развитие личности. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами.

1




4




24

Семейное воспитание и семейная педагогика

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.




2

6

(вопросы, термины)

термин. диктант




Контрольная работа







10







Всего

10

4

112



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconЛекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы...
Ихология – ( греч. «психе»- душа, «логос»-наука). В наше время вместо понятия душа используется понятие «психика», хотя в языке до...
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconЕникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов
Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной...
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconТемы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата...
Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные...
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconИстория развития психологического знания и основные направления в психологии
Четвертый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид icon5. историография человеческого развития 32
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconПрограммные вопросы для подготовки студентов к экзамену
...
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид icon1. Предмет психологии, ее задачи и методы
Рецензент: Е. Г. Балбасова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Московского городского педагогического...
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общее понятие о психологии как науке. Предмет психологии. Материалистические, идеалистические и иные философские понимания психики....
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconПояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен...
Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconУчебно-методический комплекс история психологии специальность: 031000 «Педагогика и психология»
Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид iconТема «История развития психологии»
Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук. Этапы развития психологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск